ЮрФак: изучение права онлайн

Проблемы формирования правовых режимов новых цифровых объектов оборота

Авторы: Санникова Л.В., Харитонова Ю.С.

В настоящее время в России, как и во всем мире, идет процесс цифровизации экономики, связанный с активным применением новых технологий. Данный процесс обусловил появление новых объектов имущественного оборота, которые получили общее название — цифровые активы (digital assets).

В целях обеспечения стабильности их имущественного оборота требуется создание правового режима для таких объектов либо путем адаптации действующих норм гражданского законодательства, либо путем создания новых правил[1].

Но для решения задачи формирования правового режима цифровых объектов необходимо прежде всего выявить их правовую сущность, отграничив от уже известных правовых явлений в цифровой форме, получивших надлежащую правовую регламентацию.

В современной литературе отсутствует единое понятие цифровых активов. Исключительно цифровая сущность новых объектов имущественного оборота и порождает большинство вопросов, связанных с защитой их владельцев.

Виды цифровых активов:

1) токены;

2) криптовалюты;

3) большие данные (big date);

4) доменные имена и аккаунты;

5) виртуальное игровое имущество[2].

Из приведенного, далеко не исчерпывающего перечня видно, что состав цифровых активов весьма неоднороден.

При этом в него включают и те объекты гражданских прав, которые уже имеют особый правовой режим (контент: тексты, видео- и аудиофайлы, графические изображения и т.д.). Они охраняются как РИДы, и проблем с их режимом в целом не возникает[3].

Казалось бы, на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что она завершилась победой сторонников признания новых цифровых активов объектами гражданских прав, так как игнорировать имущественный оборот с участием этих объектов государство дальше уже не может. Об этом свидетельствуют и попытки внести изменения в ст. 128 ГК РФ. Однако при детальном рассмотрении ответ на вопрос о том, любые ли цифровые активы могут быть признаны объектами гражданских прав, не столь однозначен.

Наше мнение: цифровые активы подлежат специальному регулированию sui generis только в том случае, если они обладают в обороте потребительскими свойствами.

В противном случае речь может идти о предоставлении защиты соответствующим неимущественным правам. В большей мере такая защита может быть предоставлена нормами публичного права, поскольку апеллирует к конституционным правам и свободам лиц. В связи с этим нельзя не отметить, что термин "digital rights" (цифровые права) используется в зарубежных источниках для обозначения прав человека в цифровом пространстве. В связи с этим представляется довольно спорным использование термина "цифровые права" в проекте Федерального закона N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" как разновидности объектов гражданских прав.

Представляется, что в качестве таковых могут рассматриваться следующие конститутивные особенности цифровых активов:

— нематериальны и не нуждаются в материализации в реальном мире;

— существуют только в цифровой форме, а не в электронной;

— представлены в качестве записей — кода и создаются с помощью кодирования с применением криптографии и могут быть воспроизведены только с помощью специальных технических устройств.

Литература

1. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики / В.А. Вайпан // Приложение к журналу "Предпринимательское право". 2018. N 1. С. 12 — 17.

2. Рахматулина Р.Ш. Объекты авторского права в цифровом пространстве и формы их выражения / Р.Ш. Рахматулина // Право будущего: интеллектуальная собственность, инновации, Интернет: Ежегодник. Вып. 1; отв. ред. Е.Г. Афанасьева. М.: ИНИОН РАН, 2018. С. 77 — 82.

3. Санникова Л.В. Правовая сущность новых цифровых активов / Л.В. Санникова, Ю.С. Харитонова // Закон. 2018. N 9. С. 86 — 95.

 


[1] Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Право и бизнес. Приложение к журналу "Предпринимательское право". 2018. N 1. С. 12 — 17.

[2] Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Правовая сущность новых цифровых активов // Закон. 2018. N 9.

[3] Рахматулина Р.Ш. Объекты авторского права в цифровом пространстве и формы их выражения // Право будущего: интеллектуальная собственность, инновации, Интернет: Ежегодник. Вып. 1 / Отв. ред. Е.Г. Афанасьева. М.: ИНИОН РАН, 2018.


Рекомендуется Вам: