ЮрФак: изучение права онлайн

Правовой режим дохода супругов от предпринимательской деятельности: семейно-правовой и военно-правовой аспекты

Автор: Яшин О.В.

Одним из основных векторов развития Вооруженных Сил Российской Федерации является постепенный перевод соединений и воинских частей на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Общая численность таких военнослужащих постоянно возрастает. С учетом возраста такой категории военнослужащих закономерно возрастает число военнослужащих, состоящих в браке. Это обусловлено, в частности, тем, что военнослужащие имеют достаточно высокий уровень материального обеспечения по сравнению с другими бюджетниками, а также гарантированно обеспечиваются жильем или денежной компенсацией за его наем. Особенности брачных правоотношений супругов, один из которых является военнослужащим, в отечественной правовой литературе подвергались тщательному анализу и всестороннему изучению, однако большей частью в сфере их жилищных отношений, как правило, по вопросу правового режима жилого помещения, полученного в порядке накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих[1]. Вопросы правового режима иных видов имущества супругов рассмотрению не подвергались либо же подвергались в самом общем виде — в части разрешения споров по поводу раздела такого имущества в случае прекращения брака с военнослужащим[2]. Однако семейные отношения как важнейшая составляющая жизнеспособности любого общества являются объектом регулирования нормами не только частного права, но и ряда публичных отраслей права. Более того, принадлежность отдельных институтов семейного права к праву гражданскому оспаривается в современной науке, а само гражданское право имеет высочайшую публично-правовую ценность[3], в том числе и с точки зрения регулирования имущественных отношений между членами общества.

Так, до сих пор остается актуальным и не до конца законодательно урегулированным вопрос о правовом режиме общего имущества супругов, один из которых проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, а другой занимается осуществлением предпринимательской деятельности.

Семейное законодательство России устанавливает, что в случае отсутствия заключенного между супругами брачного договора законным режимом имущества супругов признается режим совместной собственности (ст. 33 СК РФ). Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" от 5 ноября 1998 г. N 15 разъяснил: "Общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п. 1 и п. 2 ст. 34 СК РФ), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст. 128, 129, п. 1 и п. 2 ст. 213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Раздел общего имущества супругов производится по правилам, установленным ст. 38, 39 СК РФ и ст. 254 ГК РФ". К такой собственности относится имущество, которое нажито супругами во время брака, в том числе доход каждого из супругов от предпринимательской деятельности, определение которой дано в ГК РФ. Статья 2 данного Кодекса понимает под предпринимательской деятельностью "самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг".

В семейном праве основной проблемой, связанной с отнесением дохода от предпринимательской деятельности к совместной собственности супругов, является установление следующего юридического факта: считается ли такой доход общим имуществом супругов, если один из супругов начал предпринимательскую деятельность до вступления в брак? Основанием к возникновению данной проблемы служит норма ст. 36 СК РФ, согласно которой имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, является его собственностью. Тем не менее и такая собственность может приобрести режим общности, если за счет общего имущества супругов или имущества другого супруга были внесены изменения, значительно увеличивающие стоимость имущества супруга, которое принадлежит ему на праве личной собственности.

Военнослужащие, вступив в брачные отношения, также осуществляют свой вклад в общее имущество супругов в виде следующих доходов: денежное довольствие, иные дополнительные выплаты и др. Однако законодательно закреплены некоторые ограничения гражданских прав военнослужащих, устанавливаемые федеральными законами, в части получения ими отдельных видов доходов. К одному из таких ограничений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ относит запрещение военнослужащим заниматься предпринимательской деятельностью и оказывать содействие в ее осуществлении лично или через доверенных лиц, т.е. устанавливает для военнослужащих фактический запрет на получение ими дохода путем осуществления предпринимательской деятельности. Возникает закономерный вопрос: если один из супругов является военнослужащим, будет ли относиться доход другого супруга от предпринимательской деятельности к совместной собственности, т.е. к имуществу обоих супругов?

Часть первая НК РФ в ст. 41 устанавливает, что под доходом понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которая учитывается в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Исходя из этого к доходам от предпринимательской деятельности можно отнести: доходы, полученные в ходе реализации работ, услуг или товаров; доходы от участия в соглашении о совместной деятельности с другим предпринимателем и другие источники дохода. Таким образом, к доходу от предпринимательской деятельности относится любая прибыль, извлекаемая из такой деятельности.

Предпринимательская деятельность гражданина осуществляется после государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя или же учрежденного им юридического лица. Независимо от того, в какой форме осуществляется предпринимательская деятельность, регистрация и постановка на учет осуществляется уполномоченными на то органами власти в отношении конкретного лица: в данном случае — только одного из супругов либо обоих супругов, но каждого из них индивидуально. Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации юридических лиц, является Федеральная налоговая служба России.

Таким образом, если учредителем (одним из учредителей) коммерческой организации согласно учредительным документам является конкретный супруг (в рассматриваемом случае — не являющийся военнослужащим), то и доход от деятельности такой организации соответственно принадлежит этому супругу. После вступления в брак компания также остается принадлежать этому супругу. Тем не менее на средства, полученные от предпринимательской деятельности, приобретается какое-либо имущество, которое по логике закона (п. 2 ст. 34 СК РФ) становится общей собственностью супругов. Предпосылкой возникновения такой собственности супругов выступает факт наличия вложения каждого супруга в приобретение, улучшение или сбережение имущества[4]. Таким образом, супругу-военнослужащему достаточно принять участие в названных действиях для отнесения такого имущества к совместной собственности супругов. Значит, по сути, доход от предпринимательской деятельности, вне зависимости от того, когда началось осуществление предпринимательской деятельности (до или после вступления в брак), относится к совместной собственности супругов.

Еще одним интересным аспектом является норма ст. 37 СК РФ. Согласно данной статье имущество каждого из супругов может быть признано судом их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и др.). Такое вложение может быть не только в форме конкретных материальных средств, но также и в форме труда одного из супругов. Например, супруг, производя своими силами ремонт торгового помещения, в котором осуществляется сама предпринимательская деятельность, вносит значительные улучшения в имущество другого супруга.

Тем не менее военнослужащим, как указано выше, законодательно запрещено участвовать в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом, что обусловлено специальным правовым статусом военнослужащего и социальной значимостью его профессиональной деятельности[5]. Вышесказанное означает, что, какие бы улучшения в имущество, используемое для достижения целей предпринимательской деятельности супруга, который не является военнослужащим, ни вносил супруг, являющийся военнослужащим, результат такой деятельности будет принадлежать первому. Соответственно, как мы полагаем, суд также не может вынести решение о включении результата этой деятельности — самого дохода, имущества, приобретенного за счет этого дохода, и т.п. — в разряд общего имущества супругов. Такая же ситуация повторяется и при наличии спора о разделе имущества, т.е. супругу-военнослужащему может быть присуждена только определенная судом денежная или иная компенсация и только в случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю. Не урегулирован и вопрос выдела супружеской доли супруга-предпринимателя из общего имущества супругов в случае его банкротства и обращения взыскания на эту долю по его долгам в случае, если супруг-военнослужащий проходит военную службу за пределами региона, в котором осуществляются исполнительные действия (в целом проблемы места прохождения военной службы и иных областей жизни военнослужащего рассматриваются в большинстве случаев также применительно к вопросам жилищного обеспечения военнослужащих или их привлечения к дисциплинарной или уголовной ответственности[6]), и не может оспорить отнесение того или иного имущества к личному имуществу супруга-предпринимателя либо отнесение его личного имущества к общему имуществу супругов и выдел доли из общего имущества супругов.

Следует также отметить, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, как правило, в отношении производимой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг могут владеть товарным знаком (знаком обслуживания). Согласно ст. 1477 ГК РФ под товарным знаком понимается обозначение, которое служит для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. За таким знаком признается исключительное право, удостоверяемое соответствующим свидетельством. Поскольку компания, осуществляющая предпринимательскую деятельность, зарегистрирована на конкретное, указанное в учредительных документах лицо (в данном случае — на супруга, который не является военнослужащим), то и исключительное право на товарный знак принадлежит только ему. Данное положение не может быть оспорено супругом-военнослужащим, так как последний не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в принципе.

Таким образом, в браке, в котором один из супругов является военнослужащим, доход от предпринимательской деятельности является совместной собственностью супругов. На этот юридический факт не влияет ни момент регистрации предпринимательской деятельности в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, ни наличие у одного из супругов специального правового статуса. Также неоспоримо и право супруга, не являющегося военнослужащим, на товарный знак. Однако в силу специфики правового статуса супруг-военнослужащий, внося значительные улучшения в имущество другого супруга, может только при расторжении брака и наличии спора о разделе имущества получить компенсацию в денежной или иной форме.

Библиографический список

1. Кудашкин А.В. Военная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации // Государство и право. 2000. N 3. С. 12.

2. Назарова И.С., Шеншин В.М. Совместное банкротство супругов — бывших участников накопительно-ипотечной системы: отсутствие четкого правового регулирования и неоднозначность судебной практики // Право в Вооруженных Силах. 2018. N 6(251). С. 35 — 43.

3. Рыльская М.А. Проблемы соотношения публичного и частного права в гражданском обществе // Актуальные проблемы юридической теории и практики: Сб. ст.; Выпуск 2. Под ред. К.Е. Сигалова, И.Н. Мукиенко; Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя. М.: Издательский дом "Граница", 2015. С. 22 — 23.

4. Слепко Г.Е. Влияние правового статуса военнослужащего на его иные специальные правовые статусы // Право в Вооруженных Силах. 2018. N 2(247). С. 110 — 117.

5. Слепко Г.Е., Стражевич Ю.Н. Правовые проблемы раздела общего имущества супругов (супругов-военнослужащих) и определения размера их долей // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 7(240). С. 44 — 53.

6. Стражевич Ю.Н., Слепко Г.Е. Возникновение режима общей совместной собственности на имущество супругов, один из которых является военнослужащим // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2017. N 3. С. 108 — 112; N 4. С. 111 — 115.

7. Стражевич Ю.Н., Слепко Г.Е., Ткачев А.И. Основания возникновения общей собственности и использование презумпции общности имущества применительно к супругам, один из которых является военнослужащим // Военное право. 2015. N 2. С. 12 — 27.

 


[1] Зайков Д.Е. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих: ожидать ли супругам военнослужащих коренных изменений? // ЭНИ "Военное право". 2018. N 6. С. 109 — 115; Кудашкин А.В. Справочник по жилищным вопросам для жилищных комиссий, военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2009; Назарова И.С., Шеншин В.М. Совместное банкротство супругов — бывших участников накопительно-ипотечной системы: отсутствие четкого правового регулирования и неоднозначность судебной практики // Право в Вооруженных Силах. 2018. N 6. С. 35 — 43; Харитонов С.С. К проблеме справедливости правовых предписаний в области жилищных отношений при расторжении военнослужащим брака // Там же. С. 30 — 35 и др.

[2] Слепко Г.Е., Стражевич Ю.Н. Правовые проблемы раздела общего имущества супругов (супругов-военнослужащих) и определения размера их долей // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 7. С. 44 — 53 и др.

[3] Рыльская М.А. Проблемы соотношения публичного и частного права в гражданском обществе // Актуальные проблемы юридической теории и практики: Сб. ст. Вып. 2 / Под ред. К.Е. Сигалова, И.Н. Мукиенко; Моск. ун-т МВД РФ им. В.Я. Кикотя. М., 2015. С. 22 — 23.

[4] Стражевич Ю.Н., Слепко Г.Е. Возникновение режима общей совместной собственности на имущество супругов, один из которых является военнослужащим // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 3. С. 108 — 112; N 4. С. 111 — 115; Стражевич Ю.Н., Слепко Г.Е., Ткачев А.И. Основания возникновения общей собственности и использование презумпции общности имущества применительно к супругам, один из которых является военнослужащим // ЭНИ "Военное право". 2015. N 2. С. 12 — 27.

[5] Кудашкин А.В. Военная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации // Государство и право. 2000. N 3. С. 12; Слепко Г.Е. Влияние правового статуса военнослужащего на его иные специальные правовые статусы // Право в Вооруженных Силах. 2018. N 2. С. 110 — 117.

[6] Корнишин С.В. Место военной службы: что это такое? // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 3. С. 32 — 48; Харитонов С.С. О понятиях "близлежащий населенный пункт" и "место военной службы" в контексте жилищных отношений с участием военнослужащих // Там же. 2017. N 12. С. 46 — 50 и др.


Рекомендуется Вам: