ЮрФак: изучение права онлайн

Предпринимательское право в условиях инновационной (цифровой) экономики: пути развития

Авторы: Лаптев В.А., Соловяненко Н.И.

В России в качестве стратегической задачи обозначен переход к инновационной (цифровой) экономике и запланировано внедрение цифровых технологий и платформенных решений; создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных[1]. Цифровые инновации и новые бизнес-модели являются основой современных преобразований в сфере науки, государственного управления, городского хозяйства и таких отраслей, как торговля, услуги, сельское хозяйство, здравоохранение. Страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определили, что сектор информационно-коммуникационных технологий является движущей силой инноваций и аккумулирует наибольшую долю расходов ОЭСР на исследования и разработки[2].

В нормативных документах Российской Федерации данные в цифровой форме рассматриваются в качестве преобладающего фактора производства и конкурентоспособности на глобальном рынке и, соответственно, предусматривается развитие новых производственных технологий; квантовых технологий, промышленного (индустриального) интернета, искусственного интеллекта, систем распределенного реестра, робототехники, технологий беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей[3]. Так, предполагается, что законодательная "свобода" оборота данных позволит добиться прироста ВВП до 1,5% за счет повышения потребления новых продуктов и сервисов и роста экспортного потенциала[4].

Цифровая трансформация экономики должна происходить в условиях развивающейся правовой системы. Следует согласиться с учеными-исследователями теории права, что стабильность соответствующей правовой системы (и/или правовых систем, включая их взаимодействие) может быть достигнута только в случае, если она гарантируется "динамически" на основе проводимой государством правовой политики, сутью которой является разработка законодательства, отражающего объективные потребности общественного развития[5]. Правовая политика, в свою очередь, служит основой для ликвидации пробелов нормативной базы, которые остаются в числе главных факторов значительного отставания российской цифровой экономики от мировых лидеров.

Под влиянием формирующейся в России высокотехнологичной экономики происходит переосмысление юридических представлений о предпринимательстве и, соответственно, преобразование такой правовой отрасли, как предпринимательское право. В классическом определении предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 ГК РФ) законодателем применены несколько базовых критериев: деятельность ведется физическими или юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке; она осуществляется самостоятельно, на страх и риск предпринимателя и направлена на систематическое получение прибыли[6]. В условиях цифровой экономики юридическая концепция и содержание понятия предпринимательской деятельности эволюционируют в направлении инновационного предпринимательства, осуществляемого на основе консолидации ресурсов научных и образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур с использованием информационно-коммуникационных систем. В сферу предпринимательского права включаются такие инновационные институты, как центры компетенций в области цифровой экономики; центры обработки данных; цифровые (технологические) платформы. Технологическая платформа характеризуется в нормативных документах как коммуникационный инструмент, направленный на создание перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества)[7]. В частности, государственная корпорация "Ростех" и энергетическая компания "Россети" заключили соглашение о стратегическом партнерстве в области создания цифрового электросетевого комплекса. Партнерство нацелено на создание единой цифровой платформы в области энергосетей, которая позволит контролировать передачу и распределение электроэнергии, а также подключать пользовательские устройства, в том числе элементы "умного дома", интегрируя их в единую систему[8].

В сферу регулирования предпринимательского права вовлекается индустриальный (промышленный) интернет — концепция вычислительной сети, промышленных производств и сложных физических машин, объединенных с интеллектуальными системами. Внедрение индустриального интернета в производственные процессы осуществляется на основе подключения к сети Интернет промышленных устройств, оборудования, датчиков, сенсоров, систем управления технологическими процессами, а также интеграции данных элементов между собой без участия человека. По убеждению зарубежных правоведов, промышленный интернет, основанный на фундаментальном принципе сбора и обработки больших объемов данных, раздвигает границы юридической теории и практики. Регулируемые виды производственной деятельности переходят от управления человеком к управлению машиной в рамках договорных платформ. Подобный переход трансформирует право, адвокатуру, судейство, законотворчество[9].

Переосмысление юридических представлений о предпринимательстве относится также к правовому регулированию малого и среднего предпринимательства. Законодательные определения понятий и обозначение категорий субъектов малого и среднего предпринимательства в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"[10] должны проектироваться с учетом "эффекта масштаба без физической массы", т.е. потенциала компаний и технологических платформ оперативно масштабироваться, обладая при этом небольшим числом работников или незначительными материальными активами. В этой связи могут модифицироваться стратегии и правовые подходы к оказанию субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки, предусмотренной государственными и муниципальными программами.

Для цифровой экономики свойственно размывание дисциплинарных и отраслевых границ в исследованиях и разработках[11]. Аналогичные процессы характерны и для современного права.

Усовершенствование инфраструктуры и услуг связи, всплеск роста на рынке телекоммуникаций повлекли за собой интенсивное применение в предпринимательской деятельности правовых категорий и конструкций, свойственных регулированию сферы информационно-коммуникационных технологий. В качестве институтов предпринимательского права развиваются такие правовые конструкции, как "информационная система", "информационно-телекоммуникационная сеть", "электронный документ"[12], электронная подпись" "единая система идентификации и аутентификации", "информационные ресурсы" и "реестры", "защита информации", изначально разработанные в законодательстве Российской Федерации об информации, информационных технологиях, защите информации, об электронной подписи и других нормативных правовых актах информационного права.

Так, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен Единый государственный реестр юридических лиц — федеральный информационный ресурс, содержащий общие систематизированные сведения о юридических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории России[13]. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определена единая информационная система в сфере закупок, а также предусмотрен обмен между участниками контрактной системы электронными документами, подписанными усиленной электронной подписью[14]. Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" предусмотрено создание информационной системы (ГИС ТЭК). Данные для ГИС ТЭК предоставляют субъекты предпринимательской деятельности, которые добывают, производят, перерабатывают, обогащают, преобразуют, хранят, передают, распределяют, транспортируют, поставляют, переваливают, перегружают, отгружают, реализуют энергоресурсы, снабжают ими и (или) обеспечивают функционирование коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка электроэнергии[15].

В качестве принципов предпринимательского права следует признавать принципы электронного взаимодействия, сформулированные Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ): технологической нейтральности законодательства, в том числе в отношении экономических и системных моделей; функциональной эквивалентности; недискриминации при использовании электронных средств[16].

Развитие телекоммуникационных систем явилось побудительным мотивом к появлению цифровых объектов гражданских и предпринимательских правоотношений — электронных активов. К ним относятся криптовалюты, токены, эмитированные юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем цифровые финансовые активы с целью привлечения финансирования; электронные страховые полисы; смарт-контракты. Подобные объекты существуют в виде криптографического кода, раскрывающего их содержание; создаются и обращаются посредством внесения записей в децентрализованных информационных системах (распределенных реестрах) на основе технологии блокчейн[17].

Таким образом, задачей предпринимательского права является разработка средств правовой защиты интересов обладателей электронных активов, определение баланса между их правами и обязанностями, а также выявление особенностей совершения юридических действий с такими объектами. В этом отношении свобода договора рассматривается как свобода присоединения участника к соответствующей инфокоммуникационной системе, воля выражается посредством операций участника в системе с использованием электронных средств его идентификации, электронная форма совершения юридических действий, включая способы идентификации, является функциональным эквивалентом письменной формы.

Целям обеспечения функциональной совместимости и вывода на рынки беспрецедентно сложных цифровых продуктов и услуг служат нормативно-техническое регулирование и национальная система стандартизации. Стандартизацией является деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, которая призвана создавать условия для выпуска и обращения конкурентоспособной инновационной продукции (работ, услуг); повышения уровня их безопасности и качества; устранения технических барьеров во внутренней и международной торговле (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации")[18]. Источниками нормативно-технического регулирования служат документы по стандартизации: национальные стандарты, общероссийские классификаторы, стандарты организаций, в том числе технические условия, своды правил.

Законодательством предусмотрена гармонизация национальных стандартов с международными и региональными стандартами, а также участие технических комитетов по стандартизации в разработке международных, региональных и межгосударственных стандартов в рамках деятельности международных и региональных организация по стандартизации. В частности, Международная организации по стандартизации ISO/IEC одобрила разработку проекта международного стандарта "Информационные технологии. Требования совместимости и образцы устройств промышленного Интернета", представленного от имени России техническим комитетом "Киберфизические системы"[19]. Технический комитет по стандартизации "Программно-аппаратные средства технологий распределенного реестра и блокчейн" по согласованию с Росстандартом участвует в работе международного технического комитета ИСО 307 "Блокчейн и технологии распределенного реестра"[20].

Организации и физические лица сталкиваются со значительными рисками цифровой безопасности и конфиденциальности. Обостряются угрозы применения цифровых технологий с целью нарушения функционирования системообразующих предприятий. В этой связи предлагается сформулировать требования ко всем субъектам предпринимательства в отношении обеспечения цифровой безопасности и защиты информации[21], которые впоследствии станут нормами предпринимательского права. Предпринимательское право становится существенным элементом экосистемы цифровой экономики.

Литература

1. Габрелян Э.В. Трансформация государства и права в России: проблемы и перспективы: Монография / Э.В. Габрелян, А.Б. Дидикин, Е.М. Доровских. М.: Юрлитинформ, 2018. 171 с.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2009. 920 с.

3. Лаптев В.А. Цифровые активы как объекты гражданских прав / В.А. Лаптев // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. N 2(42). С. 199 — 204.

4. Лаптев В.А. Технология блокчейн в системе корпоративного комплаенса / В.А. Лаптев // Право и цифровая экономика. 2018. N 2(02). С. 31 — 33.

5. Соловяненко Н.И. Заключение договоров с использованием электронных документов в системах электронной торговли / Н.И. Соловяненко // Хозяйство и право. 2005. N 3(338). С. 50 — 59.

6. Соловяненко Н.И. Законодательство об электронном документе как фактор актуализации правового пространства для инновационной (цифровой) экономики / Н.И. Соловяненко // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. Т. 12. N 3. С. 162 — 175.

 


[1] Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2817.

[2] OECD (2017), OECD Digital Economy Outlook 2017, OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264276284-en (дата обращения: 19.03.2019).

[3] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г.) // СЗ РФ 2012. N 1. Ст. 216; распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" // СЗ РФ. 2017. N 32. Ст. 5138.

[4] Российская газета RG.RU от 13.09.2018. URL: https://rg.ru/2018/09/13/legalnyj-oborot-bolshih-dannyh-v-rossii-dast-prirost-vvp-do-15.html (дата обращения: 19.03.2019).

[5] Габрелян Э.В., Дидикин А.Б., Доровских Е.М. Трансформация государства и права в России: проблемы и перспективы. М., 2018. С. 63 — 64.

[6] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2009. С. 16 — 17.

[7] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // СПС "КонсультантПлюс".

[8] Ростех представил умные системы для электросетей будущего. URL: https://rostec.ru/news/rostekh-predstavil-umnye-sistemy-dlya-elektrosetey-budushchego/?sphrase_id=91615 (дата обращения: 19.03.2019).

[9] Legal Aspects of the Internet of Things (Kemp IT Law Jun 2017). URL: http://www.kempitlaw.com/wp-content/uploads/2017/06/Legal-Aspects-of-the-Internet-of-Things-KITL-20170610.pdf (дата обращения: 19.03.2019).

[10] СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

[11] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

[12] См.: Соловяненко Н.И. Заключение договоров с использованием электронных документов в системах электронной торговли // Хозяйство и право. 2005. N 3(338). С. 50 — 59; Соловяненко Н.И. Законодательство об электронном документе как фактор актуализации правового пространства для инновационной (цифровой) экономики // Труды ИГП РАН. 2017. Т. 12. N 3. С. 162 — 175.

[13] СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

[14] СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

[15] СЗ РФ. 2011. N 49 (часть 5). Ст. 7060.

[16] См.: Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях и Руководство по принятию (2001 год). URL: http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/electcom/ml-elecsig-r.pdf (дата обращения: 19.03.2019).

[17] См.: Лаптев В.А. Цифровые активы как объекты гражданских прав // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. N 2(42). С. 199 — 204; Лаптев В.А. Технология блокчейн в системе корпоративного комплаенса // Право и цифровая экономика. 2018. N 2(02). С. 31 — 33.

[18] СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3953.

[19] Новости цифровой экономики. 16.11-22.11.2018. Аналитический центр при Правительстве РФ. URL: http://ac.gov.ru/projects/otherprojects/014091.html (дата обращения: 19.03.2019).

[20] Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2017 г. N 2831 "О создании технического комитета по стандартизации "Программно-аппаратные средства технологий распределенного реестра и блокчейн" // СПС "Гарант".

[21] Так, ЦБ РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента (Федеральный закон от 27 июня 2018 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств" // СЗ РФ. 2018. N 27. Ст. 3950). Федеральный закон от 26 июля 2017 г. "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" предусматривает обязанность органов государственной власти, государственных учреждений, ключевых промышленных компаний обеспечивать безопасность своих информационных систем и сетей связи (СЗ РФ. 2017. N 31 (часть I). Ст. 4736).


Рекомендуется Вам: