Автор: Морозова О.В.
Внешнеэкономическая преступная деятельность в Российской Федерации в настоящее время занимает особое место, так как тесно связана с геополитическим фактором, экспорт-ориентированным подходом в развитии экономики государства и активной ролью Российской Федерации на внешнеполитической арене. Глобализация мировой экономики, сопровождаемая кризисными явлениями в ряде стран, ведение санкционной политики в отношении Российской Федерации, нестабильная социально-экономическая ситуация внутри страны, возможности интеграционных объединений, участницей которых является Россия (ЕАЭС, СНГ и др.), сопровождают и влияют на расширение масштабов организованной преступности во внешнеэкономической сфере в целом и в таможенной сфере в частности, охватывающей вопросы перемещения товаров с территории и на территорию России.
С учетом сегодняшних реалий основными чертами и направлениями развития организованной преступности в таможенной сфере в России являются ее транснациональность и высокий уровень латентности, проникновение в различные секторы внешнеэкономической деятельности, коррупция[1], [2], криминализация органов государственной власти, кредитно-финансовых институтов, увеличение активности этнических преступных формирований, областями преступных интересов которых выступают экспортно-импортные операции со стратегическими и сырьевыми товарами (лес, биоресурсы[3], [4], [5] и др.), контрабанда наркотических средств и психотропных веществ, незаконный оборот оружия и боеприпасов[6], [7], драгоценных металлов и камней[8], предметов искусства и культурных ценностей[9], товаров народного потребления[10] и т.д.
Анализ копий процессуальных документов по преступлениям, совершенным организованными группами в таможенной сфере, показал, что в большинстве случаев эти преступления сопряжены с мошенничеством, банкротством, нарушением правил осуществления государственных закупок, необоснованным использованием таможенной процедуры (например, свободная экономическая зона), имитацией деятельности, направленной на импортозамещение, нанотехнологическими разработками[11], выводом капитала за рубеж, а также уклонением от уплаты таможенных платежей.
Особенность современного развития организованной преступности в таможенной сфере заключается и в том, что последняя нацелена на подрыв экономической безопасности Российской Федерации, наносит колоссальный экономический ущерб, выражающийся в недополучении бюджетом значительных сумм платежей, стремлении к легализации криминальных доходов, выводе капитала за рубеж путем имитирования проведения внешнеэкономических сделок и возмещения из бюджета Российской Федерации НДС. Коррупционные проявления и причастность к незаконной деятельности должностных лиц, в том числе из числа руководителей таможенных органов, с одной стороны, подрывают авторитет таможенной службы у населения, с другой — Российской Федерации на мировой арене, не способствуют оптимизации таможенного администрирования, выполнению взятых международных обязательств и, наконец, привлечению к уголовной ответственности виновных.
В качестве современных проблем борьбы с организованной преступностью можно обозначить: отсутствие правовой регламентации внешнеэкономической деятельности транснационального характера, в результате чего существенно облегчаются процессы незаконного перемещения товаров через границу и легализации доходов от преступной деятельности; наличие различных правовых систем уголовного законодательства, строящихся на различных принципах, обусловливающих недостаточное международное сотрудничество, направленное на противодействие организованной преступности; недостаточную эффективность применения уголовно-правовых средств и методов борьбы с организованной преступностью с учетом развития современных технологий; недостаточное ресурсное обеспечение правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью.
Проведенный анализ форм ведомственной статистической отчетности 1 и 2 — УТРД, утвержденных Приказом ФТС России от 31 мая 2015 г. N 589, не позволяет получить объективную информацию по преступлениям, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 4 ст. 174, ч. 4 ст. 174.1, п. "б" ч. 2 ст. 193, п. "б" ч. 3 ст. 193.1, ч. 4 ст. 194, ч. 3 ст. 200.2, ч. 3 ст. 226.1 и п. "а" ч. 4 ст. 229.1 УК РФ, возбужденным в отношении организованных преступных групп.
Изучение копий процессуальных документов, предоставленных для изучения в ФТС России, показало, что в период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г. таможенными органами зарегистрировано 70 сообщений о преступлениях, совершенных организованными преступными группами, в 2016 г. — 43, за 11 месяцев 2017 г. — 53, за 5 месяцев 2018 г. — 60 сообщений. При этом на протяжении нескольких лет доля зарегистрированных сообщений о преступлениях, совершенных организованными преступными группами, от общего количества не превышает 0,9% (2014 — 2015 гг.), 0,5% — 2016 г., 0,6% — 2017 г., 0,7% — 2018 г.
Транспортные прокуроры отмечают повышение эффективности работы таможенных органов по выявлению преступлений, совершенных в составе организованных преступных групп. Например, в Западно-Сибирском регионе этот показатель вырос с 1 (2017 г.) до 18 (2018 г.) преступлений[12], в Дальневосточном — с 3 (2017 г.) до 7 (2018 г.)[13],[14].
В целом эффективность борьбы с организованной преступностью в таможенной сфере остается невысокой. Например, количество преступлений экономической направленности, уголовные дела и материалы о которых окончены расследованием либо разрешены по контрабанде, предусмотренной ч. 3 ст. 226.1 УК РФ, составило в 2018 г. — 15, в 2017 г. — 27, в 2016 г. — 3, в 2015 г. — 13, 2014 г. — 1[15]. Отсутствие четких тенденций и динамики развития этого показателя свидетельствует, вероятно, и об отсутствии последовательной и систематической работы по выявлению данного вида преступлений.
Следует отметить, что искусственное повышение показателей в борьбе с преступностью со стороны правоохранительных органов и квалификация одного продолжающегося преступления, состоящего из множества эпизодов, как отдельных оконченных преступлений, а в ряде случаев якобы не связанных между собой, влияет на правильность квалификации содеянного, в том числе и организованной преступной группой. Квалификацией деяния по наименее тяжкому составу преступления правоохранительные органы нивелируют необходимость проведения комплексного расследования и проведения ОРМ в отношении всей группы лиц, планировавших и участвующих в его совершении.
К примеру, Хабаровский транспортный прокурор выявил неисполнение ООО "АвтоКом" обязанности получения от зарубежных контрагентов по пяти внешнеэкономическим контрактам денежных средств за переданные нерезидентам партии лесо- и пиломатериалов на сумму более 82 млн рублей. По материалам прокурорской проверки таможней возбуждены и расследуются 5 уголовных дел по ч. 1 ст. 193 УК РФ.
В то же время следует указать на недостаточное оперативное профилактирование организованной преступности в таможенной сфере.
Так, например, при проведении таможенного оформления и контроля международного авиарейса "Минеральные Воды — Стамбул" таможенными органами пресечена попытка незаконного провоза пассажиркой 1 632 г золота. Согнутые дугой слитки, фрагменты цепей 10 — 18 мм, представляющие собой шихтовый материал для изготовления ювелирных изделий, замаскированы окраской в серебристый цвет. Общая стоимость ювелирных изделий превышает 4 млн руб. В действиях виновной усмотрена ч. 1 ст. 226.1 УК РФ. При этом анализ фактических материалов проверки показывает, что пассажирка не могла выступать в качестве организатора и исполнителя преступления. Кроме того, происхождение перевозимого, объем и содержание указывают на то, что подобная деятельность не может осуществляться единолично и для собственных нужд.
Приведенные аргументы подтверждаются материалами проверок транспортных прокуратур. Так, например, в докладной записке Дальневосточной транспортной прокуратуры указано на необходимость совершенствования работы правоохранительных органов по борьбе с контрабандой и ненадлежащей реализацией таможенными органами полномочий при контроле за перемещением товаров, так как не всегда в рамках дел оперативного учета ведется полноценная аналитическая работа.
При этом опрошенные сотрудники правоохранительных подразделений ФТС России (24%) считают, что около 20% преступлений, совершаемых в таможенной сфере, приходится на организованные преступные группы. В качестве основных проблем, препятствующих расследованию преступлений, совершенных организованными преступными группами, назывались: ненадлежащим образом налаженная оперативная работа, коррупция, ограниченные сроки производства неотложных следственных действий, отсутствие методик расследования таможенных преступлений, совершенных организованными преступными группами, и непривлечение специалистов к процессу расследования (особенно специалистов в области внешнеэкономической деятельности и финансов).
Изучение материалов проверок сообщений о преступлениях, уголовных дел с признаками преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 193.1 УК РФ, позволило выявить закономерность совершения этого вида преступлений, характеризуемых многоэпизодностью, неочевидностью, длительным периодом подготовки и совершения. Правоохранительными органами Российской Федерации в период подготовки к выводу капитала за рубеж, как правило, выявляются сопутствующие или предикатные преступления, при этом усилия следствия и дознания концентрируются на доказывании фактов этих сопутствующих или предикатных эпизодов и не дается оценка всей преступной деятельности в комплексе, что позволило бы своевременно выявить приготовление к выводу капитала за рубеж. Результатом неполного исследования обстоятельств деятельности хозяйствующего субъекта может являться неверная квалификация противоправных деяний по нормам УК РФ.
С учетом экспорт-ориентированного сырьевого подхода, преобладающего в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, особую озабоченность вызывают вопросы борьбы с незаконным перемещением лесоматериалов организованными преступными группами.
Специалисты ФТС России указывают на существующую противоправную схему вывоза необработанных лесоматериалов российского происхождения в рамках действующего таможенного законодательства ЕАЭС, направленную на уклонение от уплаты таможенных платежей, путем изменения логистической схемы перемещения товаров с предоставлением в российские таможенные органы подложных документов с измененными данными о конечных получателях товара.
Обобщая изложенное, следует резюмировать, что в перспективе вероятен рост масштабов внешнеторговой и таможенной организованной преступности по причинам: политики, направленной на ослабление контроля в сфере ВЭД и валютного контроля; внедряемая в настоящее время маркировка товаров и электронных пломб не обеспечит в полной мере исключение случаев попадания в Российскую Федерацию контрабандных товаров, незаконного вывоза из России товаров, что обусловлено появлением новых рисков и угроз. Следует указать на недостатки применения системы управления рисками в таможенной сфере[16].
Отсутствие контроля со стороны государства за расчетами, проводимыми в криптовалютах, не исключает появления новых способов совершения таможенных преступлений. С учетом формируемых подходов, ориентации на цифровую трансформацию рынков на базе блокчейн-технологий (осуществления расчетных операций с преимущественным использованием единой электронной валюты в рамках ЕАЭС) и ориентацией ЕАЭС на создание зоны международной торговли с цифровыми финансовыми активами на базе "центра эмиссии" в рамках ЕАЭС[17], латентная преступность будет увеличиваться. В то же время показатели уголовной статистики в части учета преступлений, совершаемых организованными преступными группами, будут расти незначительно либо останутся на прежнем уровне.
Кроме того, ослаблению борьбы с организованной экономической преступностью за нарушение требований валютного законодательства может способствовать подготовленный Минфином в Правительство Российской Федерации проект доклада в рамках реализации федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" "О предложениях по уточнению состава уголовных преступлений за нарушения требований валютного законодательства при осуществлении валютных операций, связанных с экспортом, а также при совершении "сомнительных операций"[18], предусматривающий уточнение составов преступлений, связанных с незаконным выводом денежных средств и сокрытием имущества за пределами территории Российской Федерации. Документ является дискуссионным и содержит спорные предложения, касающиеся внесения изменений в ст. 15.25 КоАП России и декриминализации ст. 193 УК РФ с одновременным внесением изменений в ст. ст. 159, 159.1, 159.2, 160, 165, 171 УК РФ и др. путем дополнения составов отягчающим обстоятельством — "совершение деяний по выводу, а равно сокрытию имущества за пределами территории Российской Федерации".
[1] После сюжета о взяточнике в Московской областной таможне пригрозили РЕН ТВ Роскомнадзором. URL: http://ren.tv/novosti/2018-12-02/v-moskovskoy-oblastnoy-tamozhne-prigrozili-ren-tv-roskomnadzorom-posle-syuzheta-o (дата обращения: 01.02.2019).
[2] Взятка в 32 миллиона: замглавы дальневосточной таможни собирался сжечь деньги // Россия 24. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VgVUnFO5Z7I (дата обращения: 23.03.2019).
[3] Четыре уголовных дела о контрабанде в Китай крупных партий живого краба возбудила Дальневосточная оперативная таможня. URL: https://ria.ru/20190117/1549490044.html (дата обращения: 20.01.2019).
[4] Суд арестовал пятерых фигурантов дела сенатора Арашукова. URL: https://ria.ru/20190201/1550229711 (дата обращения: 01.02.2019).
[5] Донецкий городской суд Ростовской области признал пятерых граждан России виновными в контрабанде горюче-смазочных материалов на Украину, сообщили в областном управлении МВД. URL: https://vz.ru/news/2019/1/31/961957.html (дата обращения: 31.01.2019).
[6] В Самарской области пресечен крупный нелегальный канал поставки оружия. URL: https://www.1tv.ru/news/2019-01-18/358925-srazu_chetyre_ugolovnyh_dela_o_kontrabande_kraba_v_kitay_vozbudili_dalnevostochnye_tamozhenniki (дата обращения: 01.02.2019).
[7] Сотрудники УФСБ пресекли контрабанду авиадеталей на Украину. URL: http://www.vzsar.ru/news/2017/03/16/sotrydniki-yfsb-presekli-kontrabandy-aviadetalei-na-ykrainy.html (дата обращения: 01.02.2019).
[8] Это красиво: в Москве изъяты ювелирные украшения на 1,2 млрд рублей. URL: https://newdaynews.ru/moskow/629268.html (дата обращения: 30.03.2018).
[9] Хищение в особо культурных размерах: из России массово вывозят раритеты. URL: https://ria.ru/20190117/1549490044. URL: https://www.mk.ru/politics/2016/09/08/khishhenie-v-osobo-kulturnykh-razmerakh-iz-rossii-massovo-vyvozyat-raritety.html (дата обращения: 30.06.2018).
[10] Спецоперация на юге: в числе задержанных за контрабанду депутат. URL: https://www.ktk.kz/ru/news/video/2018/02/19/90417/ (дата обращения: 13.10.2018).
[11] Офшорная дыра в "Сколково". URL: https://compromat.group/main/investigations/1527-ofshornaya-dyra-v-skolkovo.html; Доклад Счетной палаты: Вместо прорыва в науке аудиторы нашли в "Сколково" только миллионные зарплаты. Инновационный центр обвинили в масштабных растратах. URL: https://www.kp.ru/daily/26589/3605239/ (дата обращения: 08.02.2019).
[12] Доклад об итогах работы Западно-Сибирской транспортной прокуратуры за 2018 год от 29 января 2019 г. N 20-20-2019 // СПС "КонсультантПлюс".
[13] В зоне действия Дальневосточной таможни в 2018 году совершено более 10 тыс. правонарушений — ДВТУ. URL: http://portnews.ru/news/271282/ (дата обращения: 06.02.2019).
[14] Докладная записка об итогах работы Дальневосточной транспортной прокуратуры в 2018 году от 29 января 2019 г. N 20-15-2019 // СПС "КонсультантПлюс".
[15] См.: Сводный отчет по России "О результатах борьбы с организованной преступностью" за 2014, 2015, 2016, 2017 и 2018 гг. (форма 1-ОП) // СПС "КонсультантПлюс".
[16] Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка деятельности таможенных органов по предоставлению льгот по уплате НДС при ввозе на территорию РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся на территории РФ, в 2016 — 2017 годах и истекшем периоде 2018 года", п. 3.1.0.8 Плана работы Счетной палаты РФ на 2018 г. // СПС "КонсультантПлюс".
[17] Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации: Обзор. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/%D0%9E%D0%В1%D0%В7%D0%BE%D1%80%20%D0%92%D0%91.pdf (см. проект N 18-010-00796/18 "Разработка модели интегрированной мультивалютной системы ЕАЭС как комбинаторно расширяемого пространства для преодоления ограниченных возможностей национальных финансовых институтов при их конкуренции с транснациональными финансовыми группами"); см. также Развитие цифровой экономики в России, Всемирный банк, 2016 [Developing the Digital Economy in Russia, World Bank, 2016]. URL: http://www.worldbank.org/en/events/2016/12/20/developing-the-digital-economy-in-russia-international-seminar-1 (дата обращения: 02.02.2019).
[18] Документ официально не опубликован. Разработан Минфином в соответствии с протоколом совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 22 июня 2018 г. Направлен в качестве справочного материала в Минюст России, МВД России, ФТС России, Росфинмониторинг, ФСБ России и АО "Российский экспортный центр".
Связанные статьи:
- Анализ режима налогообложения и таможенно-тарифного регулирования китайских и гонконгских инвестиций в России (42.4%)
- Меры, стимулирующие добросовестное поведение участников таможенных правоотношений (42.4%)
- Совершенствование практики взаимодействия физических лиц и таможенных органов с использованием информационных технологий (42.4%)
- Использование технологий блокчейн в таможенном деле: зарубежный опыт и российские перспективы (42.4%)
- Электронные таможенные услуги в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности (42.4%)
- Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности (RANDOM - 2.7%)