Авторы: Поддубный А.О., Удычак Ф.Н.
Состояние политико-правовой системы оценивается как безопасное в том случае, если устраняются негативные факторы, препятствующие эффективной реализации интересов личности, общества, государства и тем самым создающие угрозу стабильности функционирования системы ее целостности. При этом содержание политико-правовой формы составляет множество конкретных социальных отношений, основанных на свойственных данному обществу нормативных системах (религии, морали, обычаев, традиций). Содержание социальных норм детерминирует соответствующий комплекс присущих данному обществу ценностей, духовных и материальных благ, служащих удовлетворению жизненно важных потребностей участников общественных отношений. Необходимость сохранения, защиты, приумножения таких традиционных национальных ценностей и благ отражает сущность национальных интересов и их особенности на разных этапах развития национальной общности. В указанном значении национальные интересы России вполне корректно рассматривать как "преемственно воспроизводящуюся ценностно-идеологическую систему"[1]. Законодательно же национальные интересы Российской Федерации определены как "совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства"[2].
Слабой стороной законодательной дефиниции является то, что в ней категория "интерес" раскрывается через категорию "потребность". Но интерес — это не сама по себе потребность. Это только лишь явление, понимаемое субъектом как необходимое для поддержания определенного состояния, в частности состояния безопасности. Оцениваемое как необходимое или желательное такое явление становится объектом внимания, вызывает интерес, со стороны субъекта становясь объектом его деятельностных устремлений. Для государства, общества, личности интерес представляют не сами их субъективные потребности как таковые, а духовные и материальные блага, без которых невозможно удовлетворить жизненно важные потребности. Именно по отношению к этим благам и ценностям обычно проявляют интерес, и именно они определяют содержание категории "национальные интересы".
Некоторые ученые считают выделение в качестве объектов обеспечения безопасности в государстве личности, общества и государства не совсем корректным с научной точки зрения[3]. Во-первых, два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (personalitas) — терминологически различны. Во-вторых, каким образом возможно обеспечение безопасности в меньшем (государстве) большего (общества), в части безопасности целого, в элементе безопасности системы, в институте всего социума и т.д.?[4] Следует напомнить, что государство только лишь в совокупности с гражданским обществом составляет общество. Государство — это всегда лишь часть общества. В-третьих, в качестве объекта обеспечения безопасности не выделена окружающая среда. Ни люди, ни государство, ни общество не могут быть в безопасности вне среды существования. Без нее можно вести речь лишь о какой-то эфемерной безопасности.
Общее понимание безопасности как состояния общественных отношений и в теоретическом, и в практическом плане подводит нас к необходимости выделения во всей системе этих отношений проблем политической, экономической, духовной, военной, научно-технической, социальной, экологической и иной безопасности, которые выступают как виды безопасности страны. Страна представляет собой единый общественный организм, состоящий из ряда подсистем — политической, экономической, социальной, духовной, в каждой из которых зарождаются и развиваются противоречия вокруг основных ценностей (материальных и духовных). Именно эти противоречия, а точнее некоторые из них, ведут в случае их обострения к формированию источников опасности не только и даже не столько для самой этой сферы отношений, сколько для безопасности страны в целом, для всей суммы жизненных интересов общества.
Вместе с тем неоднозначность интерпретации феноменов "безопасность" и "государственная безопасность" детерминирует расхождения и по вопросу определения категориального статуса феномена национальной безопасности. В частности, указывается на то, что национальная безопасность — это "состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для противления… угрозам для ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны"; "состояние международных отношений, исключающих нарушение свободного мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме"[5]. А.П. Герасимов рассматривает национальную безопасность как симбиоз государственной и общественной безопасности, где государственная безопасность выступает средством, а общественная — целью определения и защиты жизненно важных интересов граждан[6].
Социальные катаклизмы, любые надломы в историческом развитии народов и наций, спады и подъемы в государственной и общественной жизни, равно как и процесс по обеспечению национальной безопасности, не могут быть оправданием нарушений прав и свобод человека.
Анализ различных определений национальной безопасности позволяет выделить некоторые особенности, характеризующие данный феномен. Причем некоторые из этих особенностей с определенной долей условности можно назвать традиционными для отечественной науки, а некоторые являются заимствованными из западной политико-правовой традиции.
1. Прежде всего национальная безопасность — это специфическое состояние, которое при определенных условиях может рассматриваться как целевая установка.
2. Национальная безопасность — состояние нормального функционирования и развития национальной политико-правовой системы, определяемое объективными и субъективными факторами. Исходя из этимологии слова "безопасность", смысл которого в русском языке раскрывается как "состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности"[7], состояние национальной безопасности определяется: а) объективным, независящим от человеческого волеизъявления отсутствием угроз национальным интересам (объективный фактор); б) целенаправленной защищенностью национальных интересов от угроз (субъективный фактор).
3. Общим объектом национальной безопасности выступают национальные интересы как совокупность гармонично сочетаемых интересов личности, общества и государства, которые следует рассматривать в качестве родовых объектов национальной безопасности. Непосредственными же объектами выступают конкретные интересы личности, общества, государства в экономической, социальной, политической, экологической и в других сферах.
4. Феномен национальной безопасности имеет качественный и количественный аспект. Качественный аспект предполагает, что безопасность среды функционирования национальной политико-правовой системы есть определенное качество, предполагающее отсутствие угроз этой системе. Количественный аспект — это степень безопасности, определяемая конкретным множеством источников, угроз, отдельных факторов и условий, создающих агрессивную для функционирования национальной политико-правовой системы среду.
Множество определений понятия "национальная безопасность" в отечественной литературе объединяет стремление передать это состояние посредством анализа конкретных признаков: "состояние или положение объекта безопасности, когда для него нет опасности, т.е. изменений свойств в худшую сторону"; "состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для сопротивления угрозам для ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны"; "реальная способность быть свободными от внешней опасности"; "состояние международных отношений, исключающих нарушение свободного мира или создание угрозы безопасности народов, в какой бы то ни было форме"[8]. Национальная безопасность непосредственно связывается со сформировавшимися в обществе ценностями. Однако следует учитывать тот факт, что восприятие и понимание национальных ценностей и идеалов конкретным субъектом в конкретное время было и будет различным.
Подводя итог вышеизложенному, следует полностью поддержать ту точку зрения, в соответствии с которой национальная безопасность представляет собой совокупность: а) внутренних факторов: размеры территории государства, наличие у него природных ресурсов, численность населения страны, ее военно-политический, экономический и научно-технический потенциал, стабильность государственных институтов, моральный дух общества, его единство; б) внешних факторов (геополитическое положение государства в мире, участие в международных организациях и военно-политических союзах, наличие союзников и противников либо их отсутствие, степень контроля над мировыми источниками сырья, золотовалютными резервами, обладание передовой технологией, информационными ресурсами и т.д. Уровень национальной безопасности определяется составом и отклонением от пороговых значений основных экономических, правовых, социальных, внутриполитических, этнополитических, внешнеполитических, демографических, экологических и иных индикаторов (количественных показателей), характеризующих жизненно важные области и сферы деятельности и устойчивое прогрессивное развитие российского общества, государства, его граждан, российских народов, всего многонационального народа России.
Список использованной литературы:
1. Ткаченко М.А. Юридическая защита национальных интересов России в новом геоэкономическом порядке: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / М.А. Ткаченко. Ростов-на-Дону, 2009.
2. Мухин И.В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / И.В. Мухин. М., 2000.
3. Дипломатический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 190.
4. Скакунов Э.И. Всеобъемлющая безопасность: модель перестройки международных отношений / Э.И. Скакунов // Государство и право. 2003. N 5.
5. Герасимов А.П. Роль государства и права в обеспечении социальной безопасности. Общая теория права и государства / А.П. Герасимов; Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
6. Васильев А.И. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение / А.И. Васильев, В.П. Сальников, С.В. Степашин. СПб., 1999.
7. Основы экономической безопасности (Учебно-практическое пособие) / Под ред. Е.А. Олейникова. М., 1997.
[1] Ткаченко М.А. Юридическая защита национальных интересов России в новом геоэкономическом порядке: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009. С. 9.
[2] Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
[3] Мухин И.В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.
[4] Дипломатический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 190.
[5] Скакунов Э.И. Всеобъемлющая безопасность: модель перестройки международных отношений // Государство и право. 2003. N 5. С. 104.
[6] Герасимов А.П. Роль государства и права в обеспечении социальной безопасности. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 219.
[7] Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. СПб., 1999. С. 27.
[8] Основы экономической безопасности (Учебно-практическое пособие) / Под ред. Е.А. Олейникова. М., 1997. С. 10.
Связанные статьи:
- Противодействие нелегальной миграции: пути совершенствования международной и национальной организационно-правовой основы (77.5%)
- Особенности ограничения прав и свобод человека при обеспечении национальной безопасности государства (54.3%)
- Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления (54.3%)
- Административно-правовые средства обеспечения миграционной безопасности России (54.3%)
- Дифференциация видов безопасности в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ (54.3%)
- Рациональное и эффективное использование и охрана природных ресурсов как конституционные требования в сфере обеспечения экологической безопасности (RANDOM - 50%)