ЮрФак: изучение права онлайн

Общая характеристика экстремизма как угрозы общественной безопасности в Российской Федерации (административно-правовой анализ)

Автор: Губченко (Скребец) Е.С.

Экстремизм — одна из распространенных и опаснейших проблем XXI века, которая прочно обосновалась в политической, социальной, религиозной, общественной и другой жизни общества и государства. Необходимо констатировать, что экстремизм как явление динамично развивается в процессе глобализации и проявления его становятся, как правило, неожиданными, находят свое выражение в различных формах и способах (как в реальной жизни, так и через информационно-телекоммуникационные сети), что значительно осложняет административно-правовое противодействие данному общественно опасному явлению.

Так, обращая внимание на официальную статистику состояния преступности в Российской Федерации за январь — сентябрь 2018 года, необходимо отметить, что в процентном соотношении с предыдущим (2017) годом рост преступлений террористического и экстремистского характера хоть и несущественно, но сократился. Так, за текущий период зарегистрировано 1 341 преступление террористического характера (-10,4%) и 1 165 преступлений экстремистской направленности (-2,0%)[1].

Касательно административных правонарушений экстремистской направленности по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то в период 2017 года по ст. 20.3 КоАП за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики санкции были наложены 1 665 раз (в 2016 году — 1 796). При этом количество санкций по ст. 20.29 КоАП за распространение экстремистских материалов возрастает — 1 846 (1 679 в 2016 году)[2].

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие статьи экстремистской направленности: это ст. 13.15 "Злоупотребление свободой массовой информации", ст. 20.3 "Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами", ст. 20.29 "Производство и распространение экстремистских материалов", за которые предусмотрена административная ответственность.

Административно-правовую основу противодействия экстремизму составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и др. Данные нормативные правовые акты определяют правовые и организационные основы противодействия экстремизму.

Основным нормативным правовым актом по вопросам противодействия экстремизму является Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", который разработан с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации. Данный Закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, а также ответственность за ее осуществление. Само понятие "экстремизм" в Законе не отображено, оно представлено понятием "экстремистская деятельность (экстремизм)" и включает в себя:

— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

— публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность;

— возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

— пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

— воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

— пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

— публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

— публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

— организацию и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

— финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг[3].

Таким образом, законодательно экстремизм представлен через экстремистскую деятельность, что, по нашему мнению, не совсем корректно. Отображение в Законе отдельного понятия "экстремизм" позволит как определить мотивы совершения экстремистских преступлений и правонарушений, так и предупредить его последствия.

Причины возникновения и распространения экстремизма различные. Это и экономическая нестабильность, и политические разногласия, и конфликты на религиозной и национальной почве, и потеря нравственных ценностей, и миграционные процессы, и многое другое. Констатация того, что экстремизм обладает многовекторностью, то есть его проявления можно встретить как в политической жизни, так и в религиозной, экономической и социальной и других сферах деятельности, позволяет нам сделать вывод, что возникают и развиваются различные формы экстремизма, такие, как политический, религиозный, национальный, молодежный, спортивный, и другие, что для осуществления противодействия данному явлению является негативным моментом.

Принимая во внимание также то, что XXI век — век высоких технологий, который диктует государству и обществу свои правила жизни, необходимо учитывать, что темпы развития и совершенствования информационной среды, вооружения и других ключевых аспектов жизни и деятельности приводят к изменению жизненных ценностей, моральных устоев, в том числе и к искажению психики и адекватному восприятию действительности. На фоне вышеперечисленного возможно развитие чувства неполноценности, "обиды" на государство и весь мир. Данное состояние в какой-то мере и приводит к развитию экстремистских настроений, и проявляются они в различных формах. В данном контексте хотелось бы отметить роль провокаций, как одной из форм проявления экстремизма (например, провокационные действия вооруженных морских сил Украины (ВМС Украины) в территориальных водах Российской Федерации (Черного и Азовского морей) в ноябре 2018 года), ставящих своей целью развитие напряженности и нестабильности в обществе в целом и государстве в частности. Так, на X ежегодном инвестиционном форуме ВТБ Капитал "Россия зовет!" Владимир Путин назвал произошедший конфликт в Керченском проливе провокацией, которая была организована действующей украинской властью (президентом Украины Петром Порошенко) с целью обострения ситуации на Украине и создания "непреодолимых препятствий" для своих конкурентов в преддверии грядущих президентских выборов, в частности введения военного положения. Провокация в данном контексте несет своей целью как объединять, так и разъединять людей, внести хаос и напряженность, чувство страха в общество.

Стремительное развитие информационных технологий, глобализация создают новые условия для осуществления экстремистской деятельности — в информационном пространстве, сети Интернет, так называемый киберэкстремизм, который на сегодняшний день является достаточно распространенным. Однако, как справедливо отмечает С.А. Буткевич, "угрозы экстремизма в информационно-телекоммуникационной среде и последствия от их реализации не ограничиваются исключительно киберпространством, а касаются объектов реального мира: конкретных систем жизнеобеспечения населения, инфраструктуры, жизни и здоровья граждан и др."[4]. Таким образом, интернет-пространство (киберпространство) служит для экстремистов лишь средством достижения целей. Однако данное средство значительно затрудняет профилактическую и предупредительную работу правоохранительных и иных органов в отношении экстремистских проявлений. Тут необходимо отметить роль самого Интернета, благодаря которому осуществляется и распространяется экстремистская деятельность и в то же время осуществляется профилактика и пресечение такой деятельности (путем размещения информационных постов, мониторинга экстремистского контента).

Исходя из вышесказанного хотелось бы обратить внимание на необходимость выработки эффективного комплекса мероприятий противодействия экстремизму, которое обусловлено рядом факторов как теоретического характера, так и практического, а также изменяющимися формами проявлений экстремизма.

А именно речь идет о разработке универсальных комплексных программ противодействия всем формам проявления экстремизма, в том числе и терроризму. В данном контексте хотелось бы выделить программно-целевой метод государственного регулирования общественных отношений в рамках противодействия и предупреждения экстремистской деятельности. Данный метод включает в себя разработку и оценку поставленных целей, в частности предупреждение и пресечение экстремистской деятельности, непосредственно механизм реализации, сроки.

Развивая мысль Ю.В. Дубко, Д.Г. Заброды о том, что "подготовка комплексной программы противодействия терроризму с использованием программно-целевого метода позволяет: существенно повысить эффективность реализации запланированных мероприятий в связи с их тщательной проработкой и привлечением будущих исполнителей к их разработке, спрогнозировать потребность в необходимых ресурсах для ее реализации и рационально их распределить на требуемые периоды времени, а также объективно оценить результаты выполнения программы"[5], также следует отметить необходимость учитывать регион, в котором будет использована программа, его территориальные и национальные особенности, криминальную обстановку. Таким образом, данная мера позволит эффективно и своевременно реагировать на наличие и проявления любых форм экстремизма.

Известно, что приоритетным и эффективным рычагом в противодействии правонарушениям экстремистской направленности со стороны органов исполнительной власти является профилактическая функция. Так, ст. 8 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" определяет, что федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции:

1) вырабатывают государственную политику в сфере профилактики правонарушений и обеспечивают ее реализацию;

2) осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений;

3) создают ведомственные координационные органы в сфере профилактики правонарушений, осуществляют координацию деятельности по профилактике правонарушений в подведомственных органах и организациях;

4) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений;

5) формируют и представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти официальную статистическую информацию о профилактике правонарушений;

6) осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия;

7) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации[6].

Определяя профилактику как приоритетную деятельность для органов противодействия экстремизму, необходимо также учитывать межведомственное взаимодействие.

В рамках административно-правового анализа, учитывая современное состояние экстремизма в мире и в нашем государстве в частности, с целью осуществления своевременной, профилактической, а также предупредительной деятельности в процессе противодействия экстремизму считаем целесообразным и важным аспектом в данном процессе привлечение институтов гражданского общества к охране общественного порядка. В данном контексте согласимся с мнением А.С. Дугенец о том, что "наиболее распространенными формами участия граждан в охране общественного порядка являются профилактические обходы жилого сектора с участковыми уполномоченными полиции и инспекторами по делам несовершеннолетних, совместное с нарядами патрульно-постовой службы полиции патрулирование улиц, обеспечение правопорядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий. В настоящее время совершенствуется механизм привлечения контролеров-распорядителей и волонтеров для охраны правопорядка на стадионах"[7]. В этом и проявляется одно из важных направлений административно-правовой деятельности органов внутренних дел в тесном взаимодействии с гражданским обществом. Данная форма участия граждан в охране общественного порядка позитивно отразится на профилактической и предупредительной деятельности в борьбе с экстремизмом.

С административно-правовой точки зрения основными проблемами в противодействии экстремизму, в частности, со стороны органов внутренних дел, по нашему мнению, являются: формальность, несогласованность действий в осуществлении контрэкстремистских мероприятий, несоответствие муниципального, регионального и федерального законодательства современным реалиям состояния экстремизма; бюрократизм, систематическое и законспирированное взаимодействие экстремистских организаций с международными, скрытое внутригосударственное и международное финансирование экстремистской деятельности, четкая структура экстремистских организаций и высокая организованность, а также оправдание экстремистской деятельности отдельными государствами. Однако считаем необходимым согласиться с мнением С.А. Буткевича о том, что "изменения должны произойти и в сознании, менталитете правоохранителей, восприятии криминологической обстановки, методике и тактике контроля преступности во всех ее проявлениях и формах"[8]. И правда, восприятие реальной обстановки наличия и проявлений экстремизма в обществе настораживает. Понимание того, что методы конспирации экстремистских целей настолько подготовлены и организованны, ставит серьезные задачи перед сотрудниками органов внутренних дел и специальными службами проводить соответствующие мероприятия по нейтрализации экстремистской деятельности, их разоблачению. Так, С.Е. Пролетенкова справедливо отмечает: "Под прикрытием религиозной риторики их организаторы, преследуя политические, экономические и иные цели, все чаще пытаются спровоцировать акции гражданского неповиновения, вызвать активное противоборство между последователями различных религиозных учений, внедряют в массовое сознание лозунги, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя России"[9].

В рамках административно-правового регулирования негативным аспектом является роль молодого поколения в экстремистской деятельности. В силу своей неосознанности и доверчивости молодежь легко поддается вербовке в ряды экстремистов в надежде легких решений каких-либо проблем, в том числе и материальных. Неоднократно отмечалось, что в данном контексте легче провести профилактические мероприятия среди молодежи, чем ликвидировать последствия экстремистской деятельности. Такими мероприятиями, по нашему мнению, могут быть:

— формирование правовой сознательности и культуры у молодежи;

— воспитание и пропаганда толерантного отношения к людям независимо от их национальности, расы, языковой и религиозной принадлежности;

— воспитание чувства патриотизма и уважения к своей стране;

— развитие социальной и материальной стабильности и защищенности молодежи со стороны государства.

В заключение хотелось бы сказать, что, безусловно, наличие и распространение экстремизма в нашей стране требуют своевременного, профессионального и четкого реагирования. Несмотря на существующие недостатки в антиэкстремистском законодательстве, а также деятельности правоохранительных органов, специальных служб, государственных и муниципальных органов и гражданского общества в противодействии экстремизму, следует сказать, что деятельность по предупреждению и пресечению экстремизма ведется на постоянной основе по всем направлениям. И это дает свои положительные результаты.

Литература

1. Буткевич С.А. Инновации в антитеррористической и контрэкстремистской деятельности (по материалам социологических исследований в Республике Крым и г. Севастополе) / С.А. Буткевич // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. N 1. С. 47 — 53.

2. Буткевич С.А. Экстремизм и терроризм в киберпространстве: выявление, нейтрализация и предупреждение / С.А. Буткевич // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. N 1(39). С. 17 — 22.

3. Дубко Ю.В. Систематизация нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области противодействия терроризму / Ю.В. Дубко, Д.Г. Заброда // Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2015. С. 123 — 130.

4. Дугенец А.С. Административно-правовое регулирование привлечения граждан и общественных организаций к охране правопорядка / А.С. Дугенец // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения), 23 марта 2018 г. / Под общ. ред. Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2018. С. 543 — 550.

5. Пролетенкова С.Е. Об актуальности административно-правовых исследований в сфере противодействия религиозному экстремизму / С.Е. Пролетенкова // Вестник всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2013. N 1(25). С. 19 — 24.

 


[1] Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации в январе — сентябре 2018 года. URL: https://мвд.рф/reports/item/14696015.

[2] Статистика административных правонарушений. URL: http://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/1.

[3] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". URL: http://base.garant.ru/12127578/.

[4] Буткевич С.А. Экстремизм и терроризм в киберпространстве: выявление, нейтрализация и предупреждение // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. N 1(39). С. 17 — 22.

[5] Дубко Ю.В., Заброда Д.Г. Систематизация нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области противодействия терроризму // Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2015. С. 123 — 130.

[6] Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

[7] Дугенец А.С. Административно-правовое регулирование привлечения граждан и общественных организаций к охране правопорядка // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2018. С. 543 — 550.

[8] Буткевич С.А. Инновации в антитеррористической и контрэкстремистской деятельности (по материалам социологических исследований в Республике Крым и г. Севастополе) // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. N 1. С. 47 — 53.

[9] Пролетенкова С.Е. Об актуальности административно-правовых исследований в сфере противодействия религиозному экстремизму // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2013. N 1(25). С. 19 — 24.


Рекомендуется Вам: