ЮрФак: изучение права онлайн

Перспективы введения общего электронного квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката

Автор: Короткова П.Е.

Информационные технологии постепенно входят во все сферы нашей жизни, поэтому в настоящее время существует необходимость сосредоточить усилия на внедрении информационных технологий и в адвокатскую деятельность, которое уже происходит по трем уровням:

"1) автоматизация адвокатской деятельности;

2) информатизация деятельности адвокатских образований, в том числе во взаимодействии с адвокатами, входящими в соответствующие АО;

3) информатизация деятельности органов адвокатского самоуправления.

В совокупности все три уровня могут образовывать некую корпоративную информационную (цифровую) экосистему адвокатуры, интегрированными в которую должны быть адвокаты, адвокатские образования, органы и аппараты Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, Федеральная палата Российской Федерации (далее — ФПА РФ), а также при необходимости иные (в том числе некорпоративные) субъекты цифрового пространства"[1].

Замечу, что работа в данном направлении началась достаточно давно. Так, разработка, создание и прием в эксплуатацию автоматизированной информационно-аналитической системы "Адвокатура" (далее — АИАС "Адвокатура") были одобрены Советом ФПА РФ еще в 2005 г.[2] Предполагалось, что АИАС "Адвокатура" "обеспечит создание в адвокатской корпорации единого информационного пространства, позволит адвокатским палатам оперативно собирать, анализировать и обобщать сведения об адвокатской деятельности, а также обмениваться необходимой информацией между собой"[3], т.е. предполагалось создание некой электронной рабочей среды для интеграции ряда процессов, в том числе и единого электронного тестирования при сдаче экзамена на присвоение статуса адвоката.

Действительно, продолжая разрабатывать единую цифровую экосистему адвокатуры, нужно задуматься над ответами на вопросы, которые, безусловно, будут возникать при дальнейшем внедрении информационных технологий в адвокатскую деятельность.

Один из таких вопросов, который может возникнуть и на который необходимо обратить особое внимание при создании и развитии электронной рабочей среды в адвокатской корпорации, — это вопрос о персональных данных, в том числе и биометрических, так как "в современном обществе активно развиваются методы идентификации лиц на основе их физических, биологических или поведенческих характеристик"[4].

Дело в том, что для того, чтобы претенденту на присвоение статуса адвоката получить доступ в единую корпоративную цифровую экосистему адвокатуры, необходимо будет зарегистрироваться в ней, т.е. предоставить в том числе и свои персональные биометрические данные, а именно отсканировать сетчатку глаза или лицо. Это необходимо будет сделать с целью дальнейшей идентификации личности в электронной рабочей среде и в том числе для получения доступа к общему электронному квалификационному экзамену.

Зарегистрировавшись в единой корпоративной цифровой экосистеме адвокатуры, претендент будет распознаваем этой системой, с какого бы устройства он в нее ни заходил, поэтому получит возможность сдать первый этап квалификационного экзамена, т.е. пройти единое автоматизированное тестирование, из любого региона. В связи с этим уже сейчас возникают вопросы, связанные с персональными данными сегодняшних претендентов и будущих адвокатов. Это такие вопросы, как:

— на какой предел информации необходимо просить претендента дать согласие на обработку его персональных данных;

— кто и в каком объеме будет иметь доступ к персональным данным претендентов и адвокатов;

— в каких случаях необходимо будет обезличивать персональные данные;

— обеспечения сохранности персональных данных.

Замечу, что попытка решить аналогичные вопросы предпринята в отношении электронных документов в проекте Федерального закона N 657361-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и иные законодательные акты Российской Федерации (в части использования и хранения электронных документов)", который был внесен в Государственную Думу Российской Федерации 1 марта 2019 г., в пояснительной записке к которому указано, что "актуальность и своевременность урегулирования указанных вопросов обусловлена динамичным развитием современных технологий и переходом государственных органов и юридических лиц на электронный документооборот"[5].

Таким образом, попытаться решить вопросы касательно персональных, в том числе и биометрических данных, связанные с внедрением информационных технологий в адвокатскую корпорацию, необходимо уже сейчас, так как "в самом начале биометрия использовалась только для судебной идентификации, сегодня же она интегрирована во многие акты нашей повседневной жизни и используется для предварительной идентификации людей"[6].

Только после разрешения всех этих вопросов можно будет утверждать, что создается корпоративная цифровая экосистема адвокатуры как часть цифровой экономики нашей страны в соответствии с программой "Цифровая экономика Российской Федерации", которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р в целях реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 гг.

Персональные данные должны собираться и обрабатываться в соответствии с законодательством, а именно с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных"[7] (далее — Закон N 152-ФЗ), целью которого, согласно ст. 2, является "обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну", поэтому важно, как уже было указано ранее, продумать, предоставление каких личных данных и в каком объеме будет необходимо и достаточно для работы в электронной рабочей среде, чтобы, во-первых, изначально запросить у претендента подтверждения на сбор, обработку и использование именно этих данных, так как:

— согласно подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ "обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных";

— согласно п. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ "согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным";

— согласно п. 1 ст. 11 Закона N 152-ФЗ "сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных…";

и, во-вторых, чтобы суметь обеспечить сохранность этих данных.

Безусловно, при решении обозначенных вопросов необходимо принимать во внимание и Общий регламент по защите персональных данных (GDPR), который был введен во всех государствах — членах Европейского союза 25 мая 2018 г. и который, как указано в п. 2 ст. 1, "защищает основные права и свободы физических лиц, и в особенности право на защиту персональных данных"[8]. Важно максимально приближенно следовать принципам обработки персональных данных, изложенным в ст. 5 Общего регламента, а именно:

Персональные данные:

— обрабатываются законно, честно, в предусмотренной для субъекта данных форме ("законность, честность и обзорность");

— собираются для конкретных, ясных и законных целей, и их дальнейшая обработка не осуществляется несовместимым с этими целями способом; дальнейшая обработка с целью архивирования в интересах общества, в целях научного или исторического исследования или в целях статистики… не должна считаться несовместимой с первоначальными целями ("целевые ограничения");

— являются адекватными, соответствующими и включают только то, что необходимо для целей обработки ("минимизация данных");

— являются точными и при необходимости обновленными; необходимо принимать все разумные меры для того, чтобы обеспечить немедленное удаление или исправление неточных данных с учетом целей, для которых они обрабатываются ("точность");

— хранятся в форме, допускающей идентификацию субъектов данных, не дольше, чем это необходимо в целях, для которых обрабатываются персональные данные; персональные данные могут храниться дольше, если персональные данные будут обрабатываться только с целью архивирования в интересах общества, в целях научного или исторического исследования, или в целях статистики… с условием, что будут приняты соответствующие технические и организационные меры, предусмотренные настоящим Регламентом для защиты прав и свобод субъекта данных ("ограничение по хранению");

— обрабатываются таким способом, чтобы была обеспечена безопасность персональных данных, в том числе защита от неразрешенной или незаконной обработки и от случайной потери, уничтожения или повреждения при проведении соответствующих технических или организационных мер ("целостность и конфиденциальность").

Таким образом, при внедрении цифровых технологий в процедуру сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката станет возможной унификация самой процедуры посредством создания АИАС "Адвокатура", что, как уже ранее было сказано, будет способствовать развитию единой корпоративной цифровой экосистемы адвокатуры. Однако, внедряя АИАС "Адвокатура", нельзя не задумываться о вопросах, которые могут в связи с этим возникнуть и которые необходимо решать уже сейчас, в частности вопросы, связанные с персональными данными как претендентов на присвоение статуса адвоката, так и адвокатов. Внедрять цифровые технологии в процедуру сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката необходимо в строгом соответствии с законодательством, только тогда это будет рассматриваться, как уже ранее было указано, как создание части цифровой экономики нашей страны в соответствии с Программой "Цифровая экономика Российской Федерации", которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-p в целях реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 гг.

Литература

1. Гаврилов С.Н. Информатизация российской адвокатуры: сложившаяся ситуация, задачи и барьеры / С.Н. Гаврилов, С.И. Володина // Адвокатская практика. 2019. N 1. С. 6 — 14.

2. Рассолов И.М. Биометрия в контексте персональных данных и генетической информации: правовые проблемы / И.М. Рассолов, С.Г. Чубукова, И.В. Микурова // Lex Russica. 2019. N 1. С. 108 — 118.

 


[1] См.: Гаврилов С.Н., Володина С.И. Информатизация российской адвокатуры: сложившаяся ситуация, задачи и барьеры // Адвокатская практика. 2019. N 1. С. 7.

[2] План работы Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации на первое полугодие 2006 года // Вестник Федеральной палаты адвокатов. 2005. N 4. С. 7.

[3] Процесс внедрения АИАС "Адвокатура" пошел // Вестник Федеральной палаты адвокатов. 2007. N 3. С. 164.

[4] Рассолов И.М., Чубукова С.Г., Микурова И.В. Биометрия в контексте персональных данных и генетической информации: правовые проблемы // Lex Russica. 2019. N 1. С. 108.

[5] Пояснительная записка к проекту федерального закона N 657361-7 "О внесении изменений в Федеральной закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СПС "КонсультантПлюс".

[6] Рассолов И.М., Чубукова С.Г., Микурова И.В. Биометрия в контексте персональных данных и генетической информации: правовые проблемы // Lex Russica. 2019. N 1. С. 110.

[7] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" // СПС "КонсультантПлюс".

[8] Общий регламент по защите персональных данных (GDPR). URL: https://ogdpr.eu/ru/gdpr-2016-679/chapter-1/article-1-predmet-i-tseli (дата обращения: 01.04.2019).


Рекомендуется Вам: