ЮрФак: изучение права онлайн

Особенности правового регулирования произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства в РФ

Автор: Шостак И.В.

Статья 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) [1] содержит в себе перечень видов объектов авторского права, среди которых самостоятельными видами указаны произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства.

В научной литературе произведениями декоративно-прикладного искусства считаются художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямым практическим потребностям, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека [2]. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся, например, изделия из керамики, фарфора, хрусталя, камня и т.д. Это могут быть столовые приборы, ювелирные изделия, текстильная галантерея и др. [3].

Чтобы разобраться в понятии декоративно-прикладного искусства (ДПИ), нужно прежде всего найти основное отличие между ДПИ и другими областями творческой деятельности человека. Композиторы, писатели, живописцы, создавая свои произведения, основное содержание передают в конкретно-чувственных художественных образах, рождающихся на основе жизненных наблюдений. Композитор свое представление о мире, чувства и мысли, взволновавшие его, передает при помощи звуков; писатель – словами, живописец – красками на холсте.

Художник может выразить в своем произведении то, что ему показалось значительным и интересным. Поэтому живопись, графика, скульптура отнесены к области изобразительного искусства. Художественный образ в нем строится на основе изображения действительности. Создатель произведений ДПИ этой возможности лишен. Он не изображает увиденное в жизни, а создает предметы, которых еще никто не видел. В этом существенное отличие прикладного искусства от других областей художественного творчества. ДПИ – огромно и разнообразно, как окружающий нас мир. У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания. При создании предметов использовались разнообразные материалы: глина, камень, ткань, металл, позже стекло [4].

А.П. Сергеев пишет, что характерными признаками произведений ДПИ являются утилитарность и художественность их исполнения. Иными словами, предметы ДПИ решают одновременно практические и художественные задачи. Они могут быть уникальными, фактически неповторимыми, но большинство из них тиражируется в массовом количестве для удовлетворения культурных и бытовых потребностей граждан [5, с. 146].

Особенностью правового режима произведений ДПИ, которые предназначены для использования в промышленности, является то, что они должны быть приняты и оценены художественными советами, создаваемыми на предприятиях. Это, однако, ни в коей мере не означает, что такая апробация является необходимым условием охраноспособности произведения. Само произведение ДПИ, если только оно является результатом творческой деятельности, независимо от его назначения и достоинства, рассматривается в качестве объекта авторского права с момента его создания. Решение художественного совета лишь выполняет функцию оценки достоинств произведения с точки зрения промышленного использования и является основанием для выплаты вознаграждения. В случае необходимости такое решение может быть заменено иным документом, в частности решением суда [5, с. 146].

Произведения прикладного искусства – это произведения изобразительного искусства, выраженные в товарах прикладного назначения, произведенные промышленным, ремесленным или кустарным способом [6, с. 63].

Произведения ДПИ выполняют разные функции, в связи с чем выделяют разные их виды: бисероплетение, вышивание, вязание, кружевоплетение, макраме, ковроткачество, гобелен, керамика, мозаика, ювелирное искусство, художественная роспись по дереву, художественная резьба, пирография (выжигание по дереву, коже и т.д.), работы со стеклом (витражи, роспись) и др. [7, с. 38].

Как следует из самого названия и как отмечают искусствоведы, произведения ДПИ характеризуются признаком утилитарности. Другой их признак – художественность исполнения. Подавляющее большинство произведений ДПИ создается не в единичных экземплярах, а тиражируется в массовом количестве промышленным путем [8].

Рассмотрев основные характеристики произведений ДПИ в литературе, можно прийти к следующим основным выводам.

Прежде всего произведения ДПИ являются разновидностью произведений изобразительного искусства, хотя из действующих норм ГК РФ этот вывод не следует. Статья 1259 ГК РФ отдельным видом указывает произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и отдельно – произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства. Из этого следует, что законодатель теперь не относит произведения ДПИ к произведениям изобразительного искусства. Такая формулировка в ГК РФ представляется странной. Ведь декоративный характер произведений свидетельствует об отнесении их к произведениям изобразительного искусства, а прикладной характер отличает эти произведения от других произведений ИЗО.

Некоторые авторы выделяют принципы ДПИ:

1. Целесообразность, или утилитарность. Перед художником-прикладником стоит задача создавать предметы, которыми было бы удобно пользоваться.

2. Художественность, красота вещи. Только художественно выполненная мебель, утварь, одежда может быть отнесена к области искусства. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты. Этот союз в форме предмета и в правильно выбранном для него материале [4].

Отнесение произведений ДПИ к произведениям ИЗО означает, что основным признаком таких произведений является художественный характер, значение имеет прежде всего внешний вид изделия. Назовем этот признак одним словом, следующим и из названия, – декоративность.

Таким образом, прикладной характер – это основной отличительный признак произведений ДПИ. То есть такие произведения, имея в себе художественность, обладают и утилитарностью. Как выше повествовалось, многие авторы используют именно такой термин – утилитарность. Утилитарность означает стремление искать во всем прямую или общественную выгоду [9]. Синонимами утилитарности являются полезность, практичность, то есть прикладной характер – возможность использовать в жизни в быту такого рода изделия, созданные на основе произведений ДПИ.

Следующий признак также плавно следует из предыдущих: несмотря на уникальность (что свойственно всем охраняемым законом произведениям), произведения ДПИ редко существуют в одном экземпляре. Для того чтобы эти объекты имели прикладной характер, необходимо выпускать их в массовом порядке или, вернее сказать, тиражом.

Далее отличительным признаком произведений ДПИ являются особые способы создания таких изделий: промышленный, ремесленный или кустарный способ. Промышленное производство означает сложный технологический процесс, который состоит из производственно-технологических подразделений, занимающихся производством деталей, компонентов, полуфабрикатов при помощи специально предназначенного промышленного оборудования, из исходного сырья, а также последующую сборку и реализацию готовой продукции, удовлетворяющей потребностям рынка, из произведенных элементов [10]. Ремесло – мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда [11]. Кустарное производство – мелкосерийное производство изделий с применением ручного труда [12]. Независимо от способа производства мы видим, что произведения ДПИ производятся массово промышленным способом или мелкосерийно вручную, но, как правило, не для одного человека и не в одном экземпляре.

Произведениям ДПИ свойственно многообразие видов. Классифицировать их можно по различным основаниям. Так, по способу создания (по технологии) можно выделить вышивку, роспись, ковроделие, ткачество, цветоделие, резьбу по дереву, бумажное творчество, художественную роспись яиц, изготовление изделий из стекла, гончарство, художественную обработку металла, вытынанки, лозоплетение, флористику, народную живопись, художественную обработку кости и др.

Также рекомендуется Вам:

В зависимости от материала изделия произведения декоративно-прикладного искусства классифицируются на следующие виды: художественные ткани, художественный текстиль, художественная керамика, художественное стекло, художественный металл, художественная обработка дерева (резьба, столярство, бондарство), художественная обработка кожи, художественная бумага [13].

По способу изготовления выделяются те объекты, которые созданы промышленным способом и созданные кустарно-ремесленным способом.

По функциям (назначению) объекты ДПИ могут быть следующие: одежда, мебель, посуда, бижутерия, ювелирные изделия, украшения из природных материалов, кружево, сувениры, игрушки, керамические изделия, ковры, осветительные приборы, предметы для украшения интерьера и т.д.

В литературе можно встретить и другие классификации. Так, предметы ДПИ можно разделить на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними:

1. Такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета.

2. Предметы преимущественно декоративного назначения, допускающие гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств [4].

Следует различать, как говорилось выше, способ изготовления предмета декоративно-прикладного искусства (вязание, плетение, резьба) и результат, который получился в результате такой деятельности: игрушка, сувенир, значок и т.д.

Произведения декоративно-прикладного искусства часто сравнивают с такими объектами интеллектуальной собственности, как промышленный образец, которые, в свою очередь, относятся к объектам патентного права.

В соответствии со ст. 1352 ГК РФ в качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства.

Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своим существенным признакам он является новым и оригинальным. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент, сочетание цветов, линий, контуры изделия, текстура или фактура материала изделия.

Таким образом, мы видим, что описание промышленного образца законодателем практически совпадает с сущностью произведений ДПИ. Здесь следует привести выводы А.П. Сергеева о "похожести" этих объектов: "…в результате одни и те же предметы предстают нередко в двух ипостасях – и как произведения ДПИ, и как промышленные образцы". Причем новейшие законы вносят в решение данного вопроса на первый взгляд еще большую путаницу, так как называют в числе объектов, охраняемых авторским правом, произведения дизайна. Некоторым ученым такое положение дел представляется ненормальным, так как, по их мнению, между произведениями ДПИ и промышленными образцами имеются сущностные отличия.

Однако предпринятые в литературе попытки обнаружить эти различия успеха не имели. Единственное, что отличает рассматриваемые объекты друг от друга, – это то, что режим промышленного образца решение внешнего вида изделия приобретает в официальном порядке по результатам патентной экспертизы на соответствие заявленного объекта установленным в законе требованиям. До того как объект будет признан промышленным образцом, он охраняется в качестве объекта авторского права. В таком положении, на наш взгляд, нет ничего ненормального, ибо авторское право охраняет любые творческие результаты, воплощенные в объективную форму [5, с. 147].

Определенные особенности имеет использование произведений декоративно-прикладного искусства, они предопределены прикладным характером таких объектов авторского права. Итак, авторские права на произведение ДПИ принадлежат автору, то есть в соответствии со ст. 1257 ГК РФ лицу, творческим трудом которого оно создано. Учитывая многообразие видов и способов производства произведений ДПИ, следует отличать автора как человека, который придумал (сотворил) объект, и субъектов, которые создают (производят) объекты, в которых воплощено произведение ДПИ, в массовом порядке (например, промышленным способом). Последнее будет считаться исключительным правом использования, которое также изначально принадлежит автору. На практике, скорее всего, автор заключает лицензионный договор и передает право использования другим субъектам. Например, автор сувенира, значка или игрушки передает по договору правомочия воспроизведения, распространения, импорта и другие правомочия, предусмотренные ст. 1270 ГК РФ, и лицензиат занимается производством и далее продажей таких объектов.

Также нередки случаи создания произведений ДПИ по договору авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ), в котором должно быть предусмотрено, кому будет принадлежать исключительное право использования (воспроизведение, распространение и т.д.).

Следует также учитывать, что при создании объектов ДПИ часто используются иные объекты авторского права (например, известные герои мультфильмов, персонажи, другие произведения ИЗО, например, комиксы и т.д.). Для внедрения таких объектов в произведения ДПИ следует, безусловно, соблюдать авторские права автора первоначального произведения, которое ложится в основу произведения ДПИ. Такое соблюдение прав происходит также путем заключения лицензионного договора между автором – в нашем примере известного персонажа или комикса (лицензиаром) и автором будущего произведения ДПИ (лицензиатом).

Как отмечалось в начале статьи, в ст. 1259 ГК РФ произведения ДПИ названы вместе с произведениями сценографического искусства. Закон при этом не дает определения как произведениям ДПИ, так и произведениям сценографического искусства, что является, возможно, логичной позицией законодателя, так как эти понятия являются не правовыми, а искусствоведческими и часто оценочными, что характерно для творческой сферы деятельности. Тем не менее нам необходимо определить, что такое сценография и почему такие произведения в правовых нормах поставлены в один ряд с произведениями ДПИ.

Сценография (театрально-декорационное искусство) – вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. Под сценографией понимают создание зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники [14]. Иными словами, сценографические произведения – это объекты, оформляющие, сопровождающие любые постановки на сцене. Благодаря совокупности этих объектов спектакль или иная подобная постановка приобретает целостный законченный творческий образ. Можно сказать, что сценографическая постановка представляет собой совокупность игры (выступлений) актеров (других артистов) и сценографических произведений (декораций, костюмов и т.д.).

Общим признаком произведений декоративно-прикладного искусства и сценографических произведений является то, что они относятся безусловно к произведениям изобразительного искусства.

Изобразительность, дизайн, внешний вид, художественность – признаки, присущие и произведениям ДПИ, и сценографическим объектам. Однако представляется, что отличия являются достаточно существенными для того, чтобы все же перечислять эти объекты как самостоятельные виды произведений. Так, прикладной характер, утилитарность, массовое использование, тиражирование и изготовление промышленным способом свойственны именно произведениям ДПИ, в то время как произведениям сценографического искусства присущи эксклюзивность, штучность, создание для конкретной постановки, более целевое использование.

Таким образом, в ст. 1259 ГК РФ целесообразнее было бы выделять отдельным видом произведения изобразительного искусства и уточнять в скобках "в том числе произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы, произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства".

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5496.

2. Гаврилов Э.П. Авторское право на произведения декоративно-прикладного искусства // Советское государство и право. 1983. N 7. С. 95.

3. Свечникова И.В. Авторское право. М.: Дашков и К, 2009. 208 с.

4. Декоративно-прикладное искусство // Режим доступа: https://studizba.com/lectures/11-iskusstvo-i-iskusstvovedenie/380-dekorativno-prikladnoe-tvorchestvo/5195-1-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html, свободный. 20 февраля 2019 г.

5. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ООО ТК "Велби", 2003. 752 с.

6. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности. М.: Проспект, 2010. 352 с.

7. Позднякова Е.А. Авторское право: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство "Юрайт", 2017. 230 с.

8. Использование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства // Режим доступа: https://www.pravo.vuzlib.su/book_z378_page_28.html, свободный. 25 февраля 2019 г.

9. Толковый словарь Ушакова // Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1072166, свободный. 26 февраля 2019 г.

10. Экономический словарь. Промышленное производство // Режим доступа: http://economic-definition.com/Production/Promyshlennoe_proizvodstvo_Industrial_production_eto.html, свободный. 26 февраля 2019 г.

11. Википедия. Ремесло // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ремесло, свободный. 26 февраля 2019 г.

12. Википедия. Кустарное производство // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/кустарное_производство, свободный. 26 февраля 2019 г.

13. Декоративно-прикладное искусство. Классификация ДПИ // Режим доступа: http://www.tvorchistvo.ru/klassifikatsiya-d-p-i/, свободный. 26 февраля 2019 г.

14. Википедия. Сценография // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/сценография, свободный. 4 марта 2019 г.

Рекомендуется Вам: