ЮрФак: изучение права онлайн

О дополнительных мерах противодействия преступлениям по неправомерному использованию инсайдерской информации в банковской сфере

Автор: Перов В.А.

К преступлениям, совершение которых может оказать влияние на состояние внутреннего рынка государства, в том числе путем искусственного формирования цен на определенные товары работы, услуги, можно отнести преступления, предусмотренные ст. 185.2 – 185.6 Уголовного кодекса РФ. Данные преступления посягают на финансовые инструменты, посредством которых происходит формирование внутреннего рынка государства, что в конечном итоге отражается на общем состоянии экономики государства, его отдельных экономических отраслей.

К финансовым инструментам действующее законодательство относит юридический оборотный документ, т.е. документ, свободно переходящий из рук в руки при соблюдении определенных условий. Такой документ, предназначенный для продажи и (или) передачи иным лицам, отражает определенные им договорные взаимоотношения и предоставляет определенные права, осуществление и (или) передача которых возможны только при предъявлении таких документов.

Сделки с финансовыми инструментами и производными финансовыми инструментами осуществляются как на бирже, так и вне ее и, по своей сути, являются спекулятивными, т.е. сделками, приносящими одной из сторон доход за счет изменений ценовой разницы.

Соответственно, лица, осуществляющие указанные сделки с нарушением требований действующего законодательства, т.е. совершающие вышеуказанные преступления, не только оказываются в преимущественном положении по отношению к другим экономическим субъектам, но фактически осуществляют посягательство на финансовые инструменты, посредством которых происходит формирование внутреннего рынка государства.

Зачастую при совершении подобного рода преступлений используется инсайдерская информация, позволяющая недобросовестным субъектам экономической деятельности спрогнозировать дальнейшее развитие событий в финансовой сфере, с учетом которых получить прибыль в ущерб иным субъектам, в том числе и государству, которое также является субъектом экономической деятельности и прямо заинтересовано в защите данной информации.

Действующее законодательство Российской Федерации определяет понятие инсайдерской информации как некоей конкретной и точной информации, в том числе информации, содержащей банковскую, служебную, коммерческую тайну, тайну связи либо иную охраняемую действующим законодательством тайну, распространение которой может оказывать значительное влияние на формирование цены финансовых инструментов либо иностранной валюты, а также иных товаров. Соответственно, доступ к информации подобного характера является ограниченным, а указанная информация не подлежит публичному распространению, так как может существенным образом повлиять в том числе на внутрирыночную стоимость финансовых инструментов, иностранной валюты, иных товаров.

Необходимо отметить, что если мы ведем речь об эффективности противодействия указанным преступлениям со стороны государства, то необходимо принятие комплексных мер, в том числе на законодательном уровне, направленных на усовершенствование правовой составляющей такого противодействия.

К таковым можно отнести меры, направленные на изменение действующего законодательства и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В частности, Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Закон N 86-ФЗ) должен предусматривать возможность проведения Центральным банком Российской Федерации проверки деятельности организаций, осуществляющих сделки с ценными бумагами, иностранной валютой, иными финансовыми инструментами.

По результатам проведенных проверок необходимо составлять соответствующий акт, отражающий фактические обстоятельства проводимой проверки и ее результаты. В случае выявления нарушений требований действующего законодательства или финансовой дисциплины необходимо составление соответствующего предписания с указанием выявленного нарушения и сроков его устранения. В том случае, если такое нарушение может содержать признаки уголовно наказуемого деяния, то соответствующий акт проверки направляется для принятия решения в соответствии со ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ в следственные подразделения СК РФ, к подследственности которых относятся вышеуказанные преступления. Наделение Центрального банка Российской Федерации подобными функциями полностью соотносится с требованиями ст. 4 Закона N 86-ФЗ, которая определяет одной из функций Центрального банка РФ контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Кроме того, учитывая, что эффективности противодействия преступлениям по неправомерному использованию инсайдерской информации в банковской сфере можно достичь только лишь применением комплексных мер, в том числе и в виде постоянного межведомственного взаимодействия, видится необходимой разработка соответствующей межведомственной инструкции о порядке межведомственного взаимодействия Центрального банка Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Прокуратуры Российской Федерации, МВД, ФСБ Российской Федерации, направленного на выявление и документирование совершаемых преступлений указанной категории.

Также необходимо внесение изменений в ст. 185.6 ("Неправомерное использование инсайдерской информации") Уголовного кодекса РФ, так как действующая на сегодняшний день вышеуказанная уголовно-правовая норма, помимо умышленного совершения такого деяния, предусматривает также в качестве обязательного признака наступления уголовной ответственности причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, т.е. предусматривает не формальный, а материальный состав преступления, что фактически делает крайне трудным, а зачастую и невозможным выявление такого преступления.

Безусловно, необходимо отметить тот факт, что на сегодняшний день и соответствующим подразделениям Центрального банка Российской Федерации, и следственным органам необходимо работать с тем правовым инструментарием, который существует. При этом как при подготовке представителями Центробанка соответствующих материалов для их направления в следственные подразделения СК РФ, так и следователю, осуществляющему предварительное расследование уголовных дел, необходимо понимание того, какие обстоятельства подлежат доказыванию в том или ином случае и какими доказательствами указанные обстоятельства могут быть подтверждены или опровергнуты.

Видится, что определенную положительную роль здесь могла бы сыграть организация совместного обучения по указанной тематике сотрудников Центрального банка и Следственного комитета Российской Федерации в рамках программ дополнительного профессионального образования.

Литература

1. Багмет А.М. К вопросу о совершенствовании курсов повышения квалификации по криминалистической тактике в Академии Следственного комитета Российской Федерации / А.М. Багмет // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2015. N 3. С. 23 – 26.

2. Багмет А.М. Квалификация и расследование преступлений, связанных с подкупом / А.М. Багмет, В.В. Бычков. М.: Юрлитинформ, 2014. 326 с.

3. Дмитриева Л.А. Методы правомерного психологического воздействия в структуре профессиональной подготовки следователей / Л.А. Дмитриева // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2017. N 3(13). С. 152 – 155.

Рекомендуется Вам: