ЮрФак: изучение права онлайн

Особенности реализации надзорных функций прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Автор: Ильина О.В.

В условиях неснижающегося уровня коррупции особую актуальность приобретает надзорная деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции и коррупционным преступлениям.

В Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" от прокуроров требуется рассматривать коррупцию как одну из системных угроз безопасности Российской Федерации и принимать все меры к усилению борьбы с ней, считая важнейшей задачей своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, а также минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений[1]. В этих целях прокуроры наделены полномочиями:

— по проверке исполнения законодательства о противодействии коррупции;

— по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

— по обращению в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, принадлежащего должностным лицам, которые не представили сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы;

— по выявлению и пресечению фактов дачи и получения взяток, коммерческого подкупа, иных коррупционных преступлений; и рядом других.

В целях исполнения возложенных на надзорное ведомство задач по противодействию коррупции в прокуратурах субъектов РФ создаются специальные структурные подразделения, обеспечивающие исполнение государственной политики в рассматриваемой сфере. Так, в прокуратуре Пензенской области имеется Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, в состав которого, в свою очередь, входят три отдела:

а) отдел по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов следствия;

б) отдел по надзору за соблюдением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и производством дознания;

в) отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Представляется, что решение о создании в региональных прокуратурах антикоррупционных подразделений является своевременным и актуальным. Например, за 2017 год в сфере противодействия коррупции органами прокуратуры Пензенской области выявлено 1 432 нарушения законов, что на 20% больше, чем в 2016 году. По результатам прокурорских проверок принесено 389 протестов, в суды направлено 38 заявлений, внесено 496 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 541 лицо, к административной — 93 лица.

По постановлениям прокуроров к административной ответственности за незаконное вознаграждение в интересах юридического лица по ст. 19.28 КоАП РФ привлечено 4 юридических лица. Им назначены штрафы на общую сумму 1,5 млн рублей.

За нарушение порядка трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих по постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ привлечены 74 лица, в том числе 31 юридическое лицо. Правонарушителям назначены штрафы на общую сумму 2,9 млн рублей[2].

Проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции — одно из наиболее комплексных направлений деятельности прокуратуры, включающее в себя:

— анализ полноты и своевременности соблюдения должностными лицами требований нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на противодействие коррупции;

— проверку соблюдения и выполнения федеральными государственными служащими, служащими субъекта РФ, муниципальными служащими требований к антикоррупционному поведению;

— проверку достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых должностными лицами и ряд других мероприятий.

При выявлении нарушений антикоррупционного законодательства прокурор осуществляет меры реагирования, направленные на их устранение, а также на привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Например, в январе 2018 г. прокуратура Пензенского района провела проверку исполнения законодательства о противодействии коррупции депутатами 18 представительных органов сельских поселений, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований закона отдельными депутатами этих органов представлены недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год. В частности, выявлены факты неуказания депутатами сведений о наличии у них или членов их семей в собственности транспортных средств, недвижимого имущества, расположенного как на территории Пензенской области, так и на территориях иных субъектов Российской Федерации, сокрытия или занижения полученных в 2016 году доходов, а также финансовых обязательств имущественного характера.

В связи с этим прокурор района внес в комитеты местного самоуправления Кондольского, Золотаревского, Большееланского, Оленевского, Богословского, Воскресеновского, Краснопольского, Ермоловского, Кучкинского, Леонидовского, Алферьевского, Мичуринского сельсоветов 12 представлений с требованием рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий народных избранников. По результатам рассмотрения представлений прокурора района полномочия 23 депутатов названных сельсоветов досрочно прекращены[3].

В результате аналогичной проверки, проведенной прокуратурой Лунинского района Пензенской области в отношении руководителей муниципальных учреждений района в ноябре 2017 г., установлено, что ряд таких руководителей представили заведомо недостоверные сведения об имуществе, находящемся в собственности у них и их супругов. Не были указаны сведения о наличии в собственности земельных участков, квартир и иного недвижимого имущества.

По результатам проверки главе администрации района внесено представление, все должностные лица, виновные в нарушении антикоррупционного законодательства, привлечены к дисциплинарной ответственности.

К сфере нарушений требований законодательства о противодействии коррупции относятся и выявляемые случаи конфликта интересов. Впервые легальное определение рассматриваемого понятия было закреплено в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", где под конфликтом интересов понимается "…ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей". В этой же норме говорится о том, что при возникновении подобной ситуации возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами иных субъектов правоотношений, способное привести к причинению вреда этим законным интересам[4].

Исследователи указывают на опасность достижения личных интересов государственными служащими посредством использования своих должностных полномочий, которая заключается в том, что, как правило, это противоречит государственным и общественным интересам. Именно в целях предотвращения неправомерного использования властных полномочий при достижении личных интересов законодатель установил ряд запретов, ограничений и требований к служебному поведению государственных служащих, соблюдение которых снижает риски столкновения личных и государственных (общественных) интересов[5].

Однако предусмотреть и законодательно закрепить все ситуации, вызывающие конфликт интересов, которые, по сути, являются "предвестниками" коррупции, фактически не представляется возможным, в связи с чем важно нормативно-правовое описание признаков таких ситуаций и установление правил поведения государственного служащего при возникновении конфликта интересов, а также осуществление контроля за исполнением этих правил, что является одной из задач прокуратуры.

Очевидно, что в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" гражданин, поступив на государственную службу, осуществляет профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанная деятельность требует от государственного служащего беспрекословного следования интересам указанных субъектов, что обеспечивается путем делегирования ими властных полномочий государственному служащему.

В то же время, как показывает практика, государственные служащие не всегда следуют требованию использования своих властных полномочий только в целях обеспечения осуществления государственной службы. Будучи индивидуумом, государственный служащий, также как и иные члены общества, непременно имеет свои личные интересы материального (жилье, машина, денежные средства и т.п.) или нематериального (карьерный рост, образование, социальный статус и т.п.) характера.

Ряд личных интересов индивидуумами достигается посредством осуществления профессиональной деятельности, однако конкретная профессиональная деятельность как инструмент удовлетворения личных интересов обладает предельным потенциалом, и в случае, когда личные интересы не могут быть полностью удовлетворены в ходе ее осуществления, возможно три варианта развития событий:

1) личные интересы остаются не достигнутыми;

2) личные интересы достигаются путем смены профессиональной деятельности;

3) личные интересы удовлетворяются посредством превышения (злоупотребления) должностных полномочий, что характерно для государственной службы, так как использование властных полномочий в личных целях ставит их носителя в преимущественное положение перед другими членами общества.

Исходя из вышеизложенного, деятельность прокуратуры по выявлению и пресечению конфликта интересов является значимым фактором соблюдения служащими требований антикоррупционного законодательства.

В рамках надзора за соблюдением требований антикоррупционного законодательства прокуратура осуществляет антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, по итогам которой дается заключение о наличии либо отсутствии коррупциогенных факторов в текстах нормативных актов.

Например, по результатам проведения антикоррупционной экспертизы Приказа Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 18.07.2014, утверждающего Административный регламент в сфере оказания мер социальной поддержки многодетным семьям, экспертиза показала, что в административном регламенте Министерства содержались внутренние противоречия, касающиеся перечня документов, предоставляемых заявителями самостоятельно для получения государственной услуги.

Кроме того, в Административном регламенте содержались противоречивые основания отказа в предоставлении государственной услуги, что в процессе правоприменения могло способствовать произвольному отказу в предоставлении государственной услуги, в том числе исходя из возможной корыстной или иной личной заинтересованности.

По результатам антикоррупционной экспертизы прокурором Пензенской области внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, которое рассмотрено и удовлетворено. В административный регламент были внесены соответствующие изменения[6].

Также анализ деятельности прокуратуры Пензенской области показал, что в ходе прокурорских проверок, осуществляемых в рамках надзорной деятельности в сфере соблюдения требований антикоррупционного законодательства, выявлялись многочисленные нарушения в сфере проведения закупок для государственных и муниципальных нужд.

Нарушения допускались при выборе способа размещения заказов, при формировании аукционной документации, установлении требований, ограничивающих круг потенциальных участников размещения заказов, а также при исполнении государственных и муниципальных контрактов. Выявлены факты оказания незаконных преференций поставщикам и множество других нарушений.

В заключение статьи можно сделать вывод о том, что в условиях продолжающегося развития системы антикоррупционного законодательства Российской Федерации деятельность прокуроров по применению надзорных полномочий выступает одним из наиболее эффективных методов выявления фактов коррупции, их пресечения и последующего привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. В то же время надзорная деятельность прокуратуры требует постоянного развития и совершенствования, что обусловлено непрерывным процессом формирования правового демократического государства на территории Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Матвеев Д.Д. Правовое и организационное обеспечение разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Д.Д. Матвеев. М., 2009.

 


[1] Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 N 454 (ред. от 09.03.2017) // Законность. 2014. N 12.

[2] Органы прокуратуры области в 2017 году выявили более 1,4 тысячи нарушений антикоррупционного законодательства. URL: http://www.procpenza.ru/news/2018/02/7/16142503.

[3] После вмешательства прокуратуры в Пензенском районе досрочно прекращены полномочия 23 депутатов в связи с предоставлением неполных сведений в справках о доходах. URL: http://www.procpenza.ru/news/2018/01/22/16343694.

[4] О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. 2004. 31 июля.

[5] Матвеев Д.Д. Правовое и организационное обеспечение разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12.

[6] По результатам антикоррупционной экспертизы, проведенной прокуратурой Пензенской области, из нормативного правового акта исключен коррупциогенный фактор. URL: http://www.procpenza.ru/news2014/09/11/14451107.


Рекомендуется Вам: