ЮрФак: изучение права онлайн

Сущность операции майнинга «монет» криптовалюты и ее правовые последствия

Автор: Скворцов А.А.

Вопросы правового описания сущности криптовалют все чаще становятся предметом исследований. Эта статья является попыткой внести вклад в формирование конвенционально принятой терминологии, дающей возможность совершенствовать результаты, получаемые в ходе исследований развивающегося социально-экономического феномена, а также обозначить подходы к описанию важных для права составляющих фактических отношений по поводу криптовалют.

В начале рассмотрения следует дать определения базовым терминам, относящимся к теме работы.

Хеш-сумма — это число (в виде строки последовательности бит), полученное как результат выбранного алгоритма преобразования массива каких-либо данных произвольной длины. При этом длина упомянутой битовой строки является постоянной для каждого алгоритма. Алгоритм вычисления хеш-суммы (хеш-функция) для цели подтверждения неизменности преобразуемых данных создается таким образом, чтобы максимально избежать возможности повторения значения хеш-суммы для любого другого значения данных, а также исключить или максимально затруднить обратное вычисление исходных данных на основе их хеш-суммы.

Далее предложим определение майнинга "монет" криптовалюты как совокупности вычислительных операций для достижения результата, удовлетворяющего некоторому заранее известному условию, содержанием и следствием которого являются:

1) проверка[1] и включение в систему распределенных электронных реестров учета счетов[2] блока данных, состоящего из:

a) совокупности транзакций, каждая из которых состоит из хеш-суммы следующей совокупности сведений: хеш-сумма записи предыдущей транзакции по поводу передаваемого количества "монет" криптовалюты[3], публичный ключ[4] "покупателя" (нового владельца передаваемого количества "монет" криптовалюты), подписанные секретным (приватным) ключом подписи "продавца" (передающей стороны, предыдущего владельца)[5]. Как правило, хеш-суммы любых двух транзакций попарно преобразуются в новую хеш-сумму — и так последовательно до исчерпания количества транзакций, записанных в одном блоке, получив таким образом одну N-производную хеш-сумму всей совокупности относящихся к одному блоку транзакций;

b) хеш-суммы хронологически предшествующего подтвержденного консенсусом криптовалютной платформы блока. Эта составляющая, а также проверяемость криптографическими средствами информации, упомянутой в подп. "a", и формирует "цепочку"[6], целостность информации которой гарантируется следующим шагом (подп. "c");

c) "добавки"[7] для блока, вносимого в систему распределенных электронных реестров. Является проверяемым основанием для включения блока в упомянутую систему распределенных реестров. Ее вычисление (подбор) является целью майнера.

Задача майнера состоит в том, чтобы подобрать числовое значение, которое как результат хеш-функции упомянутой в подп. "a", "b" информации (данных) удовлетворяло бы определяемому архитектурой криптовалютной платформы. В первоначальной версии криптовалютной платформы, предложенной Satoshi Nakamoto[8], хеш-сумма должна начинаться с некоторого задаваемого количества нулевых битов[9]; в реализации криптовалюты Bitcoin — меньшей или равной периодически определяемого платформой значения (target), включающей в себя общую для всех майнеров часть, а также время начала соответствующим майнером своих вычислений по поводу этого блока, большее, чем среднее аналогичное значение для 11 предыдущих блоков, внесенных в распределенный реестр.

Так как на современном этапе упомянутая процедура требует временных затрат, то выступает аналогом "временной метки", т.е. подтверждает, что операции, упомянутые в подп. "a", "b", были совершены ранее во времени, но позже транзакций, записанных в предыдущие блоки распределенного реестра, — все это формирует проверяемую хронологическую последовательность транзакций;

2) получение майнером поощрения (вознаграждения) в виде "монет" криптовалюты, величина которого обусловлена архитектурой криптовалютной платформы: постоянна в течение некоторого заданного периода времени, учитывающего закон Мура об увеличении вычислительных мощностей с течением времени, а также тот факт, что общее количество "монет" криптовалюты, как правило, первоначально ограничено. Последнее указывает на то, что появление одной "монеты" криптовалюты в результате майнинга является заранее запланированным по времени явлением, и при этом все-таки увеличивает общее текущее количество "монет" криптовалюты, т.е. носит эмиссионный характер. Поощрение оформляется специальной транзакцией по поводу соответствующих "монет" криптовалюты, выданных криптовалютной платформой майнеру;

3) получение майнером комиссии от участников транзакции, заинтересованных в быстром включении записи о транзакции в систему распределенных реестров. Так как формирование и подтверждение нового блока требует время, ограниченное архитектурой криптовалютной платформы и определяемое заданным размером "добавки", фиксированным объемом каждого блока (как следствие, ограничением количества транзакций, которые можно поместить в каждый блок), то участники каждой транзакции заинтересованы в ускорении, приоритизации нахождения записи о соответствующей транзакции в "листе ожидания" как совокупности информации о транзакциях, еще не включенной в распределенный реестр. Получение комиссии оформляется обычной транзакцией, включаемой добровольно "продавцом" сверх передаваемого "покупателю" количества "монет" криптовалюты. Так как успешный майнер, формирующий текущий блок, заранее неизвестен, то сумма комиссии, передаваемая вместе с соответствующей основной транзакцией, по сути является примером "самоисполнимого договора" (смарт-контракта) — эскроу, агентом в котором выступает сама криптовалютная платформа.

Как видим, майнинг включает в себя различные явления, является одновременно введением в оборот в рамках заранее запланированной эмиссии "монет" криптовалюты фиксированной на соответствующий временной период суммы; инструментом поддержания доверия к содержанию системы распределенных реестров (устойчивости блокчейна), состоящего из упомянутых записей о транзакциях по поводу "монет" криптовалюты; способом получения комиссионного вознаграждения за оперативность внесения записи о какой-либо транзакции, включенной в блок, записываемый в распределенный реестр как следствие успешного результата действий майнера.

Является ли результат майнинга в виде получения поощрения от криптовалютной платформы доходом соответствующего лица? Полагаем, что само по себе не становится доходом.

Действительно, причиной возникновения новых "монет" криптовалюты является первоначальная договоренность об ограниченном количестве токенов криптовалюты и их растянутом во времени введении в оборот, каждое из которых обусловлено описанным ранее удачным достижением заданного архитектурой криптовалютной платформы результата вычислительных операций активных участников этой платформы (майнеров), используемого для поддержания устойчивости и объективной достоверности сведений, входящих в распределенный реестр. Иными словами, все "монеты" криптовалюты с начала работы криптовалютной платформы, на наш взгляд, принадлежали ей как эмитенту (эмиссия произошла в момент формирования условий участия, архитектуры криптовалютной платформы с ограниченным количеством "монет" криптовалюты), но не все сразу были зафиксированы в виде токенов криптовалюты, а отражаются по мере запланированного введения в оборот[10].

С другой стороны, появление токена криптовалюты является также следствием использования вычислительных мощностей майнера, по меньшей мере его затрат на оборудование, программное обеспечение и электроэнергию. При этом такой нематериальный результат усилий, появляющийся объект прав, не обязательно приводит к возникновению ожидания получения экономических выгод в будущем, т.е. может стать для этого лица активом лишь как следствие профессионального мнения, самооценки. Рынок криптовалют достаточно волатильный, и возможен даже убыток, поэтому исходя из консервативного подхода полученный в результате майнинга объект можно, видимо, отнести лишь к рискованным финансовым вложениям.

В то же время в момент приобретения за полученные майнером "монеты" криптовалюты фиатной валюты, телесной вещи, имущественных прав, в том числе прав требования, дериватива с ненулевым базовым активом стоимость полученного, предполагая эквивалентность добровольного обмена, становится доходом майнера. При налогообложении прибыли этот доход, по нашему мнению, разумно оценивать исходя из на текущий момент рыночной (справедливой) цены полученного взамен имущества (даже если оно является токенами другой криптовалюты), за вычетом расходов, связанных с упомянутым использованием вычислительных мощностей, а также возможных невозмещаемых налогов, в том числе по поводу операций майнинга или финансовой транзакции.

Упомянутое поощрение в виде передачи майнеру нового токена криптовалюты дополнительно можно рассматривать как результат алеаторной сделки, заключенной между всеми первоначальными участниками и каждым последующим участником криптовалютной платформы, т.е. по сути пари в рамках игровой модели отношений. Следствием принятия такого подхода, на наш взгляд, станет ограниченная исковая защита в государственных судах правопритязаний по поводу принадлежности "выигрыша" какому-либо майнеру, сформированный блок которого не прошел проверку и не был включен в распределенный реестр, создав коллизию записей или даже послужив поводом для возникновения ответвлений, параллельных версий самого распределенного реестра. В то же время, на наш взгляд, арбитражные процедуры будут наиболее успешными для разрешения такой категории споров, хотя их результат будет крайне сложно привести в исполнение без уточнения существующих стандартных моделей организации криптовалютных платформ.

Следует отметить, что комиссия майнера криптовалюты, добровольно перечисляемая участниками транзакции и произвольно устанавливаемая "продавцом", безусловно, является доходом майнера вследствие совершения действий, которые по отношению к упомянутым участникам транзакций носят характер финансовой услуги (расчетной операции).

Таким образом, майнинг "монет" криптовалюты, являясь необходимым условием существования распределенной системы реестров записей (блокчейн), представляет собой совокупность разнородных явлений, имеющих различные правовые характеристики и при этом существующих в рамках установленных в криптовалютной платформе организационных отношений.

 


[1] Подтверждение другими участниками криптовалютной платформы результата вычислительной операции, не требующее привлечения сопоставимых с первоначальным проверяемым вычислением ресурсов, но требующее наличия у такого участника актуальной идентичной совокупности всех текущих блоков, составляющих наполнение системы распределенных электронных реестров учета счетов (этот участник называется "полный нод"). Подтверждение является успешным, если будет подтверждено более чем половиной полных нодов, т.е. в результате так называемого консенсуса этих участников криптовалютной платформы.

[2] То есть по сути консолидированных оборотно-сальдовых ведомостей по соответствующим счетам — "бухгалтерских книг" каждого участника криптовалютной платформы (далее — распределенный реестр, система распределенных реестров).

[3] Выступает как подтверждение источника появления этого количества "монет" криптовалюты у соответствующего владельца-"продавца", т.е. способом проверки достоверности наличия соответствующей суммы у "продавца".

[4] Как правило, идентичен номеру "кошелька" владельца токенов криптовалюты.

[5] То есть для обеспечения объективно верифицируемого доверия к записанным сведениям используется алгоритм асимметричного шифрования как позволяющий владельцу "закрытого" (секретного, приватного) ключа электронной подписи выполнить криптографическую операцию над какими-либо данными, добавив к ним сведения о факте подписания и хеш-сумму подписанных данных. Проверка достоверности этой совокупности данных возможна любым лицом, которому известны значение открытого (публичного) ключа электронной подписи и стандартизированный алгоритм электронной подписи. Упомянутая достоверность обеспечивается криптостойкостью алгоритма, длиной секретного ключа, но при этом снижается пропорционально увеличению современного уровня вычислительных мощностей.

[6] Англ. — chain.

[7] Англ. — nonce.

[8] URL: https://bitcoin.org/bitcoin.pdf (дата обращения: 25.05.2019).

[9] Это количество периодически устанавливается криптовалютной платформой на основе алгоритма, подразумевающего стремление к постоянной скорости появления новых "монет" из-за общего ограничения их количества, в том числе точно известного количества на определенный момент времени. Тем самым варьируется сложность вычислительной задачи, как следствие, времязатратность. Например, для криптовалюты Bitcoin это значение устанавливается при современных вычислительных мощностях участников платформы, как правило, раз в две недели: по достижении записи в распределенный реестр последовательности из 2 016 блоков, при этом запись одного блока осуществляется не чаще чем раз в 10 минут.

[10] При отсутствии предельного объема "монет" криптовалюты каждый случай пусть даже и запланированного введения в оборот новых токенов следует рассматривать, на наш взгляд, как эмиссию, приводящую к возникновению нематериального объекта, по поводу которого в рамках уже существующих на тот момент организационных отношений участников криптовалютой платформы устанавливаются отношения признания существования объекта как потенциально оборотоспособного и принадлежности соответствующему лицу.


Рекомендуется Вам: