ЮрФак: изучение права онлайн

Понятие и особенности правового регулирования криптовалют

Авторы: Егорова М.А., Ефимова Л.Г.

В зарубежной и российской литературе термин "криптовалюты" нередко употребляется наряду с другими аналогичными наименованиями этого технического явления: "виртуальная валюта", "цифровая валюта", "электронные деньги". Цифровая валюта — наиболее общее понятие, под которым понимается особая форма валюты, существующая только в цифровом (электронном) виде.

По способу регулирования цифровые валюты обычно подразделяют на регулируемые цифровые валюты центральных (национальных) банков и виртуальную валюту. Регулируемая цифровая валюта представляет собой цифровую валюту, регулируемую центральным (национальным) банком соответствующего государства[1].

Под виртуальной валютой понимаются не регулируемые центральным (национальным) банком цифровые деньги, которые находятся в сфере контроля только своего разработчика, организации-учредителя или определенного сетевого протокола и принимаются к оплате в виртуальном мире. Согласно рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) криптовалюты являются разновидностью виртуальных денег[2]. Другой разновидностью виртуальных денег являются электронные денежные средства.

Таким образом, криптовалюта — цифровая валюта, основанная на применении криптографии, которая используется для создания новых единиц валюты, осуществления транзакций и контроля за ними. Поскольку криптовалюта не подлежит централизованному регулированию, ее можно отнести к виртуальной валюте либо с учетом особенностей выделить в отдельную разновидность цифровой валюты[3].

Сама идея создания децентрализованной системы платежей, в которой переводы могут осуществляться совершенно анонимно, была озвучена Милтоном Фридманом еще в 1999 г. В наиболее проработанном виде она была воплощена в 2009 г., когда неизвестное лицо (группа лиц) под псевдонимом "Сатоши Накамото" представило миру такую криптовалюту, как биткоин[4].

Биткоин был выпущен с использованием технологии Blockchain. Поэтому говорят, что Bitcoin — это первый протокол Blockchain, или Blockchain, версия 1.0.

Достаточно быстро появились тысячи новых криптовалют, участники протоколов которых попытались улучшить идею Сатоши Накамото. Так, возникли различные альткоины: Namecoin, Litecoin, Peercoin[5], MonaCoin, Cardano и т.п.

Наиболее известной после биткоина криптовалютой является эфир (или Ethereum). В 2013 г. появилось описание принципов работы сети, а в 2014 г. проведено первое ICO. Создатель эфира В. Бутерин увидел новые возможности для использования технологии Blockchain. Поэтому эфир нередко называют Blockchain, версия 2.0[6].

Учитывая, что виртуальные валюты появились сравнительно недавно, все определения криптовалют, сформулированные в различных источниках, как правило, являются взаимно противоречивыми. Например, в соответствии с п. 5 ст. 2 главы 1 Закона Японии "О платежных услугах"[7]  под виртуальной валютой понимается стоимость, которая может быть использована в отношении неограниченного круга лиц для целей совершения платежей. Согласно другому мнению биткоин — это децентрализованная распределенная электронная система платежей, основанная на доверии и не использующая посредников для осуществления расчетов[8]. ETHEREUM определяется в литературе как огромный децентрализованный компьютер, который непрерывно проводит вычисления в режиме 24 час. в сутки[9].

Представляется, что все указанные точки зрения являются правильными, однако они отражают какой-либо один аспект изучаемого явления.

Обоснованно предположить, что термин "криптовалюты" является многоаспектным. С точки зрения технического аспекта этого понятия криптовалюты являются алгоритмическим кодом, результатом работы компьютерной программы, которая, в свою очередь, является производной двух технологий: во-первых, асимметричного криптографического шифрования и, во-вторых, блокчейн-технологии, на базе которой формируется сеть peer-to-peer (P2P).

В этом отношении представляется интересным определение криптовалют, которое сформулировано в некоторых юридических источниках. Например, под криптовалютами авторы исследования предлагают понимать цифровую (виртуальную) валюту, "создание и контроль за которой базируются на криптографических методах (математических алгоритмах), в отношении которой установлена полная децентрализация (отсутствие внешнего или внутреннего администратора в сети, гарантирующего (подтверждающего) корректность операций системы, в том числе отсутствие возможности воздействовать на транзакции участников системы)"[10].

Указанное определение в целом точно отражает технический аспект криптовалют. Однако оно содержит элемент их экономического понятия. Так, криптовалюты названы цифровой (виртуальной) валютой, т.е. деньгами. Деньги, как известно, — определенное экономическое отношение.

Криптовалюты (алгоритмический код) вне общественных отношений изначально являются просто цифрой, которая не является ни деньгами, ни ценными бумагами, ни любым другим имуществом. Они также не имеют собственной стоимости.

Однако, если соответствующие общественные отношения сложились, этот алгоритмический код может выполнять любые функции, в том числе функции денег. Представляется, что такие известные криптовалюты, как Bitcoin и Ethereum, на сегодняшний день выполняют функции денег, поскольку являются средством платежа во всем мире[11].

В Federal Council report on virtual currencies in response to the Schwaab (13.3687) and Weibel. (13.4070) postulates. of June 25, 2014[12] казано, что "виртуальная валюта — это цифровое представление стоимости, которая может быть продана в Интернете. Хотя виртуальная валюта принимает форму денег, поскольку ее можно использовать как средство оплаты реальных товаров и услуг, она нигде не принимается в качестве законного платежного средства. Виртуальные валюты существуют только в виде цифрового кода и поэтому не имеют физического аналога, например, в виде монет или купюр. Учитывая, что виртуальные валюты можно продать, они могут быть квалифицированы как актив"[13].

Другим признаком криптовалют является способ их эмиссии. По мнению FINMA[14], сформулированному в пресс-релизе FINMA от 19 сентября 2017 г.[15], настоящие криптовалюты могут эмитироваться только децентрализованно с использованием технологии Blockchain.

Главным отличием электронных денег от криптовалют является наличие у электронных денег центрального эмитента и отсутствие его у криптовалют. Другим важным отличием криптовалют от электронных денег является способ их эмиссии и хранения. Криптовалюты хранятся и выпускаются децентрализованно, а информация об электронных деньгах и операциях с ними может быть централизована на одном сервере. Имеются и иные отличия, например обязательное применение асимметричного криптографического шифрования при создании криптовалют и т.п.

Учитывая, что криптовалюты можно продать на виртуальной бирже за фиатные деньги, а также возможность использовать криптовалюты в качестве средства платежа, обоснован вывод, что с юридической точки зрения криптовалюты являются имуществом в цифровой форме. Криптовалюты не являются законным средством платежа, но могут быть использованы в качестве средства оплаты товаров, работ и услуг (частные деньги).

Если соединить все описанные выше особенности криптовалют, то можно предложить следующее комплексное определение виртуальных (или цифровых) денег через совокупность их признаков.

Таким образом, криптовалюты:

— это цифровой код — результат функционирования соответствующей компьютерной программы;

— могут создаваться с помощью соответствующего протокола[16], функционирующего децентрализованно с использованием технологии Blockchain;

— являются разновидностью цифрового имущества, выполняющего в обществе функции средства платежа;

— являются децентрализованной пиринговой валютой, которая эмитируется и хранится децентрализованно с использованием технологии Blockehain;

— не имеют физической формы, то есть не могут существовать в виде монет или банкнот.

В целях развития цифровой экономики в Российской Федерации Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы. Эффективная реализация этого документа невозможна при отсутствии комплексного преобразования как инфраструктурной среды, так и правового регулирования в отношении объектов цифровой экономики.

Министерством финансов РФ был подготовлен законопроект "О цифровых финансовых активах"[17]. Данный законопроект был разработан с целью создания нормативной базы для правового регулирования отношений, возникающих в области информационных технологий. 18 марта 2019 г. был принят Федеральный закон N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", который дополнил ГК РФ ст. 141.1 "Цифровые права".

В соответствии с п. 1 ст. 141.1 ГК РФ цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

Следовательно, под цифровыми правами понимается право на объект, в том числе право на криптовалюты. Однако принятый закон не содержит определения объекта права, хотя такая возможность была. К сожалению, из текста действующего Федерального закона N 34-ФЗ была исключена ст. 141.2, которая содержала определение цифровых денег[18].

В соответствии с п. 1 ст. 141.2 ГК РФ в редакции законопроекта N 424632-7, представленного к первому чтению, "цифровыми деньгами может признаваться не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей".

Указанное определение в полной мере отвечает изложенному выше понятию криптовалюты.

К сожалению, это определение было исключено из текста законопроекта на основании Официального отзыва Правительства РФ на проект Федерального закона N 424632-7, принятый Государственной Думой в первом чтении 22 мая 2018 г.[19]

Смысл замечаний Правительства РФ сводился к следующему: "…отнесение цифровых денег к законным платежным средствам не соответствует статье 75 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой денежной единицей в Российской Федерации является рубль, а введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается".

Во-первых, как представляется, указанный вывод является спорным[20].

Во-вторых, отказ от включения определения цифровых денег в Гражданский кодекс РФ не означает, что этим устанавливается запрет выпуска и оборота этих цифровых денег. Получается, что регулировать цифровые деньги, включая криптовалюты, нельзя, а выпускать можно. Как минимум такой подход является нелогичным.

В связи с изложенным представляется обоснованным вновь вернуться к вопросу о дополнении ст. 128 ГК РФ новым видом объекта гражданского права (цифровыми деньгами) в контексте совершенствования законопроекта "О цифровых финансовых активах"[21].

Литература

1. Цинделиани И.А. Криптовалюта как объект гражданско-правового и финансово-правового регулирования / И.А. Цинделиани, Л.Б. Нигматулина // Финансовое право. 2018. N 7. С. 18 — 25.

2. Цинделиани И.А. Правовая природа цифровых финансовых активов: частноправовой аспект / И.А. Цинделиани // Юрист. 2019. N 3. С. 34 — 41.

References

1. Bech M. Central bank cryptocurrencies / M. Bech, R.L. Garratt. URL: https://www.bis.org/publ/qtrpdf7r_qt1709f.html.

2. Brito J. Bitcoin: A Primer for Policymakers (Mercatus Center, 2013) / J. Brito, A. Castillo. URL: https://www.mercatus.org/publication/bitcoin-primer-policymakers.

3. Grinberg R. Bitcoin: An Innovative Alternative Digital Currency / R. Grinberg // Hastings Science & Technology Law Journal. 2011. Vol. 4. P. 159 — 208.

4. Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System / S. Nakamoto. URL: https://bitcoin.org/bitcoin.pdf.

5. Velde F. Bitcoin: A Primer / F. Velde // Chicago Fed Letter. The Federal Reserve Bank of Chicago. December 2013. No. 317. URL: https://www.chicagofed.org/~/media/publications/chicago-fed-letter/2013/cfldecember2013-317-pdf.pdf.

 


[1] Bech M., Garratt R.L. Central bank cryptocurrencies. URL: https://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt1709f.html.

[2] Virtual Currencies — Key Definitions and Potential AML/CFT Risks. URL: http://www.fatf-gafi.org/publications/methodsandtrends/documents/virtual-currency-definitions-aml-cft-risk.html.

[3] Virtual Currencies. Monetary Dialogue July 2018. Policy Department for Economic, Scientific and Quality of Life Policies. URL: http://www.europarl.europa.eu/committees/en/econ/monetary-dialogue.html.

[4] Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. URL: https://bitcoin.org/bitcoin.pdf.

[5] URL: http://amfortis-academy.ru/wpm/start/обучение от AMFortis.

[6] URL: http://amfortis-academy.ru/wpm/start/обучение от AMFortis.

[7] URL: http://elaws.e-gov.go.jp/search/elawsSearch/elaws_search/lsg0500/detail?lawId=421AC0000000059&openerCode=1.

[8] URL: http://amfortis-academy.ru/wpm/start/обучение от AMFortis.

[9] URL: http://amfortis-academy.ru/wpm/start/обучение от AMFortis.

[10] Цинделиани И.А., Нигматулина Л.Б. Криптовалюта как объект гражданско-правового и финансово-правового регулирования // Финансовое право. 2018. N 7. С. 18 — 25; Цинделиани И.А. Правовая природа цифровых финансовых активов: частноправовой аспект // Юрист. 2019. N 3. С. 36.

[11] В настоящее время за криптовалюты можно приобрести недвижимость (Knox Group, ОАЭ), автомобили (автосалон Alza, Чехия), билеты в литовской авиакомпании Air Lituanica, заплатить за обучение на Кипре, в США (Kings College) и Великобритании (University of Cumbria), в Университете прикладных наук Люцерна в Швейцарии и т.п. URL: https://cryptomagic.ru/kriptovaluty/chto-mozhno-kupit.html.

[12] Federal Council report on virtual currencies in response to the Schwaab (13.3687) and Weibel. (13.4070) postulates. of June 25, 2014 — Отчет Федерального совета Швейцарии "О виртуальных валютах в ответ на запросы Швааб (13.3687) и Вейбель (13.4070). Постулаты". URL: http://perma.cc/WT73-EMWN (далее — Отчет Федерального совета).

[13] Federal Council report on virtual currencies in response to the Schwaab (13.3687) and Weibel. (13.4070) postulates. of June 25, 2014. P. 7. URL http://perma.cc/WT73-EMWN.

[14] FINMA — Федеральная служба по надзору за финансовыми рынками Швейцарии.

[15] Communique de presse La FINMA retire du marche des fournisseurs de monnaie virtuelle et met en garde contre les pseudo-cryptomonnaies. URL: https://www.finma.ch/fr/news/2017/09/20170919-mm-coin-anbieter/.

[16] Протокол — совокупность правил определенной системы. Соответственно, разграничивают протокол Bitcoin и протокол Ethereum, а также любой другой протокол.

[17] Законопроект N 419059-7 "О цифровых финансовых активах" // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/419059-7.

[18] Законопроект N 424632-7 "О Федеральном законе "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации". URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/424632-7.

[19] URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/424632-7.

[20] Ефимова Л.Г. Некоторые аспекты правовой природы криптовалют // Юрист. 2019. N 3. С. 12 — 19.

[21] Законопроект N 419059-7 "О цифровых финансовых активах".


Рекомендуется Вам: