ЮрФак: изучение права онлайн

Международная торговля объектами интеллектуальной собственности

Автор: Миронова В.Н.

Характерной чертой развития мировой экономики является активизация инновационной деятельности во многих странах, которые расширяют использование производственных и интеллектуальных ресурсов, создают новые товары и услуги, совершенствуют методы производства, развивают современные источники сырья и технологии.

Соответственно, новая и разнообразная продукция, технологические разработки формируют новые рынки, на которых интеллектуальная собственность представлена как объект многоплановых межстрановых и межфирменных отношений и сделок. Международная торговля результатами интеллектуального труда предоставляет возможности приобретения на коммерческой основе изобретений, имеющих практическую значимость для социально-экономического развития.

Одним из индикаторов интенсивности трансграничного технологического обмена является объем лицензионных отчислений.

Так, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), международные платежи только по лицензионным соглашениям за использование интеллектуальной собственности выросли с 2011 по 2013 г. в 3,4 раза и составили более 300 млрд долл. Этот показатель превысил среднегодовые темпы роста международной торговли товарами за этот период[1].

Основными субъектами международного рынка ИС являются крупные компании, как правило, относящиеся к транснациональным корпорациям. Это подтверждается данными, представленными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в соответствии с которыми приблизительно 2/3 совокупной стоимости международных сделок с объектами ИС приходится на сделки между аффилированными корпоративными структурами.

Интеллектуальная собственность разделена на две крупные категории: промышленная собственность (industrial property) и авторские и смежные права (copyright).

Авторское право и смежные права распространяются на литературные и художественные произведения (книги, фильмы, музыкальные произведения и произведения архитектуры и искусства; права на научные труды; аудио- и видеозаписи.

Промышленная собственность включает изобретения, полезные модели, товарные знаки, промышленные образцы, географические указания. Этот перечень периодически расширяется и сегодня содержит, например, новые сорта растений и породы животных, интегральные микросхемы, базы данных, доменные имена и т.д.

В докладе Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) (World Intellectual Property Organization (WIPO)) "Мировые показатели деятельности в области интеллектуальной собственности" отмечается положительная динамика в подаче патентных заявок в течение прошедших семи лет. Так, в мировом масштабе было подано 3,1 млн патентных заявок, что на 8,3% больше, чем в 2016 г. Китай получил около 236 600 из почти 240 600 дополнительно поданных патентных заявок, что составляет 98% от общего прироста.

Наибольшее число патентных заявок (1,3 млн) было получено в 2016 г. Государственным ведомством интеллектуальной собственности Китая. Ведомство по патентам и товарным знакам США получило 605 571 заявку, Японское патентное ведомство — 318 381, Корейское ведомство интеллектуальной собственности — 208 830, а Европейское патентное ведомство — 159 358.

Эти показатели свидетельствуют о том, что Китай имеет больше патентных заявок, чем Соединенные Штаты Америки, Япония, Республика Корея и Европейское патентное ведомство, вместе взятые[2].

Значительно выросло число заявок на регистрацию товарных знаков (на 164%) и достигло почти 7 млн. Количество поданных в мире заявок на промышленные образцы увеличилось на 10,4% и составило почти 1 млн.

По количеству заявок, поданных за рубежом, резиденты США занимают лидирующие позиции, они подали в четыре с лишним раза больше зарубежных патентных заявок (215 918), чем резиденты Китая (51 522). Далее следуют Япония (191 819), Германия (75 378) и Республика Корея (69 945).

Среди стран со средним уровнем дохода значительна доля зарубежных заявок от общего числа подач в Бразилии, Индии, Малайзии, Мексике и Южной Африке. Например, в Бразилии этот показатель составляет 27,3%, а в Индии — 47,5%[3].

Таким образом, "новые инноваторы", и в первую очередь из Юго-Восточной Азии, постепенно расширяют свое участие в создании новых объектов интеллектуального труда и начинают конкурировать со странами, представляющими развитую экономику на международном рынке новой продукции.

В 2016 году Всемирная организация интеллектуальной собственности в первый раз представила данные о географических указаниях (ГУ), которые являются обозначениями, используемыми на товарах, происходящих из определенного географического района. Эта продукция обладает особенными качественными характеристиками и репутацией, связанными с источником ее происхождения. Данные о географическом происхождении получены из 54 национальных и региональных органов, которые представили информацию о почти 42 500 охраняемых географических указаний.

Право на географическое указание дает возможность его обладателю препятствовать использованию этого обозначения третьими сторонами, чья продукция не отвечает применяемым стандартам. Например, в юрисдикциях, в которых обеспечивается охрана географического указания Darjeeling (Дарджилинг), производители чая Darjeeling могут воспрепятствовать использованию термина Darjeeling для чая, который не был выращен на их плантациях или произведен в соответствии со стандартами, обозначенными в практическом руководстве для географического указания.

В международной практике применяются следующие способы защиты географических указаний: в рамках так называемых систем sui generis (т.е. специальных режимов охраны); с помощью сертификационных знаков; методами коммерческой практики, включая административные процедуры аттестации продукции. Меры защиты выбираются в зависимости от условий или объема необходимой охраны. Система sui generis и сертификационные знаки имеют общие характеристики, поскольку определяют права коллективного использования всеми, кто соблюдает определенные стандарты[4].

Рост числа и разнообразия собственно самих объектов ИС и участников торговых сделок делает необходимым создание и соблюдение правовых основ, обеспечивающих функционирование этого международного рынка.

В первую очередь оформляются соглашения о передаче прав на интеллектуальную собственность в форме договора, который может содержать положения о передаче исключительных или неисключительных прав. Договор о передаче исключительных прав предоставляет определенному лицу права использовать этот объект в объеме, предусмотренном в соглашении.

Договоры о передаче исключительных прав распространяются практически на все виды интеллектуальной собственности. Но, например, исключительное право не может быть передано на использование сведений, которые являются коммерческой тайной.

Договор о передаче исключительного права от одной стороны другой стороне содержит положения и перечисляет объем передаваемых прав, которые имеют некоторые специфические характеристики для каждого отдельного объекта интеллектуальной собственности. Однако обязательно формулируются условия о порядке использования данных прав получателем, фиксируется срок действия соглашения и обозначается территория, на которой данный объект интеллектуальной собственности будет применяться, принимаются обязательства по выплате вознаграждения за получение такого права.

В том случае, если временной срок не определен, стороны имеют право в момент, определенный законом, отказаться от исполнения договора с условием предупреждения другой стороны.

Из всех видов интеллектуальных прав только исключительное право может передаваться от одного лица другому, а другие являются неотчуждаемыми.

Объекты интеллектуальной собственности охраняются многоуровневой системой национальных, региональных и многосторонних соглашений. Но в условиях либерализации экономических отношений формируются объективные предпосылки для создания унифицированного международного подхода. Действуют правила и нормы, установленные Всемирной организацией интеллектуальной собственности и Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade Related Intellectual Property Rights).

Образование Всемирной организации интеллектуальной собственности имеет достаточно продолжительную историю. В 1883 году была принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Paris Convention for the Protection of Industrial Property), которая была первым международным договором по защите промышленной собственности правообладателя. Четырнадцать государств учредили Международное бюро для выполнения административных функций по соблюдению Конвенции.

В соответствии с Конвенцией охрана объектов промышленной собственности остается у национального государства, которое устанавливает требования к выдаче патентов, регистрации изобретений, определяет срок действия исключительных прав.

Бернская конвенция (Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works) по охране литературных и художественных произведений принята в 1886 г. Выполнение административных функций возложено на Международное Бюро.

На основе объединения двух бюро в 1893 г. создается международный орган под названием "Объединенное международное управление по охране интеллектуальной собственности" (United International Bureau for the protection of intellectual Property), известное как BIRPI (французская аббревиатура).

В 1967 году в Стокгольме была подписана Конвенция, согласно которой BIRPI преобразовывается во Всемирную организацию интеллектуальной собственности WIPO (World Intellectual Property Organization), которая вошла в силу в 1970 г.

Образование ВОИС продиктовано необходимостью выработать общие цели, принципы и направления работы, которые соответствовали бы интересам многих государств; обеспечить выполнение правовых основ международных конвенций, регулирующих различные виды интеллектуальной деятельности; способствовать развитию условий в целях стимулирования творческой активности людей.

Организация призвана обеспечивать защиту интеллектуальной собственности в мировом масштабе на основе кооперации между государствами и в соответствии с принципами заключенных соглашений.

Парижская конвенция содержит ряд основополагающих принципов, среди которых следует выделить принципы недискриминации, национального режима и право приоритета. Согласно первому принципу иностранные юридические и физические лица могут регистрировать право интеллектуальной собственности в другой стране, как и резиденты этой страны.

Принцип национального режима предоставляет нерезидентам такие же возможности защищать свои права, какими обладают резиденты этой страны. Право приоритета означает, что заявитель на основании первой заявки, поданной в одном из договаривающихся государств, имеет право в течение определенного времени получить охрану промышленной собственности в любом государстве Конвенции с сохранением приоритета в соответствии с датой этой заявки.

Следует отметить, что регулирование патентного права в рамках Парижской конвенции по охране промышленной собственности не означает принятие термина "международный патент", который имел бы юридическую силу одновременно во всех странах. В этой связи для получения охраны интеллектуальной собственности на иностранных рынках необходимо определить, в каких именно странах надлежит производить или реализовывать продукцию. И после этого заявки будут рассматриваться в каждой из стран на уровне национального законодательства[5].

Другим международным документом в отношении охраны прав на интеллектуальную собственность является ТРИПС, которое было принято в рамках ВТО на Уругвайском раунде 1986 — 1994 гг. В основу этого документа заложены общие принципы ГАТТ-94, которые предусматривают национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, транспарентность, в нем сформулированы минимальные стандарты охраны интеллектуальной собственности. Вопросами реализации соглашения и мониторингом его функционирования занимается Совет по ТРИПС. Значительное внимание уделено рассмотрению различных видов интеллектуальной собственности, в отношении которых страны — члены ВТО принимают на себя обязательства. Перечисление включает: авторское право и смежные права, товарные знаки, географические указания, патенты, топологию интегральных микросхем, права на закрытую коммерческую информацию.

Например, в отношении патентов достигнута договоренность, что страна предоставляет защиту сроком на 20 лет. В некоторых случаях государство может предусмотреть в своем законодательстве применение объекта патента без разрешения правообладателя. Например, для государственных нужд, в целях охраны жизни людей. Страны также имеют право полностью исключить из объекта патентования методы лечения человека или животных по соображениям морали, защиты здоровья и окружающей среды.

Защита товарных знаков предусмотрена сроком на семь лет с дальнейшим возобновлением. Владелец товарного знака имеет право запретить третьим лицам использовать идентичные обозначения для товаров и услуг при осуществлении торговли без его согласия.

Вместе с тем это правило не имеет силы в том случае, если такое обозначение уже использовалось в какой-то стране до регистрации товарного знака. Если в течение трех лет товарный знак не использовался, то его регистрация аннулируется в том случае, если нет веских причин, аргументирующих его неприменение. В то же время если доказано, что ссылка на происхождение товара использовалась в течение не менее 10 лет до принятия ТРИПС, то страна может продолжить его применение.

Касательно географического происхождения отмечается, что это обозначение не должно вводить в заблуждение и практиковаться в целях несправедливой конкуренции. Так, например, не допускается обозначение на этикетках "как" или "типа".

В соглашении есть пояснения к методам правовой защиты интеллектуальных прав. В частности, указывается, что страны должны разработать эффективные меры против действий, нарушающих права интеллектуальной собственности. Между тем не предусматривается полная унификация национальных законодательств, и правительства имеют право адаптировать положения и направления общей политики в этой области для защиты своих национальных интересов. При этом исключается использование принудительных мер.

Одним из важнейших положений ТРИПС является право таможенных органов приостановить выпуск товара таможней в обращение на территории импортирующей страны в случае обоснованной жалобы владельца объекта интеллектуальной собственности, касающейся подделки товара или товарного знака. Существует также право изъятия или уничтожения контрафактных товаров при пересечении ими таможенной границы.

Принятие этого пункта договора обосновано угрозой большого распространения методов, подрывающих условия справедливой конкуренции в международной торговле. Копирование и подделка товарных знаков продукции, незаконное использование географического происхождения товара приводят к подрыву конкурентных преимуществ компаний.

Объемы контрафактной продукции растут и, по некоторым оценкам, составляют около 6% мирового валового продукта. По данным ОЭСР, мировой оборот контрафактной и пиратской продукции только в 2013 г. составил 461 млрд долл., то есть около 2,5% импорта[6]. Эта цифра не дает полного впечатления о масштабах этих операций, поскольку не включает незаконно произведенную и потребленную продукцию внутри национальных экономик и товары, распространяющиеся через интернет-торговлю.

Больше всего страдают бренды США (до 20% товаров — контрафакт), Италии (15%), Франции и Швейцарии (по 12%), Японии и Германии (по 8%). Основная контрафактная продукция производится в Китае (63,2%), второе место с существенным отрывом занимает Турция (3,3%)[7].

Эти данные говорят о растущих масштабах незаконной торговли и необходимости принимать более эффективные меры для ее предотвращения. Международная таможенная организация разработала образец закона, на основе которого необходимо сформулировать и обосновать национальное законодательство, регулирующее действия таможенных служб по охране интеллектуальной собственности.

По информации Intellectual Property Watch, конгресс США в феврале 2016 г. принял Trade Facilitation and Trade Enforcement Act, устанавливающий четкие правила для таможенного органа по предотвращению проникновения контрафактной продукции на территорию США. В соответствии с этим законом создан национальный координационный центр Nation IP Coordination Center для расследований и злоупотреблений в этой области. В рамках центра проводятся тренинги и обучение персонала[8].

В рамках Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности предусмотрена возможность урегулирования споров. Прописана необходимость предоставления регулярной информации Совета ТРИПС по принятым законам, судебным решениям по спорным вопросам.

Несмотря на то что периодически возникают споры между странами по использованию системы по охране прав интеллектуальной собственности, ТРИПС пытается найти приемлемый баланс в соблюдении интересов стран. При этом не предусматриваются полная унификация национальных законодательств и использование принудительных мер. Акцент сделан на необходимости закрепления минимальных норм, которые государства должны соблюдать.

Между ВОИС и ВТО подписано соглашение о взаимном сотрудничестве. Соблюдение стандартов по охране интеллектуальной собственности связано с торговой политикой стран. Например, в случае нарушения какой-либо договаривающейся стороной условий ТРИПС пострадавший партнер имеет право принять контрдействия в области торговых отношений.

Резюмируя, можно сделать вывод, что, несмотря на нестабильность развития мировой экономики, торговля объектами интеллектуальной собственности динамично развивается. В этих условиях растет необходимость защиты прав создателей объектов интеллектуального труда. Нематериальные активы компаний становятся важным условием привлечения инвестиций, позволяют выйти на высококонкурентный международный рынок инновационных и высокотехнологичных товаров, увеличить разницу между затратами бизнеса и выручкой.

Эффективная защита и возможность законного использования результатов интеллектуальной деятельности составляет ключевой элемент национальных инновационных систем, является стимулирующим фактором развития науки и технологий, экономического роста стран.

Литература

1. Тихомирова А.В. Патентное право в рамках международного оборота оружия / А.В. Тихомирова, С.С. Попов // Молодой ученый. 2016. N 12. С. 642 — 644.

2. Athreye S. Disembodied Knowledge Flows in the World Economy / S. Athreye, Y. Yang. Working Paper // WIPO Economic Research Working Papers. 2011. No. 3. URL: http://www.wipo.int/export/sites/www/econ_stat/en/economics/pdf/wp3.pdf (дата обращения: 04.09.2017).

 


[1] Athreye S. and Yang Y. Disembodied Knowledge Flows in the World Economy // WIPO Economic Research Working Papers. December 2011. No. 3. URL: http://www.wipo.int/export/sites/www/econ_stat/en/economics/pdf/wp3.pdf (дата обращения: 04.09.2017); World Trade Statistical Review 2017. WTO, 2017. P. 134. URL: http://www.wipo.org.

[2] URL: http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2017.

[3] Там же.

[4] URL: http://www.wipo.org.

[5] Тихомирова А.В., Попов С.С. Патентное право в рамках международного оборота оружия // Молодой ученый. 2016. N 12. С. 642 — 644. URL: http://www.moluch.ru/archive/116/31230/.

[6] Газета "Ведомости". 2016. 19 апреля. URL: http://www.vedomosti.ru.

[7] Там же.

[8] URL: http://www.ip-watch.org.


Рекомендуется Вам: