ЮрФак: изучение права онлайн

Электронное голосование — новая возможность участия граждан в формировании органов власти

Автор: Гонтарь С.Г.

В очередной раз избирательное законодательство претерпевает изменения. Несмотря на то что основной Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[1] действует уже в девяностой редакции, нормы Закона постоянно совершенствуются.

В настоящее время к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации приняты не только проекты, касающиеся внесения изменений в указанный Федеральный закон (например, законопроект Законодательного Собрания Челябинской области N 640153-7 "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части установления единого дня голосования на дополнительных выборах)[2], но и проекты, направленные на развитие области информационных технологий, так называемые эксперименты. В 2019 году планируется создать в г. Москве цифровые участки для голосования на выборах в субъектах Российской Федерации и провести эксперимент по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва[3].

По сути оба проекта направлены на развитие информационного общества в Российской Федерации, что отвечает целям и приоритетам Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации[4].

Необходимость совершенствования действующего законодательства с целью "придания гибкости регулированию общественных отношений, их готовности к восприятию постоянно меняющегося технологического контекста" отмечена в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, "требуется разработка механизма управления изменениями в области регулирования цифровой экономики, позволяющая своевременно адаптировать нормативно-правовое регулирование к задачам цифрового развития"[5].

Согласно докладу "Глобальные информационные технологии" по готовности к цифровой экономике Российская Федерация находится на 41-м месте (индекс сетевой готовности NRI), то есть в середине второй группы стран (догоняющей) по индексу цифровой экономики и общества (I-DESI), по показателям по использованию информационных технологий Россия находится ниже Европы[6].

Для начала определимся с понятием "электронное голосование". Данный термин введен в российское избирательное законодательство в 2005 г. Согласно п. 62 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[7] "электронное голосование — голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы".

Но избирательное законодательство других стран содержит не только известный и применяемый в России вид электронного голосования, существуют и иные виды, которые условно можно разделить на четыре группы, как это предлагает автор Т.С. Масловская[8]:

1) системы голосования перфокартами;

2) системы оптической нумеризации;

3) системы прямого электронного регистрирования;

4) Интернет.

Система с перфокартами начала применяться уже в 60-х гг. XX столетия в Соединенных Штатах Америки и, в 90-х гг., на президентских выборах; суть ее заключалась в том, что избиратель осуществлял свой выбор посредством прокалывания бюллетеня с помощью специального устройства, а затем опускания или в урну, или в устройство для подсчета голосов.

Оптическая нумерация — это непосредственно оборудование с соответствующим программным обеспечением. В карте напечатаны фамилии кандидатов, напротив которых расположен символ, который избиратель дополняет (например, стрела) или заполняет (круг, квадрат или прямоугольник), затем карта, так же как и в вышеуказанной системе, опускается в урну или в устройство для подсчета голосов (с особенностями применялась в США, Австралии).

В таких странах, как Бельгия, Бразилия, Индия, Венесуэла, используется так называемая система прямого электронного регистрирования. То есть выбор избиратель осуществляет посредством электронного устройства с сенсорным экраном и клавиатурой (могут быть вариации). Заметим, что такое электронное голосование может дублироваться бумажным носителем, который опускается в урну для голосования. Запись данных о голосовании переносится на общий центральный компьютер с помощью какого-либо внешнего носителя или накопителя (диск, флеш-накопитель, ранее — дискеты и др.) или информационной сети. К этому виду можно отнести и голосование по телефону, которое используется уже более десяти лет, суть заключается в идентификации избирателя по номеру, а голосование — посредством кнопок телефона.

Именно этот вид голосования используется в России в соответствии с действующим законодательством. Голосование осуществляется посредством так называемых КЭГ и КОИБ. Согласно ст. 61 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[9] "в качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней" (КОИБ). "При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования" (КЭГ)[10]. Заметим, что наибольшую популярность получило использование КОИБ.

Так, согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 января 2018 г. N 129/1073-7 "Об использовании при голосовании на выборах Президента Российской Федерации комплексов для электронного голосования"[11] на выборах Президента России в 2018 г. имеющиеся в наличии КЭГ были использованы на 806 избирательных участках. КОИБ же на данных выборах использовались на 10 001 избирательном участке[12]. КОИБ приобретаются не только ЦИК России, но и по мере возможности регионами самостоятельно. Эти современные устройства способствуют эффективной работе участковой комиссии в день голосования, значительно облегчая работу ее членов при подсчете голосов и подведении итогов. На службе избирательных комиссий Российской Федерации имеются КОИБ-2010 и КОИБ-2017. В настоящее время ЦИК России принято решение о переоснащении КОИБ-2010 (это более 5 000 единиц) с целью их модернизации до КОИБ-2017[13], которые уже имеют тоже современную технологию QR-кодирования. "Постоянное развитие и внедрение в процессы голосования технологий, обеспечивающих чистоту подсчета, необходимо само по себе", — полагает профессор факультета политологии МГУ С. Володенков, с чем, собственно, нельзя не согласиться.

Четвертая группа — это голосование посредством Интернета. Именно этот способ наиболее удобен для голосования молодых избирателей, на наш взгляд, и в ближайшем будущем завоюет избирательное пространство, именно он отвечает концепции и стратегии развития современного российского общества. Опыт других стран показывает постоянное увеличение голосующих дистанционно посредством Интернета. Преимущество данного вида — это удобство для избирателя, а с точки зрения организации избирательного процесса — это повышение электоральной активности избирателей, особенно молодых.

При осуществлении данного вида голосования с помощью Интернета также могут быть и иные варианты голосования с использованием машин, которые:

— расположены в официальных местах для голосования (условно — на избирательных участках);

— расположены в публичных местах и контролируются с помощью электронного управления.

Самая большая проблема, с которой сталкиваются и законодатели, и правоприменители, — это идентификация избирателя и обеспечение безопасности и защиты как персональных данных самого избирателя, так и выбора, сделанного им.

В соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей", а "воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования"[14].

Что же касается электронного голосования, то Всеобщая декларация прав человека не содержит норм, касающихся конкретно электронного голосования. Вместе с тем в 2004 г. на 898-м заседании Комитета министров Совета Европы были приняты Рекомендации (2004) 11 государствам-членам о юридических, организационных и технических стандартах электронного голосования, согласно которым "электронное голосование должно строиться на принципах демократических выборов и референдумов. Электронное голосование должно быть также надежно и безопасно, как демократические выборы и референдумы, проводящиеся без использования электронных средств. Данный общий принцип распространяется на все выборные вопросы…"[15].

В 2017 году на 1289-м заседании представителей министров Комитета министров Совета Европы приняты новые Рекомендации "О правилах электронного голосования"[16], в соответствии с которыми, в связи с тем что "право голосовать лежит в основе демократии и, следовательно, любые способы для голосования, включая электронное голосование, должны соответствовать принципам демократических выборов и референдумов… оценивая опыт, накопленный государствами-членами, использовавшими электронное голосование в последние годы, и извлекая уроки из такого опыта… вновь заявляя о своей убежденности в том, что доверие общества к органам, проводящим выборы, является предпосылкой для введения электронного голосования… принимая во внимание проблемы безопасности, достоверности и прозрачности электронного голосования… осознавая, таким образом, что лишь электронное голосование, являющееся безопасным, достоверным, эффективным, технически оснащенным, открытым для независимой проверки и доступным, может укрепить доверие общества, которое является предпосылкой для проведения электронного голосования", властям государств-членов даны рекомендации по "обновлению" законодательства в области электронного голосования и практики его применения[17].

Еще раз, подчеркивая значимость и эффективность электронного голосования, на чем уже мы акцентировали внимание выше, процитируем в дополнение усиления позиции о необходимости введения электронного голосования ряд положений из упомянутых Рекомендаций:

"- предоставление избирателям возможности подавать голоса из мест, отличных от избирательных участков в их избирательных округах;

— облегчение подачи голоса избирателем;

— упрощение участия в выборах и референдумах граждан, имеющих право голосовать и проживающих или находящихся за границей;

— расширение доступа к процессу голосования для избирателей с ограниченными возможностями личного присутствия на избирательном участке и использования доступного там оборудования;

— повышение явки на выборы путем предоставления дополнительных способов голосования;

— приведение голосования в соответствие с уровнем развития общества и повышение использования новых технологий в качестве средства коммуникации и участия граждан в демократических процессах;

— снижение со временем общих затрат органов, проводящих выборы или референдумы;

— более достоверное и быстрое сообщение о результатах выборов;

— обеспечение лучшего обслуживания избирателей путем предоставления различных способов для голосования"[18].

На основании изложенного можно сделать вывод, что электронное голосование, один из его видов, не является "новым" для избирательного процесса Российской Федерации (голосование с помощью КОИБ и КЭГ), избиратели довольно успешно им пользуются. Но информационные технологии постоянно и успешно совершенствуются, появились технология QR-кодирования (позволяет сократить время загрузки итогового протокола участковой избирательной комиссии в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы"), механизм "мобильный избиратель" (гражданин вправе проголосовать не только по месту регистрации, но и на любом удобном ему избирательном участке Российской Федерации). В сентябре 2019 г. на предстоящих выборах Московской городской Думы в городе Москве планируется использование новых концепций: электронного голосования (дистанционного, с помощью только Интернета) и цифрового избирательного участка (голосование на избирательном участке, но с помощью электронных систем). Новые современные технологии призваны не только эффективно решать задачи, стоящие перед избирательными комиссиями, но и в первую очередь упростить осуществление своего избирательного права гражданами Российской Федерации.

Литература

1. Лысенко В. Новые рекомендации Совета Европы о правилах электронного голосования на выборах / В. Лысенко. URL: http://www.rfsv.ru/law/pravovye-innovatsii/novye-rekomendatsii-soveta-evropy-o-pravilakh-elektronnogo-golosovaniia-na-vyborakh (дата обращения: 08.03.2019).

2. Масловская Т.С. Электронное голосование: опыт зарубежных стран / Т.С. Масловская. URL: https://pandia.ru/text/78/106/166.php (дата обращения: 25.02.2019).

 


[1] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.03.2019).

[2] Система обеспечения законодательной деятельности // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/640153-7 (дата обращения: 08.03.2019).

[3] Проекты федеральных законов "О создании в городе федерального значения Москве цифровых участков для голосования на выборах в субъектах Российской Федерации" и "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/654402-7; http://sozd.duma.gov.ru/bill/655192-7 (дата обращения: 02.03.2019).

[4] Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2019).

[5] Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29 сентября 2018 г.) // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/ (дата обращения: 25.02.2019).

[6] Там же.

[7] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.03.2019).

[8] Масловская Т.С. Электронное голосование: опыт зарубежных стран. URL: https://pandia.ru/text/78/106/166.php (дата обращения: 25.02.2019).

[9] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.03.2019).

[10] Там же.

[11] Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 января 2018 г. N 129/1073-7 "Об использовании при голосовании на выборах Президента Российской Федерации комплексов для электронного голосования" // Система обеспечения законодательной деятельности. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. URL: http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/30973/ (дата обращения: 08.03.2019).

[12] Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 января 2018 г. N 129/1072-7 "Об использовании при голосовании на выборах Президента Российской Федерации технических средств подсчета голосов — комплексов обработки избирательных бюллетеней" // Система обеспечения законодательной деятельности. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. URL: http://www.dkrf.ru/activity/docs/postanovleniya/30972/ (дата обращения: 08.03.2019).

[13] Старый новый код: ЦИК перенастроит КОИБы к сентябрьским выборам // Сайт газеты "Известия". URL: https://iz.ru/851381/angelina-galanina/staryi-novyi-kod-tcik-perenastroit-koiby-k-sentiabrskim-vyboram (дата обращения: 08.03.2019).

[14] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

[15] Лысенко В. Новые рекомендации Совета Европы о правилах электронного голосования на выборах // Сайт Российского фонда свободных выборов. URL: http://www.rfsv.ru/law/pravovye-innovatsii/novye-rekomendatsii-soveta-evropy-o-pravilakh-elektronnogo-golosovaniia-na-vyborakh (дата обращения: 08.03.2019).

[16] Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2017. N 11 (185). С. 144 — 149.

[17] Там же.

[18] Там же.


Рекомендуется Вам: