ЮрФак: изучение права онлайн

Правовые основания признания имущества супругов личной собственностью одного из них

Автор: Джалилов И.Ф.

В теории и практике современного семейного права большое внимание уделяется вопросу имущественных правоотношений супругов и правовому режиму совместно нажитого имущества, особое значение имеют объекты недвижимости.

По общему правилу, установленному ст. 34 СК РФ[1], все имущество, нажитое супругами во время брака, признается их совместной собственностью. При этом данная норма действует вне зависимости от того, на чье имя было записано имущество или от чьего имени уплачены денежные средства за него[2]. Под имуществом понимаются все движимые и недвижимые вещи, приобретаемые одним из супругов.

К личному имуществу по законодательству относится имущество, приобретенное до регистрации брака, а также полученное одним из супругов в дар либо по иным безвозмездным сделкам. Однако возникают ситуации, когда имущество, приобретенное одним из супругов в момент брачных отношений, также можно признать его личной собственностью. Юридически значимым обстоятельством является то, на какие денежные средства было приобретено имущество: личные или общие. При решении вопроса об общности имущества, нажитого во время брака, также юридическое значение имеет фактическое наличие семейных отношений между супругами, их совместное проживание.

Вопрос о признании имущества, нажитого супругами в браке, личным имуществом одного из супругов является актуальным и требует внимания. Как показывает практика, суды не имеют однозначной позиции при разрешении подобных споров, и в судебной практике встречаются прямо противоположные решения по сходным судебным ситуациям.

Согласно ст. 38 СК РФ суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них. Данная норма регулирует имущественные отношения супругов, которые фактически прекратили брачные отношения, совместное проживание, но юридически брак не расторгли в порядке, установленном действующим законодательством[3]. В наше время подобные ситуации встречаются достаточно часто, так как при расторжении брака первичным для супругов является желание прекратить совместное проживание. Нередки случаи, когда супруги откладывают определенную законодательством процедуру прекращения брака на несколько лет, успевая за это время приобрести недвижимое имущество, которое впоследствии может стать предметом спора при разделе имущества.

Стоит обратить внимание на то, что признать имущество, нажитое одним из супругов в период раздельного проживания со вторым супругом при прекращении семейных отношений, является правом суда, а не его обязанностью. Решение суда может зависеть от многих факторов, например продолжительности раздельного проживания супругов и фактического прекращения брачных отношений. Также значение имеет одновременное наличие двух условий, указанных в п. 4 ст. 38 СК РФ: прекращение семейных отношений и раздельное проживание. Само по себе раздельное проживание супругов, которое может быть обусловлено различными жизненными обстоятельствами, не влечет за собой непризнание общности нажитого супругами имущества. Длительная командировка одного из супругов, трудовая деятельность вахтовым методом, проживание в разных городах по объективным причинам не являются основаниями для применения судом рассматриваемой нормы семейного права. Раздельное проживание не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений, что не вызывает сомнения. Однако, что касается вопроса о совместном проживании супругов, на мой взгляд, далеко не всегда данный факт доказывает наличие между супругами семейных отношений. Поэтому, полагаю, для применения судами п. 4 ст. 38 СК РФ совсем необязательно при наличии доказательств о прекращении семейных отношений между супругами учитывать факт их проживания в одной квартире, ведь зачастую супруги все-таки вынуждены жить на одной территории, не имея другой жилплощади. В таких случаях, как правило, между супругами отсутствует ведение совместного хозяйства, общий бюджет семьи также отсутствует, соответственно имущество, нажитое в данный период, может быть признано личной собственностью одного из супругов. При этом важно, чтобы источником приобретения имущества были личные, а не общие средства, т.е. заработанные после фактического прекращения брачных отношений[4].

В качестве доказательства прекращения семейных отношений могут выступать, во-первых, свидетельские показания, с помощью которых можно подтвердить раздельное проживание супругов, отсутствие совместного бюджета, во-вторых, письменные доказательства, документы.

Еще одним основанием для признания имущества, нажитого в браке, личным имуществом супругов является тот факт, что спорный объект был приобретен на личные средства одного из супругов. Такая позиция поддерживается Верховным Судом РФ: в п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)[5] указано, что на имущество, приобретенное в период брака, но на средства, принадлежавшие одному из супругов лично, режим общей совместной собственности супругов не распространяется.

Статьей 34 СК РФ определено, что к общему имуществу супругов относятся доходы каждого из супругов:

— от предпринимательской деятельности;

— от трудовой деятельности;

— пенсии;

— пособия;

— иные выплаты, не имеющие специального назначения.

Как видно, приведенный перечень доходов, признаваемых общим имуществом супругов, является открытым. Исходя из этого нет четкого понимания, какие доходы можно отнести к личным доходам одного из супругов.

Практика показывает, что в подобных спорных ситуациях для признания имущества личным, а не общим одному из супругов требуется доказать, что спорный объект, как правило недвижимость, был приобретен на денежные средства, которые не перечислены в ст. 34 СК РФ.

Личными средствами одного из супругов являются:

1) доходы, полученные от продажи имущества, нажитого до вступления в брак, либо его использования (например, сдача в аренду добрачной квартиры);

2) доходы, полученные по безвозмездным сделкам (например, полученные в наследство или в дар денежные средства);

3) заемные средства, полученные до вступления в брак.

Стоит отметить, что спорные моменты при разделе имущества супругов всегда решаются в судебном порядке, в том числе вопросы признания имущества, нажитого во время брака, личным имуществом одного из супругов.

В производстве Московского городского суда находилось дело о разделе имущества, нажитого супругами в период брака[6]. Супруг О. обратился с иском в суд о разделе квартиры в равных долях, которая была приобретена в период нахождения в браке с супругой Н. Судом первой инстанции принято решение о разделе квартиры между супругами в равных долях. Супруга обратилась в суд с апелляционной жалобой, так как против удовлетворения иска возражала, мотивируя свою позицию тем, что квартира была приобретена за счет добрачных накоплений, а также за счет средств, полученных в наследство после смерти ее отца. Супруга также ссылалась на то, что с момента регистрации брака они жили порознь и не вели совместное хозяйство, а супруг, являясь студентом, не имел самостоятельного заработка. В качестве свидетеля в дело была привлечена мать супруги, которая подтвердила, что после смерти отца ответчицы в исполнение его последней воли Н. была передана крупная сумма денег, на которую приобретена спорная квартира. Свидетельские показания были признаны судом несостоятельными, так как свидетельница не могла четко указать дату передачи денежных средств, точную сумму, курс валюты, так как деньги передавались не в рублях. Письменные доказательства о переводе денежных средств также представлены не были.

Суд оставил решение Головинского районного суда г. Москвы без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения. Решение суда было мотивировано тем, что, во-первых, супруга не представила надлежащих доказательств того, что квартира приобреталась на ее личные денежные средства. Во-вторых, при покупке квартиры супругами оформлялось согласие мужа на покупку квартиры супругой, в котором не было оговорено, что имущество приобретается на ее личные деньги в ее личную собственность. В-третьих, судом было установлено, что супруги проживали раздельно, однако ездили друг к другу, поэтому утверждать, что фактически стороны не вели совместное хозяйство, не представляется возможным. Соответственно, п. 4 ст. 38 СК РФ судом в данной ситуации не применен. Юридическое значение для разрешения судом спорной ситуации по существу имело отсутствие между супругами брачного договора, который мог бы устанавливать отличный от определенного законодательством правовой режим совместно нажитого имущества.

Таким образом, при решении вопроса об общности имущества, нажитого супругами во время зарегистрированного органами ЗАГС брака, юридическое значение имеет то, на какие денежные средства приобретено имущество и состояли ли супруги фактически в брачных отношениях (вели совместное хозяйство, имели общий бюджет).

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает два основания для признания имущества, нажитого в браке, личным имуществом:

1) имущество приобретено на личные средства одного из супругов. Это могут быть денежные средства, полученные в дар либо в порядке наследования. Однако данный факт должен быть подтвержден достоверными доказательствами. Судебная практика показывает, что свидетельские показания близких родственников не всегда признаются судом как объективные и достоверные. Неопровержимыми доказательствами являются подлинные письменные документы, например договор дарения;

2) имущество приобретено в момент фактического прекращения семейных отношений между супругами, когда они уже не вели совместный бюджет. При этом значение имеет временной период, после которого приобретено имущество. Например, если супруг приобретает квартиру через месяц после фактического прекращения семейных отношений, можно предположить, что личные денежные средства за такой короткий срок он в достаточном количестве получить не мог.

Хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, для признания отсутствия семейных отношений между супругами не всегда требуется факт их раздельного проживания, ведь зачастую супруги живут в одной квартире ввиду объективных причин, но не ведут совместное хозяйство, и фактически семейные отношения между ними отсутствуют. Соответственно, полагаю целесообразным внесение изменений в п. 4 ст. 38 СК РФ с изъятием условия о раздельном проживании супругов при прекращении семейных отношений для признания имущества личным имуществом одного из супругов.

Список литературы

  1. Беспалов Ю.Ф. Некоторые проблемы защиты имущественных прав супругов (бывших супругов) в Российской Федерации // Российский судья. 2018. N 6.
  2. Гольтяпина И.Ю., Фауряну К.А., Юсупова А.Х. Проблемы раздела имущества супругов // Эпоха науки. 2017. N 12.

 


[1] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

[2] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" // Российская газета. 1998. 18 ноября. N 219.

[3] Беспалов Ю.Ф. Некоторые проблемы защиты имущественных прав супругов (бывших супругов) в Российской Федерации // Российский судья. 2018. N 6. С. 30 — 33.

[4] Гольтяпина И.Ю., Фауряну К.А., Юсупова А.Х. Проблемы раздела имущества супругов // Эпоха науки. 2017. N 12. С. 26 — 30.

[5] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

[6] Апелляционное определение Московского городского суда от 28 ноября 2018 г. по делу N 33-52193/2018.


Рекомендуется Вам: