ЮрФак: изучение права онлайн

Конституционное правосознание в системе конституционно-правовых мер защиты единства, стабильности и безопасности российского государства и общества от внешних угроз

Авторы: Ступаков В.И., Петрова Г.В.

Конституция Российской Федерации как основа Российского государства определяет государственные основы функционирования организационно-правовых механизмов обеспечения единства и стабильности российского общества и государства перед лицом внешних угроз.

Конституционное правосознание является понятием, исторически развитым философией и теорией права в отечественной науке, определяющим, что граждане государства обладают правосознанием, т.е. они знают содержание своей конституции, признают, уважают и соблюдают ее положения как основополагающие нормы и принципы общественного порядка, понимая их значение для стабильности государства и общества[1].

Академик Нерсесянц В.С., выдающийся советский ученый в области теории государства и права, конституционного и государственного права, писал в 90-е гг. прошлого века, что правосознание законопослушного индивида опирается на устойчивые, нравственно-справедливые, общественно-установленные и подтвержденные властью государства нормы права и абстрактно логические познавательные средства и формы. Такими формами являются разные правовые понятия, включая положения конституций, нормативно-правовых актов, идеи, принципы, категории, научные доктрины, судебные решения и многие другие правовые конструкции, под влиянием которых оформляется и формируется правосознание и правопорядок. Также он отмечал, что анализ правосознания показывает, что не только абстрактно-логические правовые понятия, категории, но и нетеоретические познавательные средства правосознания (правовые чувства, правовые образы, правовые символы) являются формами осознания (оценки) как права, так и государства[2].

Единство и стабильность российского общества, основанные на конституции, стали особенно "уязвимыми" перед лицом таких внешних угроз, как терроризм, экстремизм, дезинформация, попытки разрушения общественно-экономических устоев государства внешним политическим, финансово-экономическим, энергетическим и другими видами давления со стороны недружественных государств. В этой связи идет процесс разработки конституционно-правовых мер развития политических основ обеспечения единства и стабильности российского общества. При этом государственные деятели и научная общественность имеют различные точки зрения на дальнейшие пути развития конституционного строя России.

В январе 2019 г. председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин выступил в "Парламентской газете" России против каких-либо реформ и изменений Конституции Российской Федерации, отметив, что имеющие место в обществе представления, что радикальная конституционная реформа может "трансформировать" государство и общество в "правильное русло", являются поверхностными, недальновидными и опасными, поскольку несут угрозу социально-политической дестабилизации[3].

Тем не менее в 2018 г. В.Д. Зорькин выступал за "точечные", но не радикальные изменения Конституции Российской Федерации. С нашей точки зрения, они, касаясь укрепления основ конституционного строя в России, направлены также на формирование конституционного правосознания. В.Д. Зорькин отмечал, что нужна правовая система, основанная на идеях русской философии XIX — начала XX вв., которая объединила бы идеи общественной солидарности, соборности, ответственности каждого не только за себя, но и за других. Понимание права должно опираться на правовую теорию, синтезирующую в рамках понятия права идеи индивидуальной свободы и социальной солидарности, что соответствует ментальности российского народа, его правовому и нравственному сознанию[4].

Хабриева Т.Я., академик РАН, кавалер почетных орденов России за фундаментальный вклад в развитие правовой науки, крупнейший современный российский ученый в области конституционного права, в своей монографии пишет, что аксиома конституционного права в правовом государстве заключается в недопустимости разрыва между конституцией и общественной практикой, поскольку государство и общество управляются на основе конституции, в соответствии с теми положениями, которые она устанавливает. Однозначно, что обновление и соблюдение конституции — две стороны единого конституционного процесса, хотя реконструкция основного закона (частичная или полная) всегда требует больших инвестиций, "ломает" правовую систему, выстроенную последовательно на фундаменте конституции[5].

Таким образом, имеет место обсуждение объема, направлений, характера конституционной реформы в России. При этом в научных трудах недостаточно рассмотрены проблемы повышения эффективности "изучения значимости" действующих положений Конституции Российской Федерации в "массовом" сознании.

Проблема развития в России "конституционного правосознания" активно поднимается в современной российской науке как важное направление правового регулирования обеспечения конституционной законности и правопорядка. Учеными отмечается, что конституционное правосознание тесно связано с правовой культурой, взаимно дополняя друг друга. От того, как глубоко общество знает и воспринимает конституцию, являющуюся актом высшей юридической силы и прямого действия, зависит насколько граждане готовы к законопослушному исполнению своих конституционных обязанностей (например, платить налог, нести воинскую обязанность и др.) и использованию гарантий защиты своих прав и свобод[6].

Еще в 70-е гг. прошлого века советский ученый Е.А. Лукашова писала, что установление государством правовых гарантий еще само по себе не способствует полному обеспечению прав и свобод человека, поскольку их реализация зависит от психологического, культурно-юридического, нравственного уровня, а также от уровня социальной ответственности должностного лица или иного субъекта отношений власти и управления. То есть эффективность норм конституции и законов, принятых во исполнение положений конституции, в значительной степени зависят от правовой культуры индивида и его ответственности за исполнение законов[7].

В современных условиях "информационной войны" стран НАТО во главе с США против интересов Российской Федерации, ее исторических достижений, направленной на уничтожение России как суверенного государства, необходимо укреплять конституционное правосознание российских граждан. Его важно рассматривать как особую, "обязательную категорию правосознания" для обеспечения безопасности политических и социально-экономических основ единства и стабильности Российского государства и общества перед лицом внешних угроз.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683[8], подтверждает, что политическая и экономическая стабильность и безопасность государства тесно взаимодействуют с целями обеспечения безопасности общества в целом.

В п. 42 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2015 г. (далее — Стратегия) целями и задачами в области обеспечения государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе и др.[9]

Исходя из этого осознание гражданским обществом фундаментальной роли социальных, политических, экономических основ государства и общества, заложенных в Конституции Российской Федерации, становится средством общественного осознания, оценки, одобрения и поддержки Основного Закона страны, государственной безопасности, внутренней и внешней политики государства и его государственно-властного поведения.

Реалии таковы, что основные угрозы России (как сказано в Стратегии) исходят от деятельности террористических и экстремистских организаций, направленной на насильственное изменение конституционного строя страны, дестабилизацию работы государственных органов и др. Деятельность некоторых иностранных организаций, особенно СМИ, прямо направлена на разрушение внутриполитической и социальной ситуации, уничтожение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и др.

Для обеспечения государственной и общественной безопасности необходимо усиление роли государства в информационной сфере, усиление взаимодействия органов безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам, а также повышение уровня правосознания граждан.

Высокая оценка значения конституционного правосознания вполне соответствует теоретической доктрине о единстве права и государства, где законы, принятые представительной властью, всегда осознаются как акты волеизъявления народа, высшая сила которых закрепляется конституцией[10].

Нормы права создаются государством и обществом в соответствии с конституцией и в широком смысле "осознаются" гражданами в процессе разработки и принятия законопроектов, субъективного правопонимания юридических фактов, правоприменения, правотолкования, в процессе договорной работы, разрешения правовых коллизий, систематизации и кодификации норм права, сравнительного правоведения и в других случаях использования различных юридических, философских, исторических приемов и методов правовой работы.

Развитое конституционное правосознание как субъективный фактор социальной ответственности индивида и позитивно взвешенного осмысления конституционных основ развития общества и государства становится критерием разграничения "свободы слова" граждан от бездоказательных, клеветнических и часто экстремистских "высказываний" или действий в адрес государства, государственных, муниципальных служащих, руководителей органов власти и управления в связи с выполнением ими должностных обязанностей. В некоторых случаях, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации (далее — УК РФ), это может рассматриваться как преступление против конституционного строя и безопасности государства.

Статья 23 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Конституцией Российской Федерации предоставлена возможность каждому выражать свое мнение и убеждение любым законным способом, не нарушающим права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17, ст. 29). То есть Основной Закон говорит о свободном выражении убеждений граждан законными способами, которые не допускают клеветы[11].

Публичные обвинения в адрес государства или представителей власти, например, в "коррупции", "воровстве", "некомпетентности" и других противозаконных действиях в СМИ, на митингах и на других общественных площадках, не имеющие официально подтвержденных компетентными органами оснований, доказательств, фактов, являются, с нашей точки зрения, "распространением клеветнических сведений".

Публичные клеветнические обвинения в адрес государственной, муниципальной власти, общественных организаций, граждан дестабилизируют не только общественный порядок, но и оскорбляют гражданские чувства "доверия и уважения к власти" других граждан.

"Вседозволенность" в трактовке того или иного государственного события внешней и внутренней политики России, с "однобокой" позиции "либеральной интеллигенции", которая "не желает видеть позитива" ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем России "без копирования западных моделей развития", становится фактором разрушения конституционного правосознания граждан, особенно молодежи, которые "начинают сомневаться" в прогрессивном будущем развитии своей страны. Критика недостатков российского правопорядка не должна превращаться в "оголтелый нигилизм", отрицающий все позитивное в России[12].

Сущность права и правовая функция государства как основы конституционного правосознания формируются у субъекта в зависимости от его правовой культуры, юридических и иных общественных знаний, социального положения, национальности, религиозного сознания, а также от мировоззренческого воздействия законодательных и иных актов органов трех ветвей власти, влияющих на коллективное "сознательное и бессознательное".

Наличие в России Конституционного Суда Российской Федерации (далее — КС РФ) как высшего судебного органа, гарантирующего применение и толкование положений Конституции, означает, что именно КС РФ является действенным механизмом обеспечения и защиты конституционных прав граждан и их правосознания. Конституционное правосознание граждан, особенно молодежи, становится той "мягкой силой" (как сейчас модно говорить), которая воздействует на правопорядок и законность в обществе.

Нельзя создавать "питательную среду для расцвета" клеветы и идей западной русофобии в общественном сознании российских граждан, распространяемых СМИ. В этой связи именно КС РФ ставит правовые барьеры деятельности "недобросовестных" иностранных СМИ, распространяющих "клеветническую" информацию о России, угрожающую национальной безопасности страны.

Так, 17 января 2019 г. КС РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ст. 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"[13].

Позиция КС РФ такова, что запреты и ограничения, связанные с учреждением и владением средством массовой информации, призваны воспрепятствовать стратегическому влиянию и контролю над СМИ (вещательными организациями) со стороны лиц, имеющих иностранное гражданство. КС РФ отметил, что информационная деятельность иностранных СМИ, как показывает практика, часто угрожает информационной безопасности государства, поэтому подобные ограничения являются конституционно допустимыми.

Однако спорный вопрос в КС РФ возник из-за неясности содержания ст. 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в которой наряду с понятием "учредитель средства массовой информации" имеется термин "участник средства массовой информации", что затрудняет по этой статье установление действительных адресатов запрета[14].

Важно иметь четкие критерии отграничения конституционных основ "свободы критики" гражданами общественных "пороков" от уголовно наказуемого деяния по ст. 282 УК РФ о действиях по возбуждению ненависти либо вражды, унижающих человеческое достоинство либо достоинство социальных групп лиц, совершенных публично, или по ст. 280 УК РФ о публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности[15].

КС РФ в своем Определении от 22 апреля 2010 г. N 564-О-О[16] указал, что ст. 282 УК РФ охраняет общественные отношения, гарантируя признание и уважение достоинства личности, но в статье отсутствуют критерии выделения и определения социальных групп, относительно которых возбуждается ненависть и вражда[17]. Некоторые авторы считают, что должностные лица государства по профессиональной деятельности могут рассматриваться как социальные группы[18].

Как вытекает из Конституции, законодательства и судебной практики Российской Федерации, конституционное правосознание граждан, отражающее понимание права граждан на свободу слова и убеждений, несовместимо с экстремистской деятельностью, нарушающей права других граждан или социальных групп.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. "О судебной практике по уголовным делам экстремистской направленности" определяет, что гарантированные Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами свобода мысли и слова, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, могут быть ограничены в случаях, закрепленных федеральными законами (например, УК РФ), если распространение информации носит экстремистский характер, угрожая безопасности государства, его конституционным, нравственным, оборонным основам, здоровью, правам и законным интересам граждан[19].

В современном законодательстве США существует уголовная ответственность в виде лишения свободы (в разных штатах сроки разные) относительно лиц, призывающих к изменению или подрыву государственного и общественного строя США (разд. 18 Свода законов США). Так, § 2385 Примерного уголовного кодекса США определяет "пропаганду с целью свержения правительства США как сознательную, преднамеренную пропаганду, проповедь, подстрекательство, которые включают необходимость, желательность, правильность намерений свергнуть или уничтожить правительство США или правительство какого-либо штата США"[20].

В отличие от США Российская Федерация, защищая "демократические" и иные гражданские права в государстве, гарантированные Конституцией, осторожно подходит к разработке новых положений УК РФ об уголовной ответственности за "призывы к свержению власти", поскольку нужны продуманные правовые основы определения законности, правопорядка и правосознания.

Отдельно хотелось бы остановиться на такой научной проблеме, как взаимодействие конституционного правосознания и конституционной ответственности. Как пишут научные исследователи из системы правоохранительных органов О.В. Гороховцев и Е.В. Егорова, конституционное правосознание играет ключевую роль в воспитании активной гражданской позиции молодежи, формировании ее социальной ответственности, предупреждении преступлений. В условиях "информационной войны" западных стран против общественного порядка в России это особенно актуально и требует усиления конституционной ответственности государства и роли права[21].

Научные идеи О.В. Гороховцева и Е.В. Егоровой в этой сфере заключают очень важный вывод, что социально-нравственная форма реализации конституционной ответственности граждан в отличие от ее юридически принудительной формы со стороны государства опирается на конституционное правосознание и правовую культуру, а не на меры принуждения. Но при этом конституционное правосознание включает как позитивные (воспитательные), так и негативные (принудительные) аспекты конституционной ответственности[22].

При этом понятия конституционной ответственности, как и конституционного правосознания, в отечественной юридической науке не оформлены в единую доктрину. Н.М. Колосова отмечает, что регулирование конституционной ответственности содержит противоречивые и порой взаимоисключающие положения. Если уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, материальная исследованы концептуально, то конституционная ответственность остается малоизученной проблемой[23].

Конституционно-правовая ответственность как разновидность юридической ответственности понимается как особая мера конституционно-правового воздействия и взаимодействия субъектов конституционных правоотношений (Президента России, Конституционного Суда Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, граждан, организаций, других субъектов), включающая конституционные меры организационно-правового, принудительного, контрольно-регулирующего, социально-нравственного характера для обеспечения защиты конституционного строя, применения положений Конституции как норм прямого действия, обеспечения соответствия Конституции норм действующего законодательства и др.

Учитывая повышение роли конституционного правосознания в механизме конституционной ответственности, следует отметить общественно-политическое значение этих взаимосвязанных конституционно-правовых институтов. Ведь совершенствование деятельности субъектов конституционно-правовых отношений обеспечивает единство и стабильность политических основ государства. Это также усиливает степень доверия общества к конституции, повышая эффективность функционирования государства и поддержку гражданами конституционных основ его развития.

Выступая механизмом обеспечения конституционного правопорядка, конституционно-правовые нормы сами требуют их расширенного компетентного толкования, соответствующих времени изменений и дополнений.

Конституции, конституционные законы и иные акты, относимые к конституционным по праву иностранных государств, включают и развивают институт "конституционной ответственности". Хотя российская правовая наука и практика не применяют понятие "конституционно-правовой ответственности", этот вопрос становится актуальным в конституционном законодательстве. Растущее число субъектов конституционных правоотношений должно иметь юридические основы их конституционной ответственности.

Литература

1. Гороховцев О.В., Егорова Е.В. Конституционное правосознание в механизме обеспечения конституционной ответственности // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. N 2. С. 37 — 41.

2. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции / В.Д. Зорькин // Российская газета. 2018. 10 октября.

3. Колосова Н.М. Теория конституционной ответственности: природа, особенности, структура: Дис. … д-ра юрид. наук / Н.М. Колосова. М., 2006. 368 с.

4. Лукашова Е.А. Правосознание и законность в социалистическом обществе: идеологические и социально-психологические факторы обеспечения законности: Дис. … д-ра юрид. наук / Е.А. Лукашова. М., 1973. 528 с.

5. Наквасина Г.А. Конституционное правосознание и правовая культура в механизме правового регулирования / Г.А. Наквасина, В.В. Хрулева // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. N 2. С. 133 — 138.

6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. М.: Инфра-М, 1999. 539 с.

7. Паршин В.А. Понятие социальной группы в статье 282 УК РФ / В.А. Паршин // Молодой ученый. 2017. N 13. С. 471 — 474.

8. Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Под ред. Л.Т. Бакулиной. М.: Статут, 2017. 383 с.

9. Ступаков Н.В. "Мягкая сила" как фактор, влияющий на результативность внешней политики в международных отношениях евразийских государств и построение стратегической платформы безопасности России, стран СНГ и ЕАЭС / Н.В. Ступаков // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. N 3. С. 24 — 37.

10. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: Монография / Т.Я. Хабриева. М.: Наука, 2016. 318 с.

11. Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования: Сб. / В.Ф. Яковлев. М.: Статут, 2012. 486 с.

 


[1] См.: Труды ученых по теории государства и права: Айзенберг А.М., Александров Н.Г., Алексеев С.С., Лукашева Е.А., Мицкевич А.В., Недбайло П.Е., Никитинский В.И., Павлов И.В., Пиголкин А.С., Пионтковский А.А., Самощенко И.С., Туманов В.А., Шебанов А.Ф., Явич С.

[2] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 270.

[3] Выступление Председателя КС РФ В. Зорькина 08.01.2019. URL: https://zen.yandex.ru/media/pravo22/predsedatel-konstitucionnogo-suda-rf-vzorkin-vyskazalsia-o-pensionnoi-reforme-i-vozmojnoi-rezkoi-destabilizacii-v-strane.

[4] Зорькин В.Д. "Буква и дух Конституции" // Российская газета. 2018. 10 октября. URL: https://tatpolit.com/politiya/a-zorykin-zdesy-ne-tihiy.html.

[5] Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: Монография. М.: Наука, 2016. С. 7.

[6] Наквасина Г.А., Хрулева В.В. Конституционное правосознание и правовая культура в механизме правового регулирования // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. N 2. URL_: https://cyberleninka.ru/article/v/konstitutsionnoe-pravosoznanie-i-pravovaya-kultura-v-mehanizme-pravovogo-regulirovaniya.

[7] Лукашова Е.А. Правосознание и законность в социалистическом обществе. М., 1973. С. 67.

[8] Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

[9] Пункт 42 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 // СПС "КонсультантПлюс".

[10] Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Под ред. Л.Т. Бакулиной. М.: Статут, 2017; Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. М.: Статут, 2012.

[11] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс".

[12] Ступаков Н.В. "Мягкая сила" как фактор, влияющий на результативность внешней политики в международных отношениях евразийских государств и построение стратегической платформы безопасности России, стран СНГ и ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. С. 24 — 37. N 3.

[13] Поводом к рассмотрению дела в КС РФ стала жалоба гражданина Финкельштейна Е.Г., одного из владельцев доли в уставном капитале ООО "Радио-Шанс" в размере 49%, имеющего двойное гражданство — России и Нидерландов. Его радиостанции запретили участие в вещании в России и передали монопольное права вещания АО "Русское радио — Евразия", которое является совладельцем в размере 51% доли.

[14] Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) // СПС "КонсультантПлюс".

[15] Глава 29 Уголовного кодекса Российской Федерации "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства"; статья 282 Уголовного кодекса Российской Федерации "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства", ст. 280 Уголовного кодекса Российской Федерации "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности" (в ред. от 27.12.2018 N 519-ФЗ).

[16] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 г. N 564-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Замураева Р.В. на нарушение его конституционных прав положением части первой ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации. URL: http://sudbiblioteka.ru/ks/docdelo_ks/konstitut_big_8662.htm.

[17] Паршин В.А. Понятие социальной группы в статье 282 УК РФ // Молодой ученый. 2017. N 13. С. 471 — 474. URL: https://moluch.ru/archive/147/41165/ (дата обращения: 08.02.2019).

[18] Научно-исследовательский экспертный центр по изучению проблем экстремизма Санкт-Петербургского государственного университета в комплексном исследовании от 2 сентября 2010 г. N 81/10 (03-08) утверждает, что под социальными группами понимаются группы людей, являющиеся структурной частью современного общества. См.: Паршин В.А. Указ. соч. С. 471 — 474.

[19] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности". URL: https://www.sova-center.ru/misuse/docs/2018/09/d40044/.

[20] Политические судебные статьи в кодексах СССР и США. Апрель 2017 г. // Livejournal america, law. URL: https://stalinist.livejournal.com/1345232.html.

[21] Гороховцев О.В., Егорова Е.В. Конституционное правосознание в механизме обеспечения конституционной ответственности // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. N 2. С. 38. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/konstitutsionnoe-pravosoznanie-v-mehanizme-obespecheniya-konstitutsionnoy-otvetstvennosti.

[22] Гороховцев О.В., Егорова Е.В. Указ. соч. С. 40.

[23] Колосова Н.М. Теория конституционной ответственности: природа, особенности, структура: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 27. URL: http://www.dissercat.com/content/teoriya-konstitutsionnoi-otvetstvennosti-priroda-osobennosti-struktur.


Рекомендуется Вам: