ЮрФак: изучение права онлайн

Публичные функции банков в налоговых отношениях в условиях цифровой экономики

Автор: Матьянова (Губенко) Е.С.

Понятие "публичные функции" не имеет нормативного определения. Несмотря на это, данный термин широко используется в публицистике[1], научных трудах[2], судебных актах Высшего Арбитражного[3], Верховного[4] и Конституционного Судов РФ[5] и многих других источниках.

Доктринальное определение понятия "публичные функции" предложено С.Б. Жилиной[6]. По ее мнению, публичные функции представляют собой направления деятельности различных субъектов, направленные на удовлетворение публичного (общественного) интереса, признанного и охраняемого государством.

Вопрос о возможности возложения отдельных публичных функций на субъектов, не относящихся к системе публичной власти, являлся предметом острых научных дискуссий. Основную правовую позицию по этому вопросу сформировал Конституционный Суд РФ[7], признав возможным и не противоречащим Конституции РФ осуществление публичных функций различными субъектами, не имеющими отношение к системе публичной власти.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ст. 1) определяет банк как кредитную организацию, имеющую исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции по привлечению во вклады денежных средств физических и юридических лиц, по их размещению от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и по открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц.

Налоговый кодекс РФ (ст. 11) к числу банков в качестве субъектов налоговых отношений относит также иные кредитные организации, имеющие банковские лицензии. Такими кредитными организациями являются различные виды небанковских кредитных организаций, предусмотренные банковским законодательством[8].

Кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), вступая в налоговые отношения, выполняют не только традиционные налоговые обязанности, свойственные обычным организациям[9]. Так, банки и иные кредитные организации помимо исполнения традиционных обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов наделены обязанностями исполнять некоторые публичные функции.

Публичные функции банков (иных кредитных организаций) в налоговых отношениях зафиксированы в ст. ст. 46, 60, 76, 86 и 93.1 Налогового кодекса РФ. Все эти нормы касаются банковских счетов, открытых налогоплательщиками (организациями, предпринимателями и физическими лицами) в банках на основании договора банковского счета (ст. 11 НК РФ) для осуществления банковских расчетов.

Основную обязанность банков в сфере налогообложения определяет ст. 60 Налогового кодекса РФ. Данная норма устанавливает публично-правовую обязанность банков по исполнению платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов на перечисление налогов, сборов, страховых взносов на соответствующие счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Моментом исполнения этой обязанности для банков будет являться момент списания соответствующей суммы с корреспондентского счета банка. Исполняя данную обязанность, банки выступают посредниками между налогоплательщиками и бюджетом либо между налоговым органом и бюджетом.

Расчетные документы на перечисление налогов, сборов, страховых взносов принимаются банками к исполнению в порядке календарной очередности их поступления.

В соответствии с банковскими правилами списание средств с банковского счета должно осуществляться не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего расчетного документа[10]. Данное правило действует только при условии, что на банковском счете достаточно денежных средств для выполнения предъявленных к банковскому счету распоряжений на списание денежных средств, а вот для случаев, когда на банковском счете денежных средств недостаточно, установлена специальная очередность исполнения расчетных документов.

Так, согласно ст. 855 Гражданского кодекса РФ инкассовые поручения налоговых органов на списание сумм недоимок по налогам, сборам, страховым взносам исполняются в третью очередь, а платежные поручения налогоплательщиков на перечисление налогов, сборов, страховых взносов — в пятую очередь.

Инкассовые поручения на списание сумм недоимок по налогам, сборам, страховым взносам предъявляются налоговыми органами в банки в рамках процедуры принудительного взыскания обязательных налоговых платежей. Порядок взаимодействия налоговых органов с банками по принудительному внесудебному взысканию налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов с банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей регламентируется ст. 46 Налогового кодекса РФ.

Взыскание налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей производится, прежде всего, за счет денежных средств на рублевых расчетных счетах, в том числе за счет электронных денежных средств, а если денежных средств на рублевых расчетных счетах недостаточно — за счет драгоценных металлов на счетах в драгоценных металлах или за счет валютных средств на валютных счетах организаций и индивидуальных предпринимателей. При взыскании недоимок по налогам, сборам, страховым взносам со счетов в драгоценных металлах или с валютных счетов налоговый орган дает банку поручение на продажу драгоценных металлов или валюты и уплату недоимок за счет вырученных средств. Взыскание налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на банковских депозитах организаций или индивидуальных предпринимателей, производится только после окончания срока депозита.

Статья 76 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок приостановления операций по банковским счетам организаций и индивидуальных предпринимателей, а также переводов электронных денежных средств по этим счетам. Приостановление операций по банковским счетам организаций и индивидуальных предпринимателей применяется налоговым органом в качестве обеспечительной меры исполнения налоговых обязанностей указанных налогоплательщиков. Для применения данной обеспечительной меры налоговый орган выносит решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации (индивидуального предпринимателя) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств и направляет его в банк на исполнение.

В зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для применения обеспечительных мер в форме приостановления операций по счетам, решение может быть вынесено либо с указанием суммы, в отношении которой приостанавливаются операции по банковскому счету, либо без указания такой суммы. В последнем случае банки обязаны приостановить все расходные операции по банковским счетам, указанным в решении налогового органа.

Таким образом, в самом общем виде приостановление операций по счетам по своей правовой природе означает запрет на списание денежных средств (электронных денежных средств, валютных средств, драгоценных металлов) с банковского счета налогоплательщика-организации (индивидуального предпринимателя). И только если в решении о приостановлении операций по счетам указана определенная сумма, запрет на списание денежных средств (электронных денежных средств, валютных средств, драгоценных металлов) с банковского счета ограничивается этой суммой.

После получения решения о приостановлении операций по счетам банки обязаны незамедлительно приостановить расходные операции по счетам и переводы электронных денежных средств и в течение трех дней после получения решения направить в налоговый орган сведения об остатках денежных средств на банковском счете, в том числе об остатках электронных денежных средств.

Ряд обязанностей банков и иных кредитных организаций, имеющих публично-контрольные функции, установлены ст. 86 Налогового кодекса РФ. Первая обязанность — открывать российским организациям и индивидуальным предпринимателям банковские счета, депозиты и предоставлять им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только после предоставления ими сведений об идентификационном номере налогоплательщика, дате постановки на учет в налоговом органе, коде причины постановки на учет в налоговом органе. Вторая обязанность — сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня совершения соответствующего действия информацию: об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита); информацию о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа; информацию об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица. Третья обязанность — направлять налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах); выдавать выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. В отношении налогоплательщиков — физических лиц банки обязаны предоставлять по запросам налоговых органов справки о переводах и об остатках электронных денежных средств, а также справки и выписки по банковским счетам только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа.

Предусмотренную ст. 86 Налогового кодекса РФ обязанность банков выдавать справки по счетам их клиентов Верховный Суд РФ[11] относит к отдельному правовому институту, обеспечивающему проведение мероприятий налогового контроля.

Обязанность банков (иных кредитных организаций) выдавать документы (информацию) о своих клиентах предусмотрена также ст. 93.1 Налогового кодекса РФ[12]. На основании данной нормы налоговые органы могут истребовать у банков (иных кредитных организаций) документы (информацию) о налогоплательщике или информацию о конкретных сделках налогоплательщика, если банк (иная кредитная организация) располагает документами (информацией), касающимися деятельности налогоплательщика, в отношении которого налоговым органом проводятся мероприятия налогового контроля, а также вне рамок проведения налогового контроля.

В целом можно сказать, что выполнение всех предусмотренных как ст. 86, так и ст. 93.1 Налогового кодекса РФ обязанностей банков оказывает влияние на качество выполнения налоговыми органами своих контрольных функций.

Современный процесс налогообложения характеризуется тем, что настал период развития и внедрения на практике цифровых технологий. Цифровые технологии — это информационные технологии, использующие электронно-вычислительную аппаратуру для записи кодовых импульсов в определенной последовательности и с определенной частотой[13]. Передача информации в цифровых технологиях основана на дискретном[14] способе передачи информации, при котором информация передается в виде чисел с двоичной системой исчисления. Носителем информации в цифровых технологиях выступает значение этих чисел.

На цифровой формат взаимодействия банки и налоговые органы перешли осенью 2007 г. с принятием Банком России Положения 311-П[15], согласованного с Федеральной налоговой службой России. Данным Положением Банк России устанавливает порядок передачи сообщений банками налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. Форма и формат передачи этих сообщений установлены Приказом Федеральной налоговой службы России от 23 мая 2014 г. N ММВ-7-14/292@[16].

Исполнение публично-правовой обязанности банков по предоставлению информации о наличии счетов в банке, а также формы и форматы справок и выписок по счетам регламентируются Приказом Федеральной налоговой службы России от 25 июля 2012 г. N ММВ-7-2/519@[17]. Формы и форматы запросов о наличии счетов в банке установлены Приказом Федеральной налоговой службы России от 19 июля 2018 г. N ММВ-7-2/460@[18].

Взаимодействие налоговых органов и банков при выполнении банками решений налогового органа о приостановлении операций по счетам и переводам электронных денежных средств, а также при выполнении поручений налоговых органов на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (на перевод электронных денежных средств, на продажу иностранной валюты с валютного счета) в бюджетную систему Российской Федерации регламентируется Положением Банка России от 6 ноября 2014 г. N 440-П[19] (далее — Положение Банка России N 440-П), согласованным с Федеральной налоговой службой России. Формы и форматы документов для направления в банки указанных документов установлены Приказом Федеральной налоговой службы России от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/179@[20].

В целях реализации Положения Банка России N 440-П утвержден Регламент взаимодействия участников информационного обмена при направлении в банк (филиал банка), подразделение Банка России отдельных документов налоговых органов, а также направлении банком (филиалом банка), подразделением Банка России в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (версия от 25.08.2016), которым определяется процедура направления банком, подразделением Банка России в налоговый орган выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах, по вкладам, депозитам).

Таким образом, цифровизация взаимодействия банков и налоговых органов расширяется и совершенствуется. Внедрение цифровых технологий и качественное их обновление обеспечивают повышение эффективности налогового администрирования и, как следствие, рост налоговых поступлений. Об этом свидетельствуют данные, приведенные на официальном сайте Федеральной налоговой службы[21], из которых следует, что только по результатам 2017 г. благодаря работе налоговых органов с использованием инструментов дистанционного цифрового контроля и мониторинга бюджет получил дополнительные доходы в размере 390 млрд руб., или 2,7%, от всех поступлений в бюджет.

Литература

1. Алямкин С.Н. Истребование налоговыми органами информации о налогоплательщике и конкретной сделке / С.Н. Алямкин // Мир науки и образования. 2016. N 2 (6). С. 7.

2. Жилина С.Б. Правовое обеспечение исполнения коммерческими банками публичных функций в Российской Федерации: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / С.Б. Жилина. Ростов-на-Дону, 2006. 28 с.

3. Иншакова А.О. Обусловленность правовым статусом законодательного признания полномочий госкорпораций по осуществлению публичных функций / А.О. Иншакова, Н.В. Кагальницкова // Власть Закона. 2017. N 3. С. 22 — 31.

4. Попов В.В. Участие банков в налоговых правоотношениях: отдельные вопросы правосубъектности и защиты прав / В.В. Попов, Е.Г. Тришина // Банковское право. 2015. N 5. С. 50 — 57.

5. Разгильдиева М.Б. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах: проблемы теории и нормативно-правового закрепления / М.Б. Разгильдиева, А.В. Швец // Налоги. 2014. N 2. С. 36 — 40.

6. Синюгин В.Ю. Административно-правовой статус субъектов, осуществляющих публично значимые функции / В.Ю. Синюгин // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2014. N 2 (39). С. 81 — 85.

7. Спиркин А.Г. Словарь иностранных слов / А.Г. Спиркин. 7-е изд., перераб. Москва: Русский язык, 1979. 624 с.

8. Талапина Э. Публичные функции в экономике / Э. Талапина, Ю. Тихомиров // Право и экономика. 2002. N 6. С. 3 — 9.

9. Тимошенко В.А. Взаимодействие налоговых органов и банков в сфере налогообложения / В.А. Тимошенко // Право и экономика. 2015. N 3. С. 61 — 64.

10. Храмцовская Н. Что такое "публично-значимые функции" и какие организации их осуществляют? / Н. Храмцовская // Русмир. 2013. 4 июня.

 


[1] Храмцовская Н. Что такое "публично-значимые функции" и какие организации их осуществляют? // Русмир. 2013. 4 июня.

[2] Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Право и экономика. 2002. N 6. С. 3 — 9; Синюгин В.Ю. Административно-правовой статус субъектов, осуществляющих публично значимые функции // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2014. N 2 (39). С. 81 — 85; Иншакова А.О., Кагальницкова Н.В. Обусловленность правовым статусом законодательного признания полномочий госкорпораций по осуществлению публичных функций // Власть Закона. 2017. N 3. С. 22 — 31.

[3] Пункт 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" // Вестник экономического правосудия РФ. 2014. N 9.

[4] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. N 12.

[5] Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 33-П "По делу о проверке конституционности пункта 7 части второй статьи 29, части четвертой статьи 165 и части первой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.В. Баляна, М.С. Дзюбы и других" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. N 2.

[6] Жилина С.Б. Правовое обеспечение исполнения коммерческими банками публичных функций в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 7.

[7] Постановление Конституционного Суда РФ от 28 апреля 1992 г. N 4-П // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 21. Ст. 1141; Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2491; и др.

[8] Статья 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. 1996. 10 февраля.

[9] Подробнее об обязанностях банков см.: Тимошенко В.А. Взаимодействие налоговых органов и банков в сфере налогообложения // Право и экономика. 2015. N 3. С. 61 — 64; Попов В.В., Тришина Е.Г. Участие банков в налоговых правоотношениях: отдельные вопросы правосубъектности и защиты прав // Банковское право. 2015. N 5. С. 50 — 57; Разгильдиева М.Б., Швец А.В. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах: проблемы теории и нормативно-правового закрепления // Налоги. 2014. N 2. С. 36 — 40.

[10] Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (ред. от 11.10.2018) // СПС "КонсультантПлюс".

[11] Определение Верховного Суда РФ от 25 апреля 2016 г. N 305-КГ16-3065 по делу N А40-45101/15 // СПС "КонсультантПлюс".

[12] Истребование налоговым органом документов и информации о налогоплательщике либо о его конкретной сделке у его контрагентов или других лиц на основании ст. 93.1 Налогового кодекса РФ относят к самостоятельной форме налогового контроля. См.: Алямкин С.Н. Истребование налоговыми органами информации о налогоплательщике и конкретной сделке // Мир науки и образования. 2016. N 2 (6).

[13] Содержание термина "цифровые технологии" раскрывается в государственном стандарте Российской Федерации "Единый российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием" (ГОСТ Р 33.505-2003), который принят и введен в действие в 2003 г. Постановлением Госстандарта России. См.: Постановление Госстандарта РФ от 29 сентября 2003 г. N 255-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44595/ (дата обращения: 11.06.2019).

[14] Слово "дискретный" (от лат. discretus) означает разделенный, прерывистый. См.: Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. М.: Русский язык, 1979. С. 171.

[15] Положение Банка России от 7 сентября 2007 г. N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)" (ред. от 29.04.2014) // Вестник Банка России. 2007. N 58.

[16] Приказ ФНС России от 23 мая 2014 г. N ММВ-7-14/292@ "Об утверждении форм и формата сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа" (ред. от 16.12.2016) // СПС "КонсультантПлюс".

[17] Приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. N ММВ-7-2/519@ "Об утверждении Порядка представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), об операциях на счетах (специальных банковских счетах), об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств по запросам налоговых органов на бумажном носителе, а также соответствующих форм справок и выписки" // СПС "КонсультантПлюс".

[18] Приказ ФНС России от 19 июля 2018 г. N ММВ-7-2/460@ "Об утверждении форм и форматов направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) в электронной форме" // СПС "КонсультантПлюс".

[19] Положением Банка России от 6 ноября 2014 г. N 440-П "О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах" // СПС "КонсультантПлюс".

[20] Приказ ФНС России от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/179@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам" (ред. от 04.04.2018) // СПС "КонсультантПлюс".

[21] Аналитические обзоры. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 11.06.2019).


Рекомендуется Вам: