Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" сигарета — вид курительного табачного изделия, состоящего из резаного сырья для производства табачных изделий, обернутого сигаретной бумагой. При этом действующее законодательство не содержит понятия "электронная сигарета". Согласно Письму Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 электронные сигареты не могут расцениваться в качестве табачных изделий.
В Решении Забайкальского УФАС России от 02.04.2018 N 02-06-08/2018, Решении Челябинского УФАС России от 21.02.2018 N 116-08/2017, Определении Волгоградского УФАС России от 07.06.2017 по делу N 17-03-18-02/332 со ссылкой на https://ru.wikipedia.org указано, что электронная сигарета — электронное устройство, создающее высокодисперсный аэрозоль (пар), предназначенный для ингаляции (вдыхания). Может использоваться как в качестве средства доставки никотина (ЭСДН), так и для вдыхания ароматизированного пара без никотина. Пар создается за счет испарения специально подготовленной жидкости с поверхности нагревательного элемента и внешне похож на табачный дым.
Требования к производству и обороту электронных сигарет установлены разработанным в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и действующим с 01.06.2018 ГОСТ Р 58109-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Жидкости для электронных систем доставки никотина. Общие технические условия (утв. Приказом Росстандарта от 17.04.2018 N 201-ст), который распространяется на жидкости для электронных систем доставки никотина (ЭСДН) и устанавливает требования к ним (но не на жидкости, содержащие табак или относящиеся к лекарственным средствам).
Кроме того, Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. 1 ст. 181 НК РФ введены такие термины, как:
— пп. 15: электронные системы доставки никотина (ЭСДН) — одноразовые электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем (за исключением медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ);
— пп. 16: жидкости для электронных систем доставки никотина — любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина;
— пп. 17: табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.
Перечисленные товары признаны подакцизными (гл. 22 НК РФ).
Иным образом отношения, связанные с электронными сигаретами, не урегулированы, ограничения и ответственность за их использование отсутствуют.
Федеральный закон от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" объявляет объектом технического регулирования табачную продукцию, реализуемую на территории РФ.
Под таковой данный Закон понимает (п. 22 ст. 2) табачное изделие, упакованное в потребительскую тару, а под табачными изделиями (п. 3 ст. 2), соответственно, — продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья.
Однако использование электронных сигарет не может быть отнесено ни к одному из упомянутых процессов, включая курение.
Регламентации курения табака посвящен Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее — Закон о курении).
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 2 Закона о курении курением табака является применение табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления. Под окружающим табачным дымом понимают табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака (подп. 2 п. 1 той же статьи).
Стандартом Совета экономической безопасности СТ СЭВ 383-87 дано следующее понятие тления (к стандарту отсылает ГОСТ 12.1.033-81): тление — это беспламенное горение материала.
Схожие формулировки предлагают Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003), ГОСТ Р 54081-2010 (МЭИ 60721-2-8:1994). Национальный стандарт Российской Федерации. Воздействие природных внешних условий на технические изделия. Общая характеристика. Пожар (утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 736-ст).
Вместе с тем процесс нагревания специальной жидкости (продукции) и перевод ее в парообразное (мелкодисперсное) состояние не является тлением, в результате которого образуется дым (см., например: Мартынченко П. Электронные сигареты: юридический аспект // ЭЖ-Юрист. 2017. N 22. С. 2).
Следовательно, под Закон о курении электронные сигареты напрямую не подпадают.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 "Об электронных сигаретах". Из того же в целом исходит судебная практика (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2017 N 04АП-3879/17 по делу N А78-5750/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 14.12.2017 N 302-АД17-18197 отказано в передаче дела N А78-5750/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
В свое время ВАС РФ в Определении от 16.04.2012 N ВАС-4010/12 сделал вывод и о том, что электронные сигареты не относятся к табачным изделиям и табаку (хотя и приравнял их к курительным принадлежностям).
Ввиду вышеизложенного нельзя применить к электронным сигаретам ограничения на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, предусмотренные п. 8 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Обратим внимание на следующий аспект.
В упоминавшемся Письме Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 "Об электронных сигаретах" говорится, что возможность производства и оборота электронных сигарет следует оценивать с учетом правовых предписаний п. "г" ч. 1 ст. 16 Закона о курении, которые запрещают использование и имитацию табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами.
На этом основании некоторые региональные подразделения ФАС РФ исходят из того, что электронные сигареты используются для совершения действий, аналогичных процессу курения (имитирующих процесс курения): — Решение Забайкальского УФАС России от 02.04.2018 N 02-06-08/2018, Решение Кемеровского УФАС России от 10.05.2018 N 25/Р-2018 и др.
Данный подход развит судами.
В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.08.2018 N Ф01-2802/2018 по делу N А38-10275/2017, Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018 N 01АП-4596/2018 по делу N А38-12676/2017 отражено, что, поскольку электронные испарители являются разновидностью электронных сигарет и используются в процессе курения, они относятся к курительным принадлежностям.
Оговоримся, что п. "г" ч. 1 ст. 16 Закона о курении применяется, если реклама имеет целью поддержание спроса на обычные табак и табачные изделия.
По имеющимся данным (Новости для юриста с 5 по 9 февраля 2018 года // СПС "КонсультантПлюс". 2018), законодатель только планирует ограничить рекламу электронных сигарет и другой продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака, — Документ: проект федерального закона (http://regulation.gov.ru/projects#npa=77942).
Еще раньше обсуждался охват электронных сигарет ограничениями и запретами, действующими в сфере торговли, (Новости для юриста с 20 по 22 февраля 2017 года // СПС КонсультантПлюс. 2017) — Документ: проект федерального закона N 105344-7 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=105344-7).
До настоящего времени не принят ни один из таких документов, даже специальный Федеральный закон "Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина (ЭСДН)", проект которого внесен в Государственную Думу еще в апреле 2016 г., — законопроект N 1058051-6 (Брызгалин А.В., Федорова О.С., Королева М.В., Смирнова С.А. Основные изменения в Налоговый кодекс в 2017 году // Налоги и финансовое право. 2017. N 1. С. 11 — 139).
Связанные статьи:
- Современное состояние правового регулирования служебной тайны (50%)
- Надзор за исполнением законодательства об обороте алкогольной продукции (50%)
- Предупреждение коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (50%)
- Конфликт интересов на муниципальной службе: теоретико-правовой аспект и судебная практика (50%)
- Последствия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (50%)
- Использование блокчейн-технологий для ведения реестров в сфере государственного управления (RANDOM - 50%)