ЮрФак: изучение права онлайн

Особенности подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Автор: Соколов Я.О.

Одним из важнейших этапов реализации права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее — АГС) является подача заявления в военный комиссариат. От содержания заявления и приложенных к нему документов, соблюдения порядка его направления, а также от готовности гражданина оспаривать возможные нарушения должностных лиц, например отказ в приеме или регистрации заявления, во многом зависит, сможет ли гражданин воспользоваться правом выбора формы исполнения конституционной обязанности в соответствии со своими убеждениями или вероисповеданием.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ (далее — Федеральный закон N 113) в заявлении о замене военной службы по призыву АГС указываются причины и обстоятельства, побудившие гражданина ходатайствовать об этом. Речь идет об убеждениях или вероисповедании, которым противоречит несение военной службы. Данная информация излагается в свободной форме.

Если гражданин просит заменить вид службы, так как относится к коренному малочисленному народу, который ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционным промыслом, то в заявлении отражаются указанные сведения.

Гражданин может перечислить в заявлении лиц, готовых подтвердить достоверность его доводов на заседании призывной комиссии.

Также можно привести сведения об образовании, специальности, квалификации, опыте работы, состоянии здоровья, семейном положении. Все это должно учитываться чиновниками при подборе гражданину вида работы, профессии, должности и определении места прохождения АГС (п. 5 ст. 4 Федерального закона N 113). Хотя на практике данное требование соблюдается очень редко, сообщение указанной информации не будет лишним.

Заявление адресуется в призывную комиссию[1]. К нему прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы (п. 2 ст. 11 Федерального закона N 113).

Каждый из указанных документов имеет значение для обоснования доводов гражданина. По автобиографии можно проследить формирование пацифистских, религиозных убеждений. Характеристика позволяет установить возможные факты выражения убеждений в той среде, где человек проводит значительную часть своего времени, а также подтвердить отсутствие поступков, опровергающих наличие соответствующих убеждений.

Если перечисленные выше документы не представлены, заявителю может быть отказано в замене вида службы (п. 4 ст. 12 Федерального закона N 113).

Например, в декабре 2016 г. Дзержинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области, отклоняя требования гражданина об отмене решения призывной комиссии, среди прочего сослался на то, что заявление не было подписано призывником и к нему не прилагались ни автобиография, ни характеристика[2]. Такую же позицию занял по аналогичному административному делу Петродворцовый районный суд г. Санкт-Петербурга, признав законным отказ в удовлетворении заявления, поданного без приложений[3].

Приведенный перечень документов является исчерпывающим. Обязанности представлять какие-либо иные документы, например справку о принадлежности к пацифистской или религиозной организации, Федеральный закон N 113 не устанавливает[4]. Из п. 2 ст. 11 данного Закона следует, что гражданин может сделать это по собственному усмотрению, как и указать в заявлении лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов.

Члены призывной комиссии должны учитывать поступившие документы, характеризующие личность гражданина, а не их отсутствие, если эти документы не из обязательного перечня, определенного п. 2 ст. 11 Федерального закона N 113.

Срок подачи заявления о замене вида службы установлен п. 1 ст. 11 Федерального закона N 113 и по общему правилу составляет полгода до начала призывной кампании, в которую гражданин подлежит призыву в армию. Заявление подается в военкомат по месту пребывания на воинском учете в следующие сроки:

— до 1 апреля — гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;

— до 1 октября — гражданами, которые должны быть призваны в апреле — июне будущего года.

Например, студент, имеющий отсрочку от призыва в связи с получением среднего профессионального или высшего образования, оканчивает обучение 1 июля. До завершения весенней призывной кампании остается еще две недели, за которые его могут призвать в армию. Если он выбрал для себя АГС, то ему следует подавать заявление до 1 октября года, предшествующего году окончания колледжа или вуза. Тем, у кого действие отсрочки истекает позже 15 июля и чей призыв переносится на осень, нужно обращаться с заявлением до 1 апреля года завершения обучения.

Такое упреждение обычно объясняется необходимостью заблаговременной передачи сведений в Федеральную службу по труду и занятости, чтобы она успела распределить граждан в организации, где им предстоит проходить АГС.

В том случае, если действие отсрочки прекратилось преждевременно, например из-за отчисления студента, а 1 октября или 1 апреля уже прошло, заявление подается в течение последующих 10 дней.

Если действие отсрочки истекает после 1 апреля или после 1 октября, но до окончания очередного призыва, заявления подаются на общих основаниях.

Если гражданин пропустил срок подачи заявления, то при наличии уважительных причин он может быть восстановлен призывной комиссией или судом. К этому выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 октября 2006 г. N 447-О. К заявлению желательно приложить ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием соответствующей уважительной причины. Такое ходатайство можно включить и в текст заявления. По возможности следует представить документы, подтверждающие, что уважительная причина имела место. В противном случае гражданину могут отказать в замене военной службы АГС (п. 4 ст. 12 Федерального закона N 113).

Как следует из ст. 3 Федерального закона N 113, заявление о замене вида службы гражданин лично подает в военкомат, в котором состоит на воинском учете, т.е. не через представителя, даже если его полномочия оформлены доверенностью. При этом Закон не исключает направления заявления почтой. Оно пересылается ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо заказным письмом с уведомлением о вручении.

Разница между двумя видами корреспонденции состоит в том, что за ценным письмом получатель должен идти на почту, а заказное доставляется в организацию почтальоном. Соответственно, в первом случае заявление может пролежать на почте длительное время, прежде чем его заберут сотрудники военкомата, а если они этого не сделают, будет возвращено обратно. Во втором случае некоторые опасаются, что адресат не признает получение заявления — "в конверте его не было" (при отправлении заказным письмом составление описи не предусмотрено). Конечно, такая ситуация является исключительной, но при наличии повода для опасений можно составить опись самостоятельно и на почте вложить один из ее экземпляров в конверт в присутствии свидетелей, которые ее подпишут. Второй экземпляр описи, также подписанный свидетелями, остается у гражданина.

Письмо желательно отправлять заблаговременно, не исключая возможность того, что оно по той или иной причине может не дойти до военкомата[5] и придется отсылать еще одно, рискуя пропустить срок подачи заявления.

На практике граждане, направляющие заявления по почте, сталкиваются с разной реакцией сотрудников военкоматов. В одних случаях такие заявления не передаются в призывные комиссии, в других проблем с этим не возникает. Все зависит не от способа подачи, а скорее от того, как конкретные должностные лица относятся к исполнению своих служебных обязанностей.

Например, житель г. Подольска Московской области подал в военкомат два заявления — первое отправил почтой, второе вручил чиновникам. Оба были оставлены без рассмотрения. На первое ответа не последовало, а когда гражданин принес второе, его вызвали на заседание призывной комиссии. Но и после этого никакого решения принято не было. Напрасно прождав за дверями кабинета, где заседали члены комиссии, молодой человек узнал, что рассматривать его заявление и не планировалось. Гражданин вынужден был обратиться в суд, который обязал комиссию выполнить требования закона[6].

Наряду с Федеральным законом N 113 процедура подачи заявлений в военкоматы и соответствующие обязанности чиновников определяются Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 г. N 555 (далее — Инструкция).

При посещении военкомата подать заявление о замене вида службы можно двумя способами: в общем порядке — сотруднику, отвечающему за прием и регистрацию обращений, либо непосредственно военному комиссару, когда он проводит личный прием граждан.

Информация о времени личного приема обычно размещается на входе в военкомат или другом доступном для ознакомления месте.

Все поступающие в военкомат заявления должны регистрироваться в трехдневный срок (п. 4 Инструкции). Гражданину выдается документ, подтверждающий регистрацию (п. 3 ст. 11 Федерального закона N 113). Подтверждением может служить и отметка сотрудника военкомата на втором экземпляре заявления, который остается у гражданина. На нем проставляются номер и дата поступления, штамп военкомата или должность, фамилия и роспись принявшего сотрудника. Если же заявление пересылалось по почте, военкомат должен направить гражданину извещение о его регистрации.

Процедура регистрации необходима для того, чтобы обеспечить контроль за рассмотрением заявления. Если военный комиссар не передал заявление в призывную комиссию, гражданин, имея на руках подтверждение того, что оно было принято, может идти в вышестоящие органы, прокуратуру и требовать надлежащего исполнения чиновником его должностных обязанностей, привлечения виновного к ответственности. Отказ в регистрации заявления нередко лишает гражданина такого подтверждения.

Предлоги для отказа могут быть различными: "нет ответственного за регистрацию сотрудника" (его должен замещать другой), "нет книги учета поступивших обращений", "заявление сначала должен посмотреть начальник, которого нет на месте". Чаще всего причина бездействия чиновников — нежелание передавать заявление в призывную комиссию.

Если ни в день подачи, ни в течение трех дней с момента поступления заявление не зарегистрировано, гражданин может направить жалобу военному комиссару субъекта Российской Федерации или обратиться в прокуратуру: военную прокуратуру гарнизона или в гражданскую прокуратуру — районную или городскую. Одновременно с жалобой можно подать и само заявление, которое будет передано по подведомственности в военкомат, где его не зарегистрировали. Все эти меры актуальны и в том случае, если заявление отказываются не только регистрировать, но и принимать.

С учетом возможных проблем с подачей заявления откладывать ее на последние дни установленного законом срока нежелательно. Но если так произошло, то обжаловать бездействие должностных лиц надо немедленно, чтобы обращения в вышестоящий военкомат или в прокуратуру были датированы не позднее истечения этого срока.

В противном случае последствия могут быть достаточно серьезными. У чиновников появится формальный повод для отказа в праве на АГС — заявление о замене вида службы не поступило в военкомат своевременно. А гражданину придется не один месяц оспаривать это в судах разных инстанций. И если он не сможет подтвердить, что пытался подать заявление в срок, например, представить жалобу в прокуратуру, датированную тем же или следующим днем, или видеозаписи, из которых видно, что сотрудники военкомата отказываются принимать или регистрировать заявление, то суд может отказать в удовлетворении требований гражданина.

За отказ в приеме заявления, в его регистрации и за непредставление его на рассмотрение призывной комиссии установлена административная ответственность. Согласно ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) на должностных лиц военкомата может быть наложен штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Дела о данных правонарушениях возбуждаются прокурорами и рассматриваются мировыми судьями (ч. 3 ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Жалобу можно подавать в военную или гражданскую прокуратуру.

Как указано в ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании п. 2 Инструкции "работу с обращениями, поступившими в воинскую часть, организует командир (начальник)". Пункт 15 Инструкции устанавливает, что "контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений осуществляет командир (начальник) воинской части в пределах своей компетенции". В Инструкции военкоматы указываются в составе общего обозначения "воинские части".

Руководствуясь данными положениями, суды в своей практике исходят из того, что за нарушения порядка приема и рассмотрения обращений граждан в военкоматах ответственность несут военные комиссары, а также иные должностные лица, на которых служебными обязанностями возложена работа с обращениями граждан[7].

В мае 2016 г. начальник отдела военного комиссариата Краснодарского края по Тбилисскому району был оштрафован судом на 5 тыс. руб. за отказ передать заявление гражданина в призывную комиссию[8]. Кроме того, вопреки требованиям п. 4 Инструкции заявление не регистрировалось при поступлении в военкомат.

В соответствии с п. 17 Положения о порядке прохождения АГС военный комиссар представляет на заседании призывной комиссии информацию о количестве зарегистрированных заявлений и предложения о порядке и сроках их рассмотрения. Председатель комиссии утверждает график ее заседаний. Затем гражданину, подавшему заявление, под расписку вручается повестка о явке на заседание комиссии[9].

Вручает повестку сотрудник военкомата. Также военкомат может возложить эту обязанность на организацию, где работает или учится гражданин. В данном случае повестка вручается руководителем либо другим должностным лицом, ответственным за ведение воинского учета в организации. Если они отказываются это сделать, то могут быть привлечены к ответственности по ст. 21.2 КоАП РФ "Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет"[10].

Повестка должна быть вручена не позднее чем за три дня до заседания комиссии (п. 19 Положения о порядке прохождения АГС).

На практике встречаются ситуации, когда военные комиссары не передают на рассмотрение комиссиям заявления граждан. Соответственно, и никакого заседания не проводится, а гражданам приходится обращаться в суд.

Так, в декабре 2018 г. Медведевский районный суд Республики Марий Эл признал незаконным бездействие военкомата и обязал чиновников обеспечить рассмотрение заявления в установленном законом порядке[11].

В июне 2017 г. должностные лица военкомата г. Стерлитамак и Стерлитамакского района Республики Башкортостан отказались направлять заявление о замене вида службы в комиссию, сославшись на пропуск срока его подачи. Только после повторного обращения молодого человека они выполнили требования закона[12].

Жителю Белебеевского района Республики Башкортостан военный комиссар отослал заявление обратно, пояснив это тем, что ранее гражданину было отказано в праве на АГС[13]. Суд первой инстанции признал такие действия чиновника законными.

Верховный суд Республики Башкортостан отменил решение городского суда и обязал отдел военкомата передать заявление в комиссию, а саму комиссию его рассмотреть. В Апелляционном определении суда субъекта Российской Федерации было указано, что Федеральный закон N 113 не лишает гражданина права на повторную подачу заявления[14].

Заключение о замене военной службы по призыву АГС или мотивированное решение об отказе[15] в такой замене выносится призывной комиссией в течение месяца со дня окончания срока подачи заявления (п. 3 ст. 12 Федерального закона N 113), т.е. с начала призывной кампании, предшествующей той, в которую гражданин должен быть призван на военную службу (с 1 апреля или с 1 октября). Если же он подал заявление уже после начала призыва, порядок исчисления срока зависит от конкретной ситуации:

— в случае преждевременной утраты права на отсрочку срок рассмотрения отсчитывается с момента окончания 10 дней после прекращения действия отсрочки;

— в случае пропуска гражданином срока подачи заявления срок рассмотрения исчисляется с момента, когда оно поступило в военкомат.

Установленный законом месячный срок разрешения вопроса о замене вида службы может быть увеличен председателем призывной комиссии еще на месяц при необходимости получения дополнительных материалов[16].

Выполнение требований к подаче заявлений имеет существенное значение. Пропуск срока подачи или отсутствие обязательных приложений могут повлечь отказ в удовлетворении заявления. Но реализации права на АГС может помешать и несоблюдение чиновниками процедуры приема заявления, его регистрации и направления на рассмотрение призывной комиссии. Многие граждане, которым доступ к АГС оказался закрыт, пытаются добиться замены военной службы АГС в судебном порядке.

Библиографический список

1. Левинсон Л.С. Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор. М., 2006. Режим доступа: URL: http://www.biblioteka.freepress.ru/e_books/alternativa.htm.

2. Соколов Я.О. Административная ответственность должностных лиц военных комиссариатов за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (по материалам судебной практики) // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 4. С. 70 — 80.

 


[1] Соответственно, в правом верхнем углу заявления указывается наименование призывной комиссии муниципального образования (призывной комиссии города, городского округа, района), которая будет рассматривать заявление.

[2] Решение Дзержинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 8 декабря 2016 г. по делу N 2А-2993/2016. URL: https://dzerzhinsky—svd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_id=120116457&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&_doc=1&srv_num=1.

[3] Решение Петродворцового районного суда г. Санкт-Петербурга от 18 мая 2016 г. по делу N 2А-2084/2016. URL: https://pdv-spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=89937672&delo_id=1540005&new=0&text_number=1.

[4] В то же время действующее законодательство предусматривает одно исключение, распространяя его на граждан, которые относятся к коренным малочисленным народам, ведущим традиционный образ жизни, осуществляющим традиционное хозяйствование и занимающимся традиционными промыслами. Пункт 35 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 256 (далее — Положение о порядке прохождения АГС), предъявляет к гражданам требование представить "документы, подтверждающие их принадлежность к коренному малочисленному народу, ведение ими традиционного образа жизни, осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами". Данные граждане направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

[5] Левинсон Л.С. Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор. URL: http://www.biblioteka.freepress.ru/e_books/alternativa.htm.

[6] Решение Подольского городского суда Московской области от 27 февраля 2018 г. по делу N 2а-1224/18. URL: https://podolsky-mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=244366415&delo_id=1540005&new=&text_number=1.

[7] Соколов Я.О. Административная ответственность должностных лиц военных комиссариатов за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (по материалам судебной практики) // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 4. С. 70 — 80.

[8] Постановление мирового судьи судебного участка N 266 Тбилисского района Краснодарского края от 12 мая 2016 г. по делу об административном правонарушении N 5-175/2016. URL: http://msud266.krd.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=14264178&delo_id=1500001.

[9] Форма заполнения повестки определена приложением N 30 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400.

[10] В качестве наказания за совершение данного правонарушения назначается штраф в размере от 500 до 1 000 руб.

[11] URL: https://7×7-journal.ru/anewsitem/115131.

[12] Решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 5 декабря 2017 г. по делу N 2а-9740/2017. URL: https://sterlitamaksky-bkr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=418290606&delo_id=1540005&new=0&text_number=1.

[13] Решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 19 января 2017 г. по делу N 2а-128/2017. URL: https://belebeevsky-bkr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=409974647&delo_id=1540005&new=&text_number=1.

[14] Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан от 17 апреля 2017 г. по делу N 33а-7881/2017. URL: https://vs-bkr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=11088400&delo_id=5&new=5&text_number=1.

[15] Основания для отказа в замене военной службы по призыву АГС перечислены в п. 4 ст. 12 Федерального закона N 113: нарушение срока и (или) порядка подачи заявления; несоответствие характеризующих документов и других данных доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; указание в заявлении и прилагаемых к нему документах заведомо ложных сведений; двукратная неявка на заседания призывной комиссии без уважительной причины; уклонение от ранее предоставленной возможности пройти альтернативную гражданскую службу.

[16] Речь идет о направлении призывной комиссией запросов в различные органы и организации, например, об уточнении сведений, указанных в характеристике работодателя.


Рекомендуется Вам: