ЮрФак: изучение права онлайн

Электронное взаимодействие как эффективное средство осуществления правосудия и исполнения актов уполномоченными органами

Автор: Иевлева М.М.

В широком смысле под документом можно понимать информацию на материальном носителе, исходящую от уполномоченного на составление такого документа субъекта, имеющую необходимые реквизиты, которые позволяют ее идентифицировать.

Самой традиционной формой документирования является бумажный носитель, в свою очередь, к современной форме документирования относится электронно-цифровая форма. Документирование информации в государственных органах, органах местного самоуправления осуществляется согласно правилам делопроизводства.

В настоящее время система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает исполнение государственных и муниципальных функций. Но практика документооборота показывает, что превалирует бумажная форма обмена информацией между органами государственной власти[1].

В частности, при взаимодействии в части исполнения постановлений о назначении административного штрафа, вынесенных должностными лицами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестра) либо судами на основании протоколов, составленных должностными лицами, необходимо направление заказными письмами с уведомлением о вручении вынесенного постановления для принятия мер по его исполнению уполномоченным органом.

В случае когда судебный акт не был направлен на исполнение отделу судебных приставов, обязанность по его отправке заказным письмом возлагается на должностное лицо Росреестра, что влечет дополнительные временные затраты, которые, в свою очередь, влияют на срок исполнения акта уполномоченного органа.

Проблема своевременного получения информации является актуальной в связи с недостаточным внедрением электронного оборота при взаимодействии ФССП с Росреестром.

Говоря о перспективе внедрения электронного оборота между ФССП и Росреестром, важно отметить, что на федеральном уровне разработана целевая программа "Информационное общество", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации, созданная с целью эффективного взаимодействия органов государственной власти и своевременного получения информации, необходимой для выполнения возложенных задач. Но реализация данной программы осуществляется медленно в силу отсутствия материальных кадровых и технических возможностей[2].

В целях реализации федеральной программы необходимо создать региональные программы в каждом субъекте Российской Федерации, в Самарской области предлагаем создание целевой программы "Электронное взаимодействие", которая будет финансироваться местным бюджетом. Создание предложенной программы способствует эффективной реализации за счет того, что разработка федеральной программы на данный момент идет поступательными шагами, разработка ее в отдельных субъектах приведет к реализации исполнения ее как в субъектах Российской Федерации, так в России в целом.

Для реализации программы необходимо обновление имеющейся и создание новой нормативно-правовой базы, регулирующей систему межведомственного электронного взаимодействия. Проанализировав законодательство, можно отметить, что действующим на сегодняшний момент является Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации, основной целью принятия которого было использование данной системы для информационного обмена между органами государственной власти.

Примечателен тот факт, что в 2012 г. Правительство Российской Федерации обнародовало статистику обращений субъектов Российской Федерации к электронным сервисам Федерации, Самарская область по числу обращений к сервисам находилась на 7-м месте, общее число обращений составляло 146 148, что показывает перспективу готовности региона в целом к развитию и реализации программ, нацеленных на переход к электронному межведомственному сотрудничеству, будь оно между гражданским обществом и государственным органом либо же между органами государственной власти в целом[3].

Более пристальное внимание властей к проблеме электронного взаимодействия между ФССП и Росреестром будет способствовать выполнению немаловажной задачи, списанию по безнадежности дебиторской задолженности перед Росреестром. В частности, возникает проблема, при которой взаимодействие в бумажной форме между ФССП и Росреестром приводит к длительному процессу сбора необходимых документов для проведения комиссии по списанию дебиторской задолженности. Так, направляя запрос в отдел судебных приставов, сотрудник Росреестра может столкнуться с тем, что в силу загруженности органа исполнительной власти ответ вовсе не будет получен либо будет получен через длительный промежуток времени.

Письменная форма взаимодействия сотрудников Росреестра и судей приводит к тому, что, направив ходатайство о прекращении исполнения ранее вынесенного судебного решения к примеру, в связи с истечением срока исковой давности по исполнению судебного акта, получает решение по ходатайству в течение месяца со дня отправки соответствующего ходатайства. Не всегда получив ответ, сотрудник Росреестра решает конкретную задачу, так, в удовлетворении ходатайства может быть вовсе отказано по причине того, что суд не выносит таких определений в связи с тем, что в субъекте Российской Федерации вынесение таких определений является новым для судебной ветви власти[4]. В данной ситуации сотруднику Росреестра приходится повторно направлять в бумажной форме ходатайство с приложением определения об удовлетворении ходатайства, вынесенное другим судом в пределах одного субъекта Российской Федерации, что приводит к длительному получению необходимого для списания по безнадежности дебиторской задолженности документа.

Необходимо отметить слова исполняющего обязанности руководителя Управления Росреестра по Московской области Романа Ларина: "Электронное взаимодействие позволит сократить сроки работы по судебным запросам, решениям и определениям судов. А использование защищенного электронного канала связи обеспечит необходимый уровень безопасности данных. Дополнительные ограничения по доступу к системе будут обеспечиваться через использование электронно-цифровой подписи.

Сотрудники секретариатов судов уже пользуются ЭЦП, и тут не должно возникнуть дополнительных сложностей. В самое ближайшее время мы готовы перейти к рабочему тестированию новой системы", — сказал в ходе совещания Роман Ларин.

Кроме того, организация электронного взаимодействия позволит значительно сократить расходы на почтовую пересылку судебных документов и уведомлений.

В свою очередь, принимавшие участие в совещании заместитель председателя Десятого арбитражного апелляционного суда Екатерина Мищенко и заместитель председателя Арбитражного суда Московской области Олег Смирнов высказали заинтересованность в организации взаимодействия в предложенном формате[5].

Таким образом, создание программы "Электронное взаимодействие" приведет к более быстрому и эффективному взаимодействию между судьями и отделом судебных приставов в частности, что, в свою очередь, благоприятно скажется на работе Росреестра. Электронное взаимодействие путем запросов, истребования необходимых документов Росреестра от судей и службы судебных приставов будет способствовать выработке механизма эффективного взаимодействия, при котором работа государственных органов будет обходиться без потери как временных, так и трудовых ресурсов.

Литература

1. Иванова Е.В. Этапы выбора системы электронного документооборота / Е.В. Иванова, Е.В. Дашкова // Современные технологии документооборота в бизнесе, производстве и управлении: Материалы XV Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 29 мая 2015 г.): Сборник научных статей / Под редакцией Л.Р. Фионовой, Н.Н. Шокоровой. Вып. 15. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2015. С. 24 — 30.

2. Полушина Л.В. Внедрение системы электронного документооборота / Л.В. Полушина // Современные технологии делопроизводства и документооборота. 2015. N 4(52). С. 41 — 59.

3. Принудительное исполнение актов судов и иных органов в отношении юридических лиц (организаций и предпринимателей). Проблемные аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 4 — 8 июня 2012 г.): Сборник научных статей / Ответственные редакторы А.О. Парфенчиков, Д.Х. Валеев. Москва: Статут, 2013. 350 с.

 


[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" // Российская газета. 2014. 24 ноября.

[2] Иванова Е.В., Дашкова Е.В. Этапы выбора системы электронного документооборота // Современные технологии документооборота в бизнесе, производстве и управлении: Сб. ст. XV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2015. С. 24 — 30.

[3] См.: Принудительное исполнение актов судов и иных органов в отношении юридических лиц (организаций и предпринимателей). Проблемные аспекты: Сб. мат. Международной научно-практической конференции, 4 — 8 июня 2012 г., Воронеж / Отв. ред. А.О. Парфенчиков, Д.Х. Валеев // СПС "КонсультантПлюс".

[4] Полушина Л.В. Внедрение системы электронного документооборота // Современные технологии делопроизводства и документооборота. 2015. N 4(52). С. 41 — 59.

[5] Подмосковный Росреестр предложил оперативно передавать информацию по запросу судов по защищенному электронному каналу связи. URL: http://nfreg.ru/documents/podmoskovnyj-rosreestr-predlozhil-operativno-peredavat-informatsiyu-po-zaprosu-sudov-po-zashhishhennomu-elektronnomu-kanalu-svyazi/ (дата обращения: 05.06.2019).


Рекомендуется Вам: