ЮрФак: изучение права онлайн

Придание религиозному заключению брака статуса зарегистрированного в органах ЗАГСа брака

Автор: Гавриш И.В.

Религиозная форма заключения брака известна с древних времен, и лишь в 1580 г. в Голландии возникла светская форма. Государственная регистрация брака в мире проводится в религиозной и светской форме. В зависимости от формы заключения брака государства делятся на три группы. К первой группе относятся государства, в которых правовые последствия порождает только брак, зарегистрированный в государственных органах (Россия, Франция, Бельгия, Германия, Швейцария, Нидерланды, Япония). Вторую группу составляют государства, в которых брак может быть заключен как в гражданской, так и в религиозной форме (Англия, Дания, Испания, Италия, некоторые штаты США). В Италии и Испании для полного юридического признания брака, заключенного в религиозной форме, требуется его регистрация государственными органами. В третью группу включаются страны, в которых заключение брака возможно только в религиозной форме (некоторые штаты США, отдельные провинции Канады, Ирак, Иран)[1].

Православный брак в Российской империи имел статус государственного, затем советская власть издает 18 декабря 1917 г. Декрет "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния", который лишает вновь заключаемые религиозные браки юридической силы. При этом религиозная традиция народа оставалась жива и в период временной оккупации части территории СССР в годы Великой Отечественной войны, заключение религиозных браков продолжалось открыто. После окончания Великой Отечественной войны эти браки в СССР были узаконены[2], подобная норма сохранилась и в п. 7 ст. 169 Семейного кодекса РФ, и в п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния". Советская власть, как сейчас и российская, демонстрировала уважение к традиции народа, не требуя новой регистрации браков. В настоящее время в России заключение религиозного брака не имеет правовых последствий.

Религия неизменно присутствует в жизни человека, который по отношению к ней может считать себя религиозным, агностиком либо атеистом.

Правовое закрепление религиозной свободы в поздний период СССР, в РСФСР, а в последующем в РФ привело к тому, что за четверть века значительно возросло количество людей (с 20 — 30% до более 80%), относящих себя к традиционным вероисповеданиям (в подавляющем большинстве к православию и исламу), при этом количество активно вовлеченных в религиозную деятельность остается незначительным, до 10%[3]. "20% поддерживают традиционные [религиозные] семейные устои"[4]. В различных исследованиях за последние несколько лет цифры религиозности людей менялись незначительно[5]. В разных регионах и конфессиях России за последнюю четверть века наблюдается различная динамика возрастания религиозности: в республиках Северного Кавказа, исповедующих ислам, 64,4% опрошенных указали, что религия играет значительную роль в их жизни[6].

Сколько же участвует в религиозном обряде заключения брака? Общероссийская статистика количества венчаний в открытом доступе на середину 2017 г. отсутствовала[7]. Прямыми статистическими данными о количестве заключивших исламский брак (никях) в России мы не обладаем, можем лишь судить об их количестве опосредованно, основываясь на имеющихся статистических данных о религиозности. Косвенное представление о количестве православных религиозных браков в России в целом дает статистика отдельных регионов, например, в Санкт-Петербурге, по словам протоиерея Александра Дягилева, "в 2015 году на 56 926 браков [зарегистрированных в ЗАГСе] только 1 638 пар приняли решение обвенчаться, то есть менее 3%. Это примерно соответствует количеству глубоко воцерковленных людей"[8], в 2016 г. в Санкт-Петербурге обвенчалось 1 508 пар[9]. В регионах, где традиционно исповедуется ислам, состояние религиозности различается. Рассмотрим пример Дагестана, в котором больше половины "убежденно верующих" (62,6%) и "верующих" (5,6%) отнеслись положительно к не зарегистрированному в ЗАГСе сожительству, так как, по их мнению, ислам допускает такой брак[10], т.е. они являются сторонниками исламского брака.

В настоящее время на продолжительность брака больше влияют не религиозное сознание и форма заключения брака, а современные устои региона, изменение роли женщины в семье вследствие вовлечения ее в экономическую деятельность и в меньшей мере народная традиция.

"Очень религиозными в 2017 году считало себя 9% населения"[11], а активно участвуют в религиозной деятельности 3 — 10%, стоит ли ради этого небольшого процента людей легализовать религиозный брак? Конечно, стоит, и даже ради соблюдения прав гораздо меньшего количества людей. Ведь легализация религиозного брака направлена на тех людей, которые считают себя верующими, к ним относят себя по разным опросам от 57 до более 80% граждан России, в православии таких людей называют воцерковляющимися. Легализация религиозного брака соответствует политическому вектору движения власти на национальную самоидентификацию, ведь большинство людей, причисляя себя к конфессиональной группе, ассоциируют себя с историческим величием своей страны, вся история которой тесно объединена с религией.

Мы должны смотреть не только на статистические данные прошлого и настоящего, но и формулируя цель — крепкий брачный союз как основу дружной многодетной семьи, направлять вектор развития общества в русло укрепления брака и семьи. Легализацию религиозного брака мы рассматриваем как шаг государства, способствующий укреплению института брака.

На сегодня существует два варианта легализации религиозного брака:

1. Разделение регистрации и заключения брака, при этом религиозное заключение брака явилось бы основанием для государственной регистрации брака. Это предложение[12] нашло отражение в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (общественный проект) (п. 5 раздела 3 проекта Концепции). Концепция была утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р без упоминания венчания как основания для регистрации брака. В Русской православной церкви 2 декабря 2017 г. принят документ "О канонических аспектах церковного брака", который гласит: "…церковное браковенчание в тех странах, где оно не влечет за собой гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака"[13], поэтому Русская православная церковь вряд ли одобрит этот вариант, ислам же не увязывают никак обряд заключения брака в исламе с государственной регистрацией брака.

2. В настоящее время с развитием цифровых технологий возникли новые условия для легализации религиозного заключения брака, что стало возможным после принятия Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"[14] (далее — Закон N 219-ФЗ) о создании Единого (электронного) государственного реестра записей актов гражданского состояния. В результате стало возможным предоставить представителям конфессиональных образований, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ, право регистрировать браки и вносить запись об этом в Единый реестр, наделив их доступом в электронную базу Единого (электронного) государственного реестра записей актов гражданского состояния, в раздел регистрации браков, с использованием электронной подписи. Признание религиозного брака государством как порождающего права и обязанности происходит при условии выполнения представителями конфессий, заключающими такой брак, проверки на предмет отсутствия препятствий к браку по закону государства. В Закон N 219-ФЗ внесено четыре изменения, Единый (электронный) государственный реестр только вводится. Следует дать время для его возможной дополнительной юридической шлифовки и после этого вводить в действие предлагаемые нами нормы в случае их принятия. Все положения Закона начнут действовать с 1 января 2021 г., первая же редакция закона предполагала сделать это годом ранее.

Какие конфессии смогут заключать брак? Только те, что зарегистрированы в Министерстве юстиции России, необходимо каждую зарегистрированную религиозную организацию наделить правом регистрации брака, регистрировать брак должен ее руководитель. Программное обеспечение не допустит регистрации полигамного брака, который запрещен семейным законодательством, — не даст возможность регистрировать новый брак, если лицо состоит в нерасторгнутом браке (ведь полные совпадения фамилии, имени, отчества, даты, места рождения встречаются, а вот данные свидетельства о рождении, паспорта, которые следует вносить в базу данных, всегда будут разные, при реализации предложений, возможно, придется менять требования к программному обеспечению Единого электронного реестра.

Остановимся на основных доводах, обосновывающих целесообразность признания религиозного брака.

Легализация религиозного брака соответствует конституционным положениям ст. 14 и 28 Конституции РФ, которая гарантирует "свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними", и международным пактам[15] о свободе совести.

Семейные устои общества без постоянного поддержания нравственных основ брака и семьи, базой для чего в России только начинает становиться религиозное учение, а за ним и правовая база государства, могут быстро измениться, чему служат примеры стран Европы и США, в которых искажается законодательно понятие брака и, как следствие, понижается ценность семьи. В России, напротив, идет процесс религиозного возрождения, созидающий ценности традиционного брака. Тем не менее не следует проводить прямую зависимость между приданием религиозному браку статуса государственного и возрастанием количества нерасторгаемых браков — уравнивание религиозного брака с государственным в одночасье не приведет к уменьшению количества расторжений браков, даже религиозных[16], это длительный процесс, требующий созидательной работы как религиозных конфессий, так и светской власти по формированию в сознании людей идеала нерушимости брака и последовательной реализации единой программы на протяжении многих десятилетий. Придание религиозному браку статуса государственного может явиться шагом на пути улучшения демографической ситуации и реализации положения п. 2 ст. 14 Конституции РФ, декларирующего: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом [равно подчинены закону государства (тогда где граница отделения?) или равны перед законом наравне с государственными структурами?]", — легализовав религиозный брак, государство уравнивает в правах перед своим законом как религиозные объединения, так и свои организации (ЗАГСы).

Практический результат принятия данного предложения состоит в том, что введет религиозные браки в правовое поле государства с момента их заключения, ведь в настоящее время значительная часть браков в регионах России, где доминирует ислам, совершается посредством никаха и лишь после того, как супруги начинают совместную жизнь, а зачастую после рождения первого ребенка, они регистрируют брак в ЗАГСе, а до этого момента исламский религиозный брак, который перед законом государства выступает в качестве фактического брака, не дает возможности воспользоваться семейным законодательством государства для защиты прав супругов (чаще супруги).

Зачастую у религиозных людей, как правило, совершаются две торжественные церемонии заключения брака — светская и религиозная, что вызывает двойные материальные траты. Легализация религиозного брака исключит двойные материальные траты и придаст важность одному событию.

Религиозные чувства требуют уважения со стороны государства, в то же время, по словам П.В. Крашенинникова, "семейная сфера правового регулирования требует очень взвешенного и аккуратного регулирования"[17].

Давайте теперь рассмотрим аргументы против легализации религиозного брака, они во многом будут пересекаться с аргументами "за", и попытаемся их опровергнуть.

Религиозный брак не запрещен Российским государством и сейчас, зачем ему придавать статус государственного? Но ведь заключение конфессионального брака в настоящее время для государства не влечет никаких правовых последствий, а верующий человек, прибывая в границах своего светского государства, желает уважения государством его религиозных чувств.

Россия является светским государством. Исходя из этого деятельность религиозных объединений не должна пересекаться с государственной деятельностью, а прямое внедрение религиозной деятельности в государственную сферу может нарушить этот принцип разделения. Но полного разделения не существует и сейчас, ведь государство, с одной стороны, регулирует законодательно деятельность религиозных организаций, а с другой стороны, устанавливает конфессиональные положения как собственные, и тому примеры следующие: государством установлены выходные в религиозные праздники: 7 января — Рождество Христово (ст. 112 Трудового кодекса РФ), государство создало институт военного духовенства (Указ Президента РФ от 21.07.2009), ввело ст. 148 в Уголовный кодекс РФ (об ответственности за оскорбление чувств верующих), представителям религиозных организаций разрешено в государственных и муниципальных школах по заявлению родителей и с разрешения управления образования обучать детей религии[18]. На этом фоне принятие данного предложения следует рассматривать в русле следования политике государства по последовательной работе по укреплению нравственных начал в обществе, основой для которых традиционно выступало религиозное учение.

Признание религиозного брака в качестве государственного в будущем может привести к тому, что конфессии будут настаивать на инкорпорации иных конфессиональных брачно-семейных положений в семейное право государства. Подобное развитие событий допустимо при условии ослабления государственных институтов, созидающих светскую основу государства.

Отдельно следует сказать об опасении в будущем возникновения желания у конфессий, допускающих полигамию, инкорпорировать ее в государственное семейное право. В полигамный брак в исламе дозволяется вступать при определенных условиях и при условии равного (материального и личного) отношения к женам, а многие вступающие в полигамный брак этим пренебрегают, и, как следствие, "статус второй и последующих жен низок"[19], страдают дети[20]. Отстаивание принципа моногамии целесообразно на теологическом уровне. Правовое равенство женщины и мужчины и во многом схожий доход каждого из супругов могут обернуться против сторонников полигинии. Если замалчивать тему многоженства, не показывать ее негативные последствия в реальной жизни, она может стать вначале допустимой в общественном сознании, а после одобренной законом.

Следует сказать о механизме реализации разводов религиозных браков в случае инкорпорации в право государства религиозного обряда заключения брака. На наш взгляд, в отдельных конфессиях процедура расторжения брака более сложна (в православии), а у других проще (в исламе), нежели в государственном праве. Поэтому процедуры государственного и конфессионального расторжения брака должны быть раздельными, оставаясь таковыми, как сейчас.

Последовательно отстаивая позицию о легализации религиозного брака, мы не хотим попасть в категорию людей, у которых, по мнению П.В. Крашенинникова, "все еще живо наивное убеждение, согласно которому стоит лишь принять "правильный" закон и жизнь наладиться"[21], поэтому подробно, насколько мы смогли, отразили актуальное социальное и правовое положение этого вопроса.

Литература

1. Гавриш И.В. Легитимизация (легализация) конфессионального брака в Российской Федерации / И.В. Гавриш // Юристъ-Правоведъ. 2012. N 2. С. 101 — 105.

2. Гавриш И.В. Полигамия в брачном праве ислама и России (перспективы сближения позиций) / И.В. Гавриш // Религиоведение. 2015. N 1. С. 139 — 147.

3. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс / П.В. Крашенинников. М.: Статут, 2017. 158 с.

4. Крашенинников П.В. Нужен ли России новый Семейный кодекс? / П.В. Крашенинников // Семейное и жилищное право. 2017. N 1. С. 3 — 7.

5. Синелина Ю.Ю. Религиозность в современной России / Ю.Ю. Синелина // Отечественные записки. 2013. N 1(52). С. 243 — 255.

6. Фамилистические исследования / Науч. ред. А.И. Антонов. Т. 1: Социологический анализ литературных и фольклорных текстов. М.: Книжный дом Ун-т (КДУ), 2009. 350 с.

7. Фамилистические исследования / Науч. ред. А.И. Антонов. Т. 2: Миллион мнений о семье и о себе. М.: Книжный дом Ун-т (КДУ), 2009. 379 с.

 


[1] Гражданское и торговое право зарубежных стран / Под ред. В.В. Безбаха, В.К. Пучинского. М., 2004. С. 614 — 615; Скаридов А.С. Международное частное право. СПб., 1998. С. 496.

[2] Статья 6 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г. // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Синелина Ю.Ю. Религиозность в современной России // Отечественные записки. 2013. N 1(52). С. 246.

[4] Атлас религий и национальностей Российской Федерации // Исследовательская служба СРЕДА. 2012. С. 12.

[5] В исследовании ИСПИ РАН за 2015 г. к православным себя относят 66%, мусульманам — 3 — 5%, неверующим — 20 — 21%. См.: Как живешь, Россия? URL: http://www.isprras.ru/pics/File/books-16/Kak_zhivesh_Rossiya.pdf (дата обращения: 16.03.2018). О тенденциях развития религиозности в России подробно см.: Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. N 6. С. 35 — 45. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/967/921/1216/35-Filatovx2c_Lunkin.pdf (дата обращения: 19.03.2018).

По данным 2016 г. организации "Европейское социальное исследование", в России 57% относят себя к последователям какой-либо религии и 3% затруднились ответить. URL: http://www.ess-ru.ru/index.php?id=1 (дата обращения: 19.03.2018).

[6] Опрос на Северном Кавказе 2017: коррупция и ухудшение экономического положения подрывают авторитет власти в регионе // CAUCASUS TIMES. URL: http://caucasustimes.com/ru/opros-na-severnom-kavkaze-2017-korrupcija-i-uhudshenie-jekonomicheskogo-polozhenija-podryvaet-avtoritet-vlasti-v-regione/ (дата обращения: 19.03.2018).

[7] Из ответа автору на его запрос в Русскую православную церковь МП о количестве проводимых венчаний в России от 10 мая 2017 г. за подписью архимандрита Саввы (Тугунова) // Личный архив автора.

[8] "Все! Я от тебя ухожу!": 1 638 венчаний и 901 развод // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/ya-ot-tebya-uhozhu/ (дата обращения: 19.03.2018).

[9] Епархия бьет тревогу в связи с количеством разводов в Петербурге и области при сокращении числа венчаний // Интерфакс. URL: http://interfax-religion.ru/?act=news&div=68873 (дата обращения: 19.03.2018).

[10] Загирова Э.М. Влияние типа религиозности на отношение к традиционной семье // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. XX. N 2(90). С. 82 — 103. URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2017_2/Zagirova_2017_2.pdf (дата обращения: 19.03.2018).

[11] Религиозность // ЛЕВАДА-ЦЕНТР. Пресс-выпуск. 2017. 18 июля. URL: https://www.levada.ru/2017/07/18/religioznost/ (дата обращения: 19.03.2018).

[12] Гавриш И.В. Легализация религиозного брака: проблемы и перспективы // Семейное и жилищное право. 2012. N 4. С. 10 — 14.

[13] Сайт Русской православной церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html (дата обращения: 19.03.2018).

[14] Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" // Российская газета. 2016. 28 июня. URL: https://rg.ru/2016/06/28/akt-dok.html (дата обращения: 11.11.2016).

На 1 января 2018 г. в Закон было внесено еще четыре изменения (Федеральные законы от 18.06.2017 N 127-ФЗ, от 20.12.2017 N 408-ФЗ, от 29.12.2017 N 438-ФЗ, от 29.12.2017 N 472-ФЗ). См.: СПС "КонсультантПлюс".

[15] Статьи 18, 19, 26, 29 Всеобщей декларации прав человека // СПС "КонсультантПлюс"; Религия и право // Международные документы. URL: http://www.sclj.ru/law/int/ (дата обращения: 19.03.2018).

[16] "…В 2016 году в храмах города [Санкт-Петербурга] было совершено 1 508 венчаний, при этом было удовлетворено 820 прошений о расторжении церковного брака". URL: http://interfax-religion.ru/?act=news&div=68873 (дата обращения: 19.03.2018).

[17] Крашенинников П.В. Нужен ли России новый Семейный кодекс? // Семейное и жилищное право. 2017. N 1. С. 3.

[18] Пункт 4 ст. 5 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СПС "КонсультантПлюс".

[19] Многоженство в России: любовница, или жена без ЗАГСа. Интервью президента Центра "Кавказ.Мир.Развитие", канд. полит. наук С. Сиражудиновой // СвободнаяПресса. URL: http://svpressa.ru/society/article/171475/ (дата обращения: 19.03.2018).

[20] Почему в Дагестане браки распадаются чаще, чем раньше? Интервью с докт. ист. наук, с.н.с. ИИАЭ ДНЦ РАН Б.М. Алимовой // АиФ. URL: http://www.dag.aif.ru/society/1440759 (дата обращения: 19.03.2018).

[21] Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017. С. 123.


Рекомендуется Вам: