ЮрФак: изучение права онлайн

Списание банками безнадежных долгов заемщиков — физических лиц с использованием сведений из реестра наследственных дел единой информационной системы нотариата: некоторые вопросы правоприменения

Автор: Ручкин Р.О.

Развитие цифровых технологий и появление электронных ресурсов в различных сферах общественной жизни[1] способствовали разработке в системе российского нотариата полномасштабной электронной инфраструктуры. Особенностью создания данной электронной инфраструктуры стало самофинансирование проекта, без привлечения бюджетных средств, за счет собственных источников финансирования. Следует отметить, что основной целью данного опыта было обеспечение информационной безопасности и сохранности юридически значимых действий, а также повышение качества и доступности нотариальных услуг. Реализация указанного масштабного проекта завершилась созданием Федеральной нотариальной палатой Российской Федерации Единой информационной системы нотариата (далее — ЕИС нотариата).

С 1 января 2018 г. органы нотариата полностью перешли на электронный документооборот со 100%-ной регистрацией в реестрах ЕИС нотариата всех нотариальных действий. Важной особенностью созданной электронной платформы стало развитие на базе ЕИС нотариата бесплатных публичных сервисов, среди которых с апреля 2018 г. функционирует и реестр наследственных дел, в настоящее время содержащий информацию более чем о 25 млн наследственных дел[2]. Данный сервис доступен для неограниченного круга лиц на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты[3].

Указанный электронный ресурс, по замыслу разработчиков, был призван содействовать в получении необходимой информации всеми заинтересованными лицами, в том числе кредитными организациями, в вопросах погашения задолженностей умерших заемщиков от принявших наследство наследников.

Практика работы с безнадежными задолженностями по принятию решения о признании задолженности умершего заемщика — физического лица безнадежной до недавнего времени основывалась на получении по запросу банка от Федеральной нотариальной палаты документа, подтверждающего отсутствие записей о наследственном деле в ЕИС нотариата. Указанный документ являлся основанием признания задолженности по ссуде безнадежной и ее списания в целях налогового учета за счет сформированных банком резервов. Появление в ЕИС нотариата реестра наследственных дел с открытым доступом устранило необходимость для нотариальных палат в предоставлении сведений по запросам кредитных организаций. В то же время ЕИС нотариата не предоставляет возможности для формирования электронной выписки, что создает сложности для документального подтверждения сведений. Возникает вопрос о возможности использования сведений, внесенных нотариусом в реестр наследственных дел ЕИС нотариата, в качестве акта уполномоченного государственного органа для целей признания задолженности заемщика — физического лица безнадежной.

Правовой базой для создания ЕИС нотариата были Основы законодательства Российской Федерации о нотариате[4] (далее — Основы о нотариате), в частности глава VII.1 "Единая информационная система нотариата", введенная в Основы о нотариате Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ[5].

В соответствии со ст. 34.1 Основ о нотариате единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система[6], принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Одним из электронных реестров в Единой информационной системе является в соответствии со ст. 34.2 Основ о нотариате реестр наследственных дел, в который нотариусы обязаны вносить сведения об открытии наследства при поступлении заявлений, являющихся основанием для заведения наследственного дела[7].

Реализация норм главы VII.1 Основ о нотариате осуществляется в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, среди которых следует указать Приказ Минюста России от 17 июня 2014 г. N 128 (ред. от 21.12.2017) "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (вместе с "Требованиями к содержанию реестров единой информационной системы нотариата", утв. решением Правления ФНП от 2 июня 2014 г., Приказом Минюста России от 17 июня 2014 г. N 128)[8], а также Приказ Минюста России от 17 июня 2014 г. N 129 (ред. от 29.06.2018) "Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата" (вместе с "Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата", утв. решением Правления ФНП от 2 июня 2014 г., Приказом Минюста России от 17 июня 2014 г. N 129)[9].

В соответствии с Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата устанавливаются в том числе правила ведения реестра наследственных дел. Ведение реестра включает в себя внесение в него сведений, хранение реестра, обеспечение конфиденциальности сведений, включенных в реестр (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), предоставление сведений из реестра.

Важной особенностью реестра нотариальных действий ЕИС нотариата является то, что он предназначен для ведения унифицированной в пределах Российской Федерации системы записей о совершенных нотариальных действиях и их централизованного хранения, позволяющей осуществлять установленные законом действия на всей территории России.

Следует учитывать, что фиксация сведений продолжается и на бумажных носителях в ограниченном объеме, при этом действует правило, что при несоответствии сведений, содержащихся в реестре нотариальных действий, сведениям реестра для регистрации нотариальных действий, ведущегося на бумажных носителях, приоритет имеют сведения реестра, ведущегося на бумажных носителях.

В соответствии с п. 38 Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата основанием для включения сведений в реестр наследственных дел ЕИС является получение нотариусом документа, послужившего основанием для заведения наследственного дела (например, заявления о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство, об отказе от наследства, о принятии мер к охране наследственного имущества, об управлении наследственным имуществом, о вынесении постановления о выплате денежных средств на достойные похороны наследодателя, о выдаче свидетельства о праве собственности пережившего супруга на долю в общем имуществе супругов, о согласии быть исполнителем завещания, о выдаче свидетельства, удостоверяющего полномочия исполнителя завещания), и регистрация его в Книге учета наследственных дел нотариуса.

В соответствии с п. 4 Приказа Минюста России от 17 июня 2014 г. N 128 (ред. от 21.12.2017) "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" реестр наследственных дел единой информационной системы нотариата содержит сведения, подтверждающие факт регистрации в ЕИС нотариусом наследственного дела к имуществу конкретного наследодателя. К указанным сведениям относятся:

— номер наследственного дела и дата начала производства по наследственному делу согласно Книге учета наследственных дел;

— сведения о нотариусе, открывшем наследственное дело: фамилия, имя, отчество (при наличии), наименование нотариального округа, наименование нотариальной палаты (для нотариусов, занимающихся частной практикой) или наименование государственной нотариальной конторы;

— сведения о наследодателе: фамилия, имя, отчество (при наличии), а также при наличии: дата рождения, место рождения, дата смерти, дата и регистрационный номер записи акта о смерти и наименование органа, который произвел эту запись; место открытия наследства (последнее место жительства наследодателя либо место нахождения наследственного имущества (его основной части);

— номер, дата и время регистрации наследственного дела в электронном реестре наследственных дел Единой информационной системы нотариата;

— сведения об окончании производства по наследственному делу с указанием даты и причины такого окончания;

— сведения о передаче наследственного дела по принадлежности другому нотариусу;

— сведения о наследодателе, после которого наследство фактически было принято, но не были оформлены наследственные права;

— сведения об изменении, внесенном в запись реестра наследственных дел: причины (основания) внесения изменения и характер изменения;

— особые отметки (например: сведения о направлении копии наследственного дела другому нотариусу; сведения о передаче нотариусом в случае его временного отсутствия другому нотариусу находящихся в его производстве наследственных дел для дальнейшего ведения; о признании в судебном порядке лица умершим; о получении наследственного дела по принадлежности от другого нотариуса или от территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации; о возобновлении производства по наследственному делу).

Таким образом, созданные реестры, в том числе реестр наследственных дел ЕИС нотариата, аккумулируют всю необходимую информацию, связанную с нотариальной деятельностью.

Порядок признания банка кредитором по имуществу умершего заемщика регламентируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности п. 3 ст. 1175, предусматривающего, что кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу, в целях сохранения которого к участию в деле привлекается исполнитель завещания или нотариус.

Действующий порядок признания задолженности заемщика — физического лица безнадежной основан на положениях главы 8 "Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности"[10], которая устанавливает порядок списания кредитной организацией безнадежной задолженности по ссудам. В соответствии с п. 8.1 задолженность по ссудам признается безнадежной в следующих случаях:

— если кредитной организацией предприняты необходимые и достаточные юридические и фактические действия по ее взысканию и по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде;

— при наличии документов и (или) актов уполномоченных государственных органов, необходимых и достаточных для принятия решения о списании безнадежной задолженности по ссуде за счет сформированного под нее резерва[11];

— когда предполагаемые издержки кредитной организации по проведению дальнейших действий по взысканию безнадежной задолженности по ссуде и (или) по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, будут выше получаемого результата.

Следует отметить, что при списании безнадежной задолженности по ссудам и процентов по ней кредитная организация обязана предпринять необходимые и достаточные юридические и фактические действия по взысканию указанной задолженности, возможность осуществления которых вытекает из закона, обычаев делового оборота либо договора. Порядок принятия решения о признании задолженности по ссудам безнадежной должен также предусматривать условия, которые препятствуют возникновению конфликта интересов сотрудников кредитной организации, принимающих решение о выдаче ссуд и принимающих решение о списании безнадежной задолженности.

Пункт 8.5 Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности к актам уполномоченных государственных органов относит: судебные акты, акты судебных приставов-исполнителей, акты органов государственной регистрации, а также иные акты, доказывающие невозможность взыскания безнадежной задолженности по ссуде.

Правовая природа сведений из реестра наследственных дел ЕИС нотариата не позволяет рассматривать их в качестве актов уполномоченных государственных органов. Сведения из реестра наследственных дел в ЕИС нотариата для неопределенного круга лиц носят ограниченный характер и включают в себя только ограниченную информацию: ФИО наследодателя, дату смерти, номер наследственного дела, ФИО нотариуса, открывшего наследственное дело. Таким образом, указанные сведения носят сугубо информационный характер и позволяют заинтересованному лицу уточнить информацию о наличии или отсутствии открытых наследственных дел.

Для раскрытия полной информации кредитная организация (кредитор наследодателя) может направить официальное обращение нотариусу с просьбой представить необходимые сведения. Практике подобного общения кредитных организаций и нотариусов известны случаи, когда нотариусы, ссылаясь на ст. 5 Основ о нотариате "Гарантии нотариальной деятельности" отказывали кредитной организации в предоставлении запрашиваемых сведений. Данная ситуация провоцировала факт обращения заинтересованного лица в нотариальную палату с жалобой на нотариуса и затягивала процесс получения необходимых сведений.

В большинстве случаев нотариусы понимают законность требований кредитной организации — кредитора наследодателя и принимают запрос к работе, приобщают его к материалам наследственного дела и ставят в известность наследников об имущественных требованиях банков-кредиторов. Указанные требования банков-кредиторов могут быть удовлетворены как во время принятия наследства, так и после принятия наследства в рамках судебного разбирательства по иску банка-кредитора к наследнику, принявшему наследство.

Заметим, что указанный механизм не предусматривает предоставления нотариусом кредитной организации каких-либо сведений, которые могут являться основанием для признания задолженности заемщика — физического лица безнадежной.

Следует отметить, что введение реестра наследственных дел в ЕИС нотариата не способствовало упрощению работы с должниками для кредитных организаций. Отсутствие в реестре наследственных дел сведений о наследодателе не подтверждается документами-основаниями. Наличие в реестре записи о наследодателе позволяет кредитной организации направить запрос нотариусу в рамках срока открытия наследства как кредитору наследодателя и в зависимости от складывающейся ситуации удовлетворить свои требования с наследниками должника до выдачи свидетельства о праве на наследство либо в случае отказа последних добиваться удовлетворения имущественных требований в судебном порядке.

Литература

1. Ручкина Г.Ф. Банковская деятельность: переход на новую модель осуществления, или "Финтех" как новая реальность / Г.Ф. Ручкина / / Банковское право. 2017. N 4. С. 55 — 62.

 


[1] Ручкина Г.Ф. Банковская деятельность: переход на новую модель осуществления, или "Финтех" как новая реальность // Банковское право. 2017. N 4. С. 55 — 62.

[2] URL: https://notariat.ru/ru-ru/news/edinaya-informacionnaya-sistema-notariata-chetyre-goda-operezhayushego-razvitiya (дата обращения: 23.01.2019).

[3] URL: https://notariat.ru/ru-ru/help/probate-cases/ (дата обращения: 23.01.2019).

[4] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

[5] Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6699.

[6] Оператор ЕИС обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к сведениям.

[7] Указанные сведения вносятся нотариусом в реестр наследственных дел единой информационной системы нотариата не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующих заявлений.

[8] Российская газета. 2014. 20 июня.

[9] Там же.

[10] Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. Банком России 28.06.2017 N 590-П) (ред. от 27.11.2018) (вместе с "Порядком оценки кредитного риска по портфелю (портфелям) однородных ссуд") // Вестник Банка России. 2017. N 65 — 66.

[11] Списание кредитной организацией безнадежной задолженности по ссуде за счет сформированного по ней резерва осуществляется по решению уполномоченного органа (уполномоченных органов) кредитной организации или в порядке, им установленном.


Рекомендуется Вам: