ЮрФак: изучение права онлайн

Особенности присвоения воинских званий в аттестационном порядке гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации

Автор: Соколов Я.О.

29 января 2018 г. вышел Приказ Министра обороны Российской Федерации N 35 "Об утверждении Порядка проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации". Приказ направлен на реализацию норм Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее — Федеральный закон N 53) и Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее — Положение).

Так, согласно п. 2 ст. 57 Федерального закона N 53 "гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке". Аналогичная норма закреплена и в п. 2 ст. 24 Положения. Пункт 8 данной статьи относит определение порядка проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, к компетенции Министра обороны Российской Федерации.

Рассмотрим основные вопросы, связанные с данной процедурой: кто проводит аттестацию, какие категории граждан в ней участвуют, как и в какие сроки проходит указанное мероприятие и от каких обстоятельств должны зависеть его результаты?

В соответствии с п. 2 Порядка проведения аттестации для присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Порядок проведения аттестации), в военном комиссариате каждого субъекта Российской Федерации приказом военного комиссара создается аттестационная комиссия. Председателем комиссии назначается одно из должностных лиц военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Также в комиссию должно входить не менее четырех членов. Пункт 2 Порядка проведения аттестации предусматривает, что "в состав комиссии по согласованию включаются представители иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций".

Аттестация, как указано в п. 3 рассматриваемого нормативного правового акта, проводится в отношении двух категорий граждан, пребывающих в запасе:

1) граждане, не приписанные к воинским частям.

Речь идет о гражданах, которые могут быть приписаны (предназначены) на воинские должности в воинские части (специальные формирования) для призыва на военную службу по мобилизации. Для данных должностей штатами военного времени предусмотрены воинские звания, равные или более высокие, чем воинские звания, присваиваемые гражданам, пребывающим в запасе, а очередные воинские звания, кроме того, — по истечении сроков пребывания в предыдущем воинском звании.

Для прохождения аттестации граждане, не приписанные к воинским частям, вправе подавать в военные комиссариаты заявления о присвоении воинских званий в аттестационном порядке;

2) граждане, приписанные к воинским частям.

К таким гражданам относятся те, кто приписан (предназначен) на воинские должности для призыва на военную службу по мобилизации.

Для рассмотрения вопросов о присвоении воинских званий от указанных граждан не требуется подача заявлений в военное ведомство — оно само выступает инициатором аттестации.

Рассмотрим некоторые особенности подачи заявления лицом, относящимся к первой категории граждан, пребывающих в запасе.

Согласно п. 4 Порядка проведения аттестации заявление гражданина, не приписанного к воинской части, о присвоении воинского звания в аттестационном порядке подается или направляется (по почте) в военкомат муниципального образования, в котором гражданин состоит на воинском учете[1].

В заявлении указываются:

— фамилия, имя, отчество (при наличии);

— дата рождения;

— реквизиты документа об образовании (официальное наименование организации, выдавшей документ об образовании, регистрационный номер, дата выдачи документа об образовании), подтверждающего уровень профессионального образования гражданина.

В том случае, если гражданину срок пребывания в воинском звании[2] был сокращен на основании п. 4 ст. 24 Положения как имеющему воинское звание офицера, обладающему высокой профессиональной подготовкой и большим опытом работы по специальности, применимой на военной службе, к заявлению прилагается решение Министра обороны Российской Федерации.

Гражданин может также приложить к заявлению документы, подтверждающие, что он отвечает требованиям для присвоения соответствующего воинского звания, предусмотренным ст. 24 Положения.

В военном комиссариате поступившее заявление регистрируется в трехдневный срок, установленный ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее — Федеральный закон N 59) и п. 4 Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 г. N 555 (далее — Инструкция). Записи вносятся в книгу учета письменных обращений (порядок ее оформления закреплен в приложении N 4 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации). На каждом заявлении проставляются номер и дата поступления и, как правило, штамп военкомата. Заявление желательно подавать в двух экземплярах: один остается в военкомате, другой с отметкой о регистрации — у гражданина.

По общему правилу ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 59 и п. 5 Инструкции срок рассмотрения заявлений граждан составляет 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях, а также при направлении в другие органы запросов о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов должностное лицо вправе продлить срок работы над обращением, но не более чем на 30 дней. В то же время Порядок проведения аттестации допускает более длительный временной период разрешения вопроса о присвоении гражданину воинского звания. Поэтому вряд ли в вышеназванные сроки будет дан какой-либо определенный ответ, кроме информирования о приеме документов и выполнении других стандартных мероприятий.

Пункт 5 Порядка проведения аттестации предоставляет военкоматам 60 рабочих дней для проведения различных проверок на основании поступившего заявления. К ним относятся следующие мероприятия:

— актуализация сведений, содержащихся в документах воинского учета гражданина, пребывающего в запасе;

— установление соответствия гражданина требованиям для присвоения воинского звания;

— направление запросов о предоставлении сведений о профессиональной подготовке и опыте работы, служебных (должностных) обязанностях гражданина, а также сведений, характеризующих гражданина по последнему месту служебной (трудовой) деятельности;

— организация прохождения гражданином медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе согласно нормам Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565.

Если будет установлено, что гражданин соответствует требованиям для присвоения воинского звания, военный комиссар в течение пяти рабочих дней составляет отзыв на заявителя и аттестационный лист.

Указанные документы вместе с ответом на запрос в последнее место службы (работы) гражданина и заключением военно-врачебной комиссии направляются в вышестоящий военный комиссариат субъекта Российской Федерации[3].

Если же будет установлено, что гражданин не соответствует требованиям для присвоения воинского звания, военный комиссариат уведомляет об этом заявителя в течение пяти рабочих дней.

Теперь рассмотрим процедуру оформления документов на проведение аттестации для граждан, приписанных к воинским частям, которая организуется без подачи заявлений.

Согласно п. 8 Порядка проведения аттестации после того, как сроки пребывания указанных граждан в предыдущем воинском звании истекли, данные о гражданах вносятся в список, который утверждается военным комиссаром до 1 октября года, предшествующего аттестации. Затем список в течение пяти рабочих дней направляется в военный комиссариат субъекта Российской Федерации[4].

В военном комиссариате субъекта Российской Федерации составляется и до 1 декабря года, предшествующего аттестации, утверждается график аттестации, о котором в течение 10 рабочих дней сообщается в военные комиссариаты муниципальных образований.

Военным комиссариатом муниципального образования не позднее 10 рабочих дней до даты проведения заседания аттестационной комиссии составляется отзыв на гражданина, приписанного к воинской части, с оформлением и подписанием аттестационного листа, который направляется в военный комиссариат субъекта Российской Федерации вместе с документами, характеризующими личность, профессиональные качества и состояние здоровья гражданина.

Процедура заседания аттестационной комиссии в обоих случаях одинакова. Согласно п. 10 Порядка проведения аттестации заседания комиссии проводятся по решениям военного комиссара субъекта Российской Федерации с учетом поступивших аттестационных листов не реже одного раза в три месяца, а также на основании графика.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава, но не менее трех ее членов (в том числе председателя комиссии). Присутствие гражданина, в отношении которого проводится аттестация, не требуется.

Комиссия рассматривает следующие материалы:

— аттестационные листы;

— сведения, содержащиеся в документах воинского учета, а также документы, подтверждающие результаты проверок и данные, содержащиеся в отзыве;

— документы, подтверждающие соответствие гражданина, не приписанного к воинской части, требованиям для присвоения воинского звания, решение Министра обороны Российской Федерации о сокращении срока пребывания в воинском звании (если такие документы прилагались к заявлению гражданина).

Как указано в п. п. 14 — 15 Порядка проведения аттестации, по итогам заседания комиссии выносится мотивированное заключение о соответствии гражданина, пребывающего в запасе, воинской должности, на которую он приписан (предназначен) или может быть приписан (предназначен), или о его несоответствии этой должности.

В случае положительного заключения гражданину приказом по личному составу присваивается воинское звание. Согласно п. 1 ст. 57 Федерального закона N 53 гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены воинские звания не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.

Порядком проведения аттестации в п. п. 15 — 17 определено, что воинские звания до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно присваиваются военным комиссаром субъекта Российской Федерации. Воинские звания офицеров присваиваются Министром обороны Российской Федерации.

В случае вынесения отрицательного заключения гражданин, состоящий в запасе, не представляется к присвоению воинского звания. Если аттестация инициировалась военным ведомством, материалы в отношении гражданина возвращаются в военкомат муниципального образования. Если аттестация проходила по заявлению, в течение пяти рабочих дней гражданину сообщается об отрицательном заключении комиссии.

В основе вынесения того или иного заключения должны лежать обстоятельства, от которых зависит соответствие гражданина воинской должности, на которую он приписан (предназначен) или может быть приписан (предназначен). К ним относятся: профессиональная подготовка, опыт работы, содержание служебных (должностных) обязанностей, деловые и личные качества, состояние здоровья и уровень общей работоспособности.

Библиографический список

1. Горновский А.А. Аттестация военнослужащих и способы (формы) ее проведения // ЭНИ "Военное право", 2016. N 3. С. 5 — 11. URL: http://www.voennoepravo.ru/magazinepravo.

2. Ильменейкин П.В. Правовое регулирование аттестации военнослужащих и деятельности аттестационных комиссий в воинских частях // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 10. С. 9 — 18.

3. Кудашкин А.В., Зорин А.С., Лобов Я.В., Тюрин А.И., Фатеев К.В., Шанхаев С.В. Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (постатейный) // Право в Вооруженных Силах — консультант. За права военнослужащих. 2007. URL: http://base.garant.ru/5751210/.

4. Скрипкин А.А. Административно-правовые средства обеспечения прав и свобод граждан при рассмотрении обращений // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. N 4. С. 92 — 100.

5. Широбоков С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращение. Екатеринбург: Уральский юр. ин-т МВД России, 1999.

 


[1] Жители г. Москвы подают заявления в военный комиссариат г. Москвы, минуя военкоматы муниципальных образований.

[2] Данные сроки определены п. 3 ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.

[3] За исключением случаев, когда заявление подавалось в военный комиссариат г. Москвы.

[4] За исключением случаев составления списка военным комиссариатом г. Москвы.


Рекомендуется Вам: