ЮрФак: изучение права онлайн

Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета

Автор: Васильева Е.Н.

За последнее десятилетие наше государство уделяло повышенное внимание вопросам правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (далее также — РИД), полученных за счет средств федерального бюджета. Это позволяет решить ряд проблем, которые выявлялись в этой области ранее и существенно тормозили инновационные процессы в России. В свое время А.П. Сергеев, отмечая, что "интересы государства в сфере интеллектуальной собственности охраняются крайне неудовлетворительно (кроме отдельных аспектов)", выявил ряд конкретных проблем. Среди них вопрос о том, каким публичным правовым образованиям принадлежат права на те или иные объекты интеллектуальной собственности, о нерешенности проблемы приобретения исключительных прав на РИД, созданные по государственному заказу, об отсутствии в Российской Федерации системы государственного управления в сфере интеллектуальной собственности и понимания того, какой эта система должна быть и как она должна функционировать (подробнее см. [1, с. 11 — 13]).

Попытаемся найти ответы на эти и некоторые другие вопросы, проанализировав соответствующие нормы российского законодательства.

В течение последнего десятилетия шла активная работа по развитию нормативной правовой базы для эффективного регулирования отношений по поводу РИД, создаваемых за счет бюджета. Начало этому процессу положило принятие в 2006 году и введение в действие в 2008 году четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), вследствие чего завершилась кодификация норм об интеллектуальной собственности. Впоследствии в эту часть ГК РФ вносилось немало изменений, в том числе в рамках системного совершенствования гражданского законодательства во исполнение Указа Президента Российской Федерации [2][1], а также на основании отдельных точечных изменений. Шла работа над совершенствованием регулирования отношений по размещению, заключению и исполнению контрактов для государственных нужд и иных договорных обязательств с участием Российской Федерации как заказчика, на основании которых или в связи с исполнением которых могли создаваться РИД. Базовые законы в этой сфере, такие как Федеральные законы от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние полтора года были существенно обновлены, практически получили новую редакцию.

В развитие федеральных законов разработан большой массив подзаконных правовых актов, содержащих специальные нормы, направленные на охрану РИД, созданных за счет федерального бюджета[2]. Большую роль в совершенствовании законодательства играет правоприменительная практика[3], особенно деятельность специализированного Суда по интеллектуальным правам.

В результате придания конкретному РИД правовой охраны такой результат становится объектом исключительных прав[4]. Правовая охрана РИД обеспечивает не только исключительные права, но и возможности их защиты, что гарантирует правообладателю юридическую монополию как предпосылку для завоевания надежных позиций в рыночной экономике. Придание правовой охраны РИД одновременно влечет возможность защиты исключительных, личных неимущественных и иных прав на такой результат.

Понятие правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности имеет собственное содержание, отличающее этот институт от других охранительных институтов права. Согласно ст. 1225 ГК РФ результатам интеллектуальной деятельности предоставляется правовая охрана. Однако такая охрана предоставляется только тем результатам, которые перечислены в закрытом (исчерпывающем) перечне, содержащемся в указанной статье. В дальнейшем для каждого из входящих в этот перечень объектов сформулированы законодательное определение и требования, которым он должен соответствовать. Если РИД не соответствует определению или сформулированным требованиям, то он не признается способным к правовой охране.

Таким образом, под правовой охраной можно понимать правовой режим, предусмотренный законом для каждого конкретного вида интеллектуальной собственности (режим авторского права, режим патентного права, режим секрета производства и т.д.), представляющий собой гарантии реализации и защиты интеллектуальных прав для авторов и иных правообладателей. Институт правовой охраны РИД отличает, во-первых, идеальный характер охраняемых объектов, во-вторых, существо этих объектов — новизна, обусловленная креативной функцией человеческого мозга, в-третьих, такие результаты способны удовлетворять различные интересы как при непосредственном их восприятии, так и при использовании для производства товарной продукции.

Известно, что в зависимости от вида РИД правовая охрана предоставляется результату в момент его создания и не требует выполнения предусмотренных законом формальностей. В этом случае первоначальный правообладатель, как правило автор (соавторы), автоматически приобретает исключительные права на такой результат. Если правовая охрана предоставляется РИД после выполнения формальностей, например обязательной государственной регистрации, то потенциальный правообладатель должен принять решение, будет ли он принимать меры к предоставлению правовой охраны для такого результата. В случае положительного решения также следует выбор соответствующего режима в зависимости от вида РИД. Так, технические решения могут охраняться в режиме объектов патентного права или в качестве секретов производства (ноу-хау), решение внешнего вида изделия может охраняться в режиме промышленного образца или в режиме дизайнерского произведения. Вследствие принятого решения необходимо совершить соответствующие действия: либо самостоятельные, например ввести и соблюдать режим коммерческой тайны в отношении секрета производства, так же как и в отношении произведений, которые охраняются в режиме секрета, либо обратиться в компетентный орган государственной власти с целью получения охранного документа — патента. Таким образом, государство, как и любой иной потенциальный правообладатель, должно принять решение и совершить необходимые формальные действия для охраны РИД, если такая охрана возникает при соблюдении этих действий. В дальнейшем режим правовой охраны необходимо сохранять, например уплачивать пошлины за поддержание патента в силе, восстанавливать его действие в сроки и порядке, установленные законодательством, осуществлять защиту в случае оспаривания интеллектуальных прав. Если законом предусмотрены случаи досрочного прекращения правовой охраны по воле правообладателя, то государство вправе принять такое решение.

В законодательстве России отсутствует общее определение понятия РИД, созданных за счет средств федерального бюджета, хотя в ряде случаев устанавливаются критерии для отнесения РИД к этой группе. Эти критерии обязательно включают финансовую составляющую и правовые основания возникновения отношений, вследствие которых был создан РИД.

Анализ российского законодательства позволяет формулировать понятие РИД, созданных за счет средств федерального бюджета в узком и широком смысле с учетом целей его использования в регулятивном процессе. В узком смысле это любые виды РИД, созданные за счет средств федерального бюджета. В широком смысле это любые виды РИД, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета, то есть предполагается возможность создания РИД лишь частично за счет средств федерального бюджета с привлечением средств иных лиц — частных инвестиций. Исходя из этого РИД, созданные за счет федерального бюджета, так же как РИД, созданные за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, условно можно именовать бюджетными РИД.

Если это понятие используется для регулирования особой группы социальных отношений, формируя отдельные правовые институты, то в него включаются дополнительные компоненты. Так, применительно к единым технологиям как сложному РИД понятие единой технологии, созданной за счет средств федерального бюджета можно сформулировать на основании ст. 1543 ГК РФ. Из этой статьи следует, что такая технология создается за счет или с привлечением средств федерального бюджета, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий. Аналогичное определение можно использовать и в отношении иных РИД гражданского, военного, специального или двойного назначения. Если учесть, что за счет средств федерального бюджета финансируется деятельность федеральных государственных бюджетных учреждений науки и образовательных учреждений, то специальное определение, сформулированное применительно к единым технологиям, приобретает универсальный характер и позволяет относить к таким результатам РИД, полученные вследствие выполнения государственного задания за счет предоставленных на эти цели субсидий (см. [7, ст. 9.2]).

Исходя из изложенного представляется оправданным понимать под РИД, созданными за счет средств федерального бюджета, любые РИД, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам по другим договорам[5], для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.

Чтобы принять меры для правовой охраны РИД, полученных за счет средств федерального бюджета, Российская Федерация должна иметь статус правообладателя (в отношении РИД, не требующих обязательной государственной регистрации) или потенциального правообладателя (в отношении РИД, для которых такая регистрация необходима). Как потенциальный правообладатель Российская Федерация должна иметь право на получение патента. Право на получение патента служит предпосылкой для приобретения исключительного права.

В связи с этим возникает вопрос, всегда ли Российская Федерация приобретает исключительные права на РИД, созданные за счет средств федерального бюджета. Анализ существующего законодательства дает основание ответить на этот вопрос отрицательно, хотя долгое время бытовало мнение, что если РИД создан за счет средств государства, то и права на него должны принадлежать государству.

Наиболее детально в законодательстве урегулирован вопрос о распределении прав на бюджетные РИД, созданные по договорам, в том числе по государственным контрактам. Так, право на получение патента (и, соответственно, исключительное право) на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для государственных нужд, принадлежат организации, выполняющей этот контракт, то есть исполнителю, если контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации или совместно исполнителю и Российской Федерации (п. 1 ст. 1373 ГК РФ). Аналогично решается вопрос о правах на созданные по государственному контракту произведения науки, литературы и искусства — они принадлежат автору либо иному выполняющему этот контракт лицу, если контрактом не предусмотрено, что исключительное право принадлежит Российской Федерации или совместно исполнителю и Российской Федерации (п. 1 ст. 1298 ГК РФ).

Несколько отличается подход законодателя к распределению прав на единую технологию. В силу п. 1 ст. 1544 ГК РФ право на созданную за счет федерального бюджета единую технологию принадлежит исполнителю, которым признается лицо, организовавшее ее создание, за исключением случаев, когда это право в соответствии со ст. 1546 ГК РФ принадлежит Российской Федерации. Право на единую технологию в силу ст. 1546 ГК РФ признается за Российской Федерацией в следующих случаях:

— если единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;

— если Российская Федерация до создания единой технологии или в последующем приняла на себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения;

— если исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на РИД, которые входят в состав технологии.

Последний случай нельзя рассматривать как обязанность исполнителя, однако такое основание для перехода к Российской Федерации права на получение патентов на входящих в единую технологию РИД, исключительных прав на них, а также прав на неохраняемые в режиме интеллектуальной собственности РИД явно призвано стимулировать лицо, организовавшее создание этой технологии, к принятию мер для правовой охраны единой технологии.

Такую же направленность, но в отношении Российской Федерации, имеют нормы п. 2 ст. 1373 ГК РФ, если государственным контрактом предусмотрено, что ей принадлежит право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец. В этом случае выступающий от имени Российской Федерации государственный заказчик может подать заявку на выдачу патента в течение шести месяцев со дня его письменного уведомления исполнителем о получении РИД, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца. Если в течение указанного срока государственный или муниципальный заказчик не подаст заявку, то право на получение патента принадлежит исполнителю.

Распределение прав на создаваемые в рамках государственных контрактов и иных договоров РИД составляет предмет регулирования и подзаконных нормативных правовых актов.

Так, в силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности" федеральные органы исполнительной власти и организации, выступающие от имени Российской Федерации государственными заказчиками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам для государственных нужд (далее — государственные контракты), при заключении государственных контрактов обязаны предусматривать в них условия о закреплении в установленном порядке исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и секреты производства (ноу-хау) (далее — результаты научно-технической деятельности) за Российской Федерацией в следующих случаях:

— если РИД изъяты из оборота;

— если Российская Федерация приняла на себя осуществление финансирования работ по доведению результатов научно-технической деятельности до стадии практического применения, завершающейся этапом постановки продукции на производство, включающим подготовку производства, изготовление установочной серии и квалификационные испытания;

— если исполнитель не обеспечил до истечения 6 месяцев после окончания научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на результаты научно-технической деятельности;

— если результаты научно-технической деятельности созданы в ходе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации.

Эти права закрепляются за Российской Федерацией или по решению государственного заказчика совместно за Российской Федерацией и организацией, выполняющей научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (исполнителем), если такие результаты непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства. Во всех иных случаях права закрепляются за исполнителем на условиях, определяемых государственным контрактом.

В силу Правил управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации (см. [9]), в лицензионный договор, предметом которого является использование единой технологии для обеспечения выполнения государственного оборонного заказа и других программ в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства должно включаться условие о том, что все исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при использовании единой технологии, закрепляются за Российской Федерацией (п. 3 и 6 Правил). Это требование сохраняется при размещении заказа на выполнение работ в рамках государственного оборонного заказа (п. 4 и 5 Правил).

Анализ современного законодательства России показывает, что отношения по распределению прав на РИД, полученных в результате исполнения договоров с участием Российской Федерации, урегулированы достаточно детально и позволяют установить, какой из сторон и при каких обстоятельствах будут принадлежать исключительные права.

Решение вопроса о том, кому принадлежат права на РИД, созданные за счет средств федерального бюджета, выделяемых для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий, представляется не таким простым. В этом случае речь идет о РИД, созданных в федеральных государственных бюджетных научных или образовательных учреждениях.

При регулировании отношений собственности (вещных прав) законодатель учитывает правовой режим имущества в форме вещей, принадлежащих учреждениям на ограниченном вещном праве — праве оперативного управления, в отношении которого у учредителя сохраняется право собственности. При регулировании отношений в области интеллектуальной собственности не предусмотрена правовая конструкция, аналогичная праву оперативного управления. На РИД, созданные работниками, то есть авторами, находящимися в трудовых отношениях с государственным учреждением или унитарным предприятием, в силу четвертой части ГК РФ[6] распространяется режим служебных РИД. По общему правилу исключительные права на них, следовательно, и право на получение патента в отношении подлежащих обязательной государственной регистрации РИД возникают у работодателя. Иными словами, правообладателем является бюджетное учреждение, если РИД получен его работником (работниками). Опираясь на абсолютный характер субъективного исключительного права, бюджетное учреждение может использовать служебный РИД по своему усмотрению и свободно распоряжаться исключительным правам на него. Его исключительное право на служебный РИД может быть ограничено на общих основаниях только в случаях, установленных в четвертой части ГК РФ (п. 5 ст. 1229 ГК РФ). Однако это право государственных бюджетных учреждений РИД существенно ограничивается волей собственника имущества на основании даже не иных федеральных законов, а подзаконных нормативных правовых актов. На это, в частности, указывают акты Федерального агентства научных организаций (далее также — ФАНО России)[7]. Так, в Приказе ФАНО России от 23 декабря 2013 года N 8н "Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства научных организаций" (в редакции от 29 июля 2016 года) установлен порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральными государственными бюджетными учреждениями Федеральным агентством научных организаций либо приобретенным федеральными государственными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных Федеральным агентством научных организаций на приобретение такого имущества. А в числе видов особо ценного имущества поименовано "имущество, отнесенное к исключительным правам", причем независимо от его балансовой стоимости[8].

На основании и в развитие Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Правительством Российской Федерации были приняты Постановление от 26 июля 2010 года N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества", Приказ Федерального агентства научных организаций от 23 декабря 2013 года N 4н "Об определении видов особо ценного движимого имущества" и Приказ Федерального агентства научных организаций от 15 марта 2016 года N 4н "Об определении видов особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства научных организаций". Из этих документов следует, что понятие "имущество" используется в них в широком смысле, охватывает все объекты имущественных отношений, включая вещи, права на вещи, имущественные права, в том числе права на РИД. В результате режим оперативного управления распространяется и на исключительные права, что в принципе неверно и противоречит закону.

Во-первых, по смыслу ст. 298 ГК РФ режим особо ценного имущества распространяется только на вещи как объекты вещных прав, но не на имущественные права, к которым относятся исключительные права на РИД.

Во-вторых, согласно п. 3 ст. 1227 ГК РФ к интеллектуальным правам не применяются положения раздела II ГК РФ о праве собственности и иных вещных правах, если иное не установлено правилами раздела VII ГК РФ о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Нормы о вещных правах, содержащиеся в разделе VII ГК РФ, относятся к регулированию отношений по поводу материальных носителей, в которых объективируется результат интеллектуальной деятельности. В частности, в договоре авторского заказа стороны согласовывают, в какой вещной форме будет выражен результат и на каком праве он передается заказчику (ст. 1288 ГК РФ). Или устанавливаются случаи, когда переход права собственности на вещь, в которой выражен соответствующий РИД (оригинал произведения), является основанием для перехода также исключительного права на произведение (п. 1 ст. 1291 ГК РФ).

Хотя в письме Федерального агентства научных организаций от 4 марта 2016 года N 007-18.2-11/МК-68 "Об учете результатов интеллектуальной деятельности" указывается, что все исключительные права на служебные произведения, полученные в ходе выполнения работниками подведомственных ФАНО России организаций своих трудовых обязанностей, принадлежат подведомственным ФАНО России организациям, с которыми авторы служебных произведений состоят в трудовых отношениях, упомянутые ранее приказы не отменяются. При этом указание на принадлежность исключительных прав учреждению используется для других целей:

— необходимость принятия дополнительных мер для обеспечения надлежащих условий хранения результатов научных трудов, образцов исследований научной организации, включая систематизированный учет результатов научных исследований;

— обеспечение учета и разделения результатов научной деятельности, осуществляемой за счет различных источников финансирования (в рамках государственного задания, программ Российской академии наук, по грантам государственных научных фондов или в рамках приносящей доход деятельности);

— недопущение использования в коммерческих целях результатов научных разработок, затрагивающих стратегические, политические и экономические интересы Российской Федерации.

Одной из таких мер является исключение возможности применения диспозиции нормы о принадлежности исключительного права на служебное произведение автору как работнику. Для этого работодатель должен заключить со своими работниками соглашения о служебных РИД, предусматривающие, что все исключительные права на РИД, созданные работниками в пределах их трудовых обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, а также должностными инструкциями или иными актами работодателя (подведомственной ФАНО России организации), а также конкретными заданиями, данными работодателем (подведомственной ФАНО России организации) работникам, принадлежат организации. Это регулирование также ограничивает волю учреждения и его работника как автора самостоятельно определять юридическую судьбу исключительного права на служебный РИД. Все это дает основание усомниться, что бюджетное учреждение может быть полноценным правообладателем (подробнее см. [16]) из-за распространения на них подходов, используемых при регулировании отношений оперативного управления.

Основной предпосылкой для правовой охраны РИД является принятие решения потенциальным или реальным правообладателем о получении такой охраны, ее сохранении или отказе от нее, в случаях, когда такой отказ допускается законом. Также необходим выбор соответствующего режима в зависимости от вида РИД, когда закон предоставляет альтернативные варианты.

Так, технические решения могут охраняться в режиме объектов патентного права или в качестве секретов производства (ноу-хау), решение внешнего вида изделия может охраняться в режиме промышленного образца или в режиме дизайнерского произведения. Вследствие принятого решения необходимо совершить соответствующие действия: либо самостоятельные, например ввести и соблюдать режим коммерческой тайны в отношении секрета производства, так же как и в отношении произведений, которые будут охраняться в режиме секрета, либо обратиться в компетентный орган государственной власти с целью получения охранного документа — патента.

Все эти решения принимаются в рамках осуществления функций государственного управления правами на РИД, принадлежащими Российской Федерации. Поскольку вопрос о распределении интеллектуальных прав и об охране исключительных прав на бюджетные РИД, как правило, решается на этапе заключения и исполнения государственных контрактов и иных договоров, понятие управления следует толковать расширительно, включая в него также реализацию уполномоченным лицом от имени и в интересах России своих функций на всех этапах, в том числе предшествующих приобретению исключительного права или права на получение патента.

При создании РИД за счет федерального бюджета, когда эти результаты создаются на основании государственного контракта или договора, решения от имени Российской Федерации, связанные с их правовой охраной, принимает государственный заказчик в порядке выполнения своих функций в рамках управления правами Российской Федерации на такие результаты.

Так, в Правилах осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения (далее — Правила управления) прямо указывается, что управление правами Российской Федерации на РИД осуществляют государственные заказчики, по заказу которых созданы указанные результаты. Такими заказчиками, согласно ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" могут быть государственный орган (в том числе орган государственной власти), государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации и осуществляющие закупки.

Управление правами Российской Федерации на РИД включает в том числе осуществление мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на РИД, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов (п. 3 Правил об управлении). Эти мероприятия предусматривают:

1) направление в письменной форме в адрес государственного заказчика организацией-исполнителем:

— уведомления о РИД, имеющих правовую охрану, принадлежащих исполнителю и созданных им вне рамок государственного контракта, которые планируется использовать при выполнении этого государственного контракта (направляется до заключения государственного контракта);

— уведомления о необходимости использования исключительных прав третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности;

— отчетов о патентных исследованиях в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения";

— уведомления о получении результата РИД, способного к правовой охране, с обоснованием предлагаемого порядка его использования и предложение по его правовой охране (направляется в установленный государственным контрактом срок);

2) направление государственным заказчиком в адрес организации-исполнителя решения о правовой охране полученного РИД;

3) подачу заявки на выдачу патента Российской Федерации, патентов иных стран, заявки на государственную регистрацию РИД;

4) в случае принятия государственным заказчиком решения о сохранении сведений о РИД в режиме коммерческой тайны направление им в адрес организации-исполнителя уведомления об оформлении секрета производства (ноу-хау) и передачи этого ноу-хау государственному заказчику.

Кроме того, государственный заказчик принимает от имени Российской Федерации решение о досрочном прекращении действия патента на РИД, вследствие чего заканчивается правовая охрана зарегистрированного РИД и на него распространяется режим общественного достояния (свободного и безвозмездного использования любым лицом). Такое решение может быть принято в отношении РИД, по которым государственными заказчиками не принято решений о распоряжении правами на них одним из способов, указанных в Правилах об управлении. Для этого государственные заказчики обязаны не реже одного раза в год рассматривать вопрос о целесообразности сохранения исключительных прав Российской Федерации на такие РИД.

Что касается РИД, в отношении которых не предусмотрена государственная регистрация как основание возникновения их правовой охраны, то здесь момент возникновения такой правовой охраны должен определяться моментом их создания и придания им объективной формы выражения. Фиксация этого момента осуществляется на основании первичных документов, которые ведутся в целях предоставления сведений в подраздел 4 Единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения "Сведения об основаниях возникновения и объеме прав Российской Федерации или исполнителя работ на объекты учета".

Применительно к единым технологиям в п. 2 ст. 1544 ГК РФ указывается, что лицо, которому в соответствии с п. 1 этой статьи принадлежит право на технологию, обязано незамедлительно принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии (подавать заявки на выдачу патентов, на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, вводить в отношении соответствующей информации режим сохранения тайны, заключать договоры об отчуждении исключительных прав и лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, и принимать иные подобные меры), если такие меры не были приняты до или в процессе создания технологии.

В случаях, когда ГК РФ допускает различные способы правовой охраны РИД, входящих в состав единой технологии, лицо, которому принадлежит право на технологию, выбирает тот способ правовой охраны, который в наибольшей степени соответствует его интересам и обеспечивает практическое применение единой технологии (п. 3 ст. 1544 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 1544 ГК РФ под лицом, которому принадлежит право на технологию, признается лицо, организовавшее создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета (исполнитель), в том случае если это право не закрепляется за Российской Федерацией в лице государственного заказчика в силу п. 1 ст. 1546 ГК РФ.

Мероприятия по оформлению в установленном порядке прав на РИД, входящие в состав единой технологии, входят в содержание управления правом на единую технологию. Согласно п. 3 Правил управления правами на единые технологии, принадлежащие Российской Федерации, эти мероприятия осуществляют от имени Российской Федерации уполномоченные лица, то есть лица, обладающие полномочиями на распоряжение правами на единые технологии, — федеральные органы исполнительной власти, иные органы государственной власти и юридические лица в соответствии с их полномочиями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При решении вопросов о правовой охране РИД, созданных за счет средств федерального бюджета, наряду с необходимостью проведения мероприятий по предварительной проверке соответствия результата требованиям, установленным в ГК РФ, при наличии которых им предоставляется правовая охрана в качестве интеллектуальной собственности, также следует учитывать необходимость проведения специальных мероприятий в отношении отдельных видов РИД. Это касается обеспечения правовой охраны РИД, содержащихся в экспортной продукции, в том числе посредством ее патентования за рубежом или приобретения охраны в рамках международного патента (евразийского патента), секретных изобретений, для которых предусмотрен специальный режим и патентование которых осуществляется в особом порядке (см. ст. 1401 — 1407 ГК РФ).

Для приобретения правовой охраны в отношении единой технологии проводятся мероприятия по признанию совокупности РИД, а точнее результатов научно-технической деятельности (далее также — РНТД), потенциально способных к правовой охране в режиме интеллектуальной собственности, а также РИД, не способных к такой охране, единой технологией как сложного РИД, отвечающего определению, указанному в ст. 1542 ГК РФ. Для этого сначала проводится процедура идентификации РИД. Под идентификацией единой технологии понимается "выявление среди результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — НИОКТР) такого результата, признаки которого соответствуют юридическим признакам единой технологии и в отношении которого может быть принято решение о признании совокупности результатов интеллектуальной деятельности, включенных в его состав, сложным объектом в виде единой технологии. Идентификация РНТД как единой технологии — это процесс легального (соответствующего принятым нормам права, на законных основаниях) установления тождественности характеристик полученного результата научно-технической деятельности признакам единой технологии"[9]. А затем проводится собственно процедура признания РНТД единой технологией. Под признанием РНТД единой технологией понимается "документально оформленное волеизъявление (согласия) о том, что РИД, включенные в результат научно-технической деятельности, образуют сложный объект в виде единой технологии. Признание РНТД единой технологией означает возложение на лицо, которому принадлежит право на единую технологию, обязанности по признанию и приобретению прав на РИД, входящие в состав единой технологии, и выполнение иных обязанностей, вытекающих из правового режима единой технологии. Признание РНТД единой технологией означает согласие на приобретение прав и принятие обязанностей, вытекающих из правового режима единой технологии" [19].

Непосредственное закрепление прав на РИД, созданные за счет средств федерального бюджета, требует в случаях, установленных ГК РФ, обязательной их государственной регистрации, поскольку лишь при наличии такой регистрации признается и охраняется исключительное право на РИД (п. 1 и 2 ст. 1232 ГК РФ). Законодательством России не предусмотрена регистрация единой технологии как сложного объекта интеллектуальной собственности посредством внесения соответствующих записей о ней в предусмотренный для этого государственный реестр. Правовая охрана единой технологии возникает в результате регистрации каждого из входящих в ее состав РИД посредством внесения записей в государственный реестр отдельных видов РИД.

Так, сведения о каждом из изобретений, входящих в состав единой технологии, вносятся в Государственный реестр изобретений Российской Федерации, сведения о полезных моделях — в Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации, сведения о промышленных образцах — в Государственный реестр промышленных образцов Российской Федерации. Аналогично вносятся сведения о факультативно зарегистрированных программах для ЭВМ, базах данных, топологиях интегральных микросхем соответственно в Реестр программ для электронно-вычислительных машин, Реестр баз данных, Реестр топологий интегральных микросхем. Но эта регистрация имеет правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер.

Также управление правами на РИД предусматривает принятие решений о судьбе зарегистрированного объекта в аспекте его дальнейшей правовой охраны в течение срока действия патента. В связи с этим государственные заказчики обязаны не реже одного раза в год рассматривать вопрос о целесообразности сохранения исключительных прав Российской Федерации на РИД. По итогам указанного рассмотрения может быть принято решение об утрате необходимости сохранения права Российской Федерации на конкретный РИД. Основаниями для принятия решения об утрате необходимости сохранения права Российской Федерации на РИД, в частности, являются:

1) отсутствие в нормативных правовых актах, определяющих вопросы стратегического планирования в соответствующей сфере деятельности, положения об использовании РИД;

2) принятие решения о снятии продукции, созданной с использованием РИД, с вооружения или об отказе от принятия ее на вооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) неиспользование РИД в качестве основы для создания ядерного и иного оружия массового уничтожения, а также других видов оружия и боеприпасов к ним;

4) утрата оснований для изъятия РИД из гражданского оборота;

5) неприменение РИД гражданского назначения для обеспечения государственных нужд в течение 36 месяцев с даты оформления права Российской Федерации на него.

Государство осуществляет контроль и надзор в сфере правовой охраны РИД, в том числе приобретенных за счет средств федерального бюджета, выступая уже не в роли правообладателя, а осуществляя свои властные полномочия. Выполнение этих функций является правовой гарантией приобретения и поддержания правовой охраны таких РИД, в том числе в случае принадлежности исключительных прав на них Российской Федерации.

Так, согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 402 "Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" для обеспечения защиты прав Российской Федерации на РИД при вовлечении их в экономический и гражданско-правовой оборот в ходе осуществления военно-технического сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в отношении продукции, которая контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации об экспортном контроле, осуществляется контроль:

— закрепления в установленном законодательством Российской Федерации порядке за Российской Федерацией прав на результаты РИД;

— за охраной и защитой прав Российской Федерации на РИД.

Также на основании этого документа проводятся мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению действий, нарушающих права Российской Федерации на РИД, в том числе за рубежом, и по участию совместно с государственными заказчиками в судебно-претензионной работе по защите нарушенных прав Российской Федерации, включая представление интересов Российской Федерации в отношении таких прав, в том числе за рубежом.

Подводя итог проведенному анализу нормативной правовой базы по предмету настоящего исследования, можно констатировать наличие большого массива источников правового регулирования отношений, связанных с охраной прав на бюджетные РИД как на законодательном, так и на подзаконном уровне. Исходя из их содержания можно сделать вывод о том, что справедливо обозначенные десять лет назад А.П. Сергеевым (и не только им) проблемы практически разрешены, прежде всего в результате детального регулирования вопросов распределения прав на РИД, создаваемые в процессе выполнения обязательств в рамках государственных контрактов и других договоров, и в результате создания института государственного управления в сфере интеллектуальной собственности.

В то же время еще остаются не до конца решенные вопросы. В частности, сохраняется неопределенность правового статуса бюджетных организаций как правообладателей, поскольку их права на созданные в них результаты ограничиваются волей собственника имущества (учредителя) по модели, аналогичной модели оперативного управления.

Необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативных текстов в целях единообразного использования терминов и понятий. Так, на уровне федеральных законов используются термины РИД и РНТД применительно к единым технологиям, поэтому возникает вопрос: едиными технологиями могут считаться любые РИД или таковыми признаются только РНТД (то есть изобретения и полезные модели исходя из трактовки ст. 1349 ГК РФ)? В большинстве подзаконных актов содержатся нормы, согласно которым объектом гражданского оборота признаются РИД, хотя из п. 4 ст. 129 ГК РФ прямо следует, что эти идеальные объекты необоротоспособны, а способностью к обороту, то есть к отчуждению или к переходу от одного лица к другому, обладают исключительные и некоторые иные интеллектуальные права, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие РИД.

Определенную сложность представляет различное понимание терминологии, используемой в нормах национального права России и в нормах международного права.

Известно, что с принятием четвертой части ГК РФ в России принципиально изменилось понимание основного термина — "интеллектуальная собственность". Ранее из ст. 138 ГК РФ следовало, что это — исключительные права на РИД и приравненные к ним средства индивидуализации. Такое понимание совпадало с формулировками в международных договорах. С введением в действие четвертой части ГК РФ (с 1 января 2008 года) эта статья утратила силу, поскольку с этого момента под интеллектуальной собственностью понимаются не исключительные права, а сами РИД и приравненные к ним средства индивидуализации, то есть объекты этих прав (ст. 1225 ГК РФ). Это обусловило системные расхождения в использовании и ряда других понятий в нормах национального права России и международных договорах с ее участием.

Во избежание неоднозначной трактовки некоторых понятий и терминов они определяются в Методических рекомендациях по включению в договоры (контракты) в сфере военно-технического сотрудничества положений, касающихся определения условий использования и обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности. В этом документе отмечается, что "интеллектуальная собственность" понимается в значении, указанном в ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, подписанной в Стокгольме 14 июля 1967 года. Из этой статьи Конвенции следует, что "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся:

— к литературным, художественным и научным произведениям;

— исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;

— изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

— научным открытиям;

— промышленным образцам;

— товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

— защите от недобросовестной конкуренции.

Также интеллектуальная собственность включает все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Таким образом, в Конвенции под интеллектуальной собственностью понимаются не только исключительные права, но и интеллектуальные права в целом, а также права на защиту.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Сергеев А.П. Основные проблемы правовой охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации на современном этапе // Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных трудов / Под ред. В.Н. Лопатина. М.: Издательство "Юрайт", 2008. Т. 1. С. 10 — 17.

2. О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1108. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

3. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

4. Проект Федерального закона о внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=81215 (дата обращения: 2 октября 2018 года).

5. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав: утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 сентября 2015 года. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2016): утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 года. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

8. О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 342. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

9. Правила управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1089. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

10. Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства научных организаций: Приказ Федерального агентства научных организаций России от 23 декабря 2013 года N 8н: в редакции от 29 июля 2016 года. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

11. Об определении видов особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства научных организаций: Приказ Федерального агентства научных организаций от 23 декабря 2013 года N 4н. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

12. Об определении видов особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства: Приказ Федерального агентства научных организаций от 15 марта 2016 года N 4н. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

13. Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций: Приказ Федерального агентства научных организаций от 2 февраля 2017 года N 59. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

14. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 538. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

15. Об учете результатов интеллектуальной деятельности: письмо Федерального агентства научных организаций от 4 марта 2016 года N 007-18.2-11/МК-68. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

16. Васильева Е.Н. Права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в бюджетных учреждениях за счет средств федерального бюджета // Труды Института государства и права РАН. 2012. N 3. С. 150 — 164.

17. Правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 233. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

18. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

19. Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией: утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации 1 апреля 2010 года. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

20. Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 402. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

21. Методические рекомендации по включению в договоры (контракты) в сфере военно-технического сотрудничества положений, касающихся определения условий использования и обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности: распоряжение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 4 марта 2014 года N 2. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

22. Новоселова Л.А. Об особенностях некоторых правопорождающих фактов в патентном праве // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2016. N 12. С. 19 — 23.

 


[1] Системные изменения в раздел VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" ГК РФ были внесены Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ. Недавно Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона о внесении очередных точечных изменений в этот раздел (в п. 3 ст. 1246, в п. 1 ст. 1366, в ст. 1378, 1384 и 1386, в п. 1 ст. 1390, в п. 2 ст. 1394) по вопросам патентования. В частности, проектом вводится правило о необходимости учета результатов предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности, проведенных российскими научными или образовательными организациями, зарегистрированными в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Одновременно с этим заявителям предлагается предоставить возможность обращаться в указанные организации с запросом о проведении предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности (подробнее см. [4]).

[2] Некоторые из них анализируются в настоящей статье.

[3] См., например:

пункт 56 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, в котором подтверждается, что права на РИД, созданные за счет бюджетных средств, принадлежат Российской Федерации, если это предусмотрено государственным контрактом (договором). В случае принадлежности исключительного права не Российской Федерации правообладатель обязан заключить с государственным заказчиком договор о безвозмездном предоставлении права на использование такого результата интеллектуальной деятельности при изготовлении поставляемых товаров либо выполнении подрядных работ для государственных нужд;

пункт 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), из которого следует, что права на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, принадлежат Российской Федерации, если до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" они не являлись объектами исключительного права физических или юридических лиц, а также если информация об указанных результатах не являлась общедоступной (Определение N 305-ЭС15-15151);

пункт 22 Обзора, где констатируется, что в случае, когда модификация результата интеллектуальной деятельности, принадлежащего Российской Федерации, осуществлена за счет средств федерального бюджета, правообладателем соответствующего нового результата является также Российская Федерация (Определение N 305-ЭС16-6416).

[4] Необходимо отметить, что момент возникновения исключительного права на изобретение и другие РИД, подлежащие обязательной государственной регистрации, в ГК РФ не определен. В доктрине права интеллектуальной собственности по этому поводу высказываются различные позиции (подробнее см. [22, с. 19 — 23]).

[5] Это, например, договоры, которые заключает исполнитель по государственному контракту, приобретая право на использование РИД в целях исполнения контракта, договоры, заключаемые организатором создания единой технологии в целях закрепления за Российской Федерацией прав на нее, договоры, заключаемые от имени Российской Федерации с иностранными правообладателями в рамках выполнения своих обязательств в области военно-технического сотрудничества.

[6] Поскольку нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ), иное регулирование может быть представлено в них при условии соответствующей оговорки в ГК РФ. Но такой оговорки в нем нет. Иное регулирование не установлено и в Трудовом кодексе Российской Федерации.

[7] Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 Федеральное агентство научных организаций упразднено, а его функции по нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.

[8] См.: Приказы Федерального агентства научных организаций от 23 декабря 2013 года N 4н "Об определении видов особо ценного движимого имущества"; от 15 марта 2016 года N 4н "Об определении видов особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства научных организаций"; от 2 февраля 2017 года N 59 "Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций".

[9] См.: Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией. Рекомендации предназначены для применения организациями, выполняющими НИОКТР (исполнителями, головными исполнителями, соисполнителями, субподрядчиками), в том числе для государственных нужд; государственными заказчиками; заказчиками; органами исполнительной власти; специализированными организациями; организациями, уполномоченными заказчиками или государственными заказчиками в установленном порядке осуществлять приемку результатов НИОКТР, мониторинг выполнения НИОКТР, федеральных целевых программ; иными организациями, а также специалистами, выступающими в качестве экспертов. Также Методические рекомендации могут применяться контрольными и надзорными органами в целях осуществления установленных полномочий, а также сторонами договора о выполнении дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица.

В Рекомендациях указывается, что для урегулирования отношений, связанных с конкретными РНТД, еще до начала выполнения НИОКТР или дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица (далее — дополнительных работ), рекомендуется в конкурсной документации, государственных контрактах, договорах, технических заданиях, бюджетных заданиях, заданиях учредителя автономного учреждения, приказах и (или) распоряжениях, издаваемых федеральными органами исполнительной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и иных документах, являющихся основанием для выполнения и (или) приемки НИОКТР либо дополнительных работ, заранее предусматривать требование создать результат научно-технической деятельности, соответствующий признакам единой технологии, и который возможно идентифицировать как единую технологию. Эти требования могут быть изложены, например, в техническом задании в части требований, предъявляемых к ожидаемым результатам НИОКТР, либо дополнительных работ. Перечисленные документы могут также включать отсылку к этим Методическим рекомендациям.


Рекомендуется Вам: