ЮрФак: изучение права онлайн

Предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением среднего профессионального образования

Автор: Соколов Я.О.

В мае 2018 г. Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел дело о проверке конституционности абз. 2, 3, 10 и 12 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее — Федеральный закон N 53)[1]. Речь шла о предоставлении отсрочек от призыва на военную службу гражданам, получающим среднее профессиональное образование, которые достигли призывного возраста до окончания школы. Дело рассматривалось по запросу Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга.

Право на отсрочку в связи с получением среднего образования имеют граждане, обучающиеся по очной форме по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам:

— среднего общего образования (школа);

— среднего профессионального образования (колледж, техникум).

В обоих случаях отсрочка действует в период освоения образовательных программ, установленных государственными образовательными стандартами.

Данная отсрочка предоставляется только один раз. Исключением является случай, когда первая отсрочка была предоставлена гражданину во время учебы в школе и (или) при обучении на подготовительных отделениях государственных вузов. Гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку при получении высшего образования по программе бакалавриата или специалитета, а также и магистратуры (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. N 15-П).

При этом закон не предоставлял гражданам, достигшим возраста 18 лет до окончания школы, возможности повторно воспользоваться отсрочкой для получения среднего профессионального образования. Такого права они были лишены из-за использования отсрочки во время обучения в школе.

В декабре 2017 г. гражданин И.А. Соловьев обратился в Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным иском о признании решения о призыве на военную службу незаконным и его отмене[2]. За несколько месяцев до этого молодой человек поступил в колледж.

Вынося решение о призыве, комиссия ссылалась на то, что гражданину уже были предоставлены две отсрочки:

— как достигшему призывного возраста до окончания школы (абз. 2 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53);

— как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования — на период до 1 октября года окончания школы (подп. "г" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53).

Таким образом, указанные правовые нормы ставили категорию граждан, к которой принадлежал Соловьев, в неблагоприятное положение по отношению к другим категориям при решении вопроса о получении отсрочек.

Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данных положений закона.

Отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением является, с одной стороны, гарантией конституционного права на образование, а с другой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 октября 1999 г. N 13-П, — элементом порядка реализации конституционной обязанности по прохождению военной службы, притом что само предоставление отсрочки не означает освобождения от службы.

В соответствии с абз. 3 — 8 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53 право на отсрочку от призыва имеют граждане, проходящие профессиональную подготовку по очной форме обучения:

— в образовательных организациях среднего профессионального образования;

— в образовательных организациях высшего образования — на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;

— в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета, если граждане не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра.

Кроме того, подп. "г" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53 предусматривает право на отсрочку выпускникам школ, которые успешно сдали экзамены. Отсрочка действует до 1 октября года окончания школы. Она позволяет гражданам, которым на момент получения аттестата уже исполнилось 18 лет, поступить в среднее профессиональное или высшее учебное заведение.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 апреля 2018 г. N 15-П уже обращался к вопросам, связанным с правом граждан на отсрочку во время обучения в школе или получения среднего профессионального образования.

Граждане, которые пошли в школу в возрасте от шести лет и шести месяцев до восьми лет и окончили ее в пределах сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, должны рассматриваться как одна категория при решении вопроса о предоставлении права на отсрочку.

В вышеназванном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отсутствие у граждан, получивших отсрочку в связи с достижением ими 18-летнего возраста до окончания школы, возможности получить повторную отсрочку в магистратуре — притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории — не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности допустимых ограничений прав и свобод (ч. 3 ст. 17, ч. 1 — 2 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Данную позицию Конституционный Суд Российской Федерации применил и к правовому регулированию предоставления гражданам отсрочек для получения среднего профессионального образования, рассматривая запрос Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга.

Суд постановил признать не соответствующими Конституции Российской Федерации положения абз. 2, 3 и 10 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53 в той мере, в какой они ставят предоставление отсрочек гражданам, поступившим в образовательные организации среднего профессионального образования в год окончания школы, в зависимость от того, воспользовались ли граждане отсрочками во время обучения в школе.

На федерального законодателя возложена обязанность внести изменения в действующее правовое регулирование.

До внесения изменений суд обязал правоприменительные органы не учитывать факт предоставления отсрочки от призыва в период обучения в школе гражданину, обучающемуся по очной форме в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию программе среднего профессионального образования, если он поступил в эту организацию в год окончания школы.

В сентябре 2018 г. в Государственную Думу был внесен законопроект, направленный на реализацию данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации[3].

Библиографический список:

1. Кудашкин А.В., Зорин А.С., Лобов Я.В., Тюрин А.И., Фатеев К.В., Шанхаев С.В. Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (постатейный) // Право в Вооруженных Силах — консультант. За права военнослужащих. 2007. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/5751210/.

2. Никитин А.П. Правовые аспекты соблюдения прав и социальных гарантий граждан при призыве на военную службу // Военно-юридический журнал. 2014. N 10. С. 3 — 8.

3. Панова И.В., Кузянов А.В. Актуальные вопросы призыва граждан на военную службу в Российской Федерации // Государство и право. 2015. N 1. С. 98 — 102.

 


[1] По делу о проверке конституционности абзацев второго, третьего, десятого и двенадцатого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с запросом Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга: Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 22 мая 2018 г. N 19-П. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_298620/.

[2] URL: https://lnn-spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=151453199&case_uid=A47AF0FE-FD93-4AD5-AE59-CBE69D34EECA&delo_id=1540005.

[3] URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/550201-7.


Рекомендуется Вам: