ЮрФак: изучение права онлайн

Электронные обращения граждан в системе общественного контроля

Авторы: Зубарев С.М., Сабаева С.В.

Информационные технологии все больше входят в нашу повседневную жизнь, охватывая общественные отношения в социальной, экономической и административно-политической сферах. Такие технологии стали активно использоваться в процедурах общественного контроля за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих публично значимые функции (далее также – органы публичной власти).

Граждане России имеют возможность участвовать в контрольной деятельности посредством личных обращений в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее также – Закон N 59-ФЗ)[1]. Согласно Закону N 59-ФЗ любой гражданин может обратиться в любой орган власти, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу. С этим правом граждан корреспондирует обязанность органов публичной власти, их руководителей и должностных лиц принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы, а также принимать соответствующие меры по устранению выявленных недостатков. В последние годы значительно увеличилось количество обращений, поступающих в органы государственной власти по информационным системам общего пользования. Так, только в адрес Президента Российской Федерации в 2018 г. поступило 935 926 обращений, из которых 65,7% – в электронной форме[2], тогда как в 2017 г. было 62,5%[3]. Аналогичная ситуация наблюдается и в федеральных органах исполнительной власти. Например, в 2018 г. в Минтруд России поступило 19,5 тыс. электронных обращений, что составляет 73,0% от всего их количества[4].

Закон N 59-ФЗ не содержит отдельных статей, которые бы устанавливали отдельные процедуры рассмотрения электронных обращений граждан. Более того, часть 3 статьи 7 Закона определяет, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном данным Законом. Вместе с тем анализ текста законодательного акта позволяет выделить некоторые особенности рассмотрения подобных обращений.

Во-первых, в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона N 59-ФЗ в обращении в форме электронного документа гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

Во-вторых, гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме (ч. 3 ст. 7 Закона). Однако это не означает, что гражданин обязан приложить необходимые документы и материалы только в электронной форме. Он может также направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

В-третьих, ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, направляется только в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении. Закон N 59-ФЗ не предусматривает формат ответа в электронной форме. Согласно части 3 статьи 10 Закона ответ подписывается руководителем органа, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. При этом не указана необходимость использования простой электронной подписи и усиленной электронной подписи, установленных статьей 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"[5]. В связи с этим возможно использовать электронный образ личной подписи уполномоченного лица, создав отдельный файл с ее начертанием. Однако более точным является собственноручное подписание ответа на бланке государственного органа и преобразование ответа на бумажном носителе в ответ в форме электронного документа путем сканирования. На адрес электронной почты заявителя направляется отсканированная копия ответа, а не его оригинал.

В настоящее время некоторые авторы выделяют три модели подачи гражданами обращений в электронной форме: 1) через специальный сервис приема и первичной обработки обращений граждан, создаваемый на базе (в качестве поддомена основного сайта) официального сайта органа власти (например, http://letters.kremlin.ru) или официального портала государственной автоматизированной системы; 2) через веб-портал как самостоятельный сайт интернет-приемной, существующей в качестве основного ресурса государственной или политической организации (к примеру, сайт мэра Москвы С.С. Собянина http://gorod.mos.ru/); 3) через вспомогательный электронный ресурс приема обращений граждан, реализуемый на площадках сообществ в социальных сетях (проект "Единое окно помощи гражданам. Пермский край" https://vk.com/kontaktyperm)[6]. По нашему мнению, представленные модели требуют уточнения. Так, ошибочным выглядит объединение в одной модели специальных сервисов различных интернет-ресурсов – официального сайта органов власти и официального портала государственной автоматизированной системы (ГАС). Здесь существуют различия как в порядке подачи обращения (на сайте ГАС, как правило, требуется предварительная авторизация заявителя, тогда как на сайте государственного органа авторизация не требуется), так и в возможности направления обращения с учетом его предмета. Если на сайте в орган власти можно обратиться по любому вопросу, то на сайте ГАС, как правило, по конкретной проблеме. Например, с 2015 г. на сайте www.gosuslugi.ru можно подать жалобу на органы и организации, предоставляющие свои услуги через Единый портал. Проект называется "Досудебное обжалование".

Следует также возразить по поводу третьей модели, предлагаемой авторами. Ее выделение является искусственным, так как размещенное в социальных сетях электронное сообщение не может быть признано официальным обращением гражданина в государственные органы. В этой связи оно не подпадает под действие Закона N 59-ФЗ.

На наш взгляд, сегодня наиболее востребованной у граждан формой обращения в федеральные органы государственной власти является размещение электронного сообщения на соответствующем сайте. Это объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, большинство государственных органов федерального уровня имеет общественные интернет-приемные в качестве поддомена или страницы основного сайта (к примеру, http://services.government.ru/letters/; https://www.rosminzdrav.ru/reception; https://rosmintrud.ru/reception/ и др.), через которые направляется от 50 до 80 процентов обращений граждан. Например, в 2018 г. в Минкультуры России поступило 3 054 обращения граждан, в том числе интернет-обращения через официальный сайт Минкультуры России mkrf.ru – 1 340; обращения, направленные из Администрации Президента РФ, – 591; письменные обращения, направленные Почтой России, – 469; обращения, направленные по другим каналам связи (ФОИВ, фельдсвязь, курьерская доставка), – 422; обращения, направленные из Аппарата Правительства РФ, – 167; письменные обращения граждан, поданные на личном приеме в Общественной приемной министерства, – 65.

Во-вторых, простота процедуры подачи электронного обращения. Для этого гражданин заполняет электронную форму, размещенную на сайте. В нее, как правило, вводятся фамилия, имя и отчество заявителя, излагается суть обращения, при необходимости прикладываются фото, документы и иные материалы, а также указывается вариант получения ответа в письменной или электронной форме с соответствующим адресом.

В-третьих, интернет-ресурсы для подачи электронных обращений, созданные на официальных сайтах государственных органов, вызывают больше доверия у граждан, порождая уверенность в оперативности разрешения поставленных в обращениях вопросов.

В-четвертых, интернет-ресурсы содержат типовые рубрики "новости", "наиболее часто задаваемые вопросы", "обзоры обращений", в которых размещается различная полезная для заявителей информация.

В-пятых, на соответствующих официальных сайтах в сети "Интернет" существует возможность предоставления заявителям доступа через "Личный кабинет" к результатам рассмотрения их обращений.

Кроме того, граждане могут направлять обращения в форме электронного документа на служебные адреса электронной почты должностных лиц государственного органа, которые указаны на сайтах (например, адрес электронной почты приемной Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова: PriemnayaSiluanov@minfin.ru). Такие обращения также подлежат регистрации и рассмотрению в соответствии с Законом N 59-ФЗ. Вместе с тем подобный вариант подачи электронного обращения не может быть признан приемлемым. Исходя из необходимости обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке сведений, касающихся частной жизни заявителя, и его персональных данных, заявителям целесообразно работать не с адресом электронной почты, а размещать обращения непосредственно на информационном ресурсе официального сайта государственного органа в сети Интернет.

На уровне субъектов Российской Федерации, как правило, создаются единые порталы для подачи гражданами электронных обращений в различные региональные органы исполнительной власти. Например, с 1 февраля 2013 г. введена в действие "Электронная приемная органов власти Республики Башкортостан" как информационный ресурс, предназначенный для организации единого входа для обращений граждан, поступающих в форме электронного документа в государственные органы Республики Башкортостан и органы местного самоуправления Республики Башкортостан с применением информационно-коммуникационных технологий[7]. По нашему мнению, преимуществом единого ресурса является то, что заявитель, исходя из сути своего обращения, сам определяет непосредственно тот государственный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение поставленных в обращении вопросов. Если рассмотрение поставленных в обращении вопросов, по мнению заявителя, относится к компетенции нескольких государственных органов, то он выбирает несколько государственных органов и одновременно направляет в них обращение.

Обращения, направленные в электронном виде через "Электронную приемную", поступают по системе межведомственного электронного документооборота в структурные подразделения органов государственной власти, ответственные за работу с обращениями граждан, где регистрируются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Ответы на обращения граждан направляются государственными органами Республики Башкортостан в форме электронного документа по адресу электронной почты заявителя, указанному в обращении, или по его желанию в письменной форме по указанному почтовому адресу. Копия ответа заявителю также направляется по адресу электронной почты "Электронной приемной" (answer@openrepublic.ru) либо по системе электронного документооборота адресату "Электронная приемная для ответов".

Статистика, размещенная на сайте "Электронной приемной", показывает, что количество заявителей на нем неуклонно растет. Так, если в 2016 г. было зарегистрировано 23 220 электронных обращений граждан, то в 2017 г. уже 26 976, а в 2018 г. – 28 437[8].

В связи с ростом числа электронных обращений граждан и организаций в органах власти повсеместно внедряются информационные технологии в процедуры как приема, обработки и рассмотрения, так и контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений.

Указом Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. N 171 "О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций" (далее – Указ от 17.04.2017)[9] на государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, возложены обязанности: а) по размещению на страницах своих официальных сайтов, предназначенных для приема обращений граждан и организаций в форме электронного документа, специального программного обеспечения (счетчика обращений); б) по ежемесячному представлению в Администрацию Президента Российской Федерации в электронной форме информации о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям.

Также рекомендуется Вам:

Осуществление мониторинга и анализа результатов рассмотрения обращений граждан и организаций, общественных инициатив, а также анализа мер, принятых по таким обращениям и инициативам, возложено на уполномоченную некоммерческую организацию – Фонд развития информационной демократии и гражданского общества "Фонд информационной демократии".

В целях создания единой системы классификации обращений по характеру вопросов и обеспечения единого подхода к их анализу распоряжением Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 30 ноября 2017 г. N 104[10] были уточнены структура и содержание типового общероссийского тематического классификатора обращений граждан. Обновленный типовой общероссийский тематический классификатор обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее – Классификатор), введен в действие с 1 января 2018 г. с обязательным применением с 1 июня 2018 г. Классификатор позволяет учитывать, систематизировать и обобщать обращение гражданина как "формализованное обращение", не имеющее как конкретного содержания, так и сведений, касающихся частной жизни автора. Это обеспечивает возможность обмена данными по работе с "формализованными обращениями" между государственными органами и органами местного самоуправления вне зависимости от того, входит ли в их компетенцию решение поставленных в обращении вопросов.

Классификатор сформирован по принципу включения: подвопросы объединены в вопросы, вопросы – в темы, темы – в тематики, а тематики – в тематические разделы, установлена пятиуровневая структура. Он содержит 5 разделов, 21 тематику, 206 тем, 1 213 вопросов и 76 подвопросов. На основе Классификатора государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с Методическими рекомендациями[11] разрабатывают тематические классификаторы обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии с их предметами ведения и функциональными особенностями.

Применение тематических классификаторов в органах власти призвано обеспечить реализацию Указа от 17 апреля 2017 г. Вместе с тем на практике получить полную картину о том, как обстоят дела в стране с рассмотрением обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, сегодня вряд ли возможно. Здесь можно выделить следующие причины.

1. Указ от 17 апреля 2017 г. распространяется на обращения, порядок рассмотрения которых предусмотрен Законом N 59-ФЗ. Это вытекает из статьи 14 указанного Закона. Однако из предмета регулирования этого Закона исключены обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Закона N 59-ФЗ). Например, порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг определен нормами главы 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"[12]. Для подачи жалоб на качество предоставления государственных услуг через страницу do.gosuslugi.ru необходимо быть зарегистрированным пользователем портала gosuslugi.ru и пройти на нем авторизацию. В электронной форме указывают: причину обращения; дату обращения; ведомство, в котором произошла конфликтная ситуация; имя сотрудника, который предоставлял услугу; суть проблемы с прикреплением подтверждающих документов, фото и других файлов, имеющих отношение к претензии (размер загружаемых данных не должен превышать 5 Мб); требования, цель обращения. Анализ статистики, размещенной на сайте, показывает, что тематика обращений не совпадает с рубриками типового общероссийского тематического классификатора, а касается различных видов государственных услуг. Так, за февраль 2019 г. было подано 594 жалобы на предоставление услуги, оказываемой ФССП России, по предоставлению информации о ходе исполнительного производства, 293 – на назначение пенсии (Пенсионный фонд Российской Федерации), 278 – на получение информации о состоянии индивидуального лицевого счета (Пенсионный фонд Российской Федерации). Наибольшее количество жалоб было направлено в Пенсионный фонд Российской Федерации – 1 171, в Федеральную службу судебных приставов – 955, в Федеральную налоговую службу – 461[13].

Другой пример. Ежегодно к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации (далее – Уполномоченный) поступает около 30 – 40 тысяч обращений граждан. В их числе электронные обращения составляют в среднем 26%[14]. Согласно статье 15 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"[15] (далее – Закон N 1-ФКЗ) к компетенции Уполномоченного относится рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Содержание жалоб к Уполномоченному принципиально отличается от обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, иным организациям и их должностным лицам, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Предметом жалобы является решение или действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (ч. 1 ст. 16 Закона). Особый порядок рассмотрения жалоб Уполномоченным обусловлен тем, что к нему обращаются после того, как заявители уже подавали жалобу в рамках Закона N 59-ФЗ в государственные органы и должностным лицам.

Законом N 1-ФКЗ установлен срок подачи жалобы Уполномоченному – не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (ч. 1 ст. 17). В отличие от Закона N 59-ФЗ срок рассмотрения Уполномоченным жалобы не установлен. Однако Уполномоченный обязан уведомить заявителя о своем решении принять или отклонить жалобу в десятидневный срок. Обычно Уполномоченный ориентируется на 30-дневный срок рассмотрения обращений, но по объективным причинам работа по жалобе может продолжаться более долгий период. Главная цель Уполномоченного – добиться восстановления нарушенных прав человека, что требует координации усилий различных органов власти, а в некоторых случаях и международных структур. Особый порядок подачи и рассмотрения обращений в форме электронного документа в Законе N 1-ФКЗ не предусмотрен.

Электронные обращения к Уполномоченному поступают через интернет-приемную официального сайта (ombudsmanrf.org/contact/form) посредством заполнения специальной формы. В ней указываются категория обращения (предложение, заявление, жалоба), указание на предварительный этап обжалования (судебный или административный), фамилия, имя, отчество заявителя, его электронный и почтовый адреса (обязательно), социальное положение заявителя (предлагается 22 варианта), а также тематика обращений. При этом количество тем обращений (21) и их названия совпадают с тематикой Классификатора, что создает возможность для объединения в единую информационную систему обращений граждан, рассматриваемых в порядке, установленном как Законом N 1-ФКЗ, так и Законом N 59-ФЗ.

2. В соответствии с Указом от 17.04.2017 информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям, органы публичной власти представляют в форме отчета. Он заполняется в электронном виде на открытом или закрытом информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: ССТУ.РФ в разделе "Результаты рассмотрения обращений" (далее – портал ССТУ.РФ) уполномоченным лицом соответствующего органа, ответственным за заполнение формы отчета, которому для входа на портал ССТУ.РФ предоставляется уникальный идентификатор и пароль.

Отчеты поступают в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций автоматически в электронном виде при заполнении соответствующими органами отчета о результатах рассмотрения вопросов, содержащихся в поступивших в соответствующие органы обращениях заявителей, в том числе адресованных Президенту Российской Федерации, и принятых по ним мерах в соответствии с Порядком заполнения государственными органами и органами местного самоуправления формы отчета[16].

К сожалению, ввиду закрытости портала ССТУ.РФ отсутствует возможность в полном объеме проанализировать, как идет реализация Указа от 17.04.2017. Небольшой объем информации, размещенной на сайтах отдельных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время продолжается работа по регистрации на сайте государственных органов и органов местного самоуправления. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по состоянию на 31 мая 2018 г. на информационном ресурсе ССТУ.РФ было зарегистрировано 1 526 органов и организаций регионального и местного уровня[17]. При этом на основании данных мониторинга, проведенного Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций по итогам мая 2018 г. и опубликованного на портале ССТУ.РФ 9 июня 2018 г., данный субъект Российской Федерации занимает третье место в стране по указанному показателю после Тульской области (1 849 организаций) и Республики Коми (1 588 организаций). Среднее значение по субъектам Российской Федерации составляет 480,88. В связи с тем, что этот показатель дан в абсолютных цифрах, не имеется возможности определить, какова реальная ситуация с регистрацией региональных и местных органов и организаций на портале ССТУ.РФ.

Интерес представляют данные, приведенные в этом же документе, показывающие процентное отношение органов, представивших в Администрацию Президента Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения обращений за май 2018 г., к общему количеству органов в данном субъекте Российской Федерации, зарегистрированных на ССТУ.РФ (региональный и местный уровень). Если в некоторых субъектах Российской Федерации (Новосибирская, Тульская, Курская области) этот показатель стремится к 100%, то среднее значение по стране значительно меньше и составляет только 59,96%.

Анализ содержания подобных отчетов показывает, что в них представлены данные, которые не позволяют объективно оценить эффективность деятельности органов власти по рассмотрению обращений граждан. Например, из результатов проверки заполнения органами государственной власти Республики Саха (Якутии) отчетов на закрытом информационном ресурсе ССТУ.РФ, проведенной 26 и 29 октября 2018 г., видно, что главным результатом рассмотрения обращений является решение государственных органов о том, что заявителям даны разъяснения. Так, в Министерстве строительства таких ответов было 840 (928 обращений), в Министерстве здравоохранения – 626 (651 обращение), в Министерстве труда и социального развития – 580 (633 обращения)[18].

Подобная ситуация имеет место и в федеральных органах исполнительной власти. К примеру, по результатам рассмотрения 154 914 обращений граждан в Роскомнадзоре в 2018 г. вынесены следующие решения: даны разъяснения – 99 444; решено положительно – 6 337; не поддержано – 10 829; направлено по компетенции – 37 291; обращение отозвано гражданином – 833; переписка прекращена – 180[19].

В этой связи возникает вопрос: насколько разъяснение как форма ответа на обращение соответствует требованиям Закона N 59-ФЗ? Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Однако "разъяснено" – решение, принятое по результатам рассмотрения вопроса, содержащегося в обращении, об информировании по порядку реализации предложения или удовлетворения заявления или жалобы[20]. Тем самым заявитель получает ответ не по существу поставленных вопросов, а только по порядку их реализации. Такое решение, как правило, не удовлетворяет гражданина или организацию, направивших обращение. В том же Роскомнадзоре в 2018 г. гражданам было разослано 76 440 приглашений об оценке качества направленных ответов, на которые было получено 6 919 откликов. Полученные результаты распределились следующим образом: 3 944 человека (57,1%) полученными ответами не удовлетворены, 712 (10,2%) – удовлетворены отчасти, 2 263 (32,7%) – ответами удовлетворены.

Таким образом, для повышения роли электронных обращений граждан в общественном контроле за деятельностью органов публичной власти целесообразно объединение в единую информационную систему учета на основе Классификатора всех обращений граждан, рассматриваемых в порядке, предусмотренном как Законом N 59-ФЗ, так и иными законодательными актами. Эффективность обращений граждан зависит не только от качества мониторинга результатов рассмотрения обращений граждан и организаций, а также анализа мер, принятых по таким обращениям, осуществляемых Администрацией Президента Российской Федерации и государственными органами различного уровня в рамках реализации Указа от 17.04.2017, но и от открытости и доступности для граждан и институтов гражданского общества данных соответствующих мониторингов и отчетов органов публичной власти, размещаемых на портале ССТУ.РФ.

Литература

1. Лекторова Ю.Ю. Электронный мониторинг обращений граждан в системе связей с общественностью в органах власти / Ю.Ю. Лекторова, А.Ю. Прудников // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/2465 (дата обращения: 25.02.2019).

 


[1] СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

[2] URL: http://letters.kremlin.ru/digests/year/2018/212 (дата обращения: 04.03.2019).

[3] URL: http://letters.kremlin.ru/digests/year/2017/195 (дата обращения: 04.03.2019).

[4] URL: https://rosmintrud.ru/reception/reviews/38 (дата обращения: 05.03.2019).

[5] СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2036.

[6] См.: Лекторова Ю.Ю., Прудников А.Ю. Электронный мониторинг обращений граждан в системе связей с общественностью в органах власти // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/2465. DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.3 (дата обращения: 25.02.2019).

[7] Указ Президента Республики Башкортостан от 18 января 2013 г. N УП-5 "Об информационной системе "Электронная приемная органов власти Республики Башкортостан". URL: https://letters.openrepublic.ru/documents/1566/ (дата обращения: 15.02.2019).

[8] URL: https://letters.openrepublic.ru/statistics/ (дата обращения: 01.03.2019).

[9] СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2545.

[10] См.: Тематический классификатор обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, утв. распоряжением Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 30.11.2017 N 104, вместе с Таблицей сопоставления типового общероссийского тематического классификатора обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, вводимый в действие с 1 января 2018 года с обязательным применением с 1 июня 2018 года, с действующим типовым общероссийским тематическим классификатором обращений граждан, организаций и общественных объединений, применение которого возможно до 1 июня 2018 года // СПС "КонсультантПлюс".

[11] См.: Методические рекомендации по учету, систематизации и обобщению обращений и запросов российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, результатов их рассмотрения и принятых по ним мер в государственных органах и органах местного самоуправления, утв. решением рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по координации и оценке работы с обращениями граждан и организаций (протокол N 15 от 20.09.2018). URL: https://fstec.ru/component/attachments/download/2076 (дата обращения: 02.03.2019).

[12] См.: СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

[13] URL: https://do.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 01.03.2019).

[14] В 2014 г. – 32 382, в 2015 г. – 28 568, в 2016 г. – 42 549, в 2017 г. – 41 841, в 2018 г. – 38 698. URL: http://map.rightsrf.ru/Karta_Yadro/ross_fed_deyat.html#partners-carousel; http://ombudsmanrf.org/news/novosti_upolnomochennogo/view/seminarsoveshhanie_sudej_sudov_obshhej_jurisdikcii_i_arbitrazhnykh_sudov_rossii (дата обращения: 01.03.2019).

[15] СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.

[16] См.: Методические рекомендации… С. 612 – 619.

[17] Информационная справка об исполнении в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре подпункта "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 года N 171 "О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций" за май 2018 года. URL: https://admhmao.ru/upload/medialibrary/615/informatsiya-po-ispolneniyu-ukaza-za-may-2018-goda.pdf (дата обращения: 05.03.2019).

[18] См.: Протокол заседания рабочей группы по координации работы с обращениями граждан и организаций при администрации главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.10.2018 N Пр-06-А19. URL: https://agip.sakha.gov.ru/materialy-po-realizatsii-ukaza-prezidenta-rf-ot-17042017-171-o-monitoringe-i-analize-obraschenij-grazhdan-i-organizatsij (дата обращения: 05.03.2019).

[19] См.: Итоги работы с обращениями граждан в Роскомнадзоре в 2018 году. URL: https://rkn.gov.ru/treatments/p436/ (дата обращения: 05.03.2019).

[20] См.: Методические рекомендации… С. 483.

Рекомендуется Вам: