ЮрФак: изучение права онлайн

Рациональное и эффективное использование и охрана природных ресурсов как конституционные требования в сфере обеспечения экологической безопасности

Автор: Харьков В.Н.

Конституция Российской Федерации закрепила стратегические направления экологического развития страны, которые наряду с другими направлениями развития содержатся в главе 1 Основного Закона и именуются "Основы конституционного строя России" и поэтому должны рассматриваться в качестве приоритетных целей развития.

Основными конституционными принципами экологического развития являются положения ч. 1 ст. 9 Конституции, в соответствии с которыми земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти положения предопределяют в качестве одного из важнейших начал правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования — принцип приоритетного обеспечения публичных экологических интересов.

В научной литературе по-прежнему большое внимание уделяется толкованию ст. 9, а также ст. ст. 36, 42, 58 Конституции России, однако процесс определения конституционно-правового смысла указанных и других статей невозможен без учета соответствующих правовых позиций, выработанных Конституционным Судом Российской Федерации.

Среди важнейших правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом в сфере правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования, на наш взгляд, наиболее значимым следует признать Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации"[1], в котором содержится определение конституционно-правового режима природных ресурсов как публичного (общенародного) достояния многонационального народа России. Аналогичная позиция была выражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"[2], в котором природные ресурсы определяются как достояние всенародного значения.

Признание природных ресурсов общенародным достоянием позволяет расширить субъектный состав экологических отношений посредством включения будущих поколений граждан России и их интересов в сферу защиты действующим экологическим и природоресурсным законодательством.

Реализация такого подхода в практике правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования призвана обеспечить право на благоприятную окружающую среду и в целом достойную жизнь настоящим и будущим поколениям граждан России посредством рационального и эффективного использования и охраны природных ресурсов, являющихся публичным достоянием народов Российской Федерации[3].

Исключительное по важности значение для определения конституционно-правового статуса земель как наиважнейшего природного ресурса имеет Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 8-П "По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы"[4], в котором сформулирована основанная на ст. 9 Конституции обязанность органов публичной власти обеспечить рациональное и эффективное использование и охрану земель как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности (п. п. 2 и 2.3).

Следует отметить, что обязанность обеспечения рационального землепользования взаимосвязана с принципом дифференциации земель по целевому назначению, также "производным" от ст. 9 Основного Закона[5]. Об этом говорит Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2009 N 1-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2, 3 и 4 статьи 13 и абзаца второго пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в связи с жалобой гражданки Л.Г. Погодиной"[6], где указано, что принцип сохранения целевого использования земельных участков, закрепленный п. 1 ч. 3 ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", основан на ст. 9 Конституции России.

В связи с этим обращает на себя внимание позиция Правительства России, выраженная в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 — 2020 годы[7] и в распоряжении Правительства РФ от 08.11.2018 N 2413-р[8], которым утвержден план законопроектных работ в сфере регулирования земельных отношений, которыми предусмотрено продвижение проекта Федерального закона об отмене деления земель на категории по целевому назначению.

Конституционные обязанности по обеспечению рационального и эффективного использования и охраны земель, на наш взгляд, имеют универсальный характер и подлежат применению при определении порядка пользования другими природными ресурсами, однако не исчерпывают конституционно-правовое регулирование обязанностей органов государственной власти и природопользователей. В ряде решений Конституционного Суда в качестве одного из требований, относящихся к конституционным основам природопользования, указано обеспечение экологической безопасности[9]. Понятие экологической безопасности закреплено в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"[10], под которой понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Однако исходя из собственно содержания Основного Закона, на что обращалось внимание в научной литературе, следует говорить именно об обеспечении экологической безопасности, как это установлено п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ[11]. Какие же составляющие элементы необходимо отнести к обеспечению экологической безопасности с точки зрения конституционных основ охраны окружающей среды и природопользования.

На наш взгляд, в содержание обеспечения экологической безопасности, с учетом приведенных и нижеследующих правовых позиций Конституционного Суда РФ, в качестве необходимых элементов следует включить экологическое благополучие и обеспечение рационального и эффективного использования и охраны природных ресурсов.

Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.03.2018 N 14-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой некоммерческого партнерства "Спортивно-охотничий клуб "Румелко-Спортинг"[12] указано, что сбережение природы и окружающей среды является одной из основ конституционного строя; природоохранная функция имеет всеобщий характер; вследствие чего природопользование, связанное с воздействием на компоненты природной среды и другие природные ресурсы, должно осуществляться при условии соблюдения частных интересов природопользователей и общества в целом в обеспечении экологического благополучия (п. 2).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений Постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть"[13] Суд указал Российскую Федерацию гарантом экологического благополучия (п. 2).

Конституционный Суд также отмечал, что обязанностью государства является соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду, такая обязанность предполагает обеспечение экологического благополучия путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий техногенных аварий[14]. Такой подход в определении элементов экологического благополучия делает его весьма схожим с приведенным выше легальным определением экологической безопасности, что подтверждает конституционно-правовую связь и взаимозависимость обеспечения экологической безопасности с экологическим благополучием.

Следует отметить, что в Законе РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды"[15] термины "обеспечение экологической безопасности" и "требования экологической безопасности" использовались в отношении населения и общества (ст. ст. 11, 25, 35, 40). Такой подход нам представляется наиболее соответствующим конституционным основам обеспечения экологической безопасности, где именно человек и социальные общности образуют приоритетные направления обеспечения и поддержания экологической безопасности.

Следует согласиться с высказанным в научной литературе мнением о том, что доминирующей идеей совершенствования экологического законодательства должна стать концепция качества жизни, основанная на обусловленности уровня жизни и здоровья людей состоянием экологической безопасности[16]. "Созвучной" с приведенной точкой зрения выглядит позиция Президента России, который неоднократно отмечал неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в сфере обеспечения экологической безопасности, а также отмечал как одну из острейших проблем, требующих незамедлительного решения в этой сфере, — ухудшение экологического состояния природных ресурсов, в частности земель и почв[17].

Среди путей решения экологических проблем одной из действенных мер Президент России рассматривает повышение эффективности использования природных ресурсов. Об этом, в частности, говорит Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"[18] (далее — Стратегия), где среди основных задач по преодолению негативных тенденций в состоянии окружающей среды называется эффективное использование природных ресурсов, а также предотвращение ухудшения их экологического состояния.

Применительно к земельным и другим природным ресурсам обеспечение их эффективного использования следует рассматривать не только как практическую задачу, стоящую перед органами государственной власти, но и как их обязанность в контексте приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 23.04.2004 N 8-П.

Оценка экологической ситуации в стране, содержащаяся в Стратегии, указывает на наиболее острые проблемы в состоянии природных ресурсов и иные экологические проблемы. В качестве объективных критериев оценки деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения экологической безопасности в настоящее время необходимо рассматривать как сокращение указанных негативных тенденций, так и предотвращение таковых.

К примеру, в сфере организации рационального и эффективного использования и охраны земельных ресурсов, а значит, в сфере обеспечения экологической безопасности такими объективными критериями оценки деятельности государственных органов являются сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения, которые имеют признаки существенного снижения плодородия[19], а также признаки неиспользования земель[20] и значительного ухудшения экологической обстановки[21].

Таким образом, характеристика земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, представляет собой конституционные требования организации рационального и эффективного использования и охраны природных ресурсов. Эти требования наряду с обеспечением экологического благополучия являются главными конституционно-правовыми требованиями в сфере обеспечения экологической безопасности настоящих и будущих поколений народов Российской Федерации. Также они являются конституционно-правовой основой для формирования и реализации государственной экологической политики, правового регулирования рационального и эффективного природопользования, направленных на достижение общей конституционной цели — сохранение природных ресурсов и природной среды в целом как общенародного достояния и естественной основы экологического благополучия настоящих и будущих поколений народов Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория / М.М. Бринчук // Государство и право. 2008. N 9.

2. Жаворонкова Н.Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях экономической интеграции Российской Федерации: Монография / Н.Г. Жаворонкова, Ю.Г. Шпаковский. М.: Проспект, 2017.

3. Умнова И.А. Экологическая конституция в механизме правового обеспечения качества жизни // Охрана окружающей среды и качество жизни: правовые аспекты. Сб. науч. тр. Сер. "Правоведение" / И.А. Умнова; Отв. ред. Е.В. Алферова, О.Л. Дубовик. М., 2011.

4. Харьков В.Н. Земельное законодательство субъектов Российской Федерации: правовые основы региональной земельной политики / В.Н. Харьков. Тула: Изд-во ЗАО "Гриф и К", 2010.

5. Харьков В.Н. Принцип деления земель на категории по целевому назначению как основное начало государственного управления в сфере использования и охраны земель / В.Н. Харьков // Современное право. 2016. N 9.

 


[1] СЗ РФ. 1998. N 3. Ст. 429.

[2] СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

[3] Подробнее см.: Харьков В.Н. Земельное законодательство субъектов Российской Федерации: правовые основы региональной земельной политики. Тула: Изд-во ЗАО "Гриф и К", 2010. С. 40 — 57.

[4] СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1833.

[5] Целевое использование земель и других природных ресурсов рассматривается нами в качестве необходимой составляющей рационального природопользования. Подробнее см.: Харьков В.Н. Принцип деления земель на категории по целевому назначению как основное начало государственного управления в сфере использования и охраны земель // Современное право. 2016. N 9. С. 82 — 89.

[6] СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 889.

[7] Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 N 297-р (в ред. от 28.08.2014 N 1652-р) "Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 — 2020 годы" // СПС "КонсультантПлюс".

[8] Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2018 N 2413-р "Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений" // СЗ РФ. 2018. N 46. Ст. 7112.

[9] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 25.10.2016 N 21-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" в связи с жалобой гражданки Г.А. Пенкиной" // СЗ РФ. 2016. N 45 (ч. II). Ст. 6324.

[10] СПС "КонсультантПлюс".

[11] Основные теоретические позиции, характеризующие понятие "обеспечение экологической безопасности", были приведены в работах: Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство и право. 2008. N 9. С. 30 — 42; Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях экономической интеграции Российской Федерации: Монография. М.: Проспект, 2017 и др.

[12] СЗ РФ. 2018. N 15 (ч. V). Ст. 2238.

[13] СЗ РФ. 2015. N 24. Ст. 3547.

[14] См.: Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 N 135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Немченковой Ольги Васильевны на нарушение конституционных прав ее несовершеннолетней дочери Немченковой Анастасии Викторовны частью третьей статьи 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // СПС "КонсультантПлюс".

[15] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 457. Закон утратил силу.

[16] Умнова И.А. Экологическая конституция в механизме правового обеспечения качества жизни // Охрана окружающей среды и качество жизни: правовые аспекты. М., 2011. С. 26 — 27.

[17] См., к примеру: выступление Президента РФ В.В. Путина 27.12.2016 на заседании Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/copy/53602 (дата обращения: 15.04.2019).

[18] СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546.

[19] См.: Постановление Правительства РФ от 22.07.2011 N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. II). Ст. 4655.

[20] См.: Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2230.

[21] См.: Постановление Правительства РФ от 19.07.2012 N 736 "О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли" // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4290.


Рекомендуется Вам: