ЮрФак: изучение права онлайн

О соотношении муштры и строевой выучки… или как второстепенное может перерасти в главное

Автор: Глухов Евгений Александрович, кандидат юридических наук, полковник юстиции

Аннотация: в статье анализируется значение строевой подготовки для повышения боевой готовности воинских формирований и профессиональной выучки военнослужащего. Изучается зарождение строевой подготовки, исторические примеры об отношении первых лиц государства к строевой подготовке, значение строевой подготовки для ведения боевых действий, затраты времени на подготовку к парадам и строевым смотрам. Сопоставляются понятия «муштра» и «строевая подготовка». Автор приходит к выводу о необходимости дифференциации отводимого времени на строевую подготовку в зависимости от должности и выслуги военнослужащего.

Ключевые слова: строевая подготовка, муштра, боевая готовность, главное и второстепенное, военнослужащий, парад, строевые смотры, завуалированные наказания, воспитание подчиненных.

 

Если такие умные, то что же вы строем не ходите?

Изучая и анализируя современное состояние бюрократии в российском обществе, а также специфику бюрократических проявлений в военной среде, автор уже высказывал свое мнение о парадах и строевых смотрах, об их влиянии на главный результат воинского труда – на состояние боевой готовности. Мнение было такое, что парады и строевые смотры скорее понижают уровень боевой подготовки, чем способствуют его повышению.

Ниже приведу фрагмент своей же статьи по данному вопросу:

На подготовку к парадам тратятся целые месяцы времени, для их организации привлекаются тысячи военнослужащих. При этом в угоду тренировкам к параду военнослужащие перестают заниматься остальными предметами боевой подготовки, обслуживанием вооружения и техники, покидают пункты постоянной дислокации (где находится их вооружение, техника, районы сосредоточения) и в любую погоду проводят тренировки строевой выучки. Естественно, боеготовность штатных подразделений при этом нарушается. Как, например, можно содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику (обязанность каждого военнослужащего, предусмотренная ст. 16 Устава внутренней службы ВС РФ), если большая часть подразделения, за которым это вооружение и техника закреплены, убыла от места расположения своего вооружения и техники в палаточный городок в Подмосковье для подготовки к параду сроком на 2–3 месяца?

Вот как описывает более чем месячную подготовку к параду Костромского десантного полка в Подмосковье в недавнем прошлом видный политический деятель и прославленный военный генерал-лейтенант А.И. Лебедь:

«Научить шеренгу, в которой 22 человека, красиво и слаженно ходить – задача повышенной категории сложности, особенно вначале, когда шеренги извиваются, как змеи; стволы автоматов, несмотря на все объяснения, торчат в разные стороны; левый фланг относительно правого заносит на расстояние до 2,5 метров в ту или иную сторону, вперед или назад. И каждому надо поставить подбородок, носок, ствол, локоть. Добиться одноообразия и монолитности, пустить по две, по три, потом по пять и, наконец, по десять шеренг[2]

После же прохождения торжественным маршем генерал Лебедь А.И. так описывает свои воспоминания:

«От поворота до команды «вольно» (при прохождении парадной коробки) – 32 секунды. Появилось ощущение какого-то дикого несоответствия всей громадности проделанной работы, затраченных средств, количества привлеченных людей, нервотрепки этой половинке минуты. Я стряхнул с себя это ощущение как наваждение и поспешил к полку[3]».

С военно-политической точки зрения проведение военного парада с участием нескольких тысяч военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов[4] не дает эффекта повышения боевой готовности.

Парад – это больше торжественное и помпезное шоу, имеющее патриотическое и воспитательное воздействие, нежели полезное занятие в интересах поддержания боевой готовности.

Парады являются для правителей не чем иным, как любованием своей мощью (так Скупой у Мольера любовался своим богатством, запершись в подвале) и одновременно её демонстрацией. Что внушает им чувства уверенности и покоя, столь желанные и редкие в полной превратностей и печалей бурной жизни бюрократа[5].

Отдельно следует остановиться на проведении строевых смотров, с которых, как правило, начинается любая проверка (инспектирование) воинской части, да и парад. Тот, кто служил в обычных полках, бригадах и дивизиях наверняка представляет себе этот процесс: сначала многократные проверки внешнего вида по подразделениям и в масштабе воинской части, субъективное установление командирам, какая прическа военнослужащего является аккуратной и короткой, а какая – нет, проверка укомплектованности вещевых мешков и командирских сумок (планшетов), определение в каком порядке должны быть в ней расположены цветные карандаши и где располагается опись содержимого, тренировка прохождения торжественным маршем, а потом – прохождения с песней… Причем на строевой смотр воинской части командованием делается большой акцент и тратится очень много времени на подготовку к этому элементу проверки, налагаются дисциплинарные взыскания за неоднообразные бирки и за шевроны, пришитые на несколько миллиметров ниже или выше установленного места и т.п.

Однако при этом ни проверяющие, ни командиры почему-то не учитывают, что документ, регламентирующий порядок проведения строевого смотра – Строевой устав ВС РФ – утвержден приказом Министра обороны РФ[6] и распространяется лишь на военнослужащих этого военного ведомства, но применяют его во всех иных военных ведомствах; что вещевые мешки не положены по нормам довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, но на всех смотрах их требуется иметь и не просто иметь, а иметь полностью укомплектованными купленными за свой же счет предметами; что военнослужащий не должен уметь хорошо петь и иметь музыкальный слух, однако за прохождение подразделения с песней выставляется оценка и т.д.[7]

Вышеприведенные рассуждения автор писал применительно к излишним, по его мнению, для армии мероприятиям. Однако при более глубоком рассмотрении можно выявить и положительные стороны парадов, да и всей строевой подготовки на каждого военнослужащего и весь воинский коллектив. Анализу соотношения положительных и отрицательных моментов строевой подготовки и будет посвящена настоящая статья.

Итак, основным содержанием повседневной деятельности военнослужащих должна быть боевая подготовка (ст. 234 Устава внутренней службы ВС РФ[8]). С военнослужащими проводятся занятия и учения в целях овладения ими приемами действий в современном бою.

Как отмечается в юридической литературе, в соответствии с распорядком дня воинской части и расписанием занятий по боевой подготовке личный состав подразделений занимается по следующим предметам боевой подготовки:

— тактическая (тактико-специальная) подготовка;

— специальная подготовка;

— радиационная, химическая и бактериологическая защита;

— общественно-государственная (морально-психологическая) подготовка;

— техническая подготовка;

— физическая подготовка;

— изучение воинских уставов;

— строевая подготовка;

— огневая подготовка;

— военно-медицинская подготовка;

— разведывательная подготовка;

— военная топография[9].

Следует отметить, что выше перечислены не все предметы боевой подготовки. Так, например, программа боевой подготовки подразделений внутренних войск МВД России[10] дополнительно к вышеприведенным к предметам боевой подготовки относит еще и вождение, подготовку по связи, инженерную подготовку, горную подготовку, РХБ защиту, правовую подготовку, экологическую подготовку. Наверняка в специальных видах и родах войск существует и своя специфика подготовки, и свои дополнительные предметы подготовки, но в любом случае во всех подразделениях всех видов и родов войск планируются и проводятся занятия по строевой подготовке.

Можно сделать первый промежуточный вывод, что строевая подготовка считается одной из составляющих боевой подготовки. Причем согласно упомянутой Программе боевой подготовки подразделений внутренних войск МВД России на изучение данной дисциплины отводится 40 часов в учебный год. Для сравнения: на изучение и овладевание физической подготовкой в этой же Программе военнослужащему отводится всего 80 часов в год, огневой подготовкой – 46 часов в год. Таким образом, на строевую подготовку тратится в два раза меньше времени, чем на физическую подготовку и почти столько же времени, что и на огневую подготовку.

Является ли такое распределение временных затрат рациональным? И самое главное, если декларируется, что строевая подготовка – составная часть боевой подготовки, то правильно ли распределено время на овладевание строевой подготовки и иными предметами обучения?

Строевая подготовка зародилась еще в Древней Греции в 3-4 веке до нашей эры. Необходимость в ней возникла в связи с появлением фаланг – плотных построений, в которых воины стояли плечом к плечу. Передвижение и бой в таком построении требовали слаженности действий от каждого солдата. Именно благодаря слаженности действий фаланга приобретала монолитность, становилась практически неуязвимой для лобовой атаки противника. Естественно, что такое единство достигалось многолетними тренировками и участием во множестве битв.

С появлением огнестрельного оружия строевая подготовка стала утрачивать свое боевое предназначение, но несмотря на это построение плотными рядами (коробками, каре и т.п.) сохранялось до недавнего времени. Во время Первой Мировой Войны из-за появления пулеметов и значительного повышения скорострельности оружия от построения коробками пришлось отказаться, слаженность их действий уже не влияла на победу над неприятелем, и строевая подготовка заняла свое современное место. Сейчас строевая подготовка – это парадный, ответственный, но не связанный напрямую с выживанием подразделения вид подготовки солдат, который помогает выработать в подразделении чувство коллективизма, чувство ответственности каждого перед каждым[11].

Следует признать справедливость такой логики, особенно если разделять строевую подготовку элемент обучения боевым действиям и парадную «шагистику».

Основной руководящий документ для изучения строевой подготовки и овладевания строевыми приемами – это Строевой Устав ВС РФ, который состоит из 220 статей, и всего лишь 11 из них (Глава 6 «Способы и приемы передвижения личного состава подразделений в бою при действиях в пешем порядке») непосредственно связаны с подготовкой к ведению боевых действий.

Вместе с тем, даже эти 11 статей Строевого Устава ВС РФ регламентируют те вопросы, которые гораздо более подробно расписаны и изучаются по дисциплинам «Огневая подготовка» и «Тактическая (тактико-специальная» подготовка». Так, например, изготовка для стрельбы и действия при команде «К бою» регламентированы боевыми уставами, курсами стрельб и иными руководящими документами, которые изучаются в рамках других общевоенных дисциплин. Перебежки, переползания и действия личного состава при внезапном нападении противника также изучаются в ходе постижения «Тактической подготовки».

Поэтому глава 6 Строевого Устава ВС РФ, во-первых, не имеет самостоятельного смысла без других более узкоспециализированных приказов и наставлений. А, во-вторых, вторглась в объект изучения другой учебной дисциплины – «Тактики».

И действительно, глава 6 Строевого Устава ВС РФ и соответствующая тематика занятий по строевой подготовке не отрабатываются в рамках дисциплины Строевая подготовка. Ибо, как сказано в Примечании к примерному перечню тем и расчету часов по строевой подготовки Программы боевой подготовки подразделений внутренних войск МВД России, тема № 5 «Способы и приемы передвижения личного состава подразделений в бою при действиях в пешем порядке» отрабатывается при подготовке и в ходе тактических учений. И время на отработку этой темы в итоговую сумму 40 часов учебных занятий по Строевой подготовке не входит.

Следовательно, плановые занятия по строевой подготовке в настоящее время не несут в себе именно полезную составляющую для действий в бою.

В современных реалиях задачами обучения строевой подготовке являются:

— обучение военнослужащего положениям Строевого Устава ВС РФ;

— научить военнослужащего правильно и четко выполнять строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно действовать в составе подразделений, правильно носить военную форму одежды и всегда иметь образцовый внешний вид.

Полностью согласен с тем, что все эти навыки нужно выработать у новобранца, строевая подготовка помогает из «гражданского хиляка» сделать настоящего солдата. Занятия по строевой подготовке выправляют осанку, формируют умение носить форму, молодцеватость, старание следить за собой, правильно держать голову и многое другое.

Но столь необходимы ли такие занятия профессионалу? К примеру, старшему офицеру, уже прослужившему 10-20 лет, уже сотни раз положительно оцененному по строевой подготовке? Нужны ли такие занятия офицеру-подводнику, военному летчику, снайперу, хирургу, специалисту по радиоэлектронной разведке, особенно если они действительно очень нагружены исполнением своих должностных обязанностей и стараются реально повышать свою военную выучку по специальности?

Дело в том, что плановые занятия, в том числе и по строевой подготовке, обязательны для посещения всем личным составом, независимо от воинского звания и выслуги на военной службе. А тематика занятий  повторятся из года в год. Вот и получается, что тянут ногу, тренируют повороты на месте и в движении, маршируют с песней не только новобранцы, но и великовозрастные старшие офицеры со стажем.

Есть такой русский фразеологизм «Вам шашечки или доехать?». Применительно к рассматриваемому вопросу эта фраза уместна как аналог вопроса: «Что требуется больше от военнослужащего: умение ходить строем или быть специалистом в военной специальности?». Указанное противоречие видится в том, что и занятия по строевой подготовке, и занятия по совершенствованию своего именно воинского мастерства по специальности проводятся за счет одного и того же объема служебного времени. Ведь как ни крути, но рабочее время для военнослужащего должно составлять не более 40 часов в неделю, поэтому даже 2 часа из этого времени на строевую подготовку – это означает, что на остальные мероприятия (в том числе на работу на технике, на специальную и тактическую подготовку) остается меньше времени.

И дело не только в соотношении часов на учебные дисциплины. Дело в том, что строевая подготовка изучается и совершенствуется в большей степени не на плановых занятиях по «Строевой подготовке», а в повседневной деятельности военнослужащего безостановочно, почти всегда, на любом мероприятии. Строевые приемы выполняются на любом занятии по любой учебной дисциплине, при отдаче и получении приказа, при любом построении, при выполнении воинского приветствия, при прибытии начальника и обращении к нему, при следовании подразделения в столовую и на занятия, на вечерней прогулке и поверки и прогулке, при несении службы в наряде и т.п.

Отрабатываются строевые навыки и на тренажах (тренировках) по строевой подготовке (не путать с занятием по строевой подготовке, т.к. время тренажа не входит во время изучения учебной дисциплины).

Каждый командир подразделения обязан следить за внешним видом и строевой выправкой подчиненных ему военнослужащих, за выполнением ими правил ношения военной формы одежды, за правильной подгонкой снаряжения и обмундирования, выполнения ими правил воинской вежливости и т.п. Соответственно, командир подразделения обязан делать им замечания, тренировать их. А, между прочим, это тоже отработка элементов строевой подготовки.

То есть получается, что фактически военнослужащий занимается строевой подготовкой не 40 часов в год, как то указано на изучение учебной дисциплины «Строевая подготовка», а на порядок больше.

Тренажи и дополнительные занятия по строевой подготовке у многих командиров превращаются в один из самых простых и дешевых способов занять солдата. Чтоб солдат был постоянно при деле, постоянно занят (солдат без дела – потенциальный нарушитель воинской дисциплины).

В современных условиях строевая подготовка, кроме всего прочего, это еще и своеобразный завуалированный высокими материями, но довольно изнурительный вид наказания подчиненного, напоминания ему, кто начальник, а кто – дурак. Практически любой командир имеет право назначить провинившемуся подчиненному (или даже не одному военнослужащему, а всему подразделению) дополнительное занятие по строевой подготовке. Наверное, каждый бывший или действующий военнослужащий может вспомнить, как его подразделение возвращали от столовой и заставляли идти туда снова строевым шагом и с песней. И это не будет считаться дисциплинарным взысканием, это как бы стремление командира лучше обучить подчиненных выполнению строевых приемов.

Подтверждением мысли автора о том, что строевая подготовка используется как наказание, является и статья 114 Устава военной полиции ВС РФ[12], в соответствии с которой с военнослужащими, получившими замечания от должностных лиц военной полиции за нарушение правил ношения военной формы одежды и (или) выполнения воинского приветствия, в отделе военной полиции в дневное время проводятся занятия по изучению общевоинских уставов или строевой подготовке продолжительностью до трех часов. Причем должностным лицам военной полиции совершенно не важно, какие важные дела и мероприятия должны проводиться военнослужащим, получившим замечание, в своей воинской части, по плану своего командования.

Прусский император Фридрих II говорил, что солдат должен боятся трости своего капрала больше, чем пуль противника. Прусский император считал правильным развивать неприязнь между командиром и подчиненным, заставлять повиноваться из-под палки. Но это было правильным триста лет тому назад, когда в бой ходили плотными цепями, и всякие каре под обстрелом врага только на том и держались, что на страхе и автоматизме изнуренного муштрой солдата. Именно от того, насколько вымуштрован был солдат, во времена кремневого оружия и атакующих колонн зависела его боеспособность. Поэтому в прусской армии строевая подготовка происходила непрерывно в течение всего светлого времени суток. Из людей, согнанных в армию принудительно (как то и было в Пруссии того времени), без муштры было невозможно создать боеспособную армию.

Известный русский военный историк Н.А. Морозов следующим образом описывает влияние муштры на боевой дух армии прусского короля Фридриха в XIX веке: «Суровый гнёт короля, его мелочность и обезличение подчиненных гибельно отразились на командном составе армии, вытравив в нем всякие следы инициативы и самостоятельности. Чтобы смотр сошёл гладко, стали наперёд все расписывать, точно указывая каждому исполнителю, что и когда он должен делать. Создался форменный тактический шаблон наступления, отступления, обороны, строго регламентированный указаниями начальства, и подчинённым оставалось только точно и слепо исполнять без всякой мысли то, что за них уже было обдумано и предписано к неуклонному исполнению сверху.

Естественно, что при таком духовном и умственном гнете, истинные военные люди с характером и инициативой не могли ужиться в рядах армии. Недаром, знаменитый Блюхер, герой войны с Наполеоном, в эту эпоху подал в отставку, заявив, что, расходясь с королем в убеждениях, он не может продолжать служить.

"Ротмистр фон Блюхер может убираться к черту", гласила короткая резолюция короля.

В рядах армии остались лишь те, кто смог подавить в себе всякий собственный живой взгляд, всякую самостоятельность смысла, кто мог всецело погрузиться в тщательное соблюдение пунктиков устава, обратившись в слепое орудие в руках высшего начальника»[13].

Страдала такой мелочностью и русская армия того времени. Император Александр I после победы над Наполеоном не чувствовал мощи священного огня, обуревавшего его славную армию, – он видел лишь плохое равнение взводов. Он не замечал тактического совершенства этой армии – он видел только недостаточно набеленный этишкет замкового унтер-офицера. И с грустью констатировал, насколько походы и сражения испортили его армию, отвлеченную на десять лет от своего прямого и единственного предназначения – церемониального марша – такими посторонними делами как войны, пусть и победоносные[14].

Но сейчас-то всё по-другому: и средства ведения боевых действий, и тактика применения войск, и комплектование военной организации. Рабский принудительный труд всегда проигрывал и проигрывает «производственным общественным отношениям», даже в армии. Поэтому было бы ошибкой готовиться к войне теми же методами и средствами, готовиться «к прошлой войне».

В современных войнах на передовой занятий по строевой подготовке нет и быть не может – во время войны армия сбрасывает с себя все лишнее. Командование во время боевых действий быстро понимает, что отличники по строевой подготовке здесь не нужны. Командование отлично понимает, что противника не победить своей выправкой, молодцеватостью, точностью строевых приемов, ровностью рядов и умением тянуть носок (эти навыки нужны для парадов, а не для современной войны).

Командованию на передовой нужны профессионалы другого плана, профессионалы в военном деле. Вторую мировую войну выиграла армия, в которой 4 года не проводились занятия по строевой подготовке. Естественно, что в той Красной армии была, и дисциплина, и выполнение строевых приемов при обращении к начальнику, передвижения строем, но вот многочасовых хождений по квадратам, длительных тренировок отхода-подхода к начальнику, нарабатываемые до автоматизма поворотов кругов в движении не было.

У читателей могло сложиться впечатление, что автор пытается убедить всех в необходимости полной ликвидации занятий по строевой подготовке в принципе. Отнюдь. Автор сознает, что строевая подготовка играет и положительную роль. Она выправляет осанку молодого солдата, прививает умение носить форму, следить за собой, правильно держать голову, развивает выносливость, молодцеватость и многое другое. Строевая подготовка учит военнослужащего координировать свои действия с сослуживцами. Еще более важное значение строевая подготовка имеет в сфере привития военнослужащему привычки безоговорочного подчинения командиру, доведения данного навыка до автоматизма. Как было признано еще в XIX в., постоянная занятость личного состава армии «мелочами» службы, как то строевые приемы, внешний вид, плац- и вахтпарады и т. д., должна была отвлекать военнослужащих от желания нарушать дисциплину во всех её проявлениях, развивать у офицеров и нижних чинов привычку к выполнению команд, т. е. формировать «механическую» бессознательную дисциплину[15].

Но где граница между, в общем-то, полезным занятием в целях повышения боеготовности, повышения воинской дисциплины и явно вредной для армии отвлекающей от главного дела, изнуряющей муштрой?

Еще раз возвращаясь к исходному смыслу строевой подготовки, – это не испытание солдата на прочность и не наказание его (урок боевой подготовки не должен быть наказанием), не развитие физической выносливости (для этого есть физическая подготовка) и даже не отработка тактических приемов (они отрабатываются на учениях, тренировках, на тактической и специальной подготовке). Строевая подготовка нужна для обучения строевым приемам и постижения азов военной службы, приучения к дисциплинированности. Строевая подготовка нужна для создания красивого зрелища на параде и иных торжественных мероприятиях, но это дело не всей армии, а парадных рот и военных оркестров.

В современных реалиях существует опасность того, что главные цели и задачи военной организации отходят для многих руководителей на второй план, и наоборот, преувеличенное значение придается второстепенным, сопутствующим главной задаче мелочам и частностям. Однако смещение внимания с главной цели на побочные, второстепенные неминуемо приведёт и к снижению эффективности управления и свидетельствует об утрате компетенции руководством организации.

Поэтому считаю необходимым пересмотреть объём данных занятий для различных категорий военнослужащих, дифференцировать этот объем в зависимости от выслуги на военной службе и занимаемой должности. Думаю, что такого рода занятия гораздо в большей степени нужны военнослужащим первого-второго года службы, курсантам и командирам уровня «отделение-взвод». И соответственно, в гораздо меньшей степени такого рода занятия нужны военнослужащим, прослужившим более 10 лет на военной службе, офицерам технических, юридических, финансовых, медицинских специальностей, морякам и летчикам.

В обоснование своего мнения приведу три сравнения:

1. Одна из основных особенностей израильской армии – минимальное внимание к строевой подготовке. "Наша армия не для парадов, а для войны", — говорят в Израиле. Сложно не согласиться с тем, что строевая подготовка отнимает массу времени, которое можно было бы использовать более эффективно. Поэтому вместо того, чтобы часами учиться ходить в ногу на плацу, солдаты ЦАХАЛа совершают многокилометровые марш-броски, постоянно упражняются в стрельбе из всех видов оружия (да, на боеприпасах там не экономят) и изучают технику[16].

2. Российский император Петр I в деле создания армии отличал обучение рекрут от старослужащих, «которые грандуса того миновали», и главное – выше всего ставил сознательность в обучении. Рекруты не менее, как в течение двух-трех лет, при обыкновенных условиях, исключительно изучали элементарные начала строя (одиночное образование), а обучение старослужащих состояло в практическом ознакомлении: «как в бою поступать»[17].

3. Бесспорно, что военные прокуроры и следователи выполняют важные задачи. Но видел ли кто-нибудь военного прокурора гарнизона, отрабатывающего часами выполнение строевых приемов на плацу? То же самое можно сказать и об офицерах военной контрразведки.

Библиография:

1. Глухов, Е.А., Излишние элементы профессиональной подготовки военнослужащих как бюрократизация военного управления [Текст] / Е.А. Глуухов, С.А. Строков // Право в Вооруженных Силах – военно-правовое обозрение. 2014. № 11.

2. Ерусланов, О.Е., Гужвенко, Е.И. О воспитательной роли строевой подготовки военнослужащих [Текст] / О.Е. Ерусланов, Е.И. Гужвенко // Материалы IX-й международной научно-практической конференции «Наука и образование ХХI века». Рязань. 2015.

3. Керновский А.А. История русской армии в 4-х томах. [Текст] / А.А. Керновский. Т. 2. М.: «Голос». 1993. 336 с.

4. Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации / под ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева. М. 2009.

5. Лебедь А.И. За державу обидно. Киров: «Вятка». 1995.

6. Масловский, Д.Ф. Строевая и полевая служба русских войск времен императора Петра Великого и императрицы Елизаветы. [Текст] / Д.Ф. Масловский. М. 1883.

7. Морозов, Н. А. Прусская армия эпохи Иенского погрома. Ее возрождение. Значение для нас этого поучения. СП-б., 1912.

8. Хоцей, А.С. Теория общества. [Текст] / А.С.Хоцей. Казань. 2009.

 


[1] Муштра́ (польск. musztra, от нем. Muster – образец) – система воинского обучения, основанная на строевой подготовке, многократном повторении шаблонных приёмов и суровой дисциплине.

[2] Лебедь А.И. За державу обидно. Киров: «Вятка». 1995. С. 201.

[3] Лебедь А.И. Там же. С. 202.

[4] Так, по данным прессы в 2012 году только в параде на Красной площади приняли участие более 14 тыс. военнослужащих, 1100 музыкантов и 100 единиц военной техники. По предварительным оценкам, подготовка и проведение парада обошлись бюджету не менее чем в 1,1 млрд рублей  // http://newsland.com/news/detail/id/953345/.

[5] Хоцей А.С. Теория общества. Казань. 2009.

[6] Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2006 г. № 111 // Военный железнодорожник. 2008. 17 марта.

[7] Глухов Е.А., Строков С.А. Излишние элементы профессиональной подготовки военнослужащих как бюрократизация военного управления // Право в Вооруженных Силах – военно-правовое обозрение. 2014. № 11. С. 119-125.

[8] Утвержден указом  Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495 // СЗ РФ. 19.11.2007, № 47 (1 ч.), ст. 5749.

[9] Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации / под ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева. М. 2009.

[10] Утверждена Главнокомандующим внутренних войск МВД России 28 мая 2008 г. Продолжает использоваться на момент написания настоящей статьи в подразделениях войск Национальной гвардии России.

[11] Ерусланов О.Е., Гужвенко Е.И. О воспитательной роли строевой подготовки военнослужащих // Материалы IX-й международной научно-практической конференции «Наука и образование ХХI века». Рязань. 2015. С. 133.

[12] Утвержден Указом Президента РФ от 25.03.2015 № 161 // СЗ РФ. 30.03.2015, № 13, ст. 1909.

[13] Морозов Н. А. Прусская армия эпохи Иенского погрома. Ее возрождение. Значение для нас этого поучения. СП б., 1912.

[14] Керновский А.А.История русской армии в 4-х томах. Т. 2. М.: «Голос». 1993. С. 9.

[15] РГБ. Рукописный отдел. Ф. Д.А.Милютина. М-7837. С. 192–193.

[16] https://ru.tsn.ua/blogi/themes/o_voine/cahal-armiya-dlya-voyny-a-ne-dlya-paradov-564036.html

[17] Масловский Д.Ф. Строевая и полевая служба русских войск времен императора Петра Великого и императрицы Елизаветы. М. 1883.

Рекомендуется Вам: