ЮрФак: изучение права онлайн

Миграционные процессы в России: основные проблемы и правовой механизм их координации

Автор: Гайнутдинова Е.И.

Миграционные процессы в России являются объективной реальностью современности, которая приобрела масштабный характер, и настоятельно нуждаются в устранении существующих правовых противоречий между различными источниками закона. Применительно к нашей статье под миграционными процессами мы понимаем совокупность юридических фактов (действия и события), в результате которых у физического лица происходит изменение места жительства или места пребывания, связанное с выездом за пределы административно-территориального образования, одновременно влекущее приобретение, изменение или использование правового статуса мигранта. Близкую к нам точку зрения по определению понятия миграционного процесса занимает В.В. Сенченко[1].

Специалисты подразделяют миграцию на два вида, где критерием деления выступает признак – пересечение Государственной границы Российской Федерации (РФ). Пересечение Государственной границы РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства образует внешнюю миграцию. Внутреннюю миграцию образуют перемещения граждан России в пределах РФ.

За последние тридцать лет динамика миграционного процесса сохраняет стойкую тенденцию к росту числа мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию. Существование данного явления требует развития государственной политики в миграционной области, в том числе создания и совершенствования нормативно-правовой базы по ее регулированию. Правовое регулирование статуса иностранных мигрантов на период их пребывания в РФ затрагивает различные сферы общественных отношений. Поэтому миграционное законодательство должно быть скоординировано с существующей системой законодательства. Основным нормативным актом, образующим систему миграционного законодательства, выступает Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Правовой механизм координации миграционных процессов в России нуждается в совершенствовании, так как в РФ продолжают прибывать мигранты, в основном из стран СНГ, а правовое регулирование их пребывания в РФ представляет важную сферу общественных отношений. Развитие законодательства, регулирующего миграционные процессы, будет способствовать снижению нелегальной миграции.

С 2016 года руководящая роль в координации миграционных процессов принадлежит Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации. Взаимодействие осуществляется с несколькими ведомствами: с ФСБ России осуществляется совместная работа по вопросам пропуска и выдворения мигрантов через Государственную границу. Совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации определяются вопросы трудовой занятости мигрантов[2]. Сообща с Министерством здравоохранения и социального развития РФ обусловливаются вопросы медицинского обслуживания мигрантов. С Министерством РФ по налогам и сборам принимаются решения по уплате налогов и сборов мигрантами.

Политика Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации на сегодняшний день направлена на сдерживание миграционных потоков из стран СНГ и в то же время не содержит мер по привлечению мигрантов к переезду на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Для развития экономики государства полезно использование положительного потенциала миграционных процессов путем совершенствования механизма их правового регулирования[3].

Изучение вопросов правового воздействия на миграционные процессы, его форм и методов проявляется в эффективности государственного управления этими процессами и устранения правовых пробелов в регулировании отношений в сфере миграции. Насущными организационно-управленческими проблемами по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации выступают:

– необходимость законодательного закрепления статуса, полномочий, функций и задач Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту – ГУВМ МВД РФ). На сегодняшний момент правовая основа деятельности ГУВМ МВД РФ регулируется подзаконным актом[4];

– требуется конкретизировать задачи, функции и полномочия ГУВМ МВД РФ для эффективности управления в новых условиях и на перспективу. Надо законодательно разделить права и обязанности ГУВМ МВД РФ, что исключит неоднозначность правоприменения и что отсутствует на настоящий момент;

– определение перечня вопросов, подлежащих решению только судом по миграционным вопросам, тем самым будет обеспечена судебная защита интересов России и лиц, участвующих в миграционном процессе;

– прямым результатом отсутствия государственной программы по адаптации является изоляция мигрантов от принимающего общества и рост негативного отношения к мигрантам со стороны населения.

Трудности в координации миграционных процессов в РФ состоят в противоречии интересов государства и прав мигрантов, коренного населения и прибывающего этноса. Важным элементом миграционной политики государства должно стать создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, предоставления им социальных гарантий[5]. Разрешение этих проблем затруднено получением временного разрешения на проживание, вида на жительство для иностранного гражданина, проживающего в России, и неурегулированностью правового статуса иностранного гражданина[6].

Правовое регулирование миграционных процессов в Российской Федерации представляется с учетом перспективного развития экономики страны, ее потребности в трудовых ресурсах применительно к каждому субъекту РФ. Государственное регулирование и управление миграционными процессами в Российской Федерации должны стать приоритетной задачей Правительства РФ. Компетентное управление миграционными процессами позволит получить максимальный эффект и избежать многих ошибок в этой сфере деятельности. Правительству РФ требуется в правовом и организационном формате усилить работу по переселению соотечественников. Нужна продуманная политика, стимулирующая их на добровольное переселение в РФ и обеспечение их трудовой занятости. Является актуальным создание централизованного управления по распределению прибывающих мигрантов с учетом потребностей каждого субъекта РФ на текущий и последующие годы. В этом плане будет полезным заключение двусторонних соглашений между Россией и странами СНГ по организации набора граждан для трудовой деятельности на территории РФ.

В настоящее время на территории РФ находится около 17,5 млн иностранных мигрантов. Трудовая деятельность большинства (60%) прибывших мигрантов носит нелегальный характер. Работодатели заинтересованы в приеме на работу мигрантов, так как им можно платить зарплату неофициально и значительно меньшую по размеру. А это вызывает социальную напряженность в трудоустройстве и оплате труда у граждан РФ. Поддержанию и развитию нелегальной миграции способствует возможность регистрации мигрантов по месту пребывания в жилых и нежилых помещениях (по месту нахождения предприятия, в жилых помещениях без учета социальной нормы жилой площади на одного человека, так называемые резиновые квартиры)[7]. Государственная политика по управлению миграционными процессами носит пассивный характер. Отсюда можно сделать вывод, что требуется формирование управленческого механизма по легализации и адаптации мигрантов в РФ.

С учетом сказанного актуальной задачей для РФ остается организация эффективного контроля (и управления) над миграционными процессами, создание паритета интересов граждан РФ и мигрантов, повышение приживаемости последних в РФ. Для совершенствования механизма управления миграционными процессами потребуется совершенствование законодательной базы. Управление и организация миграционных процессов должны соответствовать общим целям и задачам государственной политики в сфере развития экономики Российской Федерации. В этой связи необходимо искать взвешенные решения для юридического регулирования существующих миграционных процессов и обоснованного заимствования европейского опыта.

Литература

1. Егиазарян Л.О. Эффективная модель государственной миграционной политики России / Л.О. Егиазарян, А.В. Орлов, С.А. Шанин // Государственное регулирование миграционных процессов и межнациональная политика как факторы обеспечения стабильности в современном мире: российский и зарубежный опыт: Материалы международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти (г. Москва, 22 апреля 2015 г.). Т. 1. М.: ИД "Третьяковъ", 2015. С. 75 – 78.

2. Кобылинская С.В. Современная миграционная политика России / С.В. Кобылинская, А.С. Усенко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. N 103. С. 1037 – 1052.

3. Плещева М.В. Проблемы совершенствования миграционной политики в Российской Федерации / М.В. Плещева // Ленинградский юридический журнал. 2012. N 3(29). С. 166 – 172.

4. Сенченко В.В. Формы и методы административно-правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации / В.В. Сенченко // Общество и право. 2016. N 1(55). С. 247 – 252.

Также рекомендуется Вам:

5. Трунцевский Ю.В. Международное пенитенциарное право: Лекция / Ю.В. Трунцевский. М.: Юрист, 2001. 48 с.

6. Хабриева Т.Я. Динамика развития миграционного законодательства в современной России / Т.Я. Хабриева, Л.В. Андриченко, И.В. Плюгина // Журнал российского права. 2010. N 10. С. 12 – 24.

 


[1] Сенченко В.В. Формы и методы административно-правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Общество и право. 2016. N 1(55). С. 247 – 252.

[2] Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610.

[3] Плещева М.В. Проблемы совершенствования миграционной политики в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2012. N 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovershenstvovaniya-migratsionnoy-politiki-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.06.2019).

[4] Положение о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел России: Приказ МВД России от 15 апреля 2016 г. N 192.

[5] См.: Трунцевский Ю.В. Международное пенитенциарное право: Лекция. М.: Юрист, 2001. 48 с.

[6] Кобылинская С.В., Усенко А.С. Современная миграционная политика России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. N 103. С. 1037 – 1052.

[7] Там же. С. 1041.

Рекомендуется Вам: