ЮрФак: изучение права онлайн

Нормативное правовое обеспечение мониторинга результатов инновационной деятельности

Авторы: Тютюнник И.Г., Богачев Ю.С.

В мае 2018 г. в Указе Президента России от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"[1] (далее — Указ N 204) были сформулированы национальные цели и стратегические задачи на период до 2024 г. В нем были определены приоритетные проекты по двенадцати направлениям. Однако при этом отсутствуют механизмы координации этих проектов. Необходимость такой координации следует из результатов анализа стратегических задач.

Так, например, целями национального проекта "Здравоохранение" являются: снижение смертности в возрасте 20 — 60 лет от болезней сердца и сосудов, онкологических и болезней детей до 3-х лет. Достижение этой цели возможно только при создании принципиально новых лекарственных препаратов, диагностического и лечебного оборудования, методов и средств. Но это проблема для фармацевтической и медицинской промышленности. Необходима межотраслевая координация, однако в нормативной правовой системе не предусмотрены соответствующие механизмы. Аналогичная проблема возникает при реализации национального проекта "Повышение производительности труда и поддержка занятости". Резкое повышение производительности труда возможно только при массовой модернизации производства на основе современного высокопроизводительного оборудования и внедрения технологий, соответствующих требованиям 6-го технологического уклада, организации управления с применением методов цифровой экономики, повышения квалификации занятых и реформирования цепочек добавленной стоимости на основе взаимодействия поставщиков 1 — 4 уровней[2]. Таким образом, для достижения цели рассматриваемого выше национального проекта необходима система мероприятий, обеспечивающих оборудованием, технологиями и квалифицированной рабочей силой экономику страны с учетом режима санкций и антисанкций[3]. Но для этого необходима координация мероприятий указанного национального проекта и действующих программ по импортозамещению на основе разработанных институциональных механизмов и нормативно-правовых мер. Для обеспечения прорывного технологического развития следует разработать механизмы взаимодействия при выполнении проектов "Повышение производительности труда и поддержка занятости", "Наука", "Образование".

Источником возникновения указанных выше проблем является отсутствие Национальной стратегии социально-экономического развития страны, в которой, помимо указанных выше направлений, реализуемых в национальных проектах, были бы прописаны механизмы координации этих направлений, обеспечивающих сопряженность целей и синергетических эффектов полученных результатов. О необходимости формирования такой стратегии свидетельствует наличие в упомянутом Указе Президента общегосударственной стратегической цели вхождения Российской Федерации в число пяти ведущих экономик мира и создания устойчивых условий для экономического роста с темпом выше мировых. Достижение указанной цели не предусматривается ни в одном из двенадцати национальных проектов, поскольку это системная проблема развития государства в целом. Возникает правомерный вопрос: какими законодательными актами будут определены мероприятия, соответствующие ресурсы, сроки, субъекты и органы управления? С нашей точки зрения, это возможно только в рамках Национальной стратегии социально-экономического развития страны. При этом органом управления должен явиться коллегиальный орган, сформированный на основе Высшего комитета социально-экономического развития с представительством высших органов власти и координационного совещания, ведущих ученых, предпринимателей, экономистов и юристов.

Аналогичная структура управления была создана в оборонно-промышленном комплексе, которая эффективно себя проявила.

На наш взгляд, целесообразно в Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"[4] ввести механизмы, обеспечивающие системный характер реализации стратегии социально-экономического развития страны, т.е. предусматривающие координацию целей национальной стратегии с целями отраслевых и региональных стратегий на основе принципа системности. Для этого предлагается внести изменения в редакцию п. 9 ст. 3 вышеуказанного Закона следующего содержания: "система стратегического планирования представляет собой национальный проект, определяющий магистральные направления социально-экономического развития страны, кроме того, включающие в себя проекты по направлениям отраслевого и регионального развития. При этом цели, задачи и результаты отраслевого и регионального проектов не должны противоречить целям национального проекта".

Актуальным является совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности на основе взаимодействия субъектов этой деятельности в различных сегментах отечественной экономики. С учетом важности реализации механизмов координации региональных, отраслевых и национальной стратегий мониторинг их реализации должен учитывать не только соответствие фактических и ожидаемых результатов, но и эффективность механизмов координации, обеспечивающих сопряженность полученных результатов и синергетические эффекты.

С целью придания стратегической направленности и системного характера инновационной деятельности была начата разработка Стратегии научно-технического развития до 2035 г. В этом документе указано на необходимость концентрации интеллектуальных, материальных, организационных, финансовых ресурсов для решения ключевых проблем социально-экономического развития страны, а также создания непрерывного инновационного центра для преобразования идеи в коммерческий продукт.

Для обеспечения эффективной работы инновационного центра необходимо повышение профессионального уровня исследований и разработок. Значительное внимание следует уделять развитию коопераций и сетей сотрудничества. Особое внимание уделить формированию научно-технических заделов конкурентоспособных технологий.

В марте 2016 г. было принято распоряжение Правительства[5], согласно которому все госкомпании обязаны закупать инновационную продукцию у представителей малого и среднего бизнеса по специальному перечню. В перечень вошли 90 предприятий, в том числе АО "НПК "Уралвагонзавод" им. Ф.Э. Дзержинского", ГК "Российские автомобильные дороги", ПАО "Газпром", ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ПАО "Аэрофлот — российские авиалинии", ОАО "Российские железные дороги", ПАО "Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро", ОАО "Концерн "Калашников", ОАО "Нефтяная компания "Роснефть".

Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"[6] (далее — Закон N 127-ФЗ) установлено, что основным источником финансирования фундаментальных научных исследований, поисковых научных исследований являются средства федерального бюджета, а также средства фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, при этом одновременно допускается множественность источников финансового обеспечения научной деятельности, в том числе путем иностранных инвестиций. Закон N 127-ФЗ предоставляет субъектам научной деятельности право участвовать в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как в России, так и за ее пределами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, проведенный анализ нормативно-правового обеспечения мониторинга результатов инновационной деятельности и ее регулирования показал, что для эффективности ее реализации необходимо совершенствование нормативных правовых документов. С целью организации стратегической направленности и системного характера инновационной деятельности в настоящем исследовании нами обоснована и сформирована "панель управления" инновационной деятельностью, направленной на решение стратегических задач, сформулированных в Указе N 204 и Указе Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"[7].

Для организации мониторинга и реализации вышеуказанного Указа предлагается ввести следующие изменения в действующее законодательство:

1) дополнить Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации (утвержденную Указом Президента России от 01.12.2016 N 642)[8] п. 52а следующего содержания: "Организовать мониторинг результативности реализации мероприятий по выполнению стратегических задач, сформулированных в майском Указе N 204, для оценки степени достижения национальных целей развития и выявления основных факторов, ее определяющих. Ответственным за данное направление является Министерство экономического развития России…";

2) в разделе XII "Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации" Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р)[9] ввести следующие положения:

а) совершенствование законодательства по организации и проведению мониторинга по эффективности инновационной деятельности, направленной на решение стратегических задач в отношении методов, инструментария, сроков и распределения ответственности органов государственной власти;

б) национальные проекты, направленные на выполнение задач по научно-технической, технологической модернизации экономики России (образование, наука, производительность труда), должны содержать контрольные показатели, характеризующие результативность их выполнения за отчетный период (год);

в) мониторинг организует и проводит орган исполнительной власти, ответственный за реализацию Национального проекта. По итогам мониторинга подготавливается аналитический доклад Комиссиям по стратегическому развитию Администрации Президента и Правительства России;

г) Министерство экономического развития России организует совместно с главами субъектов России мониторинг результативности инновационной деятельности по решению стратегических задач. В качестве контрольных показателей методик оценки результативности по итогам мониторинга подготавливается аналитический доклад Комиссиям по стратегическому развитию Администрации Президента и Правительства России;

д) Министерство промышленности и торговли организует мониторинг результативности реализации программ технологического развития предприятий высокотехнологичного и среднетехнологичного высокого уровня секторов обрабатывающей продукции. По итогам мониторинга подготавливается аналитический доклад Комиссиям по стратегическому развитию Администрации Президента и Правительства России;

3) раздел XII "Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации" Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р, в ред. от 18.10.2018) дополнить абзацем: "Совершенствование правового регулирования инновационной деятельности будет направлено на использование соответствующих инструментов стимулирования спроса на инновации, а также формирование системы стимулов для развития приоритетных технологий и секторов экономики…";

4) часть 1 ст. 4 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"[10] дополнить после слов "…инновационного типа развития" словами "опираясь в основном на отечественные научно-технологическую и производственную базы экономики". Предусмотреть в вышеупомянутом Законе разработку механизма расширения базы инновационной деятельности на основе реформирования организации производственных цепочек путем формирования кооперационных связей с предприятиями малого и среднего бизнеса.

Предложения по совершенствованию налогового обеспечения стимулирования инновационной активности на основе анализа зарубежного опыта:

— ввести в главу 26.2 инструменты стимулирования инновационной активности предприятий (балансовая корректировка, основной капитал, ускоренная долгосрочная амортизация, налоговый кредит);

— закрепить в главе 26.2 право предоставить инновационным предприятиям особое налоговое стимулирование.

Все это способствует гармонизации нормативно-правового обеспечения стимулирования инновационной активности[11].

Для совершенствования нормативного правового обеспечения мониторинга результатов инновационной деятельности и ее регулирования разработаны предложения по внесению изменений в действующее законодательство по формированию механизмов комплексной оценки результативности выполнения национальных проектов в рамках Указов Президента России 2018 г.

Литература

1. Кондратьев В.Б. Новый этап глобализации: особенности и перспективы / В.Б. Кондратьев // Мировая экономика и международные отношения. 2018. N 6. С. 5 — 17.

2. Писарева С.С. Цепочки стоимости в автомобилестроении стран Центральной и Восточной Европы: опыт для России / С.С. Писарева, Н.А. Волгина. М.: КНОРУС, 2018. 184 с.

3. Симаева Е.П. Проблемы совершенствования налоговой политики в инновационной деятельности России / Е.П. Симаева, И.Г. Тютюнник // Экономика и управление: проблемы и решения. 2018. N 2. Т. 1 (74). С. 36 — 42.

4. Тютюнник И.Г., Богачев Ю.С. Сравнительный анализ нормативно-правового обеспечения механизмов стимулирования инновационной активности субъектов экономической деятельности в России и США / И.Г. Тютюнник, Ю.С. Богачев // Безопасность бизнеса. 2018. N 2. С. 7 — 11.

5. Эккерсон У.У. Панели индикаторов как инструмент управления. Ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов / У.У. Эккерсон; пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 396 с.

 


[1] Указ Президента России от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // СПС "Гарант".

[2] Писарева С.С., Волгина Н.А. Цепочки стоимости в автомобилестроении стран Центральной и Восточной Европы: опыт для России. М.: КНОРУС, 2018. С. 153; Годовой отчет ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" за 2017 г., Москва, 2018 г. Утвержден годовым Общим собранием акционеров ПАО "ОАК", протокол от 2 июня 2018 г. б/н., 237 с. URL: http://www.uacrussia.ru/ru/investors/open-information/godovye-otchety/ (дата обращения: 19.12.2018); Strategy Partners Group. URL: http://www.strategy.ru/UserFiles/File/OPK72015_Providers.pdf (дата обращения: 19.12.2018).

[3] Симаева Е.П., Тютюнник И.Г. Проблемы совершенствования налоговой политики в инновационной деятельности России // Экономика и управление: проблемы и решения. 2018. N 2. Том 1 (74). С. 36 — 42.

[4] Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

[5] Распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 475-р "О Перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства" // СПС "КонсультантПлюс".

[6] Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СПС "КонсультантПлюс".

[7] Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // СПС "КонсультантПлюс".

[8] Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

[9] Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс".

[10] Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

[11] Тютюнник И.Г., Богачев Ю.С. Сравнительный анализ нормативно-правового обеспечения механизмов стимулирования инновационной активности субъектов экономической деятельности в России и США // Безопасность бизнеса. 2018. N 2. С. 11.


Рекомендуется Вам: