ЮрФак: изучение права онлайн

Вывеска или реклама?

Авторы: Филимонов А.В., Кононов В.О.

Статьей 14.37 КоАП РФ установлена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию. Размер штрафа для юридических лиц составляет от 500 тыс. руб. до 1 млн руб.

На современном этапе развития экономики реклама — один из неотъемлемых элементов сопровождения предпринимательской деятельности. При этом функционирование рынка рекламы сопряжено со значительным количеством нарушений закона, что обусловливает повышенное внимание к этой сфере со стороны органов прокуратуры.

Одно из наиболее распространенных нарушений в сфере рекламной деятельности — эксплуатация рекламных конструкций без необходимого разрешения органов местного самоуправления.

При этом нередко недобросовестные предприниматели выдают размещенную на фасаде здания информацию рекламного характера за вывеску.

Каковы же основные отличия вывески от наружной рекламы с точки зрения действующего законодательства и правоприменительной практики?

Реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[1].

В свою очередь, понятие "вывеска" на сегодняшний день на законодательном уровне не закреплено.

Исходя из положений Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", под вывеской следует понимать информацию, которую изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя, а именно — фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" уточнил, что не является рекламой информация, обязательная к размещению не только в силу Закона, но и в силу обычая делового оборота.

Под обычаем делового оборота понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе[2].

Таким образом, наружная реклама и вывеска представляют собой информацию, адресованную неопределенному кругу лиц. Различие этих понятий заключается прежде всего в предназначении такой информации. Применительно к рекламе такой целью является привлечение внимания к объекту рекламирования, а применительно к вывеске — доведение до сведения потребителей предусмотренной законом или обычаем делового оборота информации.

Следует отметить, что объем информации, который может быть на вывесках (с учетом обычаев делового оборота), строго определенным не является. Помимо предусмотренной законом обязательной для доведения до сведения потребителей информации на вывесках могут быть на законных основаниях указаны: коммерческое обозначение организации, профиль деятельности организации (магазин, кафе, аптека и т.д.), изображения товаров (без индивидуализирующих признаков, характеристик и указания на цену), товарные знаки (знак обслуживания) как средство индивидуализации товаров (услуг).

На практике это обстоятельство затрудняет признание конструкций, размещенных на фасаде здания в месте продажи товаров либо оказания услуг, в качестве рекламных.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.37 КоАП, суды признают конструкции в качестве рекламных исходя из оценки характера размещенной на них информации, ее целевого назначения, места размещения, размеров и прочее.

Например, Арбитражным судом Архангельской области при рассмотрении заявления прокурора города Северодвинска о привлечении коммерческой организации к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 КоАП, в качестве рекламных конструкций признаны два баннера, размещенных на фасаде многоквартирного дома, в котором располагался магазин по продаже товаров ритуального характера[3].

На этих баннерах, которые согласно позиции организации являлись вывесками, содержалась информация о видах продаваемых товаров (оказываемых услуг) и номере телефона организации.

При признании баннеров в качестве рекламных конструкций суд принял во внимание внешний вид баннеров, характер их оформления, наличие у входа в магазин значительно меньшей по размеру таблички, отвечающей признакам вывески. Соглашаясь с позицией прокуратуры, суд констатировал, что эти обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о рекламном предназначении размещенных баннеров.

Необходимо учитывать, что вопрос о наличии в вывеске признаков рекламы должен решаться в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств ее размещения.

Так, в одних случаях суды признают конструкцию в качестве рекламной в связи с превышением предельно допустимого размера для вывесок, определенного муниципальным правовым актом[4]. В других случаях значительные по своему размеру, количеству и оформлению вывески судами в качестве рекламных конструкций не признавались[5].

На наш взгляд, признание вывесок в качестве рекламных конструкций невозможно, когда на них нет каких-либо сведений, направленных на привлечение внимания к объекту рекламирования (сведений рекламного характера).

При доказывании объективной стороны по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.37 КоАП, следует представлять доказательства, что носитель рекламной информации относится к категории рекламных конструкций.

В Федеральном законе "О рекламе" нет легального определения "рекламная конструкция". Однако из содержания ч. 1 ст. 19 этого Закона следует, что под рекламной конструкцией следует понимать технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, предназначенные для распространения наружной рекламы.

Таким образом, рекламные конструкции должны, во-первых, быть определенными техническими средствами (щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное оборудование, воздушные шары, аэростаты и пр.), а во-вторых, размещаться на постоянной основе.

Суды отклоняют требования о привлечении к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП за установку и эксплуатацию выносных (переносных) штендеров, устанавливаемых около организации, а также за размещение на зданиях рекламы с помощью краски и наклейки плакатов (пленки), рекламное назначение которых очевидно.

В настоящее время остается дискуссионным вопрос — правомерно ли размещать на вывеске информацию о номере телефона организации и ее адресе в сети Интернет.

По мнению ФАС России, Закон РФ "О защите прав потребителей" не содержит указания на то, что информация о номере телефона и (или) официальном сайте юридического лица в сети Интернет является обязательной к размещению. Следовательно, конструкции с указанием номера телефона и (или) ссылки на официальный сайт могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции также будут распространяться требования Федерального закона "О рекламе" вне зависимости от обстоятельств их размещения[6].

С другой стороны, само по себе указание на вывеске номера телефона организации и ее адреса в сети Интернет (без конкретных сведений о товаре, условиях его приобретения), на наш взгляд, не содержит в себе признаков рекламы, поскольку преследует исключительно информационные цели, не связанные с рекламированием.

В связи с этим представляется ошибочным признавать в качестве рекламных конструкций вывески, на которых помимо обязательных сведений (на основании закона или обычая делового оборота) указаны номер телефона организации и ее адрес в сети Интернет.

Таким образом, можно выделить следующие основные критерии разграничения вывесок и наружной рекламы:

— целевое назначение (информирование потребителей либо привлечение внимания к объекту рекламирования);

— характер размещения (относительно занимаемого организацией или предпринимателем помещения в соответствующем здании);

— параметры конструкций (размер конструкций и шрифта размещенной на них информации).

При этом ключевым критерием является именно целевое назначение размещенной конструкции.

 


[1] Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".

[2] Пункт 1 ст. 5 Гражданского кодекса РФ.

[3] Решение Арбитражного суда Архангельской области от 4 июня 2018 г. по делу N А05-4079/2018 (оставлено без изменения Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2018 г.).

[4] Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 марта 2016 г. N Ф03-742/2016 по делу А51-10920/2015.

[5] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2017 г. N 09АП-21666/2017-ГК по делу N А40-10576/2017.

[6] Письмо ФАС России от 26 декабря 2013 г. N АК/53059/13.


Рекомендуется Вам: