ЮрФак: изучение права онлайн

Правовое регулирование маркировки товаров средствами идентификации в электронной форме

Автор: Андреева Л.В.

Достижение поставленной в Программе "Цифровая экономика Российской Федерации"[1] цели развития цифровой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, должно осуществляться поэтапно, и на первом этапе направления нормативного регулирования цифровой экономики предусмотрено определение первоочередных правовых понятий и институтов, необходимых для развития цифровой экономики.

В сфере товарного оборота решением одной из важных задач создания и внедрения новых цифровых понятий и институтов представляется введение Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ новых правил в Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", вступивших в силу с 1 января 2019 г.[2], и утверждение Концепции создания и функционирования данной системы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. N 2963-р[3].

Законодательные нововведения следует рассматривать во взаимосвязи с уже внесенными Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ[4] изменениями и дополнениями в Закон о торговле, которые также вступили в силу с 1 января 2019 г.

Наиболее важными новыми правилами, внесенными Законом N 487-ФЗ, является наделение полномочиями Правительства РФ по утверждению перечня отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку товаров средствами идентификации, порядка информационного обеспечения маркировки таких товаров и иных связанных с обязательной маркировкой товаров средствами идентификации правил (п. 3.1 ст. 5 Закона о торговле), которые затем Федеральным законом N 488-ФЗ от 25 декабря 2018 г. были скорректированы.

В ст. 8 Закона о торговле введены правила о возложении дополнительной обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки отдельных товаров, осуществлять обязательную цифровую маркировку товаров и ответственность за неисполнение данной обязанности (ч. 10) и указаны цели введения данной обязанности.

В соответствии с новой ч. 7 ст. 8 обязательная цифровая маркировка товаров может устанавливаться Правительством РФ в целях охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации может быть установлена независимо от установленных целей (ч. 8 ст. 8 Закона о торговле).

Установленные цели введения обязательной маркировки отдельных товаров средствами идентификации сформулированы слишком общо и нуждаются в конкретизации.

Прежде всего следует отметить, что введение цифровой маркировки товаров соответствует поставленным задачам по развитию цифровой экономики. Замена бумажного документооборота на электронный позволяет значительно усовершенствовать бизнес-процессы, снизить логистические затраты, усовершенствовать процесс обработки и хранения товаров.

Создаваемая система прослеживаемости товаров на всем процессе движения от производителя к конечному потребителю повышает эффективность планирования и маркетинга. Для потребителя появляется возможность получить достоверную информацию о производителе товара.

Кроме того, цифровая маркировка товаров является эффективным инструментом борьбы с незаконным оборотом товаров.

В Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 5 декабря 2016 г. N 2592-р, указывается на наличие высокой доли незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте промышленной продукции, что не только не стимулирует добросовестных участников рынка инвестировать финансовые средства в развитие отраслей экономики, соблюдать стандарты качества, но и наносит колоссальные потери бюджетной системе Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей[5].

Одним из действенных инструментов борьбы с незаконным оборотом продукции в Стратегии обозначены разработка и внедрение на территории Российской Федерации системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, позволяющей потребителям проводить проверку законности промышленной продукции, реализация систем прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации, а также мониторинг ввоза товаров, подверженных риску незаконного оборота.

Таким образом, разработка и введение системы обязательной маркировки товаров средствами идентификации и мониторинга прослеживаемости товаров позволяет в определенной степени решить две масштабные задачи по внедрению цифровых технологий в сферу производства и оборота товаров и борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией.

Новые правила были разработаны на основе успешной реализации пилотного проекта по маркировке изделий из натурального меха идентификационными знаками, проведенного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2016 г. N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 235"[6], что позволило увеличить легальный оборот меховых изделий в пять раз[7].

Помимо изделий из натурального меха проводятся и эксперименты с введением маркировки средствами идентификации и других видов товаров (отдельных видов лекарственных препаратов, обувных товаров и др.).

Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 792-р утвержден Перечень отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и установлены сроки введения обязательной маркировки для товаров. Так, с марта 2019 г. обязательной маркировке подлежит табак, с июля 2019 г. — обувь, с декабря 2019 г. — духи и туалетная вода, трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки[8].

Успешное проведение экспериментов позволило разработать общие законодательные правила о маркировке товаров средствами идентификации, которые должны основываться как на общих гражданско-правовых принципах, так и на специальных принципах.

М.Е. Егоровой разработаны принципы правового регулирования новых цифровых отношений, которыми являются принципы соблюдения баланса интересов всех участников цифровой экосистемы; эффективности нормативного регулирования; открытости; универсальности, предполагающий возможность применения большинства общих норм, регулирующих отношения в сферах цифровых технологий, к каждому виду хозяйственной деятельности цифровой экономики; безопасности и доверия; гибкости и адаптивности; стабильности и непрерывности функционирования, направленный на устойчивость цифровой экосистемы[9].

Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ Закон о торговле дополнен новыми нормами, связанными с цифровой маркировкой товаров и созданием государственной информационной системы прослеживаемости товаров[10].

Понятийный ряд Закона о торговле был дополнен новыми цифровыми понятиями, имеющими как правовое значение, так и техническое значение, позволяющими идентифицировать товары в цифровой форме и обеспечить прослеживаемость их движения по товаропроводящей сети путем автоматизированного представления сведений о совершаемых сделках с товарами и иных юридически значимых действий с ними в государственной информационной системе.

Товары, маркированные средствами идентификации, определены как товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований Закона о торговле и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (п. 11 ст. 2).

Таким образом, в Российской Федерации создается единая система маркировки товаров средствами идентификации и мониторинга за их оборотом.

Товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, должны быть включены в специальный перечень, утвержденный Правительством РФ.

Предполагается, что постепенно большинство категорий товаров должны будут подлежать обязательной маркировке средствами идентификации, и таким образом в Российской Федерации будет создана уникальная система обязательной маркировки и мониторинга товаров в цифровой форме, обеспечивающая их подлинность и безопасность.

Для достижения данной цели необходимо решить комплекс задач информационно-организационного, технологического и нормативно-правового характера, и прежде всего определить виды товаров, подлежащих обязательной маркировке, возможность и целесообразность введения обязательной маркировки в отношении отдельных видов товаров. При этом возможно использовать Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст[11].

В целях "оцифровки" товаров необходимо закрепить в нормативном правовом порядке единое наименование каждой категории товаров.

В первоочередном порядке обязательной маркировке подлежат товары потребительского назначения.

Поскольку не на каждую единицу товара можно нанести маркировку, в нормативно-правовом порядке необходимо предусмотреть и возможность нанесения маркировки в цифровой форме на определенную совокупность единиц товара, позволяющую их идентифицировать.

В дополнивших Закон о торговле п. 13 — 18 ст. 2 определены понятия средства идентификации: код маркировки, код идентификации и иные цифровые понятия. Определение средства идентификации (п. 13 ст. 2) не ограничивается применением одной технологии, что позволяет с появлением новых технических решений применять и иные средства идентификации.

Средство идентификации в качестве кода маркировки включает код идентификации и код проверки. Код идентификации состоит из последовательности символов, представляющей собой уникальный номер экземпляра товара (п. 15 ст. 2), а код проверки — последовательность символов, сформированную в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющую выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки (п. 16 ст. 2).

В п. 17 и 18 ст. 2 содержатся определения технических средств формирования кода проверки и проверки кода проверки, что обеспечивает возможность выявления фальсификации кода идентификации товара.

Определение кода идентификации товара в качестве уникального номера экземпляра товара позволяет сделать вывод о приобретении товарами, определяемыми родовыми признаками при их маркировке средствами идентификации, признаков индивидуально-определенной вещи.

В связи с этим требует решения ряд вопросов, связанных с выбором товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Обязательной маркировке должны подлежать товары с соблюдением требований ст. 129 ГК РФ об оборотоспособности объектов гражданских прав.

Кроме того, в соответствии с предметом регулирования Закона о торговле (ч. 4 ст. 1) и исходя из включенного в Закон о торговле определения круга субъектов оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (п. 19 ст. 2), следует сделать вывод, что обязательной маркировке подлежат товары потребительского назначения.

Требуют решения вопросы, связанные с введением обязательной маркировки передаваемых товаров, соответствующих условиям договора купли-продажи о комплектности (ст. 478 ГК РФ) и комплекте товаров (ст. 479 ГК РФ).

Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ расширены полномочия Правительства РФ в правовом регулировании отношений по введению обязательной маркировки товаров средства идентификации и созданию государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке (п. 3.1 — 3.5 ч. 1 ст. 5 Закона о торговле).

Правительство РФ утверждает перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или критерии определения таких товаров; перечень групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку товаров средствами идентификации по видам деятельности; правила указанной маркировки товаров, а также особенности такой маркировки; внедрение государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении указанных товаров.

Кроме того, на Правительство РФ возложены и иные полномочия по правовому регулированию введения цифровых технологий при маркировке товаров, в том числе утверждение характеристик средств идентификации, в том числе структуры и формата кодов маркировки, кодов идентификации и кодов проверки, правил формирования и нанесения средств идентификации; утверждение требований к техническим средствам, используемым участниками оборота товаров при обязательной маркировке средствами идентификации, при обмене информацией с государственной информационной системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и др.

Поскольку создание и функционирование государственной информационной системы мониторинга (ГИС) предполагается на условиях государственно-частного партнерства, важным представляется, что Правительство РФ должно утвердить размер платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также порядка ее взимания в целях минимизации затрат хозяйствующих субъектов.

Введение цифровой маркировки товаров следует рассматривать в качестве одного из необходимых условий формирования в дальнейшем системы распределенного реестра и введения в перспективе самоисполняемых договоров.

Закон о торговле также дополнен ст. 20.1 о государственной информационной системе мониторинга (ГИС мониторинга) за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

ГИС мониторинга является неотъемлемой частью единой системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, определяемой в Концепции создания и функционирования данной системы.

В Концепции система маркировки и прослеживаемости товаров рассматривается как комплексный механизм обеспечения достижения целей и выполнения задач прослеживаемости товаров, состоящий из элементов информационно-технологического, организационного и нормативно-правового характера. В качестве взаимосвязанных элементов в систему маркировки и прослеживаемости товаров включаются государственная информационная система; взаимодействие производителей товаров, участников их оборота, потребителей товаров, органов государственной власти, осуществляющих мониторинг оборота маркированных товаров, и иных заинтересованных органов государственной власти; нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области маркировки товаров, в том числе оборот данных; организационно-функциональная модель системы маркировки и прослеживаемости товаров.

Целью создания ГИС является автоматизация процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости.

Оператор ГИС мониторинга устанавливается Правительством РФ.

В ст. 20.1 Закона о торговле определяются права и обязанности оператора, участников оборота товаров, состав информации, включаемой в ГИС, порядок предоставления информации из ГИС. Установленные правила направлены на соблюдение как частных интересов хозяйствующих субъектов, так и публичных интересов.

Функционирование ГИС мониторинга позволяет успешно решать различные задачи, включая анализ конкуренции на отдельных товарных рынках, укрепление налоговой дисциплины, осуществление не только государственного, но и общественного контроля за подлинностью обращаемых товаров.

В состав информации, содержащейся в обязательном порядке в ГИС, включаются наиболее важные сведения о маркировке, предусмотренные п. 6 ст. 20.1 Закона о торговле.

Обладателем информации, содержащейся в ГИС, является Российская Федерация. Правомочия обладателя данной информацией от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в пределах своих полномочий, т.е. Минпромторг России.

Хозяйствующие субъекты — участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке, обязаны представлять оператору ГИС информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ, для включения такой информации в информационную систему мониторинга. Они несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления ими информации об обороте таких товаров оператору для включения ее в ГИС мониторинга.

Оператор централизованно обеспечивает генерацию кода проверки с использованием технических средств формирования кода проверки; осуществляет действия с информацией, содержащейся в ГИС, или разрешает осуществление таких действий в пределах предоставленных ему полномочий; обладает правом на доступ к информации, содержащейся в ГИС, включая информацию ограниченного доступа. Оператор ГИС мониторинга не является оператором фискальных данных.

В свою очередь, пользователи ГИС мониторинга обладают правом доступа к информации, содержащейся в ней, без возможности ее обработки с учетом ограничений доступа к информации, установленных законодательством.

В ГИС мониторинга обеспечиваются формирование и обработка информации в форме электронных документов, обмен информацией в форме электронных документов между оператором, федеральными органами исполнительной власти, участниками оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, иными юридическими лицами и физическими лицами (п. 15 ст. 20.1 Закона о торговле), т.е. с соблюдением положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[12].

Правовое значение передаваемые хозяйствующими субъектами сведения в ГИС будут иметь при подписании электронных документов электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"[13], выбор вида которой должно определить Правительство РФ.

Установленные новые правила размещения в ГИС мониторинга информации разработаны на основании норм Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"[14], законодательства о государственной тайне.

В п. 8 ст. 20.1 Закона о торговле установлен правовой статус информации, содержащейся в ГИС мониторинга, в качестве информации ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами, а также информации, отнесенной Правительством РФ в соответствии с Законом о торговле к общедоступной информации. Следовательно, Правительство РФ должно определить информацию об обязательной маркировке, являющуюся общедоступной. Такая информация размещается оператором в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В перспективе функциональные и технологические параметры информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров позволят создать цифровую экосистему прослеживаемости товаров, охватывающую большинство категорий товаров.

Важнейшей задачей является обеспечение электронного взаимодействия российской государственной информационной системы мониторинга с интегрированной информационной системой Евразийского экономического союза в сфере маркировки товаров средствами идентификации, что позволит обеспечить прозрачность совершаемых торговых сделок при осуществлении трансграничной торговли маркированными товарами, избежать реализации контрафактных товаров на территории ЕАЭС, решить публичные задачи государств — членов ЕАЭС.

Литература

1. Егорова М.А. Основные подходы к формированию моделей нормативного регулирования отношений в сфере цифровых технологий / М.А. Егорова // Актуальные проблемы современного права и экономики Европы и Азии: Кол. монография: В 2 т. / Отв. ред. М.А. Егорова, И.В. Халевинский. М.: Юстицинформ, 2018. Т. 1. 343 с.

2. Кривошапко Ю. Стой, код идет! / Ю. Кривошапко // Российская газета. 2018. 28 декабря.

 


[1] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р // СЗ РФ. 2018. N 32. Ст. 5138.

[2] Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2018; далее — Закон о торговле.

[3] Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://static.government.ru по состоянию на 28.12.2018.

[4] Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2018. N 1 (часть 1). Ст. 71.

[5] СЗ РФ. 2016. N 50. Ст. 7159.

[6] СЗ РФ. 2016. N 34. Ст. 5245.

[7] Кривошапко Ю. Стой, код идет! // Российская газета. 2018. 28 декабря.

[8] СЗ РФ. 2018. N 19. Ст. 2773.

[9] Егорова М.А. Основные подходы к формированию моделей нормативного регулирования отношений в сфере цифровых технологий // Актуальные проблемы современного права и экономики Европы и Азии: Кол. монография. М.: Юстицинформ, 2018. Т. 1. С. 134 — 135.

[10] Российская газета. 2018. 28 декабря.

[11] Документ не опубликован. СПС "КонсультантПлюс".

[12] СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3448.

[13] СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2036.

[14] СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.


Рекомендуется Вам: