ЮрФак: изучение права онлайн

К вопросу о реализации принципа доступности правосудия и создания единого информационного пространства судебной системы

Автор: Крисько В.С.

Вопрос обеспечения доступности правосудия и доверия граждан к суду, а также достижения максимальной прозрачности в деятельности судебной системы на сегодняшний день актуален.

Поскольку делопроизводство является важным видом деятельности суда и направлено на эффективное отправление правосудия, соблюдение процессуальных норм и гарантий, компьютерные технологии направлены на автоматизацию процесса и переход к безбумажным технологиям.

Система электронного правосудия призвана применять компьютерные и интернет-технологии для управления административными процедурами перед, во время и после отправления правосудия, а также для обеспечения самого судебного разбирательства. Электронное правосудие связано с применением судами технологий, ресурсов и коммуникаций и направлено на обеспечение принципа открытости, гласности и доступности судебной системы. Положения о доступности правосудия закреплены во Всеобщей декларации прав человека. Норма беспрепятственного доступа к суду признана одной из фундаментальных (ст. 10 Декларации)[1]. В России в целях реализации данного принципа и совершенствования судебной системы был принят Федеральный закон N 262-ФЗ от 22 декабря 2008 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее — Закон N 262-ФЗ). Обеспечение гласности и доступности законодатель напрямую связывает с использованием информационных технологий (ст. 6 Закона N 262-ФЗ)[2].

При использовании судами информационных технологий можно говорить о прозрачности деятельности судебной системы, что помогает обеспечить способность судам эффективно и рационально делать свою работу, а также в режиме реального времени организовать работу коллектива с максимальной эффективностью.

Особое внимание следует уделить вопросу создания единого информационного пространства судов общей юрисдикции, арбитражных и мировых судов с учетом положений п. 6 ст. 1 Закона N 262-ФЗ и того факта, что с 6 августа 2014 г. Верховный Суд РФ стал единственным высшим судебным органом. Первым этапом в процессе информатизации судебной системы явилось внедрение в деятельность судов общей юрисдикции в 2004 г. Государственной автоматизированной системы "Правосудие", предназначенной для формирования единого информационного пространства, обеспечения технологической поддержки судопроизводства и информирования о ходе производства по делу в суде. На сегодняшний день суды общей юрисдикции, а также Судебный департамент при Верховном Суде РФ работают в программе ГАС "Правосудие", мировые суды — ПО "Амирс", арбитражные суды — картотека арбитражных дел "Арбит". Следует отметить, что на сегодняшний день электронное правосудие в системе арбитражных судов реализовано наиболее полно и участники арбитражного процесса имеют возможность реализовывать свои права на всех этапах правосудия, начиная от подачи заявления в электронном виде, предоставления документов и до получения судебного акта. ПО "Амирс" в системе мировой юстиции по своим качественным характеристикам и функциональным возможностям также требует значительных трудозатрат от аппарата суда. С учетом нагрузки мировых судей и разнообразия рассмотрения споров юстиции необходим программный продукт, который предоставлял бы возможность получить максимальный объем правовой информации.

За последние годы в работу судов были внедрены также и иные важные программы, обеспечивающие аудиопротоколирование хода судебных заседаний, видеоконференц-связь в ходе судебного заседания, извещения посредством СМС-сообщений и т.д., значимость которых неоспорима.

Однако в Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы" (ред. от 03.10.2018) напрямую говорится о том, что "в настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др."[3]. Решение проблемы видится во внедрении информационно-коммуникационных технологий не только в судебную систему, но систему принудительного исполнения судебных актов и судебно-экспертную деятельность.

Согласно положениям ст. 57 ГПК РФ, ст. 63 КАС РФ суд при рассмотрении спора может истребовать необходимые доказательства по делу по ходатайству сторон или собственной инициативе[4]. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о взаимодействии информационных систем с иными ведомствами и организациями (органами прокуратуры РФ, МВД РФ, Росреестра и т.д.). Внедрение таких систем приведет к сокращению сроков рассмотрения дел, обеспечит удобный и быстрый обмен информацией и в целом повысит качество работы судов.

При активном внедрении в работу информационных технологий не стоит забывать о том, что полный переход на электронный документооборот возможен только при защите информации от несанкционированного доступа к ней. На современном этапе такое возможно при внедрении в работу систем, отвечающих высокой степени безопасности: искусственного интеллекта, смарт-контракта и технологий блокчейна. Программы устойчивы к внешним манипуляциям, а автоматизация и прозрачность системы позволят получить доступ к необходимой информации. В судебной системе указанные технологии будут иметь высокий потенциал позиционирования в качестве достоверной информации, отпадет необходимость выполнять межведомственные запросы, аппарат суда освободится от рутинной работы.

Внедрение такого рода программ требует не только детальной проработки всех технических аспектов функционирования систем, но и законодательного закрепления, а следовательно, и серьезного финансирования.

Интересными примерами внедрения инновационных технологий являются программные обеспечения чат-бот, робот-юрист. Программа чат-бот способна имитировать поведение человека, отвечая на популярные запросы, а робот-юрист — формировать стандартные заявления.

Таким образом, современные информационные технологии не только обеспечат систему надежностью сохранения данных, но и в силу своей многозадачности позволят использовать их в различных отраслях права, обеспечат работу с большим массивом документов, а также позволят получать актуальные данные при постоянно меняющихся нормах законодательства.

Многие видят во внедрении современных информационных технологий не только положительные моменты, но и сходятся к мнению, что автоматизация приведет к сокращению рабочих мест. Однако любое дело по своей сути уникально: суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, руководствуясь нормами материального права (ст. ст. 67 ГПК РФ, 62 КАС РФ). Секретари суда, судебных заседаний и помощники оказывают помощь судье в подготовке и организации судебного процесса. Внедрение информационных технологий должно решить не только проблему прозрачности и доступности, но и одну из острых проблем — снижение нагрузки на сотрудников аппарата суда, а при расчете рисков и уменьшить количество необоснованных заявлений, поступающих в суд. Ввиду того что суд воспринимает полученную информацию в процессе отправления правосудия лично, а аппарат суда обеспечивает такую работу, то можно говорить, что технические средства не вытеснят сотрудников суда, а приведут к повышению эффективности работы.

Подводя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день при рассмотрении вопроса об информационном обеспечении судебной системы следует говорить о необходимости формирования единой информационной системы для судов общей юрисдикции, арбитражных, мировых судов, Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, а также внедрения в судопроизводство новейших технологических инструментариев, которые приведут к прозрачности, доступности правосудия и освободят суды от рутинной работы.

 


[1] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС "КонсультантПлюс".

[2] Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (ред. от 28.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы" (ред. от 03.10.2018) // СПС "КонсультантПлюс".

[4] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018); Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: