ЮрФак: изучение права онлайн

Квалификация преступлений в сфере использования энергии, обращения с радиоактивными отходами и обеспечения радиационной безопасности

Авторы: Дубовик О.Л., Редникова Т.В.

Введение в проблему. Российский уголовный закон устанавливает ряд запретов, направленных на защиту общественной безопасности, окружающей среды, жизни и здоровья людей, их имущества в случаях нарушения требований атомного законодательства. Потребность в преобразовании и развитии таких запретов была осознана после аварии на Чернобыльской АЭС, а также в результате ситуации, сложившейся из-за накопления значительных объемов радиоактивных отходов, острой конфронтации общественности с Министерством атомной энергетики по поводу планов ввоза в страну отработанного ядерного топлива (тепловыделяющих сборок), принятия серии законов о социальной помощи гражданам, пострадавшим в результате радиационных аварий и катастроф, проведения испытаний ядерного оружия, загрязнения радиоактивными веществами значительных территорий и акваторий. Статистически количество преступлений в области использования атомной энергетики, обеспечения радиационной безопасности и обращения с радиоактивными отходами, к счастью, невелико. В этом смысле они сравнимы с такой группой преступных деяний, как преступления против мира и безопасности человечества, — потенциальные масштабы последствий, высокая степень общественной опасности. В ряде случаев мотивация преступного поведения имеет много общего.

В отечественной литературе анализу систематики и признаков составов данных преступлений уделено, как кажется, меньше внимания[1], чем преступлениям экономическим, экологическим, иным преступлениям против общественной безопасности и проч. Специалисты в области уголовного права обычно анализируют эти вопросы в комментариях к Уголовному кодексу РФ (далее — УК РФ)[2], коротко — в Особенной части учебников по уголовному праву[3], совсем мало — в публикациях по криминологии (в основном в тех случаях, когда речь идет о ядерном или экологическом терроризме). Специалисты в области международного и атомного права сосредоточены на проблематике нераспространения ядерного вооружения, вопросах процедурного характера, установления требований и ограничений оборота радиоактивных веществ и отходов[4]; а юристы-экологи больше пишут о последствиях радиоактивного загрязнения окружающей среды, понятиях "атомная энергия", "радиоактивное вещество" и "радиоактивные отходы", позитивном правовом регулировании процессов производства, использования, переработки, хранения и захоронения, ведут споры об отказе от использования атомной энергетики и т.п. Эти исследования создают необходимую информационную базу для анализа признаков составов преступлений данного вида, их особенностей, разграничения со смежными составами и оценки достаточности целесообразности и эффективности уголовно-правового регулирования при обеспечении радиационной безопасности, а также для разработки мер профилактики в сфере использования атомной энергии и обращения с радиоактивными веществами и отходами.

Систематика преступных посягательств. При всей специфичности деятельности, связанной так или иначе с атомной энергией, система запретов в уголовном законе выглядит сложно: составы преступлений, посягающих на радиационную безопасность населения и территорий, причиняющих вред окружающей среде путем радиоактивного загрязнения ее компонентов, использования радиоактивных веществ или отходов, содержатся в разных главах УК РФ. Как правило, эти составы двухобъектные, и выбор того или иного состава определяется значимостью объектов правовой охраны либо опасностью средств совершения преступления. Уголовно-правовые нормы, следовательно, содержатся в четырех главах УК РФ: в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" (ст. 189, поскольку в ней речь идет о сырье и материалах, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, то есть в том числе и о ядерных и радиоактивных материалах); по тем же основаниям в гл. 34 "Преступления против мира и безопасности человечества" (ст. 355 "Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения"); в гл. 24 "Преступления против общественной безопасности", содержащей наибольшее число составов: ст. 215 "Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики", ст. 220 "Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами", ст. 221 "Хищение или вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ", а также ст. 226.1, поскольку в ней речь идет о контрабанде радиоактивных веществ и ядерных материалов, радиационных источников, оружии массового поражения, материалах, которые могут быть использованы для изготовления такого оружия); в гл. 26 "Экологические преступления"[5] (ст. 246 "Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ", поскольку среди последствий указано существенное изменение радиоактивного фона, и ст. 247 "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов", где речь идет в том числе и о радиоактивных веществах и отходах)[6]. Возникает вопрос: входят ли в перечень этих составов те, которые сформулированы в ст. 217.1 "Нарушение требований общественной безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса", поскольку объекты атомной энергетики (см. ст. 215 УК РФ) являются частью топливно-энергетического комплекса, но в ст. 215 УК РФ не говорится об антитеррористической защищенности этих объектов? Видимо, да, поскольку в ст. 215 квалифицируется нарушение правил безопасности, если оно совершено при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики и могло повлечь (по ч. 1) радиоактивное заражение окружающей среды либо повлекло его (по ч. 2).

Неоднозначность систематизации составов преступлений в области атомной энергетики, обращения с радиоактивными веществами и ядерными материалами, с радиоактивными отходами вызывает трудности толкования уголовного закона и применения уголовной ответственности, квалификации и разграничения преступлений. Эти трудности в значительной мере, но все же не полностью снимаются путем анализа соответствующих актов атомного и экологического, международного и административного права, юридически закрепленных понятий и терминов и их расшифровки в научной, в том числе посвященной исследованиям физико-химических процессов и явлений, литературе.

Основные понятия. Эти понятия определены в основном в актах атомного законодательства и обязательно используются как при толковании уголовно-правовых запретов, так и при принятии решений и оформлении процессуальных документов. К ним относятся такие понятия, как ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы, радиоактивная безопасность, радиоактивное заражение окружающей среды, радиационный источник, оружие массового поражения, объект топливно-энергетического комплекса. Наряду с указанными выше понятиями законодатель использует также такие термины, как загрязнение и отравление окружающей среды (ст. 247 УК РФ), уточняет понятие "оружие массового поражения" указанием на запрещенность его международным договором Российской Федерации (ст. 355 УК РФ). Безусловно нуждаются в толковании и уяснении и термины, обозначающие различные этапы деятельности по использованию атомной энергии, радиоактивных веществ, обращению с радиоактивными отходами. Они достаточно подробно разъясняются в комментариях к УК РФ.

Наибольшую третью группу и практическую проблему представляет определение содержания таких понятий, как "правила безопасности" и "правила охраны окружающей среды", "требования обеспечения безопасности" и "требования антитеррористической защищенности". Эти правила и требования закреплены в актах законодательства различной политической силы: в законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных документах, в стандартах, технических регламентах. В комментариях к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к иным законодательным актам, регулирующим охрану компонентов окружающей среды, с большей или меньшей четкостью разъясняется их содержание и значение. В любом случае "правила" и "требования" представляют собой правовые нормы, которые регламентируют, соответственно, охрану (защиту) тех или иных объектов (правовых благ).

Конструкция составов. Законодатель решает этот вопрос по-разному, что иногда трудно понять. Так, в ч. 1 ст. 215 и ст. 247 УК РФ сформулированы составы поставления в опасность: уголовная ответственность наступает за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды (ч. 1 ст. 215 УК РФ); нарушение правил обращения радиоактивных веществ и отходов (в том числе производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование и иное обращение), если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. В то же время в ст. 246 УК РФ "Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ" содержится общий материальный состав, в котором более подробно, чем в ч. 1 ст. 215 УК РФ, перечислены признаки объективной стороны (действий при проектировании, строительстве и т.п.), а среди последствий указаны: существенное изменение радиоактивного фона (но не радиоактивное заражение окружающей среды), вред здоровью человека, массовая гибель животных, иные тяжкие последствия. Далее, еще одна нестыковка: ст. ст. 215 и 247 УК РФ предусматривают повышенную ответственность за совершение преступлений, квалифицированных в ч. ч. 2 и 3, содержащих материальные составы.

Среди последствий, выступающих в качестве квалифицирующих признаков, указаны: тяжкий вред здоровью, смерть человека, заражение окружающей среды (ч. 2 ст. 215 УК РФ), смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 215 УК РФ), загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, вред здоровью человека, массовая гибель животных (ч. 2 ст. 247 УК РФ), смерть человека, массовые заболевания людей (ч. 3 ст. 247 УК РФ). Кроме того, квалифицирующим признаком по ч. 2 ст. 247 УК РФ является нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Трудности квалификации возникают и при толковании и применении ст. ст. 220 и 247 УК РФ. Статья 220 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами, то есть за их незаконное приобретение, хранение, использование, передачу или разрушение (формальный состав, так как последствия не указаны, хотя термин "разрушение" обозначает как действие, так и его результат, аналогично понятиям "загрязнение" и "заражение" и др.). Среди квалифицирующих признаков материальных составов по ч. ч. 2 и 3 уже не указано радиоактивное заражение окружающей среды, а "иные тяжкие последствия", смерть человека либо двух и более лиц. При описании признаков объективной стороны в обоих случаях совпадают такие действия, как хранение и использование. При этом в ч. 1 ст. 247 УК РФ список действий открытый, поскольку речь идет и об ином обращении.

Несколько различаются и предметы преступления: и в той и в другой статье названы радиоактивные вещества, в ст. 220 УК РФ это еще и ядерные материалы, а в ст. 247 УК РФ — радиоактивные отходы[7].

Иная конструкция составов избрана законодателем для установления уголовной ответственности за хищение или вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст. 221 УК РФ). Здесь использован классический подход к формированию запретов хищения и вымогательства, устоявшейся в сфере регулирования уголовной ответственности за совершение экономических преступлений. И в числе последствий квалифицированных преступлений по ч. ч. 2 и 3 данной статьи уже речь не идет о вреде для окружающей среды и даже угрозе общественной безопасности (хотя помещение данного уголовно-правового запрета в гл. 24, а не в 22-ю УК РФ, несомненно, свидетельствует, что объектом преступления является именно общественная безопасность, а не порядок экономической деятельности или право собственности, которые могут расцениваться как дополнительный объект). Соответственно, и квалифицирующие признаки не являются специфичными. Это совершение деяния группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ч. 3).

Иначе выглядит конструкция ст. 189 УК РФ. Здесь запрещенные уголовным законом действия (незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов и др.), которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, влекут ответственность по ч. 3, то есть предмет преступления — сырье и материалы (в том числе ядерные и радиоактивные) — является квалифицирующим признаком наряду с совершением преступления организованной группой. Об оружии массового поражения речь идет и в ст. 335 УК РФ: о химическом, токсическом, биологическом и других его видах (то есть атомном). Ответственность наступает не только за накопление, приобретение и сбыт, но и за разработку оружия массового поражения (общий формальный состав; квалифицирующие признаки не предусмотрены). За применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, ответственность наступает по ч. 2 ст. 356 УК РФ.

Разграничение уголовной ответственности за нарушение законодательства об использовании атомной энергии, о радиационной безопасности и о радиоактивных отходах. Оно осуществляется по нескольким критериям. Так, в первую очередь следует обратиться к критериям противоправности. Деятельность по проектированию, размещению, строительству и эксплуатации объектов атомной энергетики регулируется Федеральными законами от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергетики", от 3 апреля 1996 г. "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов", от 8 марта 2011 г. "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии", многочисленными указами Президента РФ, распоряжениями Правительства РФ и ведомственными актами. Содержание многих норм указанных актов определяет, в чем именно состоит нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики. Особенно важно учитывать положения гл. VI и VII Федерального закона "Об использовании атомной энергетики" и ст. 61, в которой перечислены 33 состава нарушений, что позволяет устанавливать признаки объективной стороны состава преступления, наказуемого по ст. 215 УК РФ. Разграничение с преступлениями, ответственность за которые установлена в ст. 246 УК РФ с использованием критерия противоправности, не создает особых проблем, поскольку в ней речь идет о нарушении правил охраны окружающей среды при производстве различных работ. Эти правила содержатся в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" и других законодательных и нормативных актах экологического характера. Поскольку ст. 215 УК РФ охраняет такое благо, как безопасность (населения, территорий, имущества, деятельности), то есть безопасность промышленную, экологическую и т.д., нормы, обеспечивающие экологическую безопасность именно на объектах атомной энергетики, и определяют разграничение указанных преступлений. Признаки объективной стороны также выступают в качестве критерия разграничения. Описание действий совпадает (правда, в ст. 215 УК РФ не указан один из этапов — ввод в эксплуатацию), но последствия во многом различаются. В части 1 ст. 215 УК РФ это угроза причинения смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды, в ч. ч. 2 и 3 — наступление этих последствий. В статье 246 последствия описаны иначе и, надо отметить, не самым удачным образом, когда речь идет о существенном изменении радиоактивного фона. По критерию субъективной стороны разграничение ч. 1 ст. 215 УК РФ и ст. 246 не осуществляется: в обоих случаях это косвенный умысел; в ч. ч. 2 и 3 форма вины указана в тексте закона — неосторожность. Таким образом, в основном значимы место совершения преступления и специальная противоправность. Аналогично решается вопрос о разграничении составов по ст. ст. 215 и 247 УК РФ.

Трудности возникают при разграничении ст. ст. 220 и 247 УК РФ. В обоих случаях предмет преступления частично совпадает — радиоактивные вещества, частично различается — ядерные материалы и радиоактивные отходы. Соответственно, требуется установить, какие именно действия (бездействие) в отношении радиоактивных веществ образуют состав преступления по ст. 220 УК РФ, а какие по ст. 247 УК РФ, если эти вещества незаконно хранятся или используются. Здесь, видимо, многое зависит от целей и мотивов субъекта преступления. Разграничение составов по ст. 221 УК РФ и иных случаев хищения и вымогательства проводится по предмету преступления. Предмет преступления является определяющим и при квалификации деяний по ст. 189 УК РФ (сырье и материалы, используемые, экспортируемые для производства оружия массового поражения).

Возможности совершенствования формулировок уголовно-правовых запретов. В принципе их не так уж и много. В первую очередь необходимо сбалансировать конструкции составов[8], в частности, ввести в ст. 246 УК РФ ч. 1, состав поставления в опасность, как это сделано в ч. 1 ст. 215 УК РФ и ч. 1 ст. 247 УК РФ. Далее, в ч. 1 ст. 220 УК РФ сформулирован формальный состав. Его также целесообразно заменить составом поставления в опасность.

Что касается признаков деяния, то следовало бы унифицировать их перечни, оставив в названии статей термин "обращение" и приняв решение о степени его детализации в тексте уголовно-правовой нормы, включив все возможные этапы или сделав перечни открытыми, использовав оборот "либо иное обращение".

Следует также продолжить приведение в согласование с экологическим и атомным законодательством понятий, используемых в тексте УК РФ. Уже отмечалось, что оборот "существенное изменение радиоактивного фона" неудачен. Много вопросов и споров вызывает понятие "правонарушение" (ч. 1 ст. 220 УК РФ).

Наконец, стоит обсудить, несет ли действительную смысловую нагрузку употребление в одном ряду понятий "загрязнение", "отравление", "заражение", так как последние отражают, возможно, лишь степень (уровень) загрязнения окружающей среды.

Литература

1. Дубовик О.Л. Задачи совершенствования российского уголовно-экологического законодательства / О.Л. Дубовик // 20 лет независимости Республики Казахстан: достижения и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции: Сб. науч. ст.: В 2 т. / Отв. ред. Д.Т. Кенжетаев, И.Ш. Борчашвили. Караганда: Карагандинская академия МВД РК им. Баримбека Бейсенова, 2011. Т. 1. С. 3 — 6.

2. Дубовик О.Л. Экологические преступления: комментарий к главе 26 УК РФ / О.Л. Дубовик. М.: Спарк, 1998. 352 с.

3. Дубовик О.Л. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об использовании атомной энергии, радиационной безопасности и радиоактивных отходах / О.Л. Дубовик. М.: НБ-Медиа, 2013. 232 с.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. М.: Менеджер; Юрайт, 2000. 1184 с.

5. Комментарий к УК РФ / Отв. ред. А.Э. Жалинский. М.: Городец, 2010. 112 с.

6. Комментарий к Федеральному закону "Об использовании атомной энергии" / Под ред. Н.И. Михайлова и О.А. Супатаевой. М.: [б. и.], 2015. 554 с.

7. Лопашенко Н.А. Экологические преступления: комментарий к главе 26 УК РФ / Н.А. Лопашенко. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 802 с.

8. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий, судебная практика, статистика / Под общ. ред. В.М. Лебедева; отв. ред. А.В. Галахова. М.: Городец, 2009. 1168 с.

9. Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под общ. ред. А.И. Коробеева. Т. IV: Преступления против общественной безопасности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. 674 с.

10. Уголовное право: Библиография (1485 — 2006 годы) / Под ред. А.Э. Жалинского. 2-е изд. М.: Городец, 2007. 832 с.

11. Учебно-практический комментарий к УК РФ / Отв. ред. А.Э. Жалинский. 2-е изд. М.: Эксмо, 2006. 1088 с.

 


[1] См.: Уголовное право: Библиография (1485 — 2006 годы) / Под ред. А.Э. Жалинского. 2-е изд. М.: Городец, 2007. С. 452 — 472, 486 — 498, 556 — 559, 713 — 719, 725 — 729, 746 — 747.

[2] См.: Комментарий к УК РФ / Отв. ред. А.Э. Жалинский. М.: Городец, 2010. С. 581 — 583, 654 — 658, 676 — 680, 754 — 770, 1067 — 1070; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. М.: Юрайт, 2000. С. 561 — 564, 639 — 644, 665 — 668, 756 — 784, 1095 — 1099; Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий, судебная практика, статистика / Под общ. ред. В.М. Лебедева, отв. ред. А.В. Галахова. М.: Городец, 2009. С. 407 — 412, 530 — 534, 560 — 567, 682 — 692, 1125 — 1128; Учебно-практический комментарий к УК РФ / Отв. ред. А.Э. Жалинский. 2-е изд. М.: Эксмо, 2006. С. 567 — 569, 635 — 640, 658 — 662, 742 — 764, 1031 — 1034.

[3] См., например: Комиссаров В.С. // Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под общ. ред. А.И. Коробеева. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2008. Т. IV: Преступления против общественной безопасности. С. 5 — 39, 173 — 224.

[4] См.: Комментарий к Федеральному закону "Об использовании атомной энергии" / Под ред. Н.И. Михайлова и О.А. Супатаевой. М., 2015. 554 с.

[5] Подробнее см. комментарии к главе 26 УК РФ: Дубовик О.Л. Экологические преступления: комментарий к главе 26 УК РФ. М.: Спарк, 1998. 352 с.; Лопашенко Н.А. Экологические преступления: комментарий к главе 26 УК РФ. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 802 с.

[6] Подробнее о последствиях выброса в атмосферу загрязняющих веществ см.: Бринчук М.М., Дубовик О.Л., Куделькин Н.С., Кузнецова О.Н., Никишин В.В., Редникова Т.В., Сосновский В.В. Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 1999 г. N 96 "Об охране атмосферного воздуха" (постатейный) / Под ред. М.М. Бринчука, О.Н. Кузнецовой // СПС "КонсультантПлюс". 2013.

[7] См.: Дубовик О.Л. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об использовании атомной энергии, радиационной безопасности и радиоактивных отходах. М.: НБ-Медиа, 2013. С. 57 — 143.

[8] См.: Дубовик О.Л. Задачи совершенствования российского уголовно-экологического законодательства // 20 лет независимости Республики Казахстан: достижения и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции: В 2 т. / Отв. ред. Д.Т. Кенжетаев, И.Ш. Борчашвили. Караганда: Карагандинская академия МВД РК им. Баримбека Бейсенова, 2011. Т. 1. С. 3 — 6.


Рекомендуется Вам: