ЮрФак: изучение права онлайн

Лица, имеющие право участвовать в общем собрании акционеров и участников

Автор: Королев В.С.

Согласно законодательству РФ, в частности Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"[1] (далее — Закон N 208-ФЗ) и Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"[2] (далее — Закон N 14-ФЗ), одним из обязательных органов управления хозяйственного общества, будь то общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, является общее собрание акционеров или участников. Общее собрание акционеров (участников) является центральным или, как указано в Законе, высшим органом управления юридического лица. Такая позиция поддерживается и Верховным Судом РФ[3]. В настоящей статье мы рассмотрим круг лиц, которые имеют право принимать участие в общем собрании.

Согласно Закону N 14-ФЗ принимать участие в общем собрании могут все участники этого общества. Они могут принимать участие в общем собрании как самостоятельно, так и через своих представителей. При этом важно понять, с какого момента участник приобретает полный набор прав, позволяющий ему реализовывать свое право на управление корпорацией. В том случае, если общество является вновь зарегистрированным, участник приобретает все свои "корпоративные" права после полной оплаты своей доли. То есть только после того, как участник внес свою долю в уставный капитал общества, он может принимать участие в общем собрании и голосовать по вопросам повестки дня. Также новый участник может приобрести долю уже действующего общества, например, по договору купли-продажи доли в обществе с ограниченной ответственностью. Согласно Закону N 14-ФЗ сделка, направленная на отчуждение доли в обществе с ограниченной ответственностью, подлежит обязательному нотариальному удостоверению[4]. При этом сама доля или ее часть переходят к новому владельцу только с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ)[5]. Из этого следует, что участники, которые не оплатили свою долю или не зарегистрировали переход доли в ЕГРЮЛ, не могут быть внесены в список лиц, которые имеют право на участие в общем собрании участников общества. Примечательно, что раньше момент возникновения корпоративных прав у нового участника не был связан с моментом внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Он был связан с моментом уведомления о совершении сделки, направленной на отчуждение доли самого общества, т.е. этот момент был более затянут и из-за отсутствия такого уведомления новый участник не всегда мог принять участие в общем собрании. Новые положения Закона N 14-ФЗ поддерживаются и судебной практикой[6].

В акционерном обществе в соответствии с Законом N 14-ФЗ в общем собрании акционеров могут принимать участие все акционеры этого общества, но тут все несколько сложнее. Начать стоит с того, что согласно законодательству мы можем классифицировать акции на обыкновенные и привилегированные. Соответственно, от вида акций и зависит объем корпоративных прав акционера, в том числе и право на участие и голосование на общем собрании. Точнее говоря, участвовать в общем собрании акционеров может как держатель обыкновенной акции, так и держатель привилегированной акции, а вот право голоса по "объему" у них разное. Если кратко охарактеризовать обыкновенную акцию, то она дает возможность акционеру право голоса на общем собрании акционеров и право на получение дивидендов, в том случае если соответствующее решение о выплате дивидендов было принято на общем собрании. Привилегированная акция не предоставляет права голосовать по большинству вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания, но зато этот вид акций дает право на получение дивидендов, размер которых зафиксирован в уставе общества[7]. Бывают ситуации, когда владельцы привилегированных акций получают право голоса по всем вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания. Например, если на годовом общем собрании акционеров не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям. Такое право голоса привилегированные акции приобретают на следующем за годовым общем собрании акционеров и прекращается с момента первой выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Также в уставе непубличного акционерного общества можно предусмотреть, что некоторые типы привилегированных акций могут иметь право голоса по всем вопросам на общем собрании акционеров при наступлении событий, указанных в уставе этого непубличного акционерного общества, т.е. независимо от выплаты дивидендов. Такая норма, на наш взгляд, делает привилегированные акции "квазиакциями", поскольку получается, что владелец привилегированной акции в таком случае обладает всеми привилегиями, которые дает такой вид акций, и еще может голосовать по всем вопросам на общем собрании.

Также правом участия в общем собрании акционеров обладают представители РФ, субъекта РФ или муниципального образования (в случае, если в отношении общества используется специальное право на участие Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция")), доверительные управляющие и иные лица в случаях, предусмотренных федеральными законами[8].

В соответствии с законодательством акционеру для участия в общем собрании акционеров необходимо не только приобрести акции, но и быть внесенным в реестр акционеров, а после и в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Возникает закономерный вопрос: а что же делать новому акционеру, если он приобрел акции и не успел включиться в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров? В настоящее время в законе прямо указано: новый акционер дает указания предыдущему акционеру, каким образом тому необходимо проголосовать по тем или иным вопросам повестки дня, или же прежний акционер выдает доверенность новому акционеру с необходимыми полномочиями для голосования. И вот тут может возникнуть очень интересная ситуация: новый акционер выдал указания, каким образом прежнему акционеру необходимо проголосовать, а прежний акционер эти указания не выполнил, и из этой ситуации возникает вопрос: а что делать в таком случае новому акционеру? Основываясь на доктрине правопреемства, можно было бы предположить, что новый акционер после внесения соответствующей записи в реестр акционеров может оспорить решение общего собрания и тем самым восстановить свои нарушенные права[9]. Но существует и другая точка зрения, которая исходит из того, что обжалуемое решение общего собрания может нарушить права конкретного лица и только у этого лица возникает право на обжалование такого решения, т.е. это право на обжалование носит "личный характер"[10], этой точки зрения придерживается И.С. Шиткина. Такой же позиции придерживается и судебная практика[11].

Таким образом, у нового акционера остается еще один путь — он может взыскать убытки с прежнего акционера, если считает, что решением общего собрания его права были нарушены[12]. В такой позиции, на наш взгляд, у нового акционера могут возникнуть трудности с доказыванием убытков и расчетом их размера, что может поставить его в неравное положение с прежним акционером. И чтобы уравнять положение предыдущего и нового акционера в данной ситуации, на наш взгляд, на законодательном уровне необходимо предусмотреть штрафные санкции в отношении прежнего акционера в случае, если он проголосовал не в соответствии с указаниями нового акционера.

В соответствии с Законом N 208-ФЗ акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров в соответствии с нормами законодательства РФ[13]. Этот реестр акционеров ведется с момента создания (регистрации в ЕГРЮЛ) акционерного общества, и в настоящее время его должны вести профессиональные регистраторы. Реестр акционеров представляет собой сложный комплексный документ, который позволяет идентифицировать лиц, зарегистрированных в качестве владельцев акций общества, получать и направлять различную информацию акционерам, а также на основании реестра акционеров составляется список лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров. Хотелось бы отметить, что в соответствии с законодательством РФ регистратором должно быть независимое лицо, но, к сожалению, на законодательном уровне не закреплены критерии определения этой независимости регистраторов, и, на наш взгляд, необходимо в законе указать, что между регистратором и обществом, реестр акционеров которого этот регистратор ведет, не должно быть аффилированности.

Хотелось бы обратить внимание на еще один интересный момент: в Законе N 14-ФЗ указано, что участник имеет право участвовать в общем собрании как лично, так и через своих представителей, а в Законе N 208-ФЗ указано, что акционер может участвовать в общем собрании как лично, так и через своего представителя. Исходя из буквального толкования норм закона мы можем сделать следующий вывод: участник в обществе с ограниченной ответственностью может направить на одно общее собрание несколько своих представителей с правом голоса, а вот акционер в акционерном обществе может направить на общее собраний только одного представителя. В случае если участник в обществе с ограниченной ответственностью направляет нескольких представителей на одно общее собрание, ему необходимо в доверенностях четко указать процент голосов каждого представителя.

Как отмечает С.Д. Могилевский, необходимость использования механизма представительства на общих собраниях участников в обществах с ограниченной ответственностью является еще и механизмом консолидации голосов[14]. Такая необходимость консолидации голосов связана прежде всего с тем, что принятие решений и подсчет голосов в обществах с ограниченной ответственностью, как правило, зависят не от конечного числа присутствующих на собрании участников (или их представителей), а от общего числа голосов участников, если иное не прописано в уставе. И довольно часто возникают ситуации, когда некоторые участники утрачивают интерес к делам общества и не принимают участия в общих собраниях, тем самым затрудняя деятельность общества. В таких случаях, на наш взгляд, необходимо использовать механизм исключения участников из общества в судебном порядке.

Таким образом, в общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью может принять любой участник, который оплатил свою долю или же зарегистрировал в ЕГРЮЛ переход права собственности на соответствующую долю. В отношении же акционерных обществ существует определенная специфика при составлении списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, определяющая, при каких условиях и с каким типом акций владелец акций может быть внесен в этот список. Список составляется на основе реестра компании, который ведется регистратором, и является важным этапом при подготовке к созыву общего собрания. И в акционерных обществах, и в обществах с ограниченной ответственностью акционеры и долевые собственники могут принимать участие в общем собрании непосредственно или через представителя, который действует в их интересах и в соответствии с их указаниями на основании письменной доверенности.

Литература

1. Афанасьева Е.Г. Корпоративное право: Учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; Отв. ред. И.С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2015. 1 080 с.

2. Могилевский С.Д. Корпорации в России: правовой статус и основы деятельности: Учеб. пособие / С.Д. Могилевский. 2-е изд. М.: Дело, 2007. 479 с.

3. Чепига Т.Д. К вопросу о разрешении споров, связанных с оспариванием актов управления и сделок акционерного общества, на основании доктрины правопреемства / Т.Д. Чепига // Вестник ФАС Северо-Кавказского округа. 2004. N 5. С. 35 — 38.

 


[1] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СПС "КонсультантПлюс".

[2] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. N 2416/13 по делу N А42-6788/2011 // СПС "КонсультантПлюс".

[4] Пункт 11 ст. 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

[5] Пункт 12 ст. 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

[6] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2017 г. N 09АП-6219/2017 по делу N А40-193522/16 // СПС "КонсультантПлюс".

[7] Пункт 2 ст. 32 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

[8] Пункт 2.11 Приказа ФСФР России от 2 февраля 2012 г. N 12-6/пз-н // СПС "КонсультантПлюс".

[9] Чепига Т.Д. К вопросу о разрешении споров, связанных с оспариванием актов управления и сделок акционерного общества, на основании доктрины правопреемства // Вестник ФАС Северо-Кавказского округа. 2004. N 5. С. 37.

[10] Афанасьева Е.Г., Бакшинскас В.Ю., Губин Е.П. и др. Корпоративное право: Учебник / Отв. ред. И.С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2015. С. 458.

[11] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июля 2015 г. N Ф07-9283/2011 по делу N А56-22516/2011; Определение ВАС РФ от 4 марта 2013 г. N ВАС-1527/13 по делу N А59-1697/2012 // СПС "КонсультантПлюс".

[12] Постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. N 2416/13 по делу N А42-6788/2011.

[13] Статья 44 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

[14] Могилевский С.Д. Корпорации в России: правовой статус и основы деятельности: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2007. С. 201.


Рекомендуется Вам: