ЮрФак: изучение права онлайн

Военная служба как вид государственной службы Российской Федерации (административные и информационные аспекты)

Авторы: Мигачев Ю.И., Чекмарев Г.Ф.

Актуальной проблемой современной науки военного и административного права является разработка проблем, связанных с военной службой в Российской Федерации (особый вид государственной службы). Длительное время, начиная с царских времен, данный институт исследовался такими известными учеными, как А.А. Добровольский, П.Л. Лобко, С.Н. Братусь, С.С. Студеникин, В.Н. Кудрявцев, И.Ф. Побежимов и др.[1]

Военная служба — это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания[2].

Содержание военной службы раскрывается Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, в указанных актах содержание военной службы включает в себя прежде всего комплекс вопросов, связанных с поступлением на нее и ее прохождением.

Организационно-правовые вопросы военной службы исследовались Н.В. Артамоновым, Н.И. Кузнецовым, Б.Ф. Старовым, В.Г. Стрекозовым, А.В. Кудашкиным и другими учеными-юристами. Ряд новых аспектов военной службы изложен в ряде монографий, учебников и учебных пособий, изданных в Военном университете и других научных организациях[3].

В соответствии с пунктом "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба, как вид федеральной государственной службы, находится в ведении Российской Федерации. К ведению Российской Федерации отнесены те сферы деятельности, которые необходимы и вместе с тем достаточны для установления и защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, распространяемого на всю ее территорию, и для защиты прав и свобод каждого человека[4]. Для Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время характерно усиление роли обеспечения информационной безопасности, обусловленное ростом международных угроз.

Как вид федеральной государственной службы военная служба имеет ряд характерных черт:

1. Законность, правопорядок, а также организация и проведение военной службы осуществляется в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и федеральными законами.

2. Внепартийность означает, что в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" не допускается проведение политической пропаганды и агитации во всех воинских формированиях. Помимо этого, запрещено использование финансовых ресурсов и штатных должностей Вооруженных Сил Российской Федерации для организации деятельности политических партий.

3. Равный доступ граждан Российской Федерации к военной службе подразумевает отсутствие дискриминации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

4. Подконтрольность и подчиненность военнослужащих по службе.

5. Ответственность военнослужащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

6. Социальная защищенность военнослужащих, стабильность военной службы и обеспечение информационной безопасности военнослужащих.

Здесь необходимо отметить, что, несмотря на то что осуществление военной службы, по сути, основывается на принципах государственной службы, военная служба имеет ряд существенных отличительных особенностей по сравнению с иными видами государственной службы. Это в первую очередь сопряжено с тем, что главным предназначением Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации особыми методами, в том числе и военными с использованием вооружения и военной техники при проведении боевых действий. Данные особенности дают основания считать военную службу особым видом государственной службы и являются следующими:

— при поступлении или призыве на военную службу гражданин должен соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Гражданин, который поступает на военную службу по контракту, помимо перечисленных выше требований, должен обладать соответствующим уровнем образования, уровнем профессиональной и физической подготовки;

— отличительной особенностью военной службы от иных видов государственной службы является обязательное принятие военнослужащим присяги[5]. Военнослужащий, который впервые поступает на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части. Текст Военной присяги утвержден Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Приведение к Военной присяге проводится по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы и после прохождения начальной военной подготовки, сроком не более двух месяцев;

— нормы, регулирующие порядок прохождения военной службы, статус военнослужащих, а также отношения, связанные с военной службой, содержатся в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе". Здесь необходимо отметить, что к отношениям, связанным с прохождением военной службы, не применяются нормы трудового законодательства, регулирующего трудовые отношения;

— отличительной особенностью военной службы является повышенная обязательность ее требований. После поступления (призыва) на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не имеет права по собственному желанию менять место службы, прекращать выполнение служебных обязанностей, самовольно покидать место военной службы;

— военную службу характеризует и существенно более строгая ответственность по сравнению с государственной службой за служебные правонарушения, в том числе и уголовная. Для признания военнослужащих субъектами преступлений против военной службы необходимо, чтобы служба была начата и не окончена, а статус военнослужащего был присвоен им законно в соответствии с действующими правовыми нормами[6];

— военная служба требует беспрекословности служебного подчинения, безусловности повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников). Однако командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не касающиеся исполнения обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации;

— каждый военнослужащий имеет персональное воинское звание. Данная мера обеспечивает ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих. Главное назначение воинских званий заключается в обеспечении отношения власти и подчинения во взаимоотношениях между военнослужащими. Это выражается, в частности, в том, что начальники по воинским званиям имеют право отдавать подчиненным приказания и проверять их выполнение; старшие по званию обязаны требовать от младших соблюдения ими воинской дисциплины, правил поведения и отдания чести; младшие по званию должны беспрекословно выполнять требования старших. Только в условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские звания от специальных званий других государственных служащих[7];

— наличие военной формы одежды и знаков различия по воинским званиям[8]. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации носят военную форму одежды по принадлежности к виду (роду войск, службы) и воинскому званию.

Для анализа сущности военной службы, как особого вида государственной службы в Российской Федерации, важную роль играет исследование военно-служебных отношений, которые представляют собой основу данного вида государственной службы. Анализ данных отношений показывает, что они представляют собой один из видов воинских отношений и складываются в процессе организации и прохождения военной службы. Военно-служебные отношения характеризуются такими характерными для всех воинских отношений чертами, как высокая степень властности и распорядительности, обязательное наличие у субъектов гражданства, беспрекословность воинского повиновения, повышенная ответственность за правонарушения. Военно-служебные отношения включают в себя отношения, связанные с прохождением военной службы, отношения, связанные с исполнением военнослужащими своих обязанностей, а также отношениями, связанными с реализацией военнослужащими и другими субъектами этих отношений прав, исполнением обязанностей и несением ответственности, которые обусловлены военной службой.

По способу поступления военную службу можно разделить на военную службу по призыву и военную службу по контракту[9].

К военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту. Контракт о прохождении военной службы представляет собой юридический документ, в котором отмечается добровольность поступления на военную службу, срок военной службы, а также условия контракта. Контракт заключается гражданином (военнослужащим) с Министерством обороны Российской Федерации письменно по типовой форме.

Военную службу по призыву проходят солдаты, сержанты, старшины, солдаты и матросы, зачисленные на военную службу по призыву; офицеры, призванные на военную службу из запаса, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.

В настоящее время вопросы призыва на военную службу часто являются предметом судебного рассмотрения, в том числе Конституционного Суда Российской Федерации. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 апреля 2018 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан" были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 43 (части 1 и 3), 55 (часть 3) и 59 (части 1 и 2), положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая систему отсрочек от призыва на военную службу для граждан, обучающихся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение в образовательные организации или научные организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, тем, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования. Кроме того, при этом отсутствует возможность получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры тем из них, кто освоил образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования[10]. В режим заявленной концептуальной позиции представляется необходимым внести в пункт 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" соответствующие изменения.

Еще одним важным вопросом, затрагивающим военную службу, является проблема правового статуса частных военных компаний[11]. В настоящее время количество частных военных компаний в мире растет, их формы и методы постоянно изменяются и совершенствуются, участие подобных компаний во всех текущих военных конфликтах получает огласку в средствах массовой информации. Вместе с тем вопрос о принятии в Российской Федерации соответствующего федерального закона и фактической легализации этих компаний является дискуссионным, поскольку в международном праве на сегодняшний день нет каких-либо конвенций или иных документов, определяющих международно-правовой статус этих компаний и статус их сотрудников как участников военных действий и вооруженных конфликтов. В случае принятия международных документов по данному вопросу потребуется соответствующая правовая регламентация и в российском законодательстве.

Литература

1. Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение / Н.В. Артамонов. М.: Изд-во Воен. ин-та, 1984. 145 с.

2. Данилов П.С. Субъект преступлений против военной службы / П.С. Данилов // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2017. N 2. С. 190 — 192.

3. Кудашкин А.В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования / А.В. Кудашкин. М., 2009. 324 с.

4. Кузнецов Н.И. Военная администрация / Н.И. Кузнецов, Б.Ф. Старов. М.: Военный университет, 1998. 145 с.

5. Мезенцев И.И. Военная служба как составляющая государственной службы / И.И. Мезенцев, М.И. Мезенцев, Г.Ж. Бальтанова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. N 5. С. 20.

6. Мигачев Ю.И. Военное право / Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. М.: Юристъ, 2008. 304 с.

7. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации / Д.М. Овсянко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2008. 447 с.

8. Попов Л.Л. Военное право: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; под ред. Ю.И. Мигачева. М.: Юристъ, 2008. 576 с.

9. Старцун В.Н. Социальная защита лиц, проходивших военную службу: теоретико-правовые основы и проблемы правоприменительной практики на новом этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации / В.Н. Старцун. М.: Военный университет, 2007. 388 с.

10. Старцун В.Н. Частные военные компании: международный опыт правового регулирования и перспективы легализации в Российской Федерации / В.Н. Старцун. М.: Военный университет, 2016. 191 с.

 


[1] См.: Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право. М.: Юристъ, 2008. С. 32 — 33.

[2] См.: ст. 6 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

[3] См., в частности: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. М., 1984; Кузнецов Н.И., Старов Б.Ф. Военная администрация. М., 1998; Стрекозов В.Г. Правовые основы обороны и военного строительства // Юридический справочник для военнослужащих. М., 1997; Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право: Учебник. М., 2008; Кудашкин А.В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. М., 2009.

[4] См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2010. С. 162 — 169.

[5] См.: Мезенцев И.И., Мезенцев М.И., Бальтанова Г.Ж. Военная служба как составляющая государственной службы // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. Спецвыпуск N 5. URL: homgauttp://ejoumal.ru/images/issues/2018/S05/00547.pdf.

[6] См.: Данилов П.С. Субъект преступлений против военной службы // Вестник Омского университета. Серия "Право". 2017. N 2 (51). С. 190.

[7] См.: Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М.: Юристъ, 2008. С. 166.

[8] См.: Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 293 "О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия" // СЗ РФ. 2010. N 11. Ст. 1194.

[9] См.: Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право. М.: Юристъ, 2008. С. 90.

[10] См.: СЗ РФ. 2018. N 18. Ст. 2720.

[11] См. подробнее: Старцун В.Н. Частные военные компании: международный опыт правового регулирования и перспективы легализации в Российской Федерации. М., 2016.


Рекомендуется Вам: