ЮрФак: изучение права онлайн

Конфискация преступных доходов по приговорам иностранных судов

Автор: Сухаренко А.Н.

Возможность конфискации преступных доходов предусмотрена уголовным законодательством многих стран. Данная мера — один из самых действенных юридических инструментов в противодействии транснациональной организованной преступности[1]. Это предусмотрено международными договорами, участницей которых является Россия. В частности, Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.), Конвенцией ООН против коррупции (2003 г.), Конвенцией СЕ об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.), Конвенцией СЕ о предупреждении терроризма (2005 г.) и Конвенцией Совета Европы о выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (2005 г.).

Для обеспечения международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению коррупционных активов в 2009 г. на базе Генеральной прокуратуры России был создан Национальный контактный пункт (НКП), позволяющий оперативно решать вопросы, связанные с составлением и исполнением запросов о правовой помощи по уголовным делам[2]. В 2016 г. там же была образована Рабочая группа по возврату из-за рубежа активов, которые были получены в результате совершения коррупционных правонарушений[3].

Для розыска преступных доходов используются также возможности Интерпола и его Национального центрального бюро (НЦБ) при МВД России. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 и Приказом МВД России от 31 марта 2012 г. N 305 основными функциями НЦБ Интерпола являются: обеспечение международного информационного обмена по преступлениям и оказание содействия в выполнении запросов иностранных правоохранительных органов. В структуре расследуемых транснациональных экономических преступлений отмывание преступных доходов входит в тройку наиболее часто совершаемых преступлений, наряду с мошенничеством и хищением ценных бумаг и денежных средств[4].

Однако предоставление информации и осуществление проверки по каналам Интерпола может иметь место лишь при условии наличия возбужденного уголовного дела, дела оперативного учета или зарегистрированного в установленном порядке проверочного материала по заявлению (сообщению) о преступлении. Порядок предоставления информации, так же как и перечень сведений, которые могут быть предоставлены по запросам правоохранительных органов, ограничен нормами национального законодательства 190 государств — членов Интерпола. В большинстве случаев предоставляется информация о факте регистрации компаний, причастных к отмыванию преступных доходов, их наименовании, юридическом и фактическом адресах, регистрационном номере, виде деятельности, составе руководителей и учредителей, размере уставного капитала, а также причастности к незаконной деятельности. В отношении граждан предоставляется информация о месте регистрации, паспортах, фактах пересечения границ, участия в деятельности юридических лиц, а в ряде случаев и о наличии недвижимого имущества и банковских счетов[5].

В целях повышения эффективности противодействия отмыванию преступных доходов коррупционного происхождения в 2015 г. Генеральная ассамблея Интерпола утвердила новый вид международного уведомления с "серебряным углом". С его помощью планируют выявлять движимое и недвижимое имущество, а также денежные средства[6].

В свою очередь, на базе Европола функционирует проект "КАРИН", который позволяет России без запроса о правовой помощи оперативно получать информацию о движимом и недвижимом имуществе граждан, предположительно полученном преступным путем, а также банковских счетах. Если же получение такой информации противоречит нормам национального законодательства, контактными пунктами стран — участниц Европола предлагаются наиболее приемлемые варианты ее предоставления[7].

Деятельность по поиску и аресту преступных активов осуществляется также в рамках Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ (КСОРН), положение о котором предусматривает непосредственный обмен информацией между руководителями специализированных подразделений правоохранительных органов (в России — Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД)[8].

В соответствии со ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ конфискация имущества — принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства имущества.

Статистический анализ демонстрирует устойчивый рост количества осужденных, к которым применялась конфискация имущества. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за период с 2012 по 2016 г. число таких лиц возросло вдвое (с 954 до 1929). Большинство из них были осуждены за совершение коррупционных преступлений[9].

Статья 457 УПК РФ позволяет российским правоохранительным органам исполнять запросы иностранных коллег о производстве отдельных процессуальных действий, в том числе наложении ареста на имущество и ценные бумаги, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества (ст. ст. 115 — 116 УПК РФ). Для отыскания имущества, подлежащего аресту, могут быть произведены обыск и выемка (ст. ст. 182 и 183 УПК РФ).

Вместе с тем до недавнего времени УПК РФ не содержал положений, определяющих порядок признания и исполнения приговора иностранного суда в части конфискации преступных доходов. Данный пробел был устранен Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 387-ФЗ (далее — Закон N 387-ФЗ), который вступил в силу 16 декабря 2017 г.[10] Документ был подготовлен Минюстом в соответствии с решением саммита "Группы восьми" в Кэмп-Дэвиде 18 — 19 мая 2012 г.

Законом N 387-ФЗ УПК РФ был дополнен новой главой 55.1[11]. Под такими доходами понимается имущество, указанное в ст. 104.1 УК РФ.

С 16 декабря прошлого года решения иностранных судов в части конфискации находящихся на территории РФ преступных доходов признаются и исполняются в России, если это предусмотрено ее международным договором. В случае отсутствия соответствующего договора вопрос о признании приговора или постановления иностранного суда может быть решен на основе принципа взаимности, подтвержденного письменным обязательством иностранного государства, полученным Минюстом России в соответствии с ч. 1 ст. 457 УПК РФ.

Порядок исполнения постановления о конфискации имущества, полученного преступным путем, на основании приговора иностранного суда регламентируется ст. 104 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ.

Надеемся, что реализация проанализированного Закона повысит эффективность международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией, что является внешнеполитическим приоритетом России.

Литература

1. Бажанов С. Правовые средства возврата из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений и правонарушений / С. Бажанов, А. Воронцов // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2016. N 2. С. 7 — 10.

2. Водянов А. Международно-правовое регулирование деятельности Интерпола по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / А. Водянов. М., 2015. 28 с.

3. Водянов А. Позитив международно-правового опыта включенности правоохранительных органов Российской Федерации в дело борьбы мирового сообщества с легализацией доходов, полученных преступным путем (на примере Интерпола) / А. Водянов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Юридические науки. 2013. N 1. С. 31 — 46.

4. Косарев А. Чей офшор офшорнее / А. Косарев // Щит и меч. 2016. 6 июня.

5. Сухаренко А. Международное сотрудничество России в сфере противодействия коррупции / А. Сухаренко // Международное публичное и частное право. 2015. N 2. С. 32 — 34.

6. Сухаренко А. Транснациональная организованная преступность и роль России в борьбе с ней / А. Сухаренко // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века — COUNTER-TERRORISM. 2012. N 1. С. 20 — 34.

7. Трунцевский Ю.В. Международное сотрудничество в борьбе с финансовыми преступлениями / Ю.В. Трунцевский // Российский следователь. 2014. N 11. С. 47 — 51.

 


[1] Сухаренко А. Транснациональная организованная преступность и роль России в борьбе с ней // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века — COUNTER-TERRORISM. 2012. N 1. С. 20 — 34; Трунцевский Ю.В. Международное сотрудничество в борьбе с финансовыми преступлениями // Российский следователь. 2014. N 11. С. 47 — 51.

[2] Сухаренко А. Международное сотрудничество России в сфере противодействия коррупции // Международное публичное и частное право. 2015. N 2. С. 33.

[3] Генпрокуратура РФ создала рабочую группу по возврату активов коррупционеров из-за рубежа // ИТАР-ТАСС. 2016. 26 марта.

[4] Водянов А. Позитив международно-правового опыта включенности правоохранительных органов Российской Федерации в дело борьбы мирового сообщества с легализацией доходов, полученных преступным путем (на примере Интерпола) // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Юридические науки. 2013. N 1. С. 31, 37.

[5] Водянов А. Международно-правовое регулирование деятельности Интерпола по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. С. 20.

[6] Interpol General Assembly Resolution N 1 AG-2015-RES-01. URL: https://www.interpol.int/content/download/30252/394272/version/4/file/AG-2015-RES-01%20E%20RECOVERY%20ASSETS%20SILVER%20NOTICE.pdf (дата обращения: 20.02.2018).

[7] Косарев А. Чей офшор офшорнее // Щит и меч. 2016. 6 июня.

[8] Бажанов С., Воронцов А. Правовые средства возврата из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений и правонарушений // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2016. N 2. С. 7 — 10.

[9] Преступность и правонарушения (2012 — 2016). М.: ГИАЦ МВД России, 2016. С. 164.

[10] Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 387-ФЗ "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201712050084 (дата обращения: 20.02.2018).

[11] Глава 55.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ// СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: