ЮрФак: изучение права онлайн

К необходимости разработки концепции нормативно-правового регулирования социально-сетевого пространства публичных коммуникаций на муниципальном уровне

Автор: Зотов В.В.

Административная реформа, начатая в начале XX в. в Российской Федерации, опиралась на концепцию нового государственного управления (New Public Management), для которой характерны: 1) ориентация на обеспечение экономической и организационной эффективности процесса публичного управления; 2) клиентоориентированность государства. Однако процесс реализации административной реформы демонстрирует ряд проблем, среди которых основными становятся:

— отсутствие универсальности клиентских отношений и клиентоориентированного подхода, в частности это касается таких сфер управления, как обеспечение общественной безопасности или достижения социальной справедливости;

— фокус на интересах граждан-клиентов способствует преобладанию индивидуальных ценностей над общественными и ведет к нарастанию социальных противоречий в обществе;

— неадекватность оценки результативности деятельности органов власти и управления с позиций исключительно экономической и организационной эффективности без учета социальной эффективности.

Таким образом, исследования в области публичного управления должны уйти от фокусирования на идее клиентоориентированности публичного управления к изучению вопросов, связанных с обеспечением диалога и партнерства органов власти и населения при совместном обсуждении и решении общественно значимых проблем.

Направленность на максимальную открытость деятельности органов власти, вовлечение субъектов гражданского общества в процесс принятия решений по общественно значимым вопросам являются важным условием реализации предусмотренных в Конституции Российской Федерации (ст. 1) принципов демократического правового государства. Открытость предполагает прежде всего свободный доступ к информации об организации государственной власти и местного самоуправления, решениях (действиях), принимаемых (совершаемых) конкретными органами власти и должностными лицами, порядке реализации властных полномочий. А эффективное диалогово-партнерское взаимодействие государства и гражданского общества призвано создать условия для реализации общественного контроля за деятельностью органов власти и в конечном счете должно стать одним из важнейших факторов поддержания доверия во взаимоотношениях между гражданином и государством, на что ориентируют конституционные предписания.

На современном этапе развития российской государственности особая роль принадлежит местному самоуправлению, которое выступает в качестве уровня публичной власти, наиболее приближенного к населению. Местное самоуправление, являясь уровнем публичной власти, по своей природе и сущности одновременно выступает и формой самоорганизации граждан. Его сущностью как раз и являются организация деятельности граждан по обеспечению самостоятельного решения вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Оно является мощным катализатором создания гражданского общества, поскольку сознательное участие граждан в выработке достойных условий жизни на определенной территории способствует формированию у них ответственности за решение местных проблем, тем самым повышая их общую социальную и гражданскую активность.

Сегодня не только общество заинтересовано в коммуникационном взаимодействии с органами местного самоуправления, но и сами субъекты местной власти нуждаются в обеспечении демократизма, легитимности и доверия к муниципальной власти со стороны населения. Участие жителей муниципального образования в процессе принятия политических решений становится важным условием прозрачности политической и хозяйственной деятельности муниципалитета. А совместное обсуждение насущных хозяйственных вопросов (ЖКХ, транспортное обслуживание и других), связанных непосредственно с жизнедеятельностью на территории муниципалитета, позволяет найти рациональный вариант решения различных общественных проблем[1].

А это предполагает переход публичного управления к модели "менеджмента публичных ценностей" (Public value management), в которой управление основано на системном взаимодействии основных стейкхолдеров между собой на базе определенной ресурсной зависимости в целях достижения согласия при решении общественно значимых проблем.

С широким распространением информационно-телекоммуникационных технологий, которые позволили создать разветвленное сетевое сообщество, появляются новые институциональные возможности и подходы к организации публичного управления: информационное сопровождение процесса принятия решений делает его более открытым и публичным, а краудсорсинговая деятельность добавляет ему элемент коллективности, но ведет к распространению в российском обществе новых моделей коммуникаций — двухсторонних симметричных[2].

Получающая распространение философия публичного управления в виде концепции "менеджмента публичных ценностей" и практика ее реализации затрагивают в первую очередь именно систему внешних коммуникаций органов власти муниципального уровня. Эта система представляет собой пространство публичных коммуникаций, т.е. совокупность информационных каналов, объединяющих органы власти и стейкхолдеров гражданского общества для целей диалога и партнерства по вопросам, имеющим общественный интерес. Публичный статус данных взаимоотношений подчеркивает первостепенное значение взаимодействия власти и общества: от их содержания зависят информационное обеспечение деятельности муниципалитета, информирование населения о возможных формах участия в подготовке, принятии решений местной власти, формирование конструктивного диалога между властью и обществом, анализ мнений, настроений представителей социальных групп, от чего, в свою очередь, зависят характер отношения общества к действующей муниципальной власти, формирование имиджа власти, оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления со стороны населения.

Сегодня это пространство характеризуется определенными разрывами, которые обусловлены фрагментарностью и нестабильным характером социальной сетевой среды, низким уровнем транспарентности органов власти, недостаточно развитым и маловлиятельным сектором активных независимых неправительственных организаций, имитационным характером значительной части коммуникативных практик, недостаточной выраженностью установок на конструктивное взаимодействие, преобладанием взаимных негативных образов-стереотипов, недостаточной коммуникационной компетентности участников взаимодействия[3]. Преодоление данных разрывом возможно благодаря разработке концепции нормативно-правового регулирования социально-сетевого пространства публичных коммуникаций. Отметим, что сегодня уже осуществляется правовой анализ взаимодействия муниципальных органов с населением, раскрываются его позитивные стороны и имеющиеся недостатки. Особое внимание уделяется практике реализации сотрудничества местных органов власти с гражданами и их объединениями, способам решения проблем, возникающих при их совместной работе[4].

Сегодня есть острая потребность: 1) в систематизации имеющихся теоретико-методологических и нормативно-правовых подходов к организации социально-сетевого пространства публичными коммуникациями; 2) проведении социально-правовой диагностики информационно-коммуникационной ситуации в области публичной коммуникации; 3) разработке концепции нормативно-правового регулирования в сфере социально-сетевого взаимодействия органов власти и населения на основе принципов Конституции РФ.

В рамках систематизации имеющихся теоретико-методологических и нормативно-правовых подходов необходимо: 1) обосновать эвристические возможности современных теорий государственного управления для формирования научной концепции нормативно-правового регулирования социально-сетевого пространства публичных коммуникаций, 2) проанализировать основные направления государственной политики Российской Федерации в социально-сетевом пространстве публичных коммуникаций; 3) дать оценку регулирующего воздействия действующего нормативно-правовых документов, регламентирующих поведение стейкхолдеров в пространстве публичных коммуникаций;

Без понимания реального отношения российских граждан к нормам и принципам законодательства в области социально-сетевого пространства публичных коммуникаций невозможно ни управлять социальными процессами, направленными на организацию диалога и партнерства государства с основными стейкхолдерами социально-сетевого пространства публичных коммуникаций, ни прогнозировать их развитие. Поэтому следует обосновать и разработать систему показателей, позволяющих диагностировать состояние социально-сетевого пространства публичных коммуникаций, а также выявить комплекс социально-правовых условий и факторов, как препятствующих, так и способствующих организации диалога и партнерства в социально-сетевом пространстве публичных коммуникаций.

В рамках разработки концепции нормативно-правового регулирования в сфере социально-сетевого взаимодействия органов власти и населения следует прежде всего исходя из норм и принципов Конституции РФ определить концептуальные подходы, стратегические цели и механизмы правового регулирования данной сферы; выработать теоретически и методологически обоснованно сформулировать в рамках приверженности конституционным ценностям основные положения государственной системы правового регулирования и основные направления развития законодательства в социально-сетевом пространстве публичных коммуникаций Российской Федерации, а также базовые принципы нормативно-правового регулирования социально-сетевого пространства публичных коммуникаций в Российской Федерации как сложной социотехнической системы. Сегодня следует предложить конкретные изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих в сфере публичных коммуникаций, разработать модельные законы, регулирующие взаимодействие органов власти и основных стейкхолдеров в социально-сетевом пространстве публичных коммуникаций субъектов Российской Федерации; разработать и предложить изменения Уставов муниципальных образований, а также изменения в должностных регламентах муниципальных служащих, которые бы учитывали особенности деятельности в социально-сетевом пространстве, особенности взаимодействия с основными стейкхолдерами.

Литература

1. Зотов В.В. Российское пространство публичных коммуникаций: основные причины разрывов / В.В. Зотов, В.П. Бабинцев, Ж.А. Шаповал, А.В. Губанов // Коммуникология. 2017. Т. 5. N 6. С. 61 — 75.

2. Лагутин С.Г. К вопросу информационной открытости взаимодействия органов местного самоуправления с населением: социологический аспект / С.Г. Лагутин // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. N 5 (132). С. 19 — 26.

3. Попов Д.В. Направления совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с населением муниципального образования / Д.В. Попов // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2017. N 17 (3). С. 17 — 24.

4. Пронская О.Н. Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан / О.Н. Пронская // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2017. N 17 (3). С. 78 — 82.

5. Шарков Ф.И. Диагностика состояния современных моделей коммуникации / Ф.И. Шарков // Диагностика власти и управления: коммуникативные механизмы и "двойные стандарты": Материалы Всероссийской конференции с международным участием "XV Дридзевские чтения": Сб. науч. ст. М.: Ин-т социологии РАН, 2016. 406 с.

 


[1] Лагутин С.Г. К вопросу информационной открытости взаимодействия органов местного самоуправления с населением: социологический аспект // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. N 5 (132). С. 19 — 26.

[2] Шарков Ф.И. Диагностика состояния современных моделей коммуникации // Диагностика власти и управления: коммуникативные механизмы и "двойные стандарты": Материалы Всероссийской конференции с международным участием "XV Дридзевские чтения". М.: Институт социологии РАН, 2016. С. 237 — 245.

[3] Зотов В.В., Бабинцев В.П., Шаповал Ж.А., Губанов А.В. Российское пространство публичных коммуникаций: основные причины разрывов // Коммуникология. 2017. Т. 5. N 6. С. 61 — 75.

[4] Попов Д.В. Направления совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с населением муниципального образования // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2017. N 17 (3). С. 17 — 24; Пронская О.Н. Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2017. N 17 (3). С. 78 — 82.


Рекомендуется Вам: