ЮрФак: изучение права онлайн

Правовые основы договора купли-продажи лесных насаждений

Автор: Оленина Т.Ю.

Договору купли-продажи лесных насаждений посвящается гл. 7 Лесного кодекса РФ[1] (далее — ЛК РФ 2006 г.) Этот договор — относительно новое явление для отечественного права. Договор купли-продажи лесных насаждений выступает одним из способов обеспечения устойчивого развития регионов. Данный договор менее затратный по сопоставлению с договором аренды лесного участка в связи с тем, что не нужно уточнять лесной участок, где будет реализовываться рубка, тем самым нет необходимости в проектировании его границ и проведении кадастрового учета[2].

Существенным условием исследуемого договора является предмет договора[3], который определяется путем указывания местоположения лесных насаждений и объема древесины, которая подлежит заготовке (ч. 4 ст. 75 ЛК РФ 2006 г.).

К договору купли-продажи лесных насаждений применяются нормы гл. 30 Гражданского кодекса РФ[4], если иное не установлено ЛК РФ 2006 г. (ч. 3 ст. 75 ЛК РФ 2006 г.). По сути, это договор розничной купли-продажи, возмездный, публичный.

Рассматриваемый договор применяется далеко не для всех видов лесопользования, а только для заготовки древесины и заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников (недревесных лесных ресурсов). В то же время этот договор используется только в следующих случаях:

1) для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 29.1 ЛК РФ 2006 г.);

2) для мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, когда одновременно реализуется и продажа лесных насаждений (ч. 3 ст. 29.1 ЛК РФ 2006 г.);

3) субъектами малого и среднего предпринимательства (ч. 4 ст. 29.1 ЛК РФ 2006 г.).

Продавцом по исследуемому договору от имени Российской Федерации выступает на землях лесного фонда уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ (п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ 2006 г.), на землях особоохраняемых природных территорий, в границах государственных природных заповедников и национальных парков — соответствующие федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление этими территориями, на землях населенных пунктов — уполномоченный орган местного самоуправления (ч. 5 ст. 77 ЛК РФ 2006 г.).

Покупателем могут быть физические и юридические лица при условии отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (ч. 3 ст. 77 ЛК РФ 2006 г.).

Объектом договора являются исключительно лесные насаждения (деревья, кустарники и лианы в лесах — ч. 1 ст. 16 ЛК РФ 2006 г.) на государственных или муниципальных землях[5].

Согласно ч. 5 ст. 75 ЛК РФ 2006 г. срок действия договора купли-продажи лесных насаждений — не более одного года. Порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений определяется Приказом Минприроды России от 28 октября 2015 г. N 446[6].

Что касается платежей по рассматриваемому договору, то на федеральном уровне они установлены подзаконными актами[7]. На уровне субъектов РФ устанавливаются платежи по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (ч. 4 ст. 76 ЛК РФ 2006 г.).

Одним из этих актов является Постановление Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 (далее — Постановление Правительства РФ N 310), которое имеет существенные ошибки. В частности, в нем устанавливаются ставки для Карельского лесотаксового района для следующих пород лесных насаждений: сосна, кедр, лиственница, ель, пихта, береза, осина, ольха белая, тополь. Необходимо отметить, что в данном Постановлении учтены породы лесных насаждений, несвойственные природно-климатическим особенностям Республики Карелия, которые не произрастают на территории Республики в таком количестве, чтобы осуществлять их заготовку (например, кедр, лиственница, пихта, ольха белая, тополь).

По официальным данным на 1 января 2017 г., земли, покрытые лесной растительностью, составляют 9 279,5 тыс. га (на 260,3 тыс. га меньше, чем тремя годами раньше), из них с преобладанием хвойных пород — 8 155,0 тыс. га (87,9% от площади покрытых лесной растительностью земель) (на 247,1 тыс. га меньше, чем тремя годами раньше), в том числе с преобладанием сосны — 5 987,5 тыс. га (64,5%) (на 116,3 тыс. га меньше, чем тремя годами раньше), ели — 2 166,2 тыс. га (23,4%) (на 130,8 тыс. га меньше, чем тремя годами раньше), лиственницы и кедра — 1,3 тыс. га (0,014%) (так же, как и тремя годами раньше). С преобладанием мягколиственных пород — 1 124,5 тыс. га (12,1%) (на 13,2 тыс. га меньше, чем тремя годами раньше), в том числе с преобладанием березы — 1 037,2 тыс. га (11,1%) (на 16 тыс. га меньше, чем тремя годами раньше), осины — 67,6 тыс. га (0,7%) (на 3 тыс. га больше, чем тремя годами раньше), ольхи серой и черной — 19,7 тыс. га (0,3%) (на 0,2 тыс. га меньше, чем тремя годами раньше)[8].

Тем самым показатели за 2016 г. свидетельствуют об уменьшении лесной растительности на территории Республики Карелия по сравнению с 2013 г. (за исключением лиственницы, кедра, осины). Приведенные данные также подтверждают факт несоответствия действительности Постановления Правительства РФ N 310 в части определения пород лесных насаждений для Карельского лесотаксового района: пихта, ольха белая и тополь вообще не отмечаются, и не учтено наличие ольхи серой и черной, у которых доля процента намного выше, чем у кедра и лиственницы, и это несмотря на то, что в 2017 г. в него вносились изменения. В итоге это приводит к выводу об абсурдности установления ставок для непроизрастающих деревьев.

По другим районам также могут присутствовать подобные ошибки, только не во всех субъектах РФ создаются свои ежегодные государственные доклады о состоянии окружающей среды или указываются в них породы. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения этого договора, проводимых в форме открытого аукциона (ч. 1 ст. 77 ЛК РФ 2006 г.).

ЛК РФ 2006 г. предусматривает основание для расторжения исследуемого договора:

— невыполнение лесопользователями лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 24), в том числе в части охраны лесов от пожаров (ч. 8 ст. 51), в части защиты лесов (ч. 5 ст. 60.1), в части охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия (ч. 5 ст. 60.12), в части воспроизводства лесов (ч. 4 ст. 61).

Свои особенности имеет договор купли-продажи для собственных нужд граждан. Он необходим для отражения социального фактора устойчивого управления лесами.

Первая особенность: порядок его заключения устанавливается в субъектах РФ, а не на федеральном уровне[9].

Вторая особенность: заключается без проведения торгов на право заключения такого договора (ч. 1 ст. 77 ЛК РФ 2006 г.).

Третья особенность: должны быть более низкие ставки платы по договору, нежели те, которые устанавливаются при заключении договора купли-продажи лесных насаждений в предпринимательских целях. Тем не менее в отдельных регионах, как, например, в Республике Карелия[10], вместо снижения ставок платы они пользуются ставками, определенными в Постановлении Правительства РФ N 310. Тем самым нет никакой разницы в платежах, и рассматриваемый договор заключается что в предпринимательских целях, что для собственных нужд.

Четвертая особенность: цель заключения договора — для собственных нужд граждан. На практике нередки случаи, когда граждане приобретают лесные насаждения и перепродают их, т.е. осуществляют нецелевое использование. В связи с такой возможностью в договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан включаются положения о неустойке, которые, как правило, подлежат взысканию в судебном порядке, если имеет место нецелевое использование. В то же время судами учитывается Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. N 263-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Наговицына Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации"[11] по поводу того, что положения ст. 333 Гражданского кодекса РФ[12] содержат обязанность суда по установлению баланса между применяемой мерой ответственности к нарушителю и оценкой не возможного, а действительного размера ущерба. На этом основании размер неустойки подлежит уменьшению (например, по делам 2-547/2017~М-576/2017[13], 2-541/2017~М-568/2017[14] Питкярантского городского суда Республики Карелия).

Как видно из приведенных выше норм, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд достаточно усложнено законодательно. В то же время в лесах большое количество ветровальных (упавших, поврежденных) деревьев, подлежащих санитарным рубкам, сносу лесных насаждений, которые граждане могли бы использовать для собственных нужд, но бесплатно они не могут их получить по действующему лесному законодательству, а заключать договоры купли-продажи лесных насаждений на такие деревья не стремятся.

В связи с этим необходимо в рамках развития социального фактора обеспечения устойчивого развития регионов и устойчивого управления лесами предусмотреть возможность заготовки древесины гражданами (не только относящимися к коренным малочисленным народам) для собственных нужд бесплатно законодательством субъектов Российской Федерации. То есть необходимо расширить право общего лесопользования, предусмотренное ст. 11 ЛК РФ 2006 г., например предоставить гражданам возможность бесплатно заготавливать ветровальную древесину, а также древесину, полученную в рамках работ по охране, защите, воспроизводству лесов, по ст. 19 ЛК РФ 2006 г. для собственных нужд. Уполномоченным должностным лицам необходимо отметить соответствующую древесину и осуществлять надзор за соблюдением гражданами действующего законодательства, а у граждан появится возможность воспользоваться таким правом, и, что немаловажно, не оформляя никаких документов. В итоге это поспособствует очищению лесов от упавших деревьев (снижению загрязнения лесов природного и антропогенного происхождения) и уменьшению правонарушений в сфере лесопользования, совершаемых гражданами.

Можно резюмировать, что по российскому законодательству после покупки дерева необходимо его срубить, т.е. имеется в виду, что нельзя купить дерево и оставить его произрастать и собирать с него живицу либо березовый сок или ходить любоваться им и т.д. Тем самым цель договора купли-продажи лесных насаждений — это заготовка древесины, и акцент делается исключительно на экономическую выгоду. Следовательно, права и обязанности покупателя ограничиваются. Это специфика исследуемого лесного договора, что его существенно отличает от гражданско-правового договора.

Одной из проблем договора купли-продажи лесных насаждений является регулирование отношений купли-продажи (т.е. гражданских правоотношений) законами субъектов РФ, несмотря на то что по ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации[15]. Все это свидетельствует о необходимости вывести данный договор из гражданского законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным договор купли-продажи лесных насаждений должен быть востребован в устойчивом управлении лесами и соответствует его критериям и индикаторам[16]. Индикатор 5.5 критерия 5 устойчивого управления лесами необходимо изложить в новой редакции согласно действующему лесному законодательству: "Доля площади лесного фонда, на которой осуществляются какие-либо виды лесопользования, предусмотренные лесным законодательством (в том числе на основе договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора купли-продажи лесных насаждений), от общей площади лесного фонда (каждые 5 лет)".

Литература

1. Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Карелия в 2016 г. / Под ред. А.Н. Громцева, О.Л. Кузнецова, Г.Т. Шкиперова. Петрозаводск, 2017. 260 с.

2. Алексеева Е.А. Использование лесов: договор купли-продажи, аренда, бессрочное пользование / Е.А. Алексеева, А.С. Емельянов, А.Н. Козырин и др.; Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Редакция "Российской газеты", 2017. Вып. 7. 144 с.

3. Мазуров А.В. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации и ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" / А.В. Мазуров. М.: Частное право, 2007. 294 с.

4. Працко Г.С. Современные проблемы правового регулирования договора купли-продажи лесных насаждений / Г.С. Працко, А.Е. Шульга // Юристъ-Правоведъ. 2014. N 3(64). С. 50 — 54.

5. Соколова Л.Я. Особенности правового статуса договора купли-продажи лесных насаждений / Л.Я. Соколова // Ленинградский юридический журнал. 2010. N 4. С. 96 — 97.

 


[1] Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

[2] Соколова Л.Я. Особенности правового статуса договора купли-продажи лесных насаждений // Ленинградский юридический журнал. 2010. N 4. С. 96 — 97; Мазуров А.В. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации и ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". СПб., 2007. С. 193.

[3] Алексеева Е.А., Емельянов А.С., Козырин А.Н. и др. Использование лесов: договор купли-продажи, аренда, бессрочное пользование / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Редакция "Российской газеты", 2017. Вып. 7. 144 с.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

[5] Лесной кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий / Под рук. А.А. Ялбулганова. М., 2012. СПС "КонсультантПлюс".

[6] Приказ Минприроды России от 28 октября 2015 г. N 446 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru.

[7] Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 (в ред. от 19.08.2017) "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" // СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2787; Постановление Правительства РФ от 16 октября 2014 г. N 1057 "О ставках платы по договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, для собственных нужд" [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru; Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. N 1320 «Об утверждении методики расчета коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов» [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru.

[8] Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Карелия в 2016 г. / Ред. кол. А.Н. Громцев (гл. ред.), О.Л. Кузнецов, Г.Т. Шкиперова. Петрозаводск, 2017. 260 с.

[9] См., напр.: Постановление Правительства Московской области от 5 марта 2015 г. N 105/7 "Об утверждении порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Московской области" [Электронный ресурс] // URL: http://www.mosreg.ru; Постановление Правительства Ленинградской области от 4 июля 2007 г. N 164 (в ред. от 01.07.2009) "Об утверждении Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" // Вестник Правительства Ленинградской области. 2007. N 52; Постановление Правительства Республики Башкортостан от 1 апреля 2010 г. N 97 (в ред. от 26.12.2016) "Об утверждении Порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Республике Башкортостан" // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2010. N 9(327). Ст. 526; Постановление Правительства Республики Карелия от 13 августа 2014 г. N 264-П "Об утверждении Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" // Карелия. 2014. 21 авг. и др.

[10] Постановление Правительства Республики Карелия от 9 февраля 2008 г. N 29-П "О ставках для определения платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" // Собрание законодательства Республики Карелия. 2008. N 2.

[11] Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. N 263-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Наговицына Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

[12] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

[13] Решение Питкярантского городского суда Республики Карелия по делу 2-547/2017 ~ М-576/2017 от 5 октября 2017 г. // РосПравосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-pitkyarantskij-gorodskoj-sud-respublika-kareliya-s/act-559594904/.

[14] Решение Питкярантского городского суда Республики Карелия по делу 2-541/2017 ~ М-568/2017 от от 29 сентября 2017 г. // РосПравосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-pitkyarantskij-gorodskoj-sud-respublika-kareliya-s/act-559582178/.

[15] Працко Г.С., Шульга А.Е. Современные проблемы правового регулирования договора купли-продажи лесных насаждений // Юристъ-Правоведъ. 2014. N 3(64). С. 50 — 54.

[16] Приказ Рослесхоза от 5 февраля 1998 г. N 21 "Об утверждении Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации" // Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: