ЮрФак: изучение права онлайн

Правовое регулирование деятельности самозанятого населения

Автор: Хасенов М.Х.

Оглавление

1. Самозанятость как разновидность нестандартной и прекаризованной занятости

2. Тенденции и правовая основа деятельности самозанятого населения в Казахстане

3. Реформа по формализации самозанятого населения в Казахстане

Литература

References


В социальной политике любого государства главным приоритетом в повестке дня является обеспечение занятости населения и создание благоприятных условий для эффективного использования трудовых ресурсов.

Во всем мире рынок труда претерпевает большие изменения вследствие демографических сдвигов, ускоренного развития технического прогресса, широкого внедрения новых технологий во все сферы человеческой деятельности, автоматизации многих процессов и т.д.[1]

Отмеченные факторы в совокупности приводят к сокращению занятости во многих традиционных отраслях экономики и увеличению безработных. В силу этого для большинства государств мира самозанятость стала рассматриваться не только как неотъемлемый элемент рынка труда, но и как наиболее доступный способ обеспечения занятости населения.

1. Самозанятость как разновидность нестандартной и прекаризованной занятости

Проблемы самозанятости тесно связаны с вопросами нестандартной занятости. В 2016 году опубликован доклад МОТ "Нестандартная занятость в мире: понимать вызовы, определять перспективы". В докладе отмечается расширение использования нестандартных форм занятости (non-standard forms of employment — NSFE) в мире, включая использование временных форм занятости, частичной занятости, временного заемного труда и субподряда, зависимых форм самозанятости и скрытых трудовых отношений. Согласно докладу в более чем 150 странах мира доля работников таких форм занятости уже составляет в среднем 11%. В Европе их доля варьируется от 5 до более чем 20 процентов, в странах Азии доходит до 67 процентов[2].

Широкое использование нестандартных форм занятости может стимулировать сегментацию рынка труда и привести к большей нестабильности занятости, что, в свою очередь, повлияет на стабильность экономики[3].

Другим понятием, охватывающим самозанятость, является прекаризованная, или неустойчивая, занятость. Понятие "прекаризация" происходит от латинского слова "precarium", что означает "сомнительный, негарантированный и нестабильный". Данный термин закрепился и широко используется в международной практике. По определению МОТ, прекаризованная занятость — это работа, выполняемая в формальной и неформальной экономике и характеризующаяся переменными уровнями и степенями объективного (юридический статус) и субъективных характеристик неопределенности и небезопасности[4].

Прекаризация занятости понимается как процесс усиления неустойчивости в сфере занятости и на рынке труда, проявляющийся в виде использования прекаризованных форм занятости. Как отмечает И.М. Садыков, прекаризация занятости сопровождается ростом социальной уязвимости работников и неформальной занятости, снижением социальных гарантий[5].

Проблемой в самозанятости является так называемая фиктивная самозанятость, то есть подчиненные трудовые отношения, замаскированные под автономную работу, с целью обхода трудового, социального и налогового законодательства.

Понимая важность самозанятости для стабильного развития общества, правительства многих стран стали обращать внимание на решение их проблем. С этой целью разрабатываются специальные государственные программы реформирования существующей политики в сфере занятости, направленные на повышение компетенции самозанятых, с одной стороны, и на стимулирование продуктивной самозанятости населения через механизмы льготного кредитования и налогообложения, с другой.

2. Тенденции и правовая основа деятельности самозанятого населения в Казахстане

Ключевым вопросом в социальной повестке дня Правительства РК стоит решение задачи по формализации самозанятого населения. Данный вопрос достиг остроты и даже стал причиной отставки министра труда и социальной защиты населения в феврале т.г. Как отметил Президент Казахстана 9 февраля 2018 года на расширенном заседании Правительства, "в Казахстане пришлось отложить внедрение обязательного социально-медицинского страхования. Основной причиной этого стала проблема вовлечения самозанятого и неформально занятого населения. Они не платят налоги, не участвуют в накопительной пенсионной системе, одним словом, находятся в тени"[6].

В Казахстане 6 апреля 2016 года был принят новый Закон РК "О занятости населения", который определил самостоятельно занятых следующим образом: это физические лица из числа:

— индивидуально занятых производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода;

— членов производственных кооперативов;

— неоплачиваемых работников семейных предприятий (хозяйств);

— работодателей, использующих труд наемных работников[7].

Кроме того, согласно Методике определения численности самостоятельно занятых, уровня их среднемесячных доходов и численности безработного населения все самозанятые классифицируются на продуктивно и непродуктивно занятых[8].

В группу продуктивно занятых включаются следующие категории самостоятельно занятых лиц:

— работодатели, использующие труд наемных работников, — независимо от уровня среднемесячных доходов;

— а) члены производственного кооператива, б) занятые на индивидуальной основе (зарегистрированные и действующие), в) занятые в личном подсобном хозяйстве производством продукции частично для потребления, обмена (продажи), г) занятые в личном подсобном хозяйстве производством продукции только для обмена (продажи) — с уровнем среднемесячных доходов выше величины прожиточного минимума (ВПМ).

В группу непродуктивно занятых включаются следующие категории самостоятельно занятых лиц:

— а) занятые на индивидуальной основе (бездействующие из числа зарегистрированных и незарегистрированные), б) неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств) — независимо от уровня среднемесячных доходов;

— а) члены производственного кооператива, б) занятые на индивидуальной основе (зарегистрированные и действующие), в) занятые в личном подсобном хозяйстве производством продукции частично для потребления, обмена (продажи), г) занятые в личном подсобном хозяйстве производством продукции только для обмена (продажи) — с уровнем среднемесячных доходов ниже ВПМ.

Если обратиться к официальной статистике, то мы видим следующую картину[9].

Таблица 1. Численность и категории самозанятого населения в Казахстане

Категория

Уровень доходов

Численность, человек

% от самозанятых

Самозанятые

2 042 471

 

Продуктивно занятые

1 845 594

90,3

1.1. Работодатели, использующие труд наемных работников

независимо от уровня среднемесячных доходов

137 868

 

1.2. Члены производственного кооператива

с уровнем среднемесячных доходов выше ВПМ

3 193

 

1.3. На индивидуальной основе (зарегистрированные и действующие)

1 320 607

 

1.4. В личном подсобном хозяйстве производством продукции частично для потребления, обмена (продажи)

383 926

 

 

Непродуктивно занятые

218 061

9,7

2.1. На индивидуальной основе (недействующие из числа зарегистрированных и незарегистрированные)

независимо от уровня среднемесячных доходов

138 375

6,8

2.2. Неоплачиваемые работники семейных предприятий

6 848

0,33

2.3. На индивидуальной основе (зарегистрированные и активно действующие)

с уровнем среднемесячных доходов ниже ВПМ

23 679

1,1

2.4. В личном подсобном хозяйстве производством продукции для продажи (обмена)

49 159

2,4

На 1-е полугодие 2018 года насчитывается 2 042 471 человек самозанятого населения (24% от занятого населения и 22,7% от численности рабочей силы). Из них 1 845 594 — продуктивно занятые (90,3% от самозанятых) и 218 061 непродуктивно занятые (9,7% от самозанятых).

Вот здесь начинается интересное. Во второй категории (непродуктивно занятые) есть 138 375 человек (6,8%) — занятые на индивидуальной основе (недействующие из числа зарегистрированных и незарегистрированные). Если они не действуют, в том числе не сдают отчетность как ИП, или не зарегистрированы вовсе, то это, по сути, безработные. Относить их к самозанятым — это самообман.

Далее, 6 848 человек (0,33%) — неоплачиваемые работники семейных предприятий. Как можно их относить к самозанятым? Это чистой воды безработные. Вот уже 145 223 человека, а это 7,1% от числа самозанятых.

Спорная категория — занятые в личном подсобном хозяйстве. К занятым в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) относятся лица, занятые на личном подворье, приусадебном и дачном участке (огороде). Их в Казахстане 383 926 человек с доходами выше ВПМ и 49 159 человек с доходами ниже ВПМ. Итого 433 085 человек, или 21,2% от числа самозанятых.

Во-первых, согласно методике лица, производящие продукцию в ЛПХ только для собственного потребления, учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Лица, производящие продукцию в ЛПХ только для собственного потребления, учитываются в качестве лиц, не входящих в состав рабочей силы, если они не занимались поиском работы или не были готовы приступить к ней.

То есть, по сути, нам доподлинно неизвестно и это очень сложно подтверждать, искали ли указанные лица работу и были ли готовы к ней приступить. Это является критерием, на основании которых тех или иных лиц относят условно к занятым в ЛПХ.

Таким образом, в числе 433 085 человек, занятых в ЛПХ, также присутствует вероятность наличия безработного населения. Просто оно не учитывается в качестве такового, а относится по умолчанию и для удобства статистики к самозанятому. Вот откуда неубедительная цифра в 4,9% безработных по стране.

Вывод таков, что официальная статистика далеко не отражает реальную картину, а под определенными условными категориями самозанятых скрывает безработное население.

Основными факторами самозанятости в Казахстане являются высокая доля сельского населения и ограниченные возможности для традиционной, стандартной занятости на селе (в связи с чем доля самозанятых на селе достигает 40% против 17% в городах)[10].

Кроме того, как вытекает из структуры самозанятого населения, ЛПХ и так называемые занятые на индивидуальной основе (недействующие из числа зарегистрированных и незарегистрированные), которые в совокупности составляют 571 460 человек (28% самозанятых, или 6,2% от рабочей силы), по сути, нигде не зарегистрированы и оказываются полностью выключенными из экономической и социальной жизни, системы социального обеспечения.

Такие лица юридически не являются ни субъектами предпринимательства, ни субъектами трудовых отношений, ни получающими пособия по безработице, тем самым они лишены социально-трудовых гарантий и возможности получения мер социальной защиты населения и государственной поддержки бизнеса. Они также выпадают из сферы деятельности как объединений работодателей, так и профсоюзов.

Есть мнения, что их нужно переводить из категории самозанятых в категорию наемных работников. Мы считаем это ошибочным мнением, не учитывающим меняющуюся конъюнктуру рынка труда и экономические реалии. Перевод необходимо осуществлять не в другую категорию, а часть самозанятого населения (незарегистрированные) переводить в правовое поле.

Поэтому сегодня встал вопрос о необходимости институционализации самозанятого населения, следует сфокусированно направить предпринимательский потенциал самозанятого населения в наиболее социально значимые сегменты казахстанского общества.

3. Реформа по формализации самозанятого населения в Казахстане

В результате долгих общенациональных дискуссий в недрах профильного министерства с привлечением экспертного сообщества родилась беспрецедентная социальная и налоговая реформа, направленная на формализацию самозанятого населения.

В настоящее время подготовлен проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам формализации занятости населения", он уже находится в Парламенте. 1 сентября т.г. Президент Казахстана на открытии четвертой сессии Парламента обозначил необходимость принятия этих изменений до конца текущего года[11].

Для упрощения регистрации и легализации деятельности неформально занятого населения разработан новый правовой режим — Единый совокупный платеж (ЕСП), для плательщиков которого определены более низкие ставки по налогу и социальным платежам, а его уплата позволит зарегистрироваться и участвовать в системе обязательного медицинского и социального страхования, а также пенсионного обеспечения[12].

ЕСП объединяет 4 платежа (ИПН, ОПВ, взносы в ФСМС и ГФСС) в один. При этом суммы распределяется следующим образом:

— 40% — обязательное социальное медицинское страхование (ФСМС);

— 30% — пенсионные взносы (ЕНПФ);

— 20% — обязательное социальное страхование (ГФСС);

— 10% — налог (бюджет).

Уплата ЕСП будет означать автоматическую регистрацию деятельности и участие в системе медицинского и социального страхования, пенсионного обеспечения.

Кратко обозначим ключевые новеллы согласно законопроекту.

Во-первых, Налоговый кодекс РК дополняется новым разделом 23 "Единый совокупный платеж".

Плательщиками единого совокупного платежа являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

1) уплатили единый совокупный платеж;

2) не используют труд наемных работников;

3) оказывают услуги исключительно физическим лицам и (или) реализуют исключительно физическим лицам сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства собственного производства, за исключением подакцизной продукции.

Не признаются в качестве плательщиков ЕСП:

1) лица, оказывающие услуги физическим лицам и (или) реализующие физическим лицам сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства собственного производства, на территории коммерческих объектов недвижимости, включая торговые объекты, используемых (подлежащих использованию) в предпринимательской деятельности, в том числе находящихся на праве собственности (аренды, пользования, доверительного управления);

2) лица, предоставляющие в аренду (имущественный наем) имущество, за исключением жилища;

3) лица, занимающиеся частной практикой;

4) иностранцы и лица без гражданства, за исключением оралманов;

5) лица, имеющие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Размер дохода плательщика ЕСП, получаемого в результате осуществления деятельности, за календарный год не должен превышать 100-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом о республиканском бюджете и действующей на 1 января соответствующего финансового года. Это сумма порядка 510 тысяч российских рублей, или 7,5 тысячи долларов в год.

Преимуществами данного режима являются следующие особенности.

Во-первых, налоговая отчетность по индивидуальному подоходному налогу плательщика ЕСП не представляется. Согласно поправкам в Предпринимательский кодекс физические лица, признанные плательщиками ЕСП, вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Во-вторых, в ЕСП включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога и социальных платежей — через единоразовую операцию (абонентская плата за подключение к системе социального обеспечения).

В-третьих, сумма ЕСП за один месяц составляет 1-кратный размер месячного расчетного показателя в городах республиканского значения, столице и областного значения и 0,5-кратный размер месячного расчетного показателя в других населенных пунктах. Другими словами, это 450 российских рублей, или 6,5 доллара, в месяц для городского населения и 225 российских рублей, или 3,25 доллара, в месяц для сельского населения.

Если оценивать в процентном соотношении, то это порядка 1 — 3% от доходов самозанятых лиц, что намного меньше налоговой нагрузки, действующей в отношении индивидуальных предпринимателей, работающих на основе упрощенного налогового режима.

При этом меняется дефиниция самозанятого населения в Законе о занятости: самостоятельно занятое лицо — физическое лицо, самостоятельно осуществляющее деятельность с целью извлечения дохода, в том числе использующее для этих целей труд других лиц, при условии, что оно не является наемным лицом.

Следует заметить, что данный правовой режим будет действовать до 1 января 2024 года, то есть вводится на 5-летний период.

Прогнозируется значительное повышение государственных расходов за счет снижения налоговых поступлений и субсидирования государством социальных платежей в ГФСС и ФСМС.

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:

1. На сегодняшний день основные тренды на рынке труда в мире характеризуются возрастающими масштабами распространения нестандартной и прекаризованной занятости.

2. Главным вопросом, стоящим в социальной повестке дня Казахстана, является проблема вовлечения самозанятого и неформально занятого населения в социально-экономическую жизнь страны.

3. В Казахстане имеется проблема скрытой безработицы, которая завуалирована в запутанную методологию учета самозанятого населения, а также высокая доля самозанятого населения — порядка 25%.

4. Внедряемый с 1 января 2019 года новый правовой режим для самозанятых "Единый совокупный платеж" соответствует принципам простоты и удобства. Самое главное — решается задача инклюзивности, включения миллионов наших сограждан в систему социального обеспечения, что стратегически важно для нашей страны.

Государство, идя на такой шаг, как реформа в виде ЕСП, сопряженная со значительными государственными расходами, в полной мере исполняет свои социальные обязательства перед гражданами.

5. Самозанятое население — кадровый резерв экономического развития государства, имеющий определенный профессиональный потенциал. Самозанятость должна рассматриваться в первую очередь как способ снижения уровня безработицы и борьбы с бедностью, и именно с этих позиций она представляет большой государственный интерес.

Литература

1. Кулекеев Ж.А. Проблемы правового регулирования деятельности самозанятого населения в РК, а также краткий обзор по социальному портрету самозанятого населения в южных регионах Республики Казахстан / Ж.А. Кулекеев // Социально-трудовые отношения в странах Центральной Азии: анализ и перспективы: Сб. выступлений. Астана: Федерация профсоюзов Республики Казахстан, 2018. 158 с.

2. Садыков И.М. Прекаризация занятости на евразийском пространстве: теории, тенденции, практика: Дис. … докт. филос. / И.М. Садыков. Алматы, 2018. 146 с.

References

1. Janine Berg. Non-standard employment: challenges and solutions // IUSLabor. 2016. N 3. P. 1 — 9.

 


[1] Кулекеев Ж.А. Проблемы правового регулирования деятельности самозанятого населения в РК, а также краткий обзор по социальному портрету самозанятого населения в южных регионах Республики Казахстан // Социально-трудовые отношения в странах Центральной Азии: анализ и перспективы: Сборник выступлений. Астана: Федерация профсоюзов Республики Казахстан, 2018. С. 5.

[2] Non-standard employment around the world: Understanding challenges, shaping prospects. International Labour Office — Geneva: ILO. 2016.

[3] Janine Berg. Non-standard employment: challenges and solutions // IUSLabor 3/2016.

[4] ILO — International Labour Organization, 'From precarious work to decent work: outcome document to the workers' symposium on policies and regulations to combat precarious employment', International Labour Organization, Geneva, 2012. С. 27.

[5] Садыков И.М. Прекаризация занятости на евразийском пространстве: теории, тенденции, практика: Дис. … докт. философии (Ph.D). Алматы, 2018. С. 5 — 12.

[6] Сайт издания Forbes Kazakhstan. URL: https://forbes.kz/process/nazarbaev_duysenovoy_tyi_ustala_na_etoy_rabote/.

[7] Закон Республики Казахстан "О занятости населения" от 6 апреля 2016 года N 482-V ЗРК.

[8] Методика определения численности самостоятельно занятых, уровня их среднемесячных доходов и численности безработного населения: утв. Приказом исполняющего обязанности Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 19 января 2016 года N 11.

[9] Официальный сайт Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. URL: http://www.stat.gov.kz/.

[10] Садыков И.М. Прекаризация занятости на евразийском пространстве: теории, тенденции, практика: Дис. … докт. философии (Ph.D). Алматы, 2018. С. 72.

[11] Выступление Президента Казахстана Н. Назарбаева на открытии четвертой сессии Парламента Республики Казахстан шестого созыва (1 сентября 2018 года) // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: http://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta-kazahstana-nnazarbaeva-na-otkrytii-chetvertoi-sessii-parlamenta-respubliki-kazahstan-shestogo-sozyva.

[12] Проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам формализации занятости населения" // Официальный сайт Парламента Республики Казахстан. URL: http://www.parlam.kz/ru/mazhilis/itreceived.


Рекомендуется Вам: