ЮрФак: изучение права онлайн

Проблемы приобретения несовершеннолетними гражданской дееспособности при вступлении в брак

Автор: Хватова М.А.

В соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении гражданином возраста 18 лет. Никаких дополнительных действий лица, достигшего этого возраста, которые подтверждали бы возникновение у него полной гражданской дееспособности, не требуется, если даже по степени своей физической, психической и (или) социальной зрелости оно явно отстает в своем развитии. Даже при всей очевидности того, что совершеннолетний гражданин в силу недостаточного уровня своего развития не сможет во всех жизненных ситуациях принять адекватные решения, обеспечивающие реализацию и защиту его прав и охраняемых законом интересов, он все равно признается полностью дееспособным, так как в РФ, как и в большинстве государств, входящих в мировое сообщество, гражданская дееспособность определяется нормативно, а не в индивидуальном порядке, в зависимости от степени физического, психического и интеллектуального развития.

Согласно ч. 2 ст. 21 ГК РФ основанием приобретения полной дееспособности является вступление в брак в соответствии со ст. 13 Семейного кодекса РФ. На основе законов субъектов РФ вступление в брак допускается лицами, не достигшими 16-летнего возраста (с 14 — 15 лет). В случае расторжения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и возвращение в состояние ограниченной дееспособности после развода невозможно. При признании брака недействительным суд с учетом обстоятельств дела, его особенностей, интересов несовершеннолетнего может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом самостоятельно. Возникает вопрос: если брак признают недействительным, несовершеннолетний перестанет быть дееспособным, как быть со сделками, которые были совершены, но не исполнены к моменту признания брака недействительным? Поскольку в момент совершения сделки несовершеннолетний был полностью дееспособным, считаем, что они не должны признаваться недействительными, таким же образом должен решаться вопрос об ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним.

По данному вопросу может возникнуть достаточно сложная ситуация как для потерпевшего, так и для законного представителя несовершеннолетнего причинителя вреда. В частности, если последний не сумел или не захотел возместить вред, пока был полностью дееспособным, а затем в связи с признанием брака недействительным его полная дееспособность была в силу судебного решения утрачена с момента вступления в законную силу решения о признании брака недействительным, то может возникнуть вопрос: обязан ли его законный представитель в субсидиарном порядке возместить вред, выражающийся, к примеру, в выплате потерпевшему ежемесячных денежных сумм, за период, в течение которого несовершеннолетний был полностью дееспособным? Логика ст. 21 ГК РФ подсказывает отрицательный ответ на данный вопрос, поскольку законный представитель несовершеннолетнего обязан возобновить свое участие в возмещении вреда только с момента утраты несовершеннолетним полной дееспособности, что явно не обеспечивает эффективной защиты права потерпевшего на возмещение вреда.

Подобный вопрос, только в известной мере в его "зеркальном отражении", возникает в связи с уплатой несовершеннолетнему алиментов. В соответствии с п. 2 ст. 120 СК РФ их выплата прекращается с момента приобретения несовершеннолетним полной гражданской дееспособности. О порочности данной нормы, ущемляющей права и интересы несовершеннолетнего и явно противоречащей Конвенции ООН о правах ребенка, уже говорилось. В данном случае возникает вопрос: вправе ли несовершеннолетний, брак которого признан недействительным, требовать от бывшего обязанного лица возобновления выплаты алиментов, если вправе, то с какого момента? Дело в том, что в силу ст. 30 СК РФ брак признается недействительным с момента его заключения, в то время как дееспособность признается утраченной произвольно, с момента, определяемого судом. Если исходить из смысла ст. 30 СК РФ, напрашивается вывод, что выплата алиментов должна быть возобновлена после вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным, но сумма задолженности должна исчисляться с момента заключения недействительного брака. Если же следовать буквальному смыслу ст. 21 ГК РФ, то алименты должны выплачиваться с момента утраты полной дееспособности, т.е. с момента, определяемого судом.

Совершенно очевидно, что автоматическое приобретение несовершеннолетним лицом полной гражданской дееспособности с момента вступления в брак существенно осложняет не только правовое положение самого несовершеннолетнего, но и тех, кто вступает с таким лицом в разнообразные правоотношения, в особенности гражданские и семейные. К примеру, возможность составления завещания супругом, достигшим 14 лет, и невозможность его составления лицом в возрасте 17 лет. Причиной подобных сложностей и всякого рода конфликтных ситуаций, порождающих неопределенность в гражданско-правовых отношениях с участием такого несовершеннолетнего, явилось то, что при разработке и принятии положений, содержащихся в п. 1 ст. 21 ГК РФ, не были приняты в расчет различные цели регламентации оснований и порядка вступления несовершеннолетнего лица в брак и следующего за этим изменения его гражданско-правового положения.

Анализ ст. 13 СК РФ и законов субъектов РФ, устанавливающих основания и порядок снижения несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, брачного возраста, свидетельствует о том, что при снижении таким лицам брачного возраста вопрос о степени их физической, психической, интеллектуальной и социальной зрелости практически не учитывается или, во всяком случае, не является главным. В подавляющем большинстве случаев уважительными причинами для снижения брачного возраста признаются: беременность невесты, рождение ею ребенка, призыв совершеннолетнего жениха в ряды Вооруженных сил и т.п. Родители обоих будущих супругов нередко бывают прямо заинтересованы в том, чтобы либо ребенок не родился вне брака, либо несовершеннолетний "обольститель" не был привлечен к уголовной ответственности, либо в том и другом вместе. Неслучайно семьи несовершеннолетних относятся к числу семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При решении вопроса о снижении брачного возраста органы местного самоуправления, на уровне которых решается данный вопрос, не требуют никаких доказательств, подтверждающих, к примеру, уровень образования лиц, вступающих в брак, их интеллектуальную зрелость, готовность и подготовленность к семейной жизни, имущественное положение лиц, доказательств наличия материальной базы, хотя бы элементарно необходимой для семейной жизни.

Совершенно иным должен быть подход законодателя к вопросу о моменте возникновения полной гражданской дееспособности. Как уже отмечалось, достижение лицом возраста 18 лет дает основания презюмировать у него такую степень зрелости, которая позволяла бы ему быть полноценным субъектом всего чрезвычайно широкого спектра гражданских правоотношений. Поэтому более чем странным представляется допущение такой презумпции в отношении лица, возможно, едва достигшего возраста 14 лет.

Таким образом, по смыслу ст. 1 Конвенции "О правах ребенка" и в соответствии с п. 1 ст. 54 СК РФ он продолжает оставаться ребенком, т.е. лицом, не достигшим совершеннолетия, с неполной семейной правоспособностью, но с полной гражданской дееспособностью.

Выход из такого положения видится в следующем: при приобретении несовершеннолетним полной гражданской дееспособности в связи с вступлением в брак в судебном порядке применять индивидуальный ситуационный подход с учетом психического и физического уровня развития, имущественного состояния и других критериев, позволяющих судить о степени его социальной зрелости. На наш взгляд, наиболее верным в судебном порядке рассматривать вопрос не только о приобретении полной гражданской дееспособности, но и о снижении брачного возраста, с учетом конкретной ситуации и особенностей личности несовершеннолетнего.

Литература

1. Сычева О.А. Регламентация и реализация имущественных прав несовершеннолетних в гражданском и семейном праве Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук / О.А. Сычева. М., 2011. 237 с.

2. Хватова М.А. Гражданская и семейная правосубъектность физических лиц в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / М.А. Хватова. М., 2007. 24 с.


Рекомендуется Вам: