ЮрФак: изучение права онлайн

Правовая природа и соотношение порядка проведения торгов в электронной форме и порядка продажи имущества должника

Автор: Ершов Д.В.

Вопрос о соотношении порядка продажи имущества должника и порядка проведения торгов в электронной форме является малоизученным в доктрине гражданского и предпринимательского права. Обращение к научным трудам показало, что данный вопрос не был раскрыт ни в статьях, ни в фундаментальных исследованиях.

В практической плоскости существует отождествление двух порядков. Профессиональное сообщество считает, что порядок продажи имущества должника суть порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника.

Верховный Суд РФ в решении от 4 апреля 2017 г. N АКПИ17-86 признал недействующим подп. "б" п. 3.1.2 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (приложение N 1), утвержденного Приказом Минэкономразвития N 495, в части определения пределов величины снижения начальной цены продажи имущества или предприятия должника от 5 до 15% начальной цены продажи, установленной для первого периода проведения торгов. Верховный Суд РФ посчитал, что Минэкономразвития вышло за пределы предоставленных ему полномочий, и в обоснование своих выводов указал, что "доводы Минэкономразвития основаны на ошибочном отождествлении порядка проведения торгов в электронной форме и порядка продажи имущества должника, включая его сроки и условия, которые по нормам Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" имеют различное правовое содержание"[1].

Указывая на различное правовое содержание порядка продажи имущества должника и порядка проведения торгов в электронной форме, Верховный Суд РФ, к сожалению, не раскрыл, в чем именно состоит различие правового содержания данных институтов.

В целях определения действительной правовой природы и соотношения указанных порядков рассмотрим их более подробно.

Источником нормативного регулирования порядка проведения торгов в электронной форме в первую очередь являются нормы Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)")[2]. Такие нормы можно условно разделить на общие нормы, которые регулируют общие вопросы порядка организации и проведения торгов вне зависимости от формы торгов (электронная, бумажная), в частности раскрывают виды торгов (аукцион/конкурс/публичное предложение; открытые/закрытые; первые/повторные), определяют круг субъектов торгов (организатор торгов, участник торгов, оператор электронной площадки) и пр., а также специальные нормы, посвященные порядку проведения торгов в электронной форме (абз. 2 п. 7.1, п. 20 ст. 110, п. 3 ст. 111 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и др.).

Согласно абз. 4 п. 20 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" "порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждаются регулирующим органом". Поэтому вторым источником правового регулирования порядка проведения торгов в электронной форме является Приказ Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. N 495, утвердивший в приложении N 1 Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее — Порядок проведения торгов в электронной форме, утвержденный Приказом Минэкономразвития N 495). Указанный документ содержит разделы, посвященные регистрации на электронной площадке, представлению организатором торгов заявки на проведение торгов, представлению заявки на участие в торгах, определению участников торгов, проведению торгов и подведению результатов торгов, размещению сведений о проведении и о результатах проведения торгов.

По мнению Е.В. Луневой, З.Ф. Сафина, Приказ Минэкономразвития N 495 является подзаконным нормативным правовым актом, который закрепляет систему правовых средств, направленных на обеспечение должного функционирования электронных торгов[3]. По нашему мнению, понимание порядка проведения торгов в электронной форме исключительно как системы правовых средств не дает полноценного представления о его правовой природе и не позволяет определить соотношение с порядком реализации имущества должника.

По своему содержанию Порядок проведения торгов в электронной форме, утвержденный Приказом Минэкономразвития N 495, является нормативным актом, содержащим детализированную регламентацию всех технологических процессов проведения и участия в торгах, осуществляемых посредством применения программно-аппаратных средств сайта электронной торговой площадки (далее — ЭТП) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Так, например, Порядок проведения торгов в электронной форме закрепляет с технологической, аппаратной точки зрения процедуру обмена электронными сообщениями и документами, порядок регистрации на ЭТП, размещения торгов на ЭТП, участия в торгах, проводимых в электронной форме, технологическую процедуру проведения торгов и подведения итогов и т.д.

Являясь подзаконным нормативным актом, Приказ Минэкономразвития N 495 призван регулировать обособленную группу общественных отношений. Именно специфика общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования, определяет правовую природу порядка проведения торгов в электронной форме, а также указывает на его отличие от порядка продажи имущества должника.

Особенности правовой природы общественных отношений, возникающих при проведении торгов в электронной форме, по нашему мнению, выражаются в том, что возникновение, изменение и прекращение таких правоотношений происходит посредством применения программно-аппаратных средств сайта (электронной торговой площадки) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также с использованием электронных подписей.

Именно применение программно-аппаратных средств сайта в сети Интернет и электронных подписей при возникновении, изменении и прекращении правоотношений является той специфической чертой, которая позволяет различать, в частности, обычные торги и торги, проводимые в электронной форме.

Так, например, для возникновения между организатором торгов и оператором электронной площадки правоотношения по проведению торгов организатор торгов представляет оператору электронной площадки с помощью программно-аппаратных средств сайта заявку на проведение торгов в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью организатора торгов (п. 3.1 Порядка проведения торгов).

Для возникновения правоотношений по участию в торгах участник торгов (заявитель) с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным ст. ст. 110 и 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя (п. 4.1 Порядка проведения торгов).

Изменение или прекращение правоотношений по участию в торгах может быть осуществлено участником торгов (заявителем) также посредством применения программно-аппаратных средств ЭТП в сети Интернет с использованием квалифицированной электронной подписи (п. 4.3 Порядка проведения торгов).

По мнению автора, правила проведения торгов в электронной форме представляют собой субинститут правового института торгов.

В науке под субинститутом принято понимать четко выраженную совокупность правовых норм внутри крупного правового института, регулирующую определенные особенности, специфику видовых общественных отношений[4].

Предметом правового регулирования данного субинститута выступают общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся между субъектами торгов посредством применения программно-аппаратных средств сайта (электронной торговой площадки) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и использования квалифицированной электронной подписи в процессе организации и проведения торгов по продаже имущества должников в процедурах банкротства.

В теории государства и права в структуре предмета правового регулирования выделяют следующие элементы: а) субъекты — индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес; г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений[5].

Субъектами рассматриваемых правоотношений являются: 1) оператор электронной площадки; 2) организатор торгов; 3) заявитель (участник торгов).

Действия, совершаемые указанными субъектами, связаны с организацией, проведением и участием в торгах по продаже имущества должников, проводимых в электронной форме.

Объектом окружающего мира, по поводу которого субъекты вступают во взаимоотношения друг с другом и к которому проявляют свой интерес, выступает конкретная торговая процедура, проводимая в электронной форме.

К фактам, выступающим непосредственными причинами возникновения, изменения, прекращения соответствующих отношений, следует относить: подачу заявки на участие в торгах, признание торгов несостоявшимися, отмену торгов, подведение результатов торгов и пр., главной их отличительной особенностью является то, что все они становятся правопорождающими, правоизменяющими или правопрекращающими фактами в результате применения комплекса программно-аппаратных средств.

Для порядка проведения торгов в электронной форме характерен императивный метод правового регулирования, который выражается в предписании субъектам правоотношений строго соблюдать установленную нормативными актами процедуру. Порядок проведения торгов в электронной форме не может быть изменен по воле субъектов торгов. Изменение порядка проведения торгов в электронной форме находится в компетенции законодательного органа власти, а также в соответствии с абз. 4 п. 20 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" регулирующего органа в лице Минэкономразвития России в пределах предоставленных ему полномочий.

Теперь рассмотрим с точки зрения предмета (его элементов) и метода правового регулирования порядок продажи имущества должника.

В соответствии с нормами п. 7.1 ст. 110, п. 1.1 ст. 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои "предложения" о порядке продажи предприятия (имущества) должника. Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи предприятия, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим.

Таким образом, в отличие от порядка проведения торгов в электронной форме, который устанавливается законодательным органом власти и регулирующим органом в пределах его компетенции, утверждение порядка продажи имущества должника осуществляется собранием (комитетом) кредиторов.

Анализ научных точек зрения[6] позволяет сделать вывод о том, что в основе притязаний конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику лежат требования денежного характера, подлежащие удовлетворению за счет продажи имущества должника в рамках одной (третьей) очереди, которые одинаково учитываются при определении количества голосов, влияющих на принятие решений собранием кредиторов.

Все решения, принимаемые собранием кредиторов, в результате прямо или косвенно влияют на то, в каком объеме и когда будут удовлетворены требования денежного характера конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Представляется, что именно поэтому законодатель наделил собрание (комитет) кредиторов широкими полномочиями по определению порядка продажи имущества должника, а также в отличие от императивного закрепления порядка проведения торгов в электронной форме избрал диспозитивный метод правового регулирования отношений, возникающих в процедурах банкротства в связи с определением и утверждением порядка продажи имущества должника.

Определяя порядок, сроки и условия продажи имущества банкрота, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы проецируют результаты проведения процедуры реализации имущества на объемы и сроки удовлетворения их требований. Так, например, установление собранием (комитетом) кредиторов начальной цены продажи имущества выше рыночной, с одной стороны, потенциально позволяет увеличить размер погашения их требований, но, с другой стороны, способно привести к существенному увеличению сроков продажи имущества должника. И, наоборот, установление цены ниже рыночной позволит более оперативно осуществить процедуру продажи имущества, но повлечет удовлетворение требований в меньшем объеме.

Таким образом, представляется, что делегированное законодателем собранию (комитету) кредиторов диспозитивное право определять порядок продажи имущества должника является следствием существования у конкурсного кредитора и уполномоченного органа требований денежного (материального) характера, объемы и сроки удовлетворения которых зависят от порядка, сроков и условий продажи имущества должника.

Предметом правового регулирования норм, посвященных порядку продажи имущества должника, выступают общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся между субъектами, имеющими к должнику требования денежного характера, значимые для определения наличия признаков банкротства должника, и арбитражным управляющим в процессе определения порядка, сроков и условий продажи имущества должника, которые повлияют на размер и сроки удовлетворения требований кредиторов.

Субъектами правоотношений являются, с одной стороны, собрание (комитет) кредиторов (конкурсные кредиторы и/или уполномоченные органы), залоговый кредитор, т.е. лица, имеющие к должнику требования денежного характера, а с другой стороны, арбитражный управляющий (внешний, конкурсный) — лицо, на которое в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" возложена обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Каждый из перечисленных субъектов правоотношений обладает определенным объемом прав и обязанностей. Так, например, в обязанности арбитражного управляющего входит подготовка предложений о порядке продажи имущества должника и их утверждение на собрании (комитете) кредиторов (абз. 1 п. 7.1 ст. 110, абз. 1 п. 1.1 ст. 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). В числе прав арбитражного управляющего можно назвать: право обратиться в арбитражный суд с заявлением о разрешении разногласий в случаях, предусмотренных абз. 3, 4 п. 4 ст. 138 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; право обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника (абз. 7 п. 7.1 ст. 110, абз. 8 п. 1.1 ст. 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

К обязанностям собрания (комитета) кредиторов относится утверждение предложений арбитражного управляющего о порядке продажи имущества (абз. 7 п. 7.1 ст. 110, абз. 8 п. 1.1 ст. 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

При этом собранию (комитету) кредиторов предоставляется право утвердить иной порядок продажи предприятия, чем тот, который был предложен арбитражным управляющим (абз. 5 п. 7.1 ст. 110, абз. 6 п. 1.1 ст. 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Действия, совершаемые указанными субъектами, связаны с определением (утверждением) порядка, сроков и условий продажи имущества должника, которые потенциально влияют на объемы и сроки удовлетворения требований денежного характера.

Представляется, что конечным объектом правоотношений, возникающих в связи с утверждением порядка реализации имущества должника, является размер и сроки удовлетворения требований кредиторов.

К фактам, выступающим непосредственными причинами возникновения, изменения, прекращения соответствующих отношений, следует относить: утверждение порядка (изменений в порядок) продажи имущества должника собранием (комитетом) кредиторов, залоговым кредитором, а в случаях, предусмотренных законом, утверждение порядка (изменений в порядок) продажи имущества должника арбитражным судом.

Для порядка продажи имущества должника характерен диспозитивный метод правового регулирования, который выражается в предоставлении субъектам данных правоотношений права самостоятельно определять порядок, сроки и условия продажи имущества должника.

Отвечая на вопрос о том, в чем же состоят различия в правовом содержании порядка проведения торгов в электронной форме и порядка продажи имущества должника, упомянутые, но не раскрытые в решении Верховного Суда РФ от 4 апреля 2017 г. N АКПИ17-86, считаем возможным указать, что порядок проведения торгов в электронной форме и порядок продажи имущества должника различаются по следующим основаниям:

1) по предмету правового регулирования:

— нормы, посвященные порядку проведения торгов в электронной форме, регулируют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся между субъектами торгов посредством применения программно-аппаратных средств сайта (электронной площадки) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и использования квалифицированной электронной подписи в процессе организации и проведения торгов по продаже имущества должников в процедурах банкротства;

— нормы, посвященные порядку продажи имущества должника, регулируют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся между субъектами, имеющими к должнику требования денежного характера, значимые для определения наличия признаков банкротства должника, и арбитражным управляющим в процессе определения порядка, сроков и условий продажи имущества должника, влияющих на размер и сроки удовлетворения требований кредиторов;

2) по кругу субъектов регулируемых правоотношений:

— субъектами правоотношений, возникающих в связи с проведением торгов в электронной форме, являются оператор электронной площадки, организатор торгов, заявитель (участник торгов). Действия субъектов выражаются в организации, проведении и участии в торгах по продаже имущества должников, проводимых в электронной форме;

— субъектами правоотношений, возникающих в связи с определением порядка продажи имущества должника, являются собрание (комитет) кредиторов, залоговый кредитор, арбитражный управляющий. Действия субъектов выражаются в определении (утверждении) порядка, сроков и условий продажи имущества должника, которые потенциально влияют на объемы и сроки удовлетворения требований кредиторов денежного характера;

3) по объекту правоотношений:

— для порядка проведения торгов в электронной форме объектом правоотношений выступает конкретная торговая процедура, проводимая в электронной форме;

— для порядка продажи имущества должника конечным объектом правоотношений является размер удовлетворения требований кредиторов;

4) по методу правового регулирования:

— нормы, регулирующие порядок проведения торгов в электронной форме, носят характер императивных предписаний;

— нормы, регулирующие порядок продажи имущества должника, являются диспозитивными;

5) по органу, уполномоченному устанавливать (изменять) порядок:

— порядок проведения торгов в электронной форме устанавливается законодательным органом власти, а также регулирующим органом в лице Минэкономразвития России в пределах предоставленных ему полномочий;

— порядок продажи имущества должника определяется собранием (комитетом) кредиторов, залоговым кредитором.

Четкое разграничение порядка продажи имущества должника и порядка проведения торгов в электронной форме позволяет наиболее полно раскрыть содержание и специфику каждого из указанных порядков, избежать необоснованного их отождествления, а также определить границы, за пределы которых органы, уполномоченные устанавливать данные порядки, не могут выходить при решении отдельных вопросов порядка проведения торгов в электронной форме и порядка продажи имущества должника. Так, например, собрание кредиторов не вправе определить, что торги, проводимые в электронной форме, будут проводиться, скажем, по процедуре голландского аукциона или на ЭТП, не соответствующей требованиям действующего законодательства и т.п. В свою очередь, Минэкономразвития, изменяя порядок проведения торгов в электронной форме, не вправе решать вопросы, связанные с порядком продажи имущества должника, отнесенные к компетенции собрания (комитета) кредиторов и влияющие на размер и сроки удовлетворения их требований, например императивно устанавливать график снижения цены продажи имущества должника в процессе проведения торгов посредством публичного предложения.

Литература

1. Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: Монография / Р.В. Амелин; под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016. 338 с.

2. Банкротство хозяйствующих субъектов: Учебник для бакалавров / Я.О. Алимова, Н.Н. Викторова, С.С. Галкин и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Е.Е. Енькова. М.: Проспект, 2016. 336 с.

3. Карелина С. Разграничение денежных и неденежных обязательств в процессе несостоятельности (банкротства) / С. Карелина, М. Эрлих // Корпоративный юрист. 2008. N 2. С. 50 — 54.

4. Лунева Е.В. Обязательные электронные торги в Российской Федерации: проблемы правового регулирования / Е.В. Лунева, З.Ф. Сафин // Конкурентное право. 2017. N 3. С. 29 — 33.

5. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2004. 512 с.

6. Налоговое право: Учебник для бакалавров / А.С. Бурова, Е.Г. Васильева, Е.С. Губенко и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 2-е изд. М.: Проспект, 2016. 528 с.

7. Рожкова М.А. О круге денежных обязательств, значимых для определения признаков банкротства / М.А. Рожкова // Корпоративный юрист. 2009. N 4. С. 20 — 24.

8. Тютин Д.В. Налоговое право: Курс лекций / Д.В. Тютин // СПС "КонсультантПлюс", 2017.

9. Шишмарева Т.П. Институт несостоятельности в России и Германии / Т.П. Шишмарева. М.: Статут, 2015. 332 с.

 


[1] Решение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2017 г. N АКПИ17-86 "О признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3.1.2 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (приложение N 1), утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495" // СПС "КонсультантПлюс".

[2] СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

[3] Лунева Е.В., Сафин З.Ф. Обязательные электронные торги в Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Конкурентное право. 2017. N 3.

[4] Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: Монография / Под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016.

[5] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 153.

[6] Банкротство хозяйствующих субъектов: Учебник для бакалавров / Я.О. Алимова, Н.Н. Викторова, С.С. Галкин и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Е.Е. Енькова. М.: Проспект, 2016. С. 70; Карелина С., Эрлих М. Разграничение денежных и неденежных обязательств в процессе несостоятельности (банкротства) // Корпоративный юрист. 2008. N 2; Налоговое право: Учебник для бакалавров / А.С. Бурова, Е.Г. Васильева, Е.С. Губенко и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 2-е изд. М.: Проспект, 2016; Рожкова М.А. О круге денежных обязательств, значимых для определения признаков банкротства // Корпоративный юрист. 2009. N 4; Тютин Д.В. Налоговое право: Курс лекций // СПС "КонсультантПлюс", 2017; Шишмарева Т.П. Институт несостоятельности в России и Германии. М.: Статут, 2015.


Рекомендуется Вам: