Автор: Белицкая А.В.
Оглавление
Правовые конструкции инвестирования с использованием цифровых технологий
Цифровая экономика нуждается в инвестициях. Без соответствующего финансирования невозможно развитие новых цифровых технологий и их повсеместное внедрение в жизнь на благо общества, невозможны обеспечение кибербезопасности, использование потенциала искусственного интеллекта, развитие робототехники, оптимизация работы с большими данными. Новая эпоха диктует свои правила — необходимо закрепить в правовых нормах адекватные цифровой реальности конструкции инвестирования, которые бы обеспечивали потребности современной экономики.
Как справедливо указывает А.В. Майфат, правовые конструкции инвестирования должны быть направлены на обеспечение не только интересов организатора инвестирования и инвесторов, но и интересов общества в целом, заинтересованного в росте экономики и производства[1]. В этой связи разработка таких конструкций в цифровой экономике становится одним из важных направлений государственной инвестиционной политики, которая должна способствовать активизации инвестиционной активности в приоритетных для государства и общества сферах экономики, каковой в полной мере можно признать сферу цифровых технологий. В рамках такой политики необходимо совершенствовать законодательство с учетом потребностей формирующейся новой цифровой реальности. Вопрос, на который предстоит ответить в настоящей статье, заключается в том, достаточно ли точечных изменений законодательства, чтобы решить поставленную задачу, или речь должна идти о разработке совершенно новых правовых конструкций инвестирования в цифровую эпоху. Ответ на данный вопрос требует анализа применимости действующих правовых конструкций инвестирования в различных сферах цифровой экономики.
Использование правовых конструкций инвестирования для привлечения инвестиций в создание цифровой инфраструктуры
Во-первых, существует объективная потребность в привлечении инвестиций в создание цифровой инфраструктуры, которая будет способствовать формированию экосистемы цифровой экономики. В Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы"[2] такая экосистема определяется как партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан. В названной Стратегии указывается, что инвестиции (в том числе бюджетные) осуществляются в определенные государством и обществом приоритетные направления поддержки и развития информационных и коммуникационных технологий, при этом привлекаются частные инвестиции в информационную инфраструктуру Российской Федерации (п. 47 и 48).
В международной практике о необходимости привлечения инвестиций в цифровую инфраструктуру говорится в большинстве стратегических документов, посвященных развитию цифровой экономики. Так, в Цифровой стратегии Объединенного Королевства от 1 марта 2017 г.[3] указывается на необходимость создания основы для инвестиций в мировую экономику, важным компонентом которой является цифровая связь, а также отмечается, что данная задача требует от государства построения цифровой инфраструктуры мирового уровня, что обусловливает потребность в инвестициях. В Цифровой стратегии Германии до 2025 года[4] говорится о намерении государства сформировать новую нормативно-правовую базу для поощрения вложения инвестиций в развитие инноваций и цифровых технологий. Международная цифровая стратегия Франции, представленная 15 декабря 2017 г.[5], предполагает создание специальной комиссии, которая должна заниматься поддержкой частных инвестиций в венчурные проекты, направленные на развитие цифровых технологий, а также указывает на необходимость стимулирования привлечения иностранных инвестиций во французские цифровые экосистемы. Интересно отметить, что в Европейском союзе принят единый стратегический документ наднационального уровня — Стратегия единого цифрового рынка[6], который предполагает активное финансирование программы "Цифровая Европа" для повышения международной конкурентоспособности Европейского союза, а также для развития и укрепления его стратегического цифрового потенциала в отношении искусственного интеллекта, кибербезопасности, передовых навыков работы с цифровыми технологиями, а также обеспечения их широкого использования и доступности как для предпринимательского сообщества, так и для государственного сектора. В Австралии учреждено Агентство цифровой трансформации, которое представило соответствующую Стратегию цифровой трансформации до 2025 года[7], провозглашающую в качестве основной миссии предоставление ведущих мировых цифровых технологий в интересах всего населения Австралии. При этом Правительство Австралии вложило инвестиции в Партнерство по интеграции данных, которое служит связующим звеном между государственными органами, агентствами и бизнесом. Правительство Индии реализовало инициативу "Стартапы Индии", которая предполагает формирование экосистемы, способствующей финансированию стартапов, включая налоговые льготы для финтех-компаний, и создание Национальной кредитной страховой компании, которая обеспечивает финансирование для начинающих компаний в сфере финтех[8].
Таким образом, в зарубежных странах можно обнаружить постановку различных целей по привлечению инвестиций в формирование цифровой инфраструктуры. Отметим, что в международной практике выделяется два подхода к формированию цифровой среды и привлечению инвестиций в него. Первый рыночный подход, который воспринят, например, в США, предполагает создание государством условий для стимулирования бизнеса к инвестированию во внедрение цифровых технологий. Второй подход — плановый, который можно встретить в Китае, предусматривает создание цифровой инфраструктуры под руководством государства[9]. Представляется, что вне зависимости от выбранного подхода привлечь инвестиции в создание цифровой инфраструктуры, помимо использования для этих целей бюджетных средств или средств специальных институтов развития, возможно путем стимулирования вложения в цифровую экосистему частных инвестиций, в том числе с использованием средств налогового стимулирования развития цифровых технологий, средств государственной поддержки импортозамещения в отношении таких технологий[10] и т.д., а также посредством использования механизма государственно-частного партнерства. В отечественном законодательстве должны быть предприняты, а зачастую уже предпринимаются шаги в обоих указанных направлениях.
Как справедливо отмечает А.Д. Селюков, в российском законодательстве должен появиться целый комплекс специальных мер по поддержке тех инвесторов, которые решают вопросы развития цифровых технологий, в том числе меры бюджетной поддержки, налоговые льготы и т.д.[11] В научной литературе предлагается использовать инструмент налоговых льгот для инвесторов стартапов[12]. В распоряжении Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"[13] (далее — Программа "Цифровая экономика Российской Федерации") принятие нормативных правовых актов для стимулирования развития цифровой экономики, включая установление налоговых и иных льгот для субъектов цифровой экономики, запланировано на второй квартал 2019 г.
Традиционно правовые формы государственно-частного партнерства используются для строительства и реконструкции инфраструктурных объектов, однако переход к цифровой экономике обусловил возложение на данный инструмент новых задач по развитию интеллектуальной, научно-технической и внедренческой деятельности[14], а также по созданию цифровой инфраструктуры. Так, в Программе "Цифровая экономика Российской Федерации" упоминаются не только меры финансового стимулирования развития цифровых технологий, но и перспективы использования механизмов государственно-частного партнерства по таким направлениям, как квантовые вычисления, искусственный интеллект, робототехника и др. Кроме того, в результате недавних изменений в законодательстве о государственно-частном партнерстве в объекты концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве были включены объекты информационных технологий, а именно программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы и сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 21 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"[15], п. 19 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")[16]. Причем для таких объектов были установлены ограничения на возможность инвестирования в них иностранных инвесторов, что подчеркивает важность цифровых технологий для государства.
Правовые конструкции инвестирования с использованием цифровых технологий
В настоящее время альтернативным способом привлечения финансирования в инвестиционные проекты признается краудфандинг. Так, на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ"[17], который предлагает внедрить в право новый способ инвестирования посредством конструкции "инвестиционная платформа" с участием таких субъектов инвестиционных отношений, как лица, привлекающие инвестиции, инвесторы, а также оператор инвестиционной платформы.
Представляется, что данная схема инвестирования реализуется по аналогии с инвестированием с участием институциональных инвесторов, например доверительных управляющих инвестиционных фондов. В данном случае роль такого институционального инвестора выполняет оператор инвестиционной платформы, который, будучи включенным Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ, оказывает услуги по предоставлению инвесторам и лицам, привлекающим инвестиции, доступа к инвестиционной платформе для заключения договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и об оказании услуг по содействию в инвестировании. По своей сути он является организатором схемы коллективного инвестирования.
По своей правовой природе договоры об оказании услуг по привлечению инвестиций и об оказании услуг по содействию в инвестировании представляют собой договоры об оказании услуг и не выполняют задачи выступать правовой формой инвестирования. Роль инвестиционной декларации в данном случае выполняют правила инвестиционной платформы, которые также не оформляют инвестиционные отношения, а лишь устанавливают их регулирование.
Правовыми конструкциями инвестирования в случае с инвестированием с использованием инвестиционных платформ могут выступать, например, договор займа и договор купли-продажи эмиссионных ценных бумаг (два названных способа упоминаются в законопроекте), а также договоры простого или инвестиционного товарищества, выпуск облигаций специализированным финансовым обществом, которые не являются специфическими. В настоящее время даже с учетом того, что законопроект не принят, препятствий к использованию названных правовых форм инвестирования нет, как и нет прямых запретов на привлечение денег через краудинвестинговые платформы[18]. В связи с чем необходимость дублирования норм без внедрения в законодательство новых правовых конструкций инвестирования представляется излишней.
Специфической конструкцией инвестирования через инвестиционные платформы может выступать сделка по приобретению токенов инвестиционного проекта, удостоверяющих имущественные права инвесторов[19]. Согласно законопроекту посредством инвестиционной платформы инвестор может приобрести токены инвестиционного проекта, удостоверяющие: права (требования) из договора займа, предоставленного лицу, привлекающему инвестиции; права требовать размещения ценных бумаг по определенной цене; права требовать передачи вещи (вещей); права требовать передачи исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности или прав использования результата интеллектуальной деятельности; права требовать выполнения работ. Отметим, что в настоящее время в научной литературе ведется дискуссия в отношении того, к какой категории относить токены: валюта, используемая в качестве платежной системы между участниками; цифровой актив, средство учета, доля в стартапе и т.д.[20] В рассматриваемом законопроекте токен тяготеет к ценной бумаге и напоминает опцион. Можно допустить, что именно договор о приобретении токенов инвестиционного проекта может стать специальной конструкцией инвестирования в цифровой экономике.
Представляется, что вложение в цифровые активы возможно как со стороны непрофессиональных участников рынка таких активов, так и со стороны квалифицированных инвесторов, при этом возможность осуществлять операции на рынке цифровых активов должна быть предоставлена в основном именно квалифицированным инвесторам[21], так как защита прав инвесторов в случае преднамеренных неправомерных действий оператора инвестиционной платформы или третьих лиц в настоящее время не гарантирована[22]. Законопроект предлагает следующий выход из сложившейся проблемы — неквалифицированный инвестор может участвовать только при условии, что сумма его инвестиций в один инвестиционный проект и общая сумма инвестиций такого гражданина во все инвестиционные проекты с использованием инвестиционных платформ в течение календарного года не превышает соответствующих сумм, установленных нормативным актом Банка России. Подобные же ограничения установлены также во Франции и США. Данные меры позволяют защитить непрофессиональных инвесторов и являются специфическими для цифровой экономики.
Представляется, что сам оператор инвестиционной платформы должен быть включен в перечень квалифицированных инвесторов, что предполагает внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"[23]. Дополнительные гарантии для участников инвестирования может иметь установление по примеру законодательства США правила о том, что в случае регистрации онлайн-портала, являющегося посредником, на территории государства должен обязательно присутствовать постоянный представитель этого оператора и быть зарегистрирован его офис[24].
Таким образом, необходимости в качественной переработке законодательства в отношении правовых конструкций инвестирования для цифровой экономики в настоящее время не выявлено. Действующее законодательство содержит необходимый инструментарий для оформления инвестиционных отношений с цифровыми объектами. При этом точечное совершенствование законодательства, в том числе посредством закрепления конструкции инвестирования через приобретение токенов, уточнения статусов субъектов инвестиционных отношений в цифровую эпоху, позволит во многом облегчить привлечение инвестиций в развитие приоритетной для государства сферы цифровой экономики.
Литература
1. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики / В.А. Вайпан // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2018. N 1. С. 12 — 17.
2. Вайпан В.А. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики / В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 370 с.
3. Гузнов А. Цифровые активы в системе объектов гражданских прав / А. Гузнов, Л. Михеева, Л. Новоселова, Е. Авакян и др. // Закон. 2018. N 5. С. 16 — 30.
4. Клинов А.О. Правовое регулирование краудфандинга в России и за рубежом / А.О. Клинов // Закон. 2018. N 2. С. 90 — 105.
5. Ручкина Г.Ф. Финансовые технологии в России и за рубежом: тенденции правового регулирования создания и использования / Г.Ф. Ручкина, В.К. Шайдуллина // Банковское право. 2018. N 2. С. 7 — 17.
6. Санникова Л.В. Цифровые активы как объекты предпринимательского оборота / Л.В. Санникова, Ю.С. Харитонова // Право и экономика. 2018. N 4. С. 27 — 34.
[1] Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 69.
[2] Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.
[3] Policy paper UK Digital Strategy 2017. Published 1 March 2017. URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-digital-strategy/uk-digital-strategy.
[4] Germany digital-strategy-2025. URL: https://www.de.digital/DIGITAL/Redaktion/EN/Publikation/digital-strategy-2025.pdf?blob=publicationFile&v=9.
[5] France's International Digital Strategy. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/french-foreign-policy/digital-diplomacy/france-s-international-digital-strategy/.
[6] Digital single market. URL: https://ec.europa.eu/commission/priorities/digital-single-market_en.
[7] Digital Transformation Strategy Vision 2025. URL: https://www.dta.gov.au/.
[8] См.: Ручкина Г.Ф., Шайдуллина В.К. Финансовые технологии в России и за рубежом: тенденции правового регулирования создания и использования // Банковское право. 2018. N 2. С. 7 — 17.
[9] См.: Тропская С.С. Финансовый рынок в условиях развития цифровой экономики (финансово-правовой аспект) // Финансовое право. 2018. N 8. С. 28 — 33.
[10] См.: Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2018. N 1. С. 12 — 17.
[11] См.: Селюков А.Д. Цифровая экономика как объект финансово-правового обеспечения в Российской Федерации (концептуальные аспекты) // Финансовое право. 2018. N 10. С. 19 — 24.
[12] См.: Слепцова Ю.М., Шишканова Е.М., Яковлев А.Б. Проблемы нормативного регулирования финансового рынка в Российской Федерации в части рынка субъектов коллективных инвестиций // Банковское право. 2017. N 5. С. 65 — 71; N 6. С. 53 — 61.
[13] СЗ РФ. 2017. N 32. Ст. 5138.
[14] См.: Громова Е.А. Государственно-частное партнерство в цифровую эру: поиск оптимальной правовой формы // Юрист. 2018. N 10. С. 34 — 40.
[15] СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.
[16] СЗ РФ. 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4350.
[17] Проект Федерального закона N 419090-7 "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 22.05.2018).
[18] См.: Котенко Д.А. Краудфандинг — инновационный инструмент инвестирования // Закон. 2014. N 5. С. 140 — 145.
[19] См.: Полякова В.Э. Краудфандинг: понятие, правовое регулирование и договорные конструкции // СПС "КонсультантПлюс". 2019.
[20] См.: Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Цифровые активы как объекты предпринимательского оборота // Право и экономика. 2018. N 4. С. 27 — 34.
[21] Подробнее об этом: Белицкая А.В. Правовое обеспечение инвестирования в цифровой экономике в книге: Вайпан В.А., Егорова М.А. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики. М.: Юстицинформ, 2019.
[22] См.: Гузнов А., Михеева Л., Новоселова Л., Авакян Е. и др. Цифровые активы в системе объектов гражданских прав // Закон. 2018. N 5. С. 16 — 30.
[23] СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
[24] См.: Клинов А.О. Правовое регулирование краудфандинга в России и за рубежом // Закон. 2018. N 2. С. 90 — 105.
Связанные статьи:
- Негативные закономерности формирования понятийного аппарата в сфере регулирования Интернета и идентификации (52.3%)
- Проблема квалификации персональных данных как нематериальных благ в условиях цифровой экономики, или Нет ничего более практичного, чем хорошая теория (52.3%)
- Цифровая экономика поставила нас перед необходимостью решения проблемы обеспечения цифрового суверенитета (52.3%)
- О необходимости правового регулирования виртуальных валют (52.3%)
- Роботы как участники цифровой экономики: проблемы определения правовой природы (52.3%)
- О целесообразности перехода к электронной форме отчетности политических партий (RANDOM - 2.3%)