ЮрФак: изучение права онлайн

Предоставление нотариальных услуг с использованием электронных технологий (цифровой нотариат)

Автор: Долгов С.Г.

На сегодняшний день практически все организации и ведомства переходят на электронный документооборот. Для этого есть все причины, так как в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы"[1] (далее — Указ Президента РФ N 203) в качестве одного из приоритетных направлений предусмотрен сценарий развития информационного общества в России. В частности, п. 51 отмечается, что цифровая экономика оказывает существенное влияние на темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р утверждена программа "Цифровая экономика Российской Федерации"[2].

Если вернуться к термину "электронный документооборот (документооборот)", то рассматриваемое понятие раскрывается как последовательность транзакций по обмену документами между участниками документооборота, обеспечивающая некоторый регламентированный процесс по обмену документами[3]. В качестве примера можно привести документооборот по представлению налоговых деклараций.

Особенность электронного документооборота состоит в том, что электронные документы подписываются электронной подписью. Документ, подписанный цифровой подписью, приравнивается по своему значению к документу на бумажном носителе при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017)[4].

Более точное определение термина "электронный документ", на наш взгляд, дано в абз. 2 п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)[5] (далее — ГК РФ). Из содержания приведенной нормы следует, что под электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.

В качестве одного из признаков электронного документа П.С. Долгополов называет заверение информации электронной цифровой подписью. И еще добавляет такие признаки, как электронная форма и соблюдение требований документирования информации[6].

Кроме того, в научной литературе обсуждается тема о применении электронных документов в трудовых спорах[7], в гражданских правоотношениях[8], а также о возникновении проблем в процессе применения электронных документов в деятельности судов[9].

Конечно, в свете заявленной государственной политики цифровизации в различных сферах общественной жизни развитие электронных технологий затронуло и сферу нотариальных услуг.

Применение электронных технологий в сфере оказания нотариальных услуг поможет решить ряд задач. Но необходимо отметить, что использование электронных технологий не отменяет вопрос идентификации лица, сформировавшего электронный документ, и требований к наличию реквизитов у официальных документов. Также безусловным является и то, что для получения нотариальных услуг у нотариуса не должно возникнуть никаких сомнений в отношении лица, обратившегося за услугой с использованием современных технологий, и по поводу подлинности предъявляемых документов данным лицом.

Прежде всего сказанное касается нотариальных услуг, оказываемых в удаленном формате, т.е. дистанционно. О том, что Федеральная нотариальная палата направила в Министерство юстиции России список нотариальных действий, которые предлагается проводить в удаленном формате с использованием сети Интернет, рассказал в интервью Российской газете президент Федеральной нотариальной палаты К.А. Корсик[10]. Он отметил, что в скором будущем в режиме онлайн граждане смогут получать следующие услуги:

— свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

— передача в депозит нотариуса денежных средств;

— хранение документов;

— совершение исполнительной надписи;

— обеспечение доказательств, в том числе в Интернете;

— удостоверение времени предъявления электронных документов.

Со слов руководителя Федеральной нотариальной палаты К.А. Корсика, за год нотариусами России было совершено более 20 тыс. обеспечений доказательств в Интернете, в том числе зафиксированы факты оскорблений.

Законопроект, предполагающий использование удаленного формата для отдельных видов нотариальных действий, планируется вынести на рассмотрение в Государственную Думу до конца первого квартала 2019 г.

В чем особенность перечисленных действий? Их отличительной особенностью является то, что в ходе оказания услуг в удаленном формате закон не обязывает нотариуса устанавливать волю заявителя, в отличие, например, от действий, направленных на удостоверение сделок. Например, как того требует ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2019)[11] (далее — Основы законодательства о нотариате). Согласно названной норме нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона.

Стоит отметить, что проверка нотариусом соответствия воли и волеизъявления лица, заключающего сделку, является принципиально важным моментом. Именно воле, согласно ст. 154 ГК РФ, придается особое значение для признания сделки действительной.

Без сомнения можно отметить перспективы оказания услуг в удаленном формате, но в то же время у нас возникают вопросы. Каким будет порядок обеспечения тайны совершения нотариальных действий дистанционным способом? Каким образом граждане, которые пожелали получить услугу дистанционно, будут идентифицированы нотариусом? Какой будет стоимость услуг, оказываемых дистанционно? Предполагаем, что стоимость услуг, оказываемых в удаленном доступе, должна быть меньше, чем если бы гражданин обратился к нотариусу лично. Каков порядок оплаты услуг, оказываемых в удаленном формате? Какую комиссию установят банки за переводы денежных средств, за оказание такого рода услуг? Представляется, что мы скоро получим ответы и на эти вопросы.

Далее несколько слов о тех положениях, которые уже закреплены законодательно относительно оказания услуг в электронной форме.

Прежде всего отметим, что на сегодняшний день популярностью у граждан пользуются такие услуги, как возможность удостоверения электронного документа или перевода документов из бумажной формы в электронную и обратно с сохранением их юридической силы. Также нотариусы переводят в электронную форму доверенности, согласия и другие документы. Но с той лишь разницей, что необходимо посещение нотариуса. Конечно, благодаря использованию сети Интернет нотариус оперативно может переслать электронный документ в другой город. Важность такой услуги нельзя не оценить, так как удобства очевидны. Например, такая необходимость возникает, когда надо очень быстро оформить и переслать доверенность на участие в судебном процессе лицу, живущему в другом регионе (районе, городе и т.п.).

Если опираться на действующее законодательство, то ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате предусматривает совершение нотариальных действий в электронной форме. По просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме.

Под электронной формой, согласно п. 200 Приказа Минюста России от 16 апреля 2014 г. N 78 (ред. от 17.04.2018) "Об утверждении Правил нотариального делопроизводства"[12] (далее — Правила нотариального делопроизводства), понимается электронный документ, исходящий от нотариуса, который должен быть оформлен в соответствии с Правилами нотариального делопроизводства и иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением собственноручной подписи нотариуса и оттиска печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Как мы отмечали выше, переход на электронный документооборот не отменяет требования к наличию реквизитов на документах.

Кроме того, все электронные документы, исходящие от нотариуса, должны быть оформлены в соответствии с правилами, установленными для направления запросов в государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, а также в единую информационную систему нотариата.

Серьезные требования предъявляются и к подтверждению электронных документов, создаваемых нотариусом и исходящих от нотариуса. Чтобы документы в электронной форме приобрели статус юридически значимых, они должны подтверждаться усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

По действующим правилам, если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, это лицо обязано подписать документ в присутствии нотариуса простой электронной подписью.

Установлены также требования к формату нотариально оформляемого электронного документа. Например, если речь идет об электронном документе, то такой документ должен быть изготовлен нотариусом в виде XML-файла, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, в формате PKCS#7 (отделенная электронная подпись в кодировке DER).

Согласно п. 2 Приказа Минюста России от 29 июня 2015 г. N 155 "Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа"[13] файл XML должен соответствовать установленному формату — XML-схеме, который размещен по адресу, указанному на официальном сайте оператора единой информационной системы нотариата, — www.notariat.ru. В случае изменения формата — XML-схемы — новый формат подлежит размещению на официальном сайте оператора единой информационной системы за один месяц до его введения.

Если речь идет об электронном образе документа на бумажном носителе, то такой документ формируется в виде одного файла изображения в формате PDF. Сканирование нотариально оформленного документа должно производиться с разрешением 200 dpi (точек на дюйм) в оттенках серого, глубина цвета 8 бит на пиксель. Если электронный образ документа содержит удостоверительную надпись, то такой документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса в формате PKCS#7 (отделенная электронная подпись в кодировке DER).

Немаловажным является вопрос о надлежащем хранении документов, составленных в электронной форме. Стоит согласиться с мнением С. Сидоркиной о том, что программы учета документов должны обеспечивать надежное хранение документов в электронной форме в виде записей в базе данных[14]. От надлежащей охраны зависит обеспечение сохранности нотариальной тайны. Ведь, согласно абз. 2 ст. 5 Основ законодательства о нотариате, даже нотариусу после сложения полномочий или увольнения запрещено разглашать сведения, оглашать документы, которые стали известны в связи с совершением нотариальных действий.

В заключение хотелось бы заострить внимание на следующем. Если переход к электронному документообороту уже практически состоялся, то предполагает ли это возможность отказа от составления нотариусами документов на бумажном носителе?

На сегодняшний день, согласно положениям главы XX.2 Основ законодательства о нотариате, предусмотрено удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе (ст. 103.8) и удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу (ст. 103.9). Четких законодательно установленных правил, предусматривающих право граждан отказаться от составления документов на бумажном носителе, не предусмотрено. По действующим правилам гражданин, обратившись к нотариусу, оплачивает сначала услугу по составлению документа на бумажном носителе, а его желание перевести этот документ в электронную форму также будет оплачиваться, что является обременительным как в денежном выражении, так и минутами, проведенными в нотариальной конторе.

Возможность предоставления гражданину, конечно, по его просьбе, документа в электронной форме, минуя бумажный аналог, помогла бы снять ряд вопросов. Например, юридическая сила электронному документу будет придана с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи нотариуса, а наличие у гражданина личной усиленной квалифицированной электронной подписи утратит актуальность в рассматриваемом случае.

Безусловно, переход на оказание нотариальных услуг в удаленном формате открывает широкие возможности. Например, отпадет необходимость возмещения нотариусу фактических транспортных расходов при выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы, а также гражданам не придется нести расходы, связанные с поездкой к нотариусу, появится доступ к услугам нотариуса жителей отдаленных районов и т.д. Наверное, не стоит ждать в ближайшем будущем перевода в электронную форму всех нотариальных услуг. Но даже возможность предоставления тех видов услуг, которые не требуют от нотариуса установления воли заявителя, можно назвать частичной реализацией Указа Президента РФ N 203.

Литература

1. Долгополов П.С. Электронный документ: понятие и особенности применения / П.С. Долгополов // СПС "КонсультантПлюс", 2019.

2. Забелина О.А. Проблемы, возникающие при применении электронных документов в деятельности судов / О.А. Забелина // Судья. 2017. N 11. С. 30 — 34.

3. Нижегородцев О. Электронные документы в трудовых спорах / О. Нижегородцев // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2018. N 6. С. 25 — 35.

4. Сидоркина С. Организация учета и хранение электронных документов / С. Сидоркина // Расчет. 2018. N 3. С. 28 — 29.

5. Шелепина Е.А. Применение электронных документов в гражданских правоотношениях: условия и возможности / Е.А. Шелепина // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 31 — 39.

 


[1] Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 10 мая 2017 г.

[2] Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

[3] См.: п. 1.3 ст. 1 Приказа ФНС России от 9 ноября 2010 г. N ММВ-7-6/535@ (ред. от 11.01.2019) "Об утверждении Унифицированного формата транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи". В данном виде документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".

[4] Федеральный закон "Об электронной подписи" от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

[6] Долгополов П.С. Электронный документ: понятие и особенности применения // СПС "КонсультантПлюс". 2019. Об особенностях электронного документа смотрите работу: Тарасенкова А.Н. Документы и факты: получить и подтвердить. М.: Редакция "Российской газеты", 2017. Вып. 9. С. 73.

[7] Нижегородцев О. Электронные документы в трудовых спорах // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2018. N 6. С. 25 — 35.

[8] Шелепина Е.А. Применение электронных документов в гражданских правоотношениях: условия и возможности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 31 — 39.

[9] Забелина О.А. Проблемы, возникающие при применении электронных документов в деятельности судов // Судья. 2017. N 11. С. 30 — 34.

[10] День круглой печати // Российская газета. 2019. 20 января.

[11] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // СПС "КонсультантПлюс".

[12] Приказ Минюста России от 16 апреля 2014 г. N 78 "Об утверждении Правил нотариального делопроизводства" (вместе с "Правилами нотариального делопроизводства", утв. решением Правления ФНП от 17.12.2012, Приказом Минюста России от 16.04.2014 N 78) // СПС "КонсультантПлюс".

[13] Приказ Министерства юстиции РФ от 29 июня 2015 г. N 155 "Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа" // СПС "Гарант".

[14] Сидоркина С. Организация учета и хранение электронных документов // Расчет. 2018. N 3. С. 28 — 29.


Рекомендуется Вам: