ЮрФак: изучение права онлайн

Антикоррупционная политика в отношении юридических лиц

Автор: Федоров А.В.

В последнее время российскими специалистами уделяется большое внимание изучению вопросов противодействия коррупции. Тем не менее ряд из них еще не получили должного рассмотрения. Один из таких вопросов — "Антикоррупционная политика в отношении юридических лиц".

Политика[1], в том числе антикоррупционная политика, тесно связана с правом. Можно сказать, что политика формирует право, которое становится инструментом реализации этой политики. Ряд ученых считают, что в результате проводимой антикоррупционной политики в Российской Федерации сформировалось антикоррупционное право как комплексная отрасль. Например, недавно Забайкальским государственным университетом выпущен трехтомный учебный курс "Антикоррупционное право"[2], посвященный этой отрасли российского права.

Право производно от политики, выражает политику и служит средством ее реализации при определяющей роли государства. В то же время политика находится в зависимости от права. Она, как правило, должна быть основана на праве, ограничена правовыми рамками. Изложенные общие положения в полной мере касаются и антикоррупционной политики.

В последние годы этому виду политики в целом посвящено достаточно много российских исследований общего характера[3]. Однако антикоррупционная политика в отношении юридических лиц "остается в тени" научных изысканий отечественных специалистов. Более того, в российских исследованиях антикоррупционная политика традиционно увязывается с противоправной деятельностью исключительно физических лиц и определяется как составляющая государственной политики, сутью которой является противодействие умышленному использованию должностными и (или) публичными лицами предоставленной им дискреционной власти в корыстных целях, т.е. в целях удовлетворения личных или групповых интересов в ущерб интересам общества и государства.

Однако мир меняется, и одним из ключевых вопросов антикоррупционной политики становится определение того, достаточно ли в современных условиях ответственности физических лиц, совершающих коррупционные правонарушения, либо требуется также установление ответственности и для юридических лиц, в интересах которых совершаются коррупционные правонарушения физическими лицами.

Фактически стоит вопрос о признании или непризнании юридического лица субъектом коррупционных правонарушений, в том числе преступлений.

В этом вопросе, на наш взгляд, следует поддержать российских исследователей антикоррупционной политики, считающих, что во многих случаях "роль отдельного человека как преступника отходит на второй план, юридическое же лицо выдвигается на передний план в качестве реального преступника, незаконно получающего денежные или иные выгоды от преступной деятельности"[4].

В то же время вопрос об уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные деяния, изучение коррупционной преступности юридических лиц пока не находятся в центре внимания антикоррупционной политики и научных исследований.

Объясняется это тем, что в Российской Федерации уголовная ответственность юридических лиц еще не предусмотрена, а так как преступность — уголовно-правовое явление, де-юре такой преступности нет. То, что признается коррупционной преступностью юридических лиц за рубежом, в российских реалиях рассматривается как деликты юридических лиц, то есть противоправные деяния, не являющиеся преступлениями.

Тем не менее, в отечественных криминологических исследованиях и работах по сравнительному правоведению стало получать признание фактическое наличие в Российской Федерации коррупционной преступности юридических лиц в наднациональном ее понимании как социальной реальности, требующей всестороннего изучения и адекватной реакции со стороны государства, включая проведение соответствующей антикоррупционной политики[5].

В мире современная антикоррупционная политика в отношении юридических лиц имеет два ярко выраженных направления.

Первое — предупреждение коррупции юридических лиц, включая выявление и устранение ее причин (то есть профилактика корпоративной коррупции, предусматривающая обязанность организаций принимать меры, направленные на противодействие коррупции, включая антикоррупционные комплаенс-процедуры)[6].

Второе — выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений юридических лиц (то есть борьба с корпоративной коррупцией).

Если первое направление антикоррупционной политики уже последовательно реализуется в Российской Федерации, то второе — лишь изучается в составе антикоррупционной политики ряда государств с проекцией на российскую ситуацию[7] и только с недавнего времени реализуется посредством административной ответственности. Она применяется в установленных законом случаях при совершении административных правонарушений или преступлений физическими лицами от имени или в интересах соответствующих юридических лиц.

Например, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" был дополнен Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) ст. 19.28 "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица", установившей ответственность для юридических лиц за незаконную передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением[8].

Таким образом, получило доктринальное обоснование[9] и нормативное закрепление признание юридического лица субъектом предусмотренных законом административных правонарушений[10].

В то же время в базовом российском антикоррупционном акте — Федеральном законе "О противодействии коррупции"[11] имеет место понимание коррупции как деяний исключительно физических лиц. Статьей 1 этого Закона коррупция определяется как:

— злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 1);

— либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 1);

— а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 1).

Таким образом, в базовом российском Законе коррупция определяется через конкретные деяния физических лиц; констатируется, что субъектом коррупции, то есть субъектом коррупционного правонарушения, охватываемого законодательно закрепленным понятием "коррупция", может являться только физическое лицо.

В то же время, согласно ст. 14 Федерального закона "О противодействии коррупции"[12], в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Из анализа приведенных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" следует, что им юридическое лицо не признается субъектом коррупционного правонарушения, но оно может быть признано субъектом ответственности (в случае совершения физическим лицом от имени или в интересах юридического лица деяния, признаваемого коррупционным правонарушением).

На данный момент российским законодательством предусмотрено два вида ответственности юридических лиц: гражданско-правовая и административная (ст. 19.28 КоАП РФ)[13]. Из теории юридической ответственности следует, что это должна быть ответственность правонарушителя, то есть субъекта правонарушения, каковым, исходя из законодательно закрепленного понятия коррупции, юридическое лицо не является.

Налицо противоречие между нормами административного законодательства об ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения, с одной стороны, и нормами Федерального закона "О противодействии коррупции", а также положениями теории права, касающимися юридической ответственности, — с другой.

Для устранения имеющегося противоречия, на наш взгляд, необходимо внести изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции", предусматривающие, что понятием "коррупция" охватываются коррупционные деяния, совершенные не только физическими, но и юридическими лицами. Необходима должная фиксация на законодательном уровне соответствующего политико-правового решения.

Наряду с этим в рамках российской антикоррупционной политики должна быть сформулирована позиция и по вопросу уголовной ответственности юридических лиц.

Такая ответственность предусмотрена рядом международных договоров и имеет место уже более чем в 70 странах мира[14].

С учетом зарубежного опыта ввести в Российской Федерации уголовную ответственность юридических лиц за совершение коррупционных преступлений не представляет сложности[15]. Необходимо только определиться с оптимальным законодательным вариантом установления такой ответственности, в частности, решить, как это целесообразно сделать (путем внесения изменений в Уголовный кодекс или путем принятия специального закона об уголовной ответственности юридических лиц), разработать соответствующие теоретические положения, вписывающиеся в национальные уголовно-правовые традиции. В том числе предстоит сформулировать основания и условия их привлечения к такой ответственности; определить, за все ли коррупционные преступления в их российском понимании (преступления коррупционной направленности)[16] должна быть введена уголовная ответственность юридических лиц; установить перечень юридических лиц, в отношении которых может быть применена уголовная ответственность; разработать систему наказаний для юридических лиц.

Как уже было отмечено, в настоящее время, в случае совершения физическим лицом коррупционного преступления, юридическое лицо, от имени или в интересах которого оно совершено, может быть привлечено при наличии к тому оснований лишь к административной ответственности. Однако административная ответственность юридических лиц не может компенсировать отсутствие возможности привлечения их к уголовной ответственности[17].

С учетом степени общественной опасности коррупционных правонарушений следует отказаться от исключительно административной ответственности юридических лиц за их совершение. Так, если коррупционные деяния физических лиц являются уголовно наказуемыми, то и взаимосвязанное с ними деяние юридического лица должно признаваться преступлением, а не административным правонарушением, на что фактически указывается в решениях Конституционного Суда Российской Федерации[18] и Европейского суда по правам человека[19].

Именно такой по содержанию, отражающей национальные интересы и основанной на современных стратегиях противодействия коррупции и международных антикоррупционных стандартах, должна быть российская антикоррупционная политика в отношении юридических лиц.

Литература

1. Антикоррупционная политика: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Сатарова. М.: СПАС, 2004. 367 с.

2. Антикоррупционная политика в современной России: Монография / Под ред. А.В. Малько. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2006. 239 с.

3. Голованова Н.А. Тенденции развития института уголовной ответственности юридических лиц за рубежом / Н.А. Голованова // Юридическая ответственность: современные вызовы и решения: Материалы для VIII ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся / Отв. ред. Н.Г. Доронина. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2013. С. 153 — 163.

4. Голованова Н.А. Уголовная ответственность юридических лиц в международном и национальном праве (сравнительно-правовое исследование) / Н.А. Голованова, В.И. Лафитский, М.А. Цирина; отв. ред. В.И. Лафитский. М.: Статут, 2013. 312 с.

5. Карпович О.Г., Трунцевский Ю.В. Теория и современные практики комплаенса. Мировые модели противодействия криминальным угрозам: Монография / О.Г. Карпович, Ю.В. Трунцевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2016. 407 с.

6. Мацкевич И.М. Причины экономической преступности: Учебное пособие / И.М. Мацкевич. М.: Проспект, 2017. 272 с.

7. Михайлов В.И. Некоторые направления теоретического обеспечения антикоррупционной политики Российской Федерации / В.И. Михайлов // Современные стандарты и технологии противодействия коррупции: Материалы Третьего Евразийского антикоррупционного форума (г. Москва, 24 — 25 апреля 2014 г.): Сб. науч. ст. / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ, 2015. С. 63 — 81.

8. Панов А.Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. М.: Норма, 2013. 192 с.

9. Сурков К.В. Курс общего антикоррупционного права: Учебник: В 3 ч. / К.В. Сурков. Чита: ЗабГУ, 2013. Ч. 1. 420 с.

10. Сурков К.В. Курс общего антикоррупционного права: Учебник: В 3 ч. / К.В. Сурков. Чита: ЗабГУ, 2013. Ч. 2. 560 с.

11. Сурков К.В. Курс общего антикоррупционного права: Учебник: В 3 ч. / К.В. Сурков. Чита: ЗабГУ, 2014. Ч. 3. 624 с.

12. Трунцевский Ю.В. Противодействие коррупции в Китае: законодательство и правоприменение: Монография / Ю.В. Трунцевский, В.В. Севальнев, А.Н. Сухаренко. М.: Проспект, 2019. 176 с.

13. Федоров А.В. Борьба с коррупцией: сравнительно-правовой аспект / А.В. Федоров // Российский следователь. 2019. N 1. С. 74 — 80.

14. Федоров А.В. Ответственность юридических лиц за преступления коррупционной направленности / А.В. Федоров // Российский следователь. 2017. N 24. С. 11 — 24.

15. Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления / А.В. Федоров // Журнал российского права. 2015. N 1. С. 55 — 63.

16. Хабриева Т.Я. Государственная антикоррупционная политика: базовые ориентиры и новые векторы / Т.Я. Хабриева, В.Ю. Лукьянова // Противодействие коррупции: новые вызовы: Монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2016. С. 82 — 91.

 


[1] Слово "политика" греческое, производно от слова polis (государство), и в переводе означает науку и искусство государственного управления. В современном понимании это деятельность государственной власти в области внутригосударственного управления и международных отношений.

[2] Сурков К.В. Курс общего антикоррупционного права: Учебник: В 3 ч. Чита: ЗабГУ, 2013. Ч. 1. 420 с.; Ч. 2. 560 с.; 2014. Ч. 3. 624 с.

[3] См., напр.: Антикоррупционная политика: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Сатарова. М., 2004; Антикоррупционная политика в современной России: Монография / Под ред. А.В. Малько. Саратов, 2006; Михайлов В.И. Некоторые направления теоретического обеспечения антикоррупционной политики Российской Федерации // Современные стандарты и технологии противодействия коррупции: Материалы Третьего Евразийского антикоррупционного форума (Москва, 24 — 25 апреля 2014 г.) / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2015. С. 63 — 81; Хабриева Т.Я., Лукьянова В.Ю. Государственная антикоррупционная политика: базовые ориентиры и новые векторы // Противодействие коррупции: новые вызовы: Монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2016. С. 82 — 91.

[4] Голованова Н.А. Тенденции развития института уголовной ответственности юридических лиц за рубежом // Юридическая ответственность: современные вызовы и решения: Материалы VIII ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся. М., 2013. С. 153.

[5] Например, И.М. Мацкевич убедительно обосновывает наличие с криминологической точки зрения такого субъекта преступления, как юридическое лицо. См.: Мацкевич И.М. Причины экономической преступности: Учебное пособие. М., 2017. С. 31 — 32.

[6] См., напр.: Карпович О.Г., Трунцевский Ю.В. Теория и современные практики комплаенса. Мировые модели противодействия криминальным угрозам: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2016. 407 с.

[7] Так, можно отметить подготовленную сотрудниками ИЗИСП Монографию "Противодействие коррупции в Китае", вышедшую в 2019 г. См.: Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В., Сухаренко А.Н. Противодействие коррупции в Китае: законодательство и правоприменение: Монография. М.: Проспект, 2019. 176 с.

[8] См.: СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6235.

[9] См., напр.: Панов А.Б. Административная ответственность юридических лиц. М., 2013.

[10] Согласно ст. 2.1 "Административное правонарушение" КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[11] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6228; 2011. N 29. Ст. 4291, N 48. Ст. 6730; 2012. N 50. Ст. 6954, N 53. Ст. 7605; 2013. N 19. Ст. 2329, N 40. Ст. 5031, N 52. Ст. 6961; 2014. N 52. Ст. 7542; 2015. N 41. Ст. 5639, N 45. Ст. 6204, N 48. Ст. 6720; 2016. N 7. Ст. 912, N 27. Ст. 4169; 2017. N 1. Ст. 46, N 15. Ст. 2139, N 27. Ст. 3929; 2018. N 1. Ст. 7, N 24. Ст. 3400, N 32. Ст. 5100, N 45. Ст. 6837; 2019. N 6. Ст. 463.

[12] Статья 14 "Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения".

[13] Статья 19.28 КоАП РФ "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица".

[14] Наиболее подробно об этом см.: Голованова Н.А., Лафитский В.И., Цирина М.А. Уголовная ответственность юридических лиц в международном и национальном праве (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. В.И. Лафитский. М., 2013.

[15] Имеется в виду не слепое копирование, а адаптация уже апробированных и показавших свою эффективность законодательных решений и практики их реализации применительно к российским реалиям, учитывая имеющиеся различия национальных правовых систем. См., напр.: Федоров А.В. Борьба с коррупцией: сравнительно-правовой аспект // Российский следователь. 2019. N 1. С. 74 — 80.

[16] Перечень преступлений коррупционной направленности введен Указанием Генпрокуратуры России N 853/11, МВД России N 5 от 25 декабря 2018 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности".

[17] Об этом см.: Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления // Журнал российского права. 2015. N 1. С. 55 — 63; Федоров А.В. Ответственность юридических лиц за преступления коррупционной направленности // Российский следователь. 2017. N 24. С. 11 — 24.

[18] Конституционным Судом Российской Федерации признано, что правонарушения юридических лиц могут представлять общественную опасность, сопоставимую с общественной опасностью преступлений, а в некоторых случаях — и более высокую. См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2014 г. N 1308-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2014. N 6.

[19] Исходя из значительных размеров санкций за ряд административных правонарушений юридических лиц, Европейский суд по правам человека определяет такого рода правонарушения юридических лиц как преступления и констатирует необходимость проведения уголовно-правового расследования по соответствующим делам. См.: Постановление ЕСПЧ от 20 сентября 2011 г. по делу "ОАО "Нефтяная компания ЮКОС" против Российской Федерации" (жалоба N 14902/04) // Приложение к Бюллетеню Европейского суда по правам человека. Российская хроника Европейского суда. 2012. Специальный выпуск. N 3.


Рекомендуется Вам: