ЮрФак: изучение права онлайн

Нормативно-правовое обеспечение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях цифровой экономики

Авторы: Тютюнник И.Г., Толкачев С.А.

В условиях расширения интернет-пространства и развития цифровых технологий особую актуальность в Российской Федерации и регионах приобретает активное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу[1]. Ключевое содержание цифровизации в эпоху Четвертой промышленной революции – создание, прежде всего в базовых отраслях экономики (обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе), высокопроизводительных экспортно ориентированных секторов, развивающихся на основе внедрения современных технологий и обеспечения высококвалифицированными кадрами.

В июле 2017 г. Правительство РФ утвердило программу "Цифровая экономика Российской Федерации". Цифровая экономика, в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 гг., определена как хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг[2].

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 года (ОНДП)[3] значительное внимание уделяется развитию цифровой экономики.

ОНДП в разделе 2 "Меры государственной политики по достижению национальных целей развития" выделяет второе крупное направление данных мер: "2. Цифровизация и научно-технологическое развитие". В нем, в частности, утверждается, что "проникновение цифровых технологий в различные сферы экономики… будет способствовать снижению трансакционных издержек, а также росту уровня комфорта социально-экономической среды"[4]. Далее в ОНДП идет перечисление целей и целевых показателей национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", связанных с развитием инфраструктуры, правовых условий цифровизации. К сожалению, в ОНДП нельзя найти таких задач и направлений работы в области цифровой экономики, которые были бы связаны с широкомасштабным внедрением цифровых технологий в обрабатывающую промышленность.

Задачи развития цифровой экономики в ОНДП направлены на развитие цифровых технологий самих по себе, вне контекста повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности:

"формирование спроса на передовые российские цифровые технологии, продукты и платформенные решения;

обеспечение поддержки российских высокотехнологичных компаний – лидеров, разрабатывающих продукты и платформенные решения для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы;

разработка и реализация "дорожных карт" развития перспективных "сквозных" цифровых технологий"[5].

В ОНДП следовало бы более широко использовать для господдержки технологического развития возможности Фонда развития промышленности, прежде всего в наиболее импортозависимых отраслях (например, в станкоинструментальной, авиационной, медицинской промышленности), распространяя опыт использования его инструментария на другие институты развития. Для реализации этой цели необходимо создание единой федеральной информационной базы (реестра) о технологических и производственных возможностях российских поставщиков в соответствующих отраслях, способных обеспечить исполнение заказов (на изготовление материалов, деталей, узлов, агрегатов, приборов) в соответствии с требуемым качеством, в установленные сроки и с приемлемой стоимостью.

Для решения стратегической задачи увеличения количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа потребуется не только предусмотренное в ОНДП формирование технологических коридоров по ускоренному внедрению инноваций, осуществление мер налогового стимулирования к внедрению технологических инноваций, но и кардинальный налоговый маневр, предполагающий существенное снижение совокупной фискальной нагрузки на организации обрабатывающей промышленности, доходящей сейчас до 70%. При этом считаем целесообразным запланировать реализацию федерального проекта "Субсидирование организаций реального сектора экономики, осуществляющих технологические инновации", предполагающую предоставление доступных кредитных ресурсов, преимущественно предприятиям обрабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса, по ставке до 5% годовых. Предложенный комплекс мер позволит единовременно в разы повысить рентабельность предприятий данного реального сектора экономики и обеспечит увеличение доли инновационной продукции в объеме производства предприятий несырьевых отраслей промышленности.

Проблемы совершенствования экономико-правового регулирования общественных отношений в сфере цифровой экономики необходимо рассматривать прежде всего через призму нормативно-правовых актов, регулирующих основы и принципы цифровой экономики. Система нормативно-правовой цифровой трансформации различных сфер общественной жизни в России представлена лишь на уровне подзаконных актов, среди которых, например:

– Указ Президента России от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы") – рассматривает вопросы совершенствования антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики для эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства;

– Постановление Правительства Московской области от 17 октября 2017 г. N 854/38 "Об утверждении Государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2018 – 2021 годы" – содержит общую характеристику в сфере развития цифровой экономики Московской области, основные проблемы, инерционный прогноз ее развития, описание цели государственной программы.

Одновременно поддержку экономическому росту на прогнозном горизонте будет оказывать реализация ряда приоритетных проектов Правительства Российской Федерации (в частности, приоритетного проекта "Повышение производительности труда", программы "Цифровая экономика"), основной целью которых является развитие и внедрение цифровых технологий в экономику России.

Проблемы цифровизации российской обрабатывающей промышленности связаны с тем, что она существенно отстает по компонентам "физической" конкурентоспособности применяемого оборудования от Запада. Трудно провести цифровизацию там, где вместо автоматизированного оборудования еще используется несложный механизированный труд! Любая технологическая система должна дойти до пределов ее совершенствования в рамках существующих параметров, прежде чем приступать к ее радикальной модернизации. Поэтому госпрограмма цифровизации должна быть интегрирована с общей государственной стратегией реиндустриализации и технологической модернизации обрабатывающей промышленности. Необходимо массированное инвестирование в обновление технологической базы обрабатывающей промышленности. Поэтому актуальной задачей совершенствования процесса государственного стратегического управления конкурентоспособностью является введение в круг документов стратегического планирования Стратегии развития обрабатывающей промышленности на правах межотраслевой стратегии, увязанной по целям и задачам с программами развития цифровой экономики.

Отсутствие данной Стратегии не позволяет задействовать эффективные механизмы взаимодействия традиционного промышленного и передового цифрового сектора экономики.

В рамках выполнения научно-исследовательской работы по моделированию развития социально-экономических систем в условиях цифровой экономики авторы разработали ряд предложений по комплексному совершенствованию экономико-правового обеспечения цифровой экономики в Российской Федерации.

Прежде всего, на федеральном уровне рекомендовать осуществить следующие мероприятия:

– в целях обеспечения реализации п. 11 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" рекомендуется принять базовый Федеральный закон "О цифровой экономике в Российской Федерации", определяющий понятийно-категориальный аппарат цифровой экономики, принципы государственного регулирования цифровой экономики, а также основные инфраструктурные элементы цифровой экономики (информационная инфраструктура и безопасность), правовой статус, ответственность субъектов правоотношений в цифровой экономике. Данный Закон направлен на создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;

Также рекомендуется Вам:

– дополнить третий раздел "Российская Федерация на глобальном цифровом рынке" государственной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"[6] (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации") новым абзацем следующего содержания: "Для совершенствования статистических инструментов измерения уровня развития цифровой экономики в обрабатывающей промышленности целесообразно создание многокомпонентного индекса цифровизации обрабатывающих производств на основе комбинирования существующих показателей. Он включает в себя четыре компонента: 1. Индекс развития киберфизических систем; 2. Индекс роботизации производства; 3. Индекс развития аддитивных технологий; 4. Индекс трансформации бизнес-модели" (см. табл.);

– предлагается дополнить подп. 12 п. 4 ст. 14 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" абзацем следующего содержания:

"О состоянии уровня цифровизации обрабатывающих производств в части развития киберфизических систем, роботизации и технологий аддитивного производства";

– Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы и Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации должны быть дополнены Стратегией развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации. Именно модернизация обрабатывающей промышленности является ведущим драйвером повышения конкурентоспособности и безопасности Российской Федерации как социально-экономической системы;

– на основе предыдущего положения предлагаем внести дополнение в Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Изложить п. 5 ст. 19 "Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации" главы 5 "Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу на федеральном уровне" в следующей редакции: "Для совокупности отраслей социально-экономического развития или сфер государственного управления разрабатываются межотраслевые стратегии. В целях технологической модернизации обрабатывающих производств разрабатывается межотраслевая "Стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации";

– на основе выявленных закономерностей развертывания Четвертой промышленной революции и направлений повышения конкурентоспособности бизнеса за счет цифровизации предлагаем дополнить раздел III, п. 29, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации следующим положением (в части задач научно-технологического развития:

"е) создать условия для интеграции информационно-коммуникационных и производственных технологий на базе платформенных принципов организации передовых обрабатывающих производств для обеспечения плодотворного взаимного обмена инновациями между научно-исследовательским сектором и обрабатывающей промышленностью".

Предложения по созданию многокомпонентного индекса цифровизации обрабатывающих производств на основе комбинирования существующих показателей, отражаемых в статистическом сборнике "Индикаторы информационного общества", и введения дополнительных показателей статистического учета

Индекс цифровизации обрабатывающих производств.

Наименование показателей

Отражение

показателя

в статистике

1. Индекс развития киберфизических систем

 

1.1. Использование специальных программных средств для управления автоматизированным производством в обрабатывающих производствах

Форма 8.17

1.2. Использование специальных программных средств для проектирования в обрабатывающих производствах

Форма 8.17

1.3. Организации предпринимательского сектора, использующие технологии автоматической идентификации объектов (RFID) в обрабатывающих производствах

Форма 8.15

1.4. Организации предпринимательского сектора, использующие Облачные сервисы в обрабатывающих производствах

Форма 8.3

1.5. Организации предпринимательского сектора, использующие ERP-системы в обрабатывающих производствах

Форма 8.4

Предлагаемые дополнительные показатели

 

1.6. Промышленные предприятия, оснащающие интеллектуальными датчиками оборудование и производственные линии

Новый

1.7. Предприятия, предоставляющие заказчикам сервисное обслуживание в режиме реального времени

Новый

1.8. Предприятия, предоставляющие заказчикам услуги предиктивной аналитики

Новый

1.9. Количество цифровых платформ, используемых предприятиями в ходе осуществления технологических операций

Новый

 

 

2. Индекс роботизации производства

 

Предлагаемые показатели

 

2.1. Количество промышленных роботов на 10 тыс. занятых в промышленности (плотность роботизации)

Новый

2.2. Заказы промышленных роботов – Robotic Industries Association

Новый

 

 

3. Индекс развития аддитивных технологий

 

Предлагаемые показатели

 

3.1. Количество 3D-принтеров, установленных и используемых для технологических операций

Новый

3.2. Общее количество произведенных 3D-принтеров для промышленного применения

Новый

 

 

4. Индекс трансформации бизнес-модели

 

Организации (обрабатывающие производства), использовавшие специальные программные средства

Форма 8.17

4.1. Для решения организационных, управленческих и экономических задач

 

4.2. Для осуществления финансовых расчетов в электронном виде

 

4.3. Для управления закупками товаров (работ, услуг)

 

4.4. Для управления продажами товаров (работ, услуг)

 

4.5. Для предоставления доступа к базам данных через глобальные информационные сети

 

Литература

1. Вектор развития российской экономики в современных условиях: материалы Международной молодежной научной конференции "Современное состояние российской экономики: задачи и перспективы": Сб. науч. ст. / Под общ. ред. О.В. Карамовой, А.П. Буевич, С.В. Назаренко. М.: Финансовый университет, 2018. 828 с.

 


[1] Вектор развития российской экономики в современных условиях: Материалы Международной молодежной научной конференции "Современное состояние российской экономки: задачи и перспективы": Сб. науч. ст. / Под общ. ред. О.В. Карамовой, А.П. Буевич, С.В. Назаренко. М.: Финансовый университет, 2018. С. 728.

[2] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 гг. (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203) // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/, свободный (дата обращения: 10.10.2018).

[4] Там же. С. 53.

[5] Там же. С. 56.

[6] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Рекомендуется Вам: