ЮрФак: изучение права онлайн

Основные направления создания электронной системы альтернативных механизмов разрешения споров

Автор: Цирина М.А.

Рынок электронной торговли в России стремительно растет. Население страны научилось пользоваться преимуществами онлайн-покупок, а предприниматели все активнее открывают интернет-магазины разнообразной тематики. Покупатели более продуманно совершают покупки, а приобретение товаров через интернет-магазины позволяет более взвешенно подходить к своим тратам, преодолевать эффект случайной покупки, а главное — более тщательно сравнивать товары по стоимости. С этим связан рост количества сделок, совершаемых дистанционно. Такая закономерность присуща не только рынку внутри одной отдельно взятой страны, но и на международном рынке в целом.

Развитие информационных технологий, цифровизация экономики, интенсификация торговых отношений в трансграничном пространстве, увеличение количества финансовых и торговых транзакций, осуществляемых при помощи компьютерных сетей (электронная коммерция), а также необходимость поиска адекватных и эффективных способов урегулирования споров в эпоху смешения традиционной и цифровой экономик создают предпосылки для развития электронной системы альтернативных механизмов разрешения споров.

В современной зарубежной литературе электронные технологии альтернативного разрешения споров называют онлайн-урегулированием споров (Online dispute resolution, ODR). Содержание этого понятия толкуется как совокупность методов урегулирования споров (конфликтов) с применением инновационных интернет-технологий. Специалисты в области юриспруденции и права европейских и других государств уже длительное время применяют данные способы на практике и рассматривают их как онлайн-аналог альтернативных технологий по урегулированию споров, состоящих из переговорного процесса, медиации или третейского разбирательства, либо сочетание этих трех подходов[1].

Следует отметить, что главной особенностью реализации технологии онлайн-урегулирования споров стало то, что ее применение является единственным способом обеспечения защиты прав и интересов субъектов, действующих на торговых интернет-площадках. Предоставление сторонам инновационных интернет-технологий как в коммерческих, так и в государственных судах для разрешения правовых конфликтов является во многих странах мира современной тенденцией, что, безусловно, оказывает большое влияние на практику таких учреждений по активному использованию технологий удаленной коммуникации.

Онлайн-урегулирование споров предполагает возможность осуществления сторонами спора контроля процедуры его урегулирования, а также вовлечение в процесс посредника (третьего лица), который содействует разрешению спора. Такой процесс предполагает выполнение большей части процедуры урегулирования спора онлайн, включая начальную регистрацию, нейтральное назначение, устные слушания в случае необходимости, обсуждения онлайн.

Следует отметить, что на международном уровне вопросам онлайн-урегулирования споров уделяется повышенное внимание. В частности, обозначенному вопросу посвящен Регламент (ЕС) N 524/2013 Европейского парламента и Совета от 21.05.2013 о разрешении споров онлайн[2] (далее — Регламент), в соответствии с которым в ЕС создана интернет-платформа по разрешению споров онлайн.

В соответствии со ст. 5 (2) Регламента интернет-платформа по разрешению споров онлайн будет единым пунктом входа для потребителей и продавцов, которые стремятся к внесудебному разрешению споров. Это будет интерактивный сайт, доступный через электронные устройства бесплатно на всех официальных языках институтов ЕС.

Интернет-платформа по разрешению споров онлайн будет выполнять следующие функции (ст. 5 (4) Регламента):

a) предоставлять электронный бланк жалобы, который заявляющая сторона может заполнить;

b) информировать отвечающую сторону о жалобе;

c) определять компетентное учреждение или компетентные учреждения, осуществляющие процедуру альтернативного разрешения споров, и передавать жалобу в такие учреждения, в которые стороны согласились обратиться;

d) предлагать бесплатно инструмент электронного управления делом, который позволит сторонам и учреждению, осуществляющему процедуру альтернативного разрешения споров, проводить процедуру разрешения спора онлайн через интернет-платформу;

e) обеспечивать стороны и учреждение, осуществляющие процедуру альтернативного разрешения споров, переводом информации, необходимой для разрешения спора, обмен которой происходит через платформу по разрешению споров онлайн;

f) предоставлять электронный бланк, при помощи которого учреждения, осуществляющие процедуру альтернативного разрешения споров, будут передавать информацию (дату получения дела жалобы; предмет спора; дату завершения процедуры альтернативного разрешения споров; результат процедуры альтернативного разрешения споров) и др.

Таким образом, функции указанной интернет-платформы предлагают простое, эффективное, быстрое и малозатратное внесудебное разрешение споров, возникающих в ходе онлайн-транзакций (п. 8 преамбулы Регламента).

Как и Европейский союз, ООН признала необходимость развивать использование механизмов онлайн-урегулирования споров для повышения доверия потребителей к трансграничной торговле[3]. В 2010 г. ЮНСИТРАЛ инициировала создание Третьей рабочей группы для разработки проекта правил по разрешению споров "с низкой стоимостью и большими объемами", возникающих при осуществлении электронной коммерции в секторах B2B (бизнес для бизнеса) и B2C (бизнес для потребителей)[4] (далее — Правила). Если документы ЕС устанавливают минимальные юридические стандарты для всех типов альтернативных способов разрешения споров и создают платформу по разрешению споров онлайн, то ЮНСИТРАЛ занимается разработкой специального свода процессуальных норм для использования такой платформы. Правила носят рекомендательный характер и содержат общие рекомендации по созданию коммуникации между администраторами урегулирования споров онлайн, платформами урегулирования споров онлайн, нейтральными лицами и сторонами процедуры, пригодной для обеспечения простого, оперативного, гибкого и эффективного варианта урегулирования споров из трансграничных сделок небольшой стоимости, заключенных в режиме онлайн с использованием электронных средств связи.

Основная ценность указанного документа заключается в следующем:

1) в нем провозглашены принципы онлайн-урегулирования споров, включающие в том числе и базовые принципы систем разрешения споров офлайн (принципы справедливости, надлежащей правовой процедуры, прозрачности и подотчетности, независимости, нейтральности и беспристрастности лиц, привлекаемых для урегулирования спора);

2) онлайн-урегулирование споров проводится при содействии нейтральных физических лиц (а не алгоритма); таким образом, присутствие человеческого фактора рассматривается как необходимый для разрешения спора элемент;

3) названа особенность процедур онлайн-урегулирования споров — наличие посредника (третьего лица) с технологической базой (администратора урегулирования споров онлайн), и сформулированы рекомендации по соответствующей редакции оговорки о разрешении спора, в которой должны быть отражены сведения об администраторе онлайн-урегулирования споров и о платформе;

4) дано определение платформы онлайн-урегулирования споров как системы, обеспечивающей подготовку, отправление, получение, хранение и иную обработку сообщений от участников онлайн-урегулирования споров;

5) даны рекомендации по определению момента получения сообщения (исходя из момента уведомления стороны администратором о размещении сообщения на платформе урегулирования споров онлайн). Принципы онлайн-урегулирования споров закрепляются и развиваются в регламентах институций, предлагающих платформы для разрешения споров онлайн.

После вступления в силу 19 января 2016 года Регламента ЕС N 524/2013, в феврале 2016 года Европейская комиссия ввела в действие платформу для онлайн-урегулирования споров. Данная платформа позволяет покупателям и продавцам подавать жалобы на всех официальных языках ЕС. Срок рассмотрения споров на данной платформе — 90 дней. С момента ввода данной платформы все онлайн-трейдеры и торговые площадки онлайн в ЕС должны размещать на своих сайтах доступную ссылку на данную платформу. Нарушение данного требования, например, в Германии является нарушением законодательства и влечет запрет онлайн-торговли.

В качестве положительного опыта использования механизмов онлайн-урегулирования споров в межличностных отношениях следует выделить опыт Нидерландов, где с 2007 года применяется онлайн-платформа "Дорожная карта правосудия" (Rechtwijzer). Эта платформа позволяет парам договориться о разводе и выплате алиментов на детей. Ежегодно около 700 разводов оформляется с помощью Rechtwijzer, платформа расширяет свое применение также и для разрешения трудовых споров и споров по договорам аренды. Платформа использует алгоритмы поиска возможных договоренностей и предлагает решения. Но если договориться не удается, стороны могут обратиться к медиатору. В случае недостижения договоренности через медиацию возможно обращение к арбитру за обязательным для сторон решением, но это происходит только в 5% случаев[5]. Аналогичные онлайн-услуги запущены также в Англии и Канаде.

Как указано, в западной практике онлайн-урегулирование правовых споров используется для разрешения широкого спектра проблем, начиная от межличностных споров, заканчивая межгосударственными конфликтами. Однако большой потенциал онлайн-урегулирование имеет для разрешения конфликтов в сфере электронной коммерции. Наиболее удачно данный механизм зарекомендовал себя в спорах, связанных с защитой прав потребителей.

В США механизм онлайн-урегулирования споров применяется в электронной коммерции компаниями eBay (более 157 млн пользователей) и Amazon (более 244 млн пользователей). На одном только интернет-аукционе eBay через систему онлайн-урегулирования споров ежегодно проходит более 60 миллионов споров между покупателями и продавцами. При этом 90% данных споров решается специальным программным обеспечением без вмешательства людей, 50% споров разрешаются по результатам переговоров между продавцом и покупателем, в 99,999% случаев достигнутые по результатам переговоров решения сторон не оспариваются в суде[6].

Многие международные арбитражные институции (ВОИС, САС) организовали собственные системы администрирования дел на защищенных платформах, обеспечивающих конфиденциальность данных и эффективный обмен информацией между участниками арбитражного разбирательства. В настоящий момент уже создано множество частных платформ для урегулирования внутренних коммерческих споров онлайн, которые эксплуатируются и другими институциями, такими как Arbitration Resolution Services, Inc. (ARS)[7]. В этой связи следует также выделить такие онлайн-платформы для разрешения споров, как Onlinearbitration.net, net-ARBitration Works, ADR.eu, eCourt, ZipCourt, www.domaindis-putes.co.za, ICANN, http://mylawbc.com/, http://modria.com/, https://fastportal.com/nl/, https://www.civilresolutionbc.ca/, Online Dispute Resolution, и др.

В 2010 году в Российской Федерации впервые возможность проведения разбирательства онлайн была предусмотрена регламентом третейского суда "Газпром". С 2012 года в Сибирском третейском суде была запущена электронная система процессуального документооборота "Центр информационной поддержки третейского разбирательства". Использование данной системы позволило информатизировать судебное разбирательство, а стороны разбирательства, имея персональные параметры доступа, обеспечены возможностью отслеживать свое дело в полном объеме документов, сохраняя их конфиденциальность, обмениваться документами между участниками разбирательства, уведомлять стороны о совершении процессуальных действий.

В 2015 году была создана платформа для электронного разрешения споров при Российской Арбитражной ассоциации (арбитраж онлайн РАА). Необходимо указать, что в настоящее время РАА не администрирует споры до получения разрешения Правительства Российской Федерации. Однако следует отметить некоторые черты разработанного механизма онлайн-урегулирования спора. Арбитраж онлайн, разработанный РАА, это платформа для разрешения споров, с помощью которой сторона спора может разрешить свой спор, не выходя из кабинета — в режиме онлайн, а сам процесс занимает не больше 60 дней.

Основными чертами арбитража онлайн, разработанного РАА, являются:

— подача в электронном виде искового заявления, отзыва на исковое заявление, а также всех доказательств по делу;

— дело рассматривается единоличным арбитром, назначаемым РАА, в основном на основании представленных сторонами документов и пояснений;

— слушание, в случае необходимости, проводится посредством видео- или телефонной конференции;

— вынесенное арбитражное решение также направляется стороне в электронном виде, заверенное электронно-цифровыми подписями арбитра и РАА. Сторона также может получить бумажную копию арбитражного решения.

Преимущества для бизнеса включают:

— быстроту разрешения спора;

— оптимизацию документооборота, доступ к документам в любое время и в любом месте;

— снижение расходов на арбитраж за счет сокращения количества часов юристов, транспортных расходов, гонорара арбитров;

— удобство для сторон и арбитров[8].

В настоящее время Россия находится на этапе выработки фундаментальных основ концепции онлайн-урегулированием споров, с тем чтобы такая форма разрешения споров стала повседневностью как в российской практике, так и во взаимоотношениях России с ее иностранными контрагентами.

Для формирования и эффективного функционирования института онлайн-урегулирования споров в России необходимо разработать порядок его поэтапного внедрения.

К основным направлениям создания электронной системы альтернативных механизмов разрешения споров следует отнести:

1) концептуальное определение социальных и экономических задач, решению которых должно способствовать внедрение электронных систем альтернативных механизмов разрешения споров;

2) создание условий для повышения уровня доверия участников экономического оборота к онлайн-механизмам урегулирования споров;

3) определение спектра применения инструментария онлайн-урегулирования споров;

4) предоставление сторонам спора свободы выбора способа урегулирования спора, предполагающего дифференциацию пределов использования системы онлайн-урегулирования споров и исключение абсолютизации процедур рассмотрения споров в третейских судах, включая коммерческий арбитраж.

В рамках реализации данных направлений необходимо сохранение таких преимуществ альтернативного разрешения споров, как конфиденциальность, защита данных участников, надлежащая квалификация, независимость и беспристрастность сторонних лиц, содействующих сторонам в урегулировании споров, и т.п. Важным в рассматриваемой сфере отношений также является соблюдение принципов и правил этической направленности. Концепция этического поведения может быть реализована в ходе администрирования процедуры онлайн-урегулирования споров.

 


[1] URL: http://www.eurasiafinace.ru/novosti-finans/954-k-voprosu-ob-elektronnykh-tekhnologiyakh-alternativnogo-razresheniya-sporov.html (дата обращения: 12.01.2019).

[2] Regulation (EU) No 524/2013 of the European Parliament and of the Council of 21 May 2013 on Online Dispute Resolution for Consumer Disputes and Amending Regulation (EC) No 2006/2004 and Directive 2009/22/EC (Regulation on Consumer ODR) // OJ L 165. 18.06.2013. P. 1 — 12.

[3] UNCITRAL Working Group III (Online Dispute Resolution) // URL: www.uncitral.org/uncitral/commission/working_groups/3Online_Dispute_Resolution.html (дата обращения: 14.02.2017).

[4] Official Records of the General Assembly. 65th Session. Supplement No. 17 (A/65/17), para. 257. New York, 2010.

[5] URL: http://forbes.net.ua/opinions/1421184-virtualnaya-spravedlivost-kak-uladit-spory-v-onlajn-rezhime (дата обращения: 15.01.2019).

[6] Там же.

[7] См. подробнее: URL: https://www.arbresolutions.com/rules-regulations-business-to-business-program/ (дата обращения: 14.11.2018).

[8] URL: https://arbitration.ru/media/press-releases/reglament-arbitrazha-onlayn-vstupil-v-silu/ (дата обращения: 15.01.2019).


Рекомендуется Вам: