ЮрФак: изучение права онлайн

Информационные технологии в нотариальной деятельности

Автор: Филиппова О.В.

Оглавление

1. Ведение единой базы данных

2. Ведение реестров нотариальных действий

3. Доступ нотариусов к государственным реестрам

4. Совершение нотариальных действий в электронной форме


С появлением новых направлений в науке, которые дали толчок и изменили способы поиска, обмена и хранения информации, отношения внутри общества перешли в виртуальную плоскость взаимодействия. Электронная обработка информации в значительной степени упростила жизнь общества и позволила некоторым процессам проходить в миллионы раз быстрее.

Сейчас мы являемся свидетелями зарождения искусственного интеллекта — точно так же, как в 1990-х гг. наблюдали зарождение Интернета. Этот феномен характерен не только для России, весь мир претерпевает изменения.

Очевидно, что с внедрением новых электронных сервисов роль нотариуса должна измениться. От него потребуется сконцентрироваться на тех задачах, которые обладают именно профессиональной ценностью: умении правильно проконсультировать клиента и оказать ему услугу надлежащего качества, соответствующую его волеизъявлению, используя для этого даже самые сложные юридические конструкции.

Переход нотариата в плоскость электронного взаимодействия и появление новых электронных нотариальных действий позволили нотариусам выйти на более высокий уровень оказания правовых услуг.

Для всестороннего анализа современных тенденций развития института нотариата, складывающихся в условиях совершенствования электронных технологий, необходимо исследовать, как протекают аналогичные процессы в иных странах.

Весьма интересен в этом плане опыт Франции, нотариусы которой, так же как и нотариусы России, столкнулись с влиянием цифровой революции и информатизации всех значимых институтов общества на их практику и активно используют нотариальный акт, полностью составленный в электронной форме и подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП) сторон и нотариуса. Однако и необходимость личного присутствия гражданина в нотариальной конторе никто не отменял.

Уже в 2016 г. руководство ФНП отмечало, что стабильность гражданского оборота может быть обеспечена инструментами нотариальной деятельности. С ростом электронного взаимодействия и электронных документов потребность в достоверной фиксации волеизъявлений участников гражданского оборота возрастет. Данное обстоятельство открывает для нотариата новые возможности по реализации своих функций и защиты законных интересов и прав граждан и юридических лиц[1].

В настоящее время гражданский оборот недвижимости уже столкнулся с проблемами мошеннических действий при использовании электронно-цифровой подписи при совершении сделок. Именно поэтому необходимо обеспечить достоверность электронного акта, особенно в сфере оборота недвижимости. Нотариат, как независимый институт, может послужить гарантом аутентичности электронных документов, что обеспечит чистоту электронных реестров.

Информатизация юридически значимых институтов, несомненно, оказывает воздействие на институт нотариата и требует от него не только адаптации к неизбежным изменениям в обществе, но и развития. Такие понятия, как "блокчейн", "чат-бот", "смарт-контракт", уже стали привычными в СМИ и все чаще обсуждаются на конференциях. Однако несмотря на то, что данные программы активно используются в гражданском обороте и даже способны полностью автоматизировать некоторые действия его участников, они до сих пор неспособны заменить функции нотариальной деятельности.

Например, ведение электронного журнала записей (блокчейн[2]) с возможностью их автоматического сохранения и обеспечение сохранности данных могут быть внедрены в нотариальную деятельность, однако не могут выступить полноценной ее заменой. Как справедливо отмечает В.В. Ярков, "на сегодняшний день blockchain обеспечивает техническую, но не юридическую безопасность сделок в сфере оборота недвижимости, поскольку не может проверить юридическую действительность сделки в том понимании и значении, которое вкладывается в нее современным правом. Blockchain не способен проверить соответствие волеизъявления действительной воле лица"[3].

Еще одна распространенная технология — чат-боты — позволит автоматизировать часть технической работы нотариуса по поиску, идентификации и сохранению информации, которую можно доверить искусственному интеллекту, автоматизировав процесс запроса и получения документов из различных источников (например, если речь идет о доступе к сведениям об обременениях). Робот вполне способен подготовить весь пакет справок и выписок из реестров, необходимых для сделки.

Искусственный интеллект также способен более оперативно осуществить сбор информации об отчуждаемом объекте недвижимого имущества (включая получение информации об имеющихся обременениях, о зарегистрированных лицах по месту жительства, о наличии зарегистрированных юридических лиц по адресу отчуждаемого объекта объекта) и о физическом лице (получение информации о дееспособности, банкротстве, экстремизме, арестах, имеющихся запретах на регистрационные действия). Нотариусу нет необходимости запрашивать данную информацию из каждого ресурса отдельно, искусственный интеллект сделает это за него и выдаст итоговую характеристику недвижимого объекта или гражданина. Тем самым у нотариуса и его сотрудников, освобожденных от технической работы по сбору данных, появится время для более интеллектуальной деятельности.

Общение с гражданами происходит не только по телефонной связи или при личной встрече: высоким спросом пользуется также взаимодействие в интернет-пространстве. Подобная форма общения должна носить официальный характер и быть реализована через сайт нотариуса. Для этого тоже можно использовать искусственный интеллект.

В частности, по запросу пользователя на сайте нотариуса искусственный интеллект может:

— предоставить стандартный список документов, необходимых для совершения нотариального действия;

— дать ответ на часто задаваемые вопросы (о тарифах, часах работы и т.д.);

— организовать отслеживание сделки от подачи документов до выдачи документов после регистрации;

— оповестить клиента в личном кабинете о получении документов после государственной регистрации;

— отразить историю нотариальных действий в личном кабинете пользователя. Данная информация должна быть закрытой, поэтому вход в личный кабинет защищается паролем;

— провести предиктивный анализ удостоверенных документов с истекающим сроком действия. Подобная функция оповещения в личном кабинете об истечении срока действия выданных ранее доверенности или согласия на выезд ребенка за границу является удобной и привлекательной для клиента.

С 1 июля 2014 г. нотариат начал активно внедрять электронные сервисы как во внутренней деятельности, так и во внешнем взаимодействии, и уже к 1 октября 2018 г. все нотариальные действия регистрировались в электронном реестре.

На наш взгляд, это только начало электронного нотариата. Уже сейчас сформирована база, на основе которой можно и нужно расширять существующие и добавлять новые удобные нотариату электронные сервисы исходя из потребностей общества.

На данном этапе развития ключевыми элементами электронного нотариата являются ЭЦП нотариуса и единая информационная система нотариата (ЕИСН), а его основными направлениями — ведение реестров нотариальных действий; ведение единой базы данных; внешнее электронное взаимодействие; совершение нотариальных действий.

По каждому направлению проведена серьезная правовая и технологическая работа.

1. Ведение единой базы данных

В ЕИСН содержатся исчерпывающие данные "о нотариальных палатах, нотариусах РФ, образцах печатей и подписей нотариусов, бланках единого образца и иные"[4].

Создание единой базы данных обеспечило условия для хранения юридически значимой информации, создаваемой нотариусами. Участники электронного взаимодействия имеют возможность сделать запрос к базе данных и получить достоверный ответ для совершения нотариального действия, сверить образцы печатей и подписей на представленных им документах. Данное обстоятельство позволяет осуществить проверку представленных нотариусу документов в текущем моменте времени, что ранее было невозможным.

2. Ведение реестров нотариальных действий

Одни реестры носят публичный характер, в то время как другие, обеспечивая тайну совершения нотариальных действий, являются закрытыми и доступны лишь участникам электронного взаимодействия, но в различном объеме.

2.1. Так, реестр доверенностей и отмены доверенностей является публичным. Доступ к нему открыт на сайте reestr-dover.ru. Нотариусы вводят данные в ЕИСН сразу после совершения нотариального действия. Должностные лица консульских учреждений и местных администраций направляют в ФНП сведения об удостоверении или отмене доверенности в течение пяти рабочих дней после совершения соответствующего нотариального действия, а сотрудник ФНП в течение двух рабочих дней вносит эти сведения в реестр[5]. При этом на сайте создан раздел для проверки доверенностей, удостоверенных сотрудниками консульских учреждений и должностными лицами органов местного самоуправления.

Представителям органов власти предоставлен расширенный доступ к сервису, а именно "возможность сверить содержание предъявленного документа с текстом экземпляра, который хранится в архиве нотариуса в соответствии с Приказом Минюста России от 28.12.2016 N 324"[6].

Одним из этапов совершенствования реестра доверенностей стало предоставление доступа к сведениям об отмене доверенностей, совершенных в простой письменной форме. С 1 января 2017 г. на сайте есть специальный раздел, где можно получить информацию о том, была ли отменена такая доверенность.

Для нотариусов это стало дополнительным способом подтвердить бесспорность удостоверяемой сделки, сделав с сервиса распечатку, подтверждающую отсутствие сведений об отмене доверенности.

2.2. С 1 июля 2014 г. действует реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Он обеспечивает бесспорность правоотношений в сфере залогов движимого имущества и также является публичным: любой пользователь Интернета может получить нужную информацию о залоге на сайте reestr-zalogov.ru.

Законодательство в сфере залоговых правоотношений движимого имущества изменилось в 2013 г. Появилась обязанность для залогодателя информировать последующих залогодержателей о существующих предшествующих залогах и ответственность за ее невыполнение. И для залогодержателей введены основания для возникновения права ссылаться на существующий залог только после внесения записи о нем в реестр.

В связи с тем что реестр уведомлений о залоге движимого имущества является открытым, в судебной практике возникают вопросы относительно добросовестности приобретателей движимого имущества, находящегося в залоге. Покупатель считается добросовестным в том случае, если предпринял все меры по проверке приобретаемого имущества, предусмотренные законодательством Российской Федерации. По закону залогодержатели или должники не обязаны, а лишь имеют право уведомлять нотариуса об имеющемся залоге движимого имущества. Тем не менее в отношениях с добросовестными покупателями (третьими лицами) залогодержатель может ссылаться на принадлежащее ему право залога только с момента совершения записи об учете залога. Соответственно, если залог существует, но о нем нет записи в реестре, залогодержатель на него ссылаться не вправе.

ГК РФ регулирует отношения между первым и последующими залогодержателями таким образом, чтобы сами залогодержатели были заинтересованы во внесении в реестр записи о залоге движимого имущества как можно быстрее после заключения соответствующего договора. Факт нахождения записи о залоге в реестре движимого имущества является бесспорным доказательством добросовестности участников гражданского оборота движимого имущества. Данный реестр действительно обеспечивает прозрачность и является достоверным доказательством добросовестности сторон сделок.

2.3. Трудности розыска завещаний наследниками обусловили потребность в формировании реестра завещаний и отмены завещаний. Централизованное ведение данного реестра позволяет гражданам РФ разыскивать завещания по всей стране. Законодатель не устанавливает ограничений в отношении места составления завещания, и гражданин может обратиться с этой целью к любому нотариусу на территории РФ. Именно поэтому большим достижением электронного нотариата стало появление у нотариуса возможности сделать запрос о наличии завещания через ЕИСН.

База данных ЕИСН "позволяет выполнить запрос, у кого из нотариусов может быть завещание данного гражданина, только при наличии актовой записи о смерти гражданина"[7]. Такое условие весьма актуально, поскольку предотвращает потенциальные злоупотребления и не позволяет получить доступ к информации о наличии завещаний до дня открытия наследства.

Нотариусы в обязательном порядке вносят в реестр все удостоверенные ими завещания, в том числе хранящиеся в их архиве и составленные до введения реестра в действие.

2.4. Реестр наследственных дел содержит список наследственных дел, заведенных нотариусами РФ, и исключает дублирование дел при внесении новых сведений и изменении существующих.

2.5. С недавних пор ведется также реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью. И хотя сведения в него вносятся добровольно по решению общего собрания участников общества, реестр является еще одним инструментом защиты прав всех участников общества вне зависимости от спорных правоотношений с его исполнительным органом.

3. Доступ нотариусов к государственным реестрам

С 2011 г. нотариат является единственной негосударственной структурой, участвующей в системе межведомственного электронного взаимодействия. Это стало возможным благодаря заключению ряда соглашений между ФНП и ФНС России, Росреестром, Ростелекомом, Сбербанком России, Национальным бюро кредитных историй.

Нотариусы имеют возможность истребовать сведения из ЕГРН, ЕГРЮЛ, Центрального каталога кредитных историй, направлять запросы в ФМС, Сбербанк России, получать информацию о недееспособных лицах из базы данных Росреестра[8]. С ноября 2018 г. им предоставлен доступ к сведениям, хранящимся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

Нотариусы всегда проверяют наличие информации о банкротстве лиц и об отсутствии запретов на регистрационные действия со стороны ФССП. Данные запросы они направляют вне ЕИС, однако полагаем, что получение таких сведений из одного источника в значительной степени повысило бы скорость, качество, бесспорность нотариальных услуг.

Кроме доступа к перечисленным реестрам, нотариусу необходимо предоставить возможность получать сведения о физических лицах, зарегистрированных по адресу отчуждаемого объекта. Эта информация необходима для совершения нотариальных действий, удостоверяющих переход права от одного правообладателя к другому (например, если речь идет о сделке по отчуждению имущества или переходе права в порядке наследования).

4. Совершение нотариальных действий в электронной форме

Можно констатировать, что нотариусы адаптировались к технологическим изменениям и способны обеспечить потребности развивающегося общества в нотариальных услугах, оказываемых в электронной форме.

Электронные нотариальные действия можно разделить на "совершаемые… с использованием средств единой информационной системы нотариата и… совершаемые при помощи иных электронных ресурсов"[9]. К первым, в частности, относятся регистрация уведомлений о залоге движимого имущества и выдача выписок из соответствующего реестра, удостоверение равнозначности электронного документа, внесение сведений в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью ЕИСН и выдача выписок из него (с 1 июля 2017 г.). К нотариальным действиям, совершаемым при помощи иных электронных ресурсов, относят удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе (и наоборот), а также внесение данных в ЕИСН о фактах деятельности юридических лиц и представление документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя[10].

С 1 февраля 2019 г. нотариусы при оформлении сделок с недвижимостью обязаны направлять пакет документов на регистрацию в Росреестр, что весьма удобно для граждан. Все документы остаются в нотариальной конторе, а по завершении процедуры регистрации граждане имеют право получить у нотариуса выписку на бумажном носителе или, после удостоверения равнозначности бумажного и электронного документа, в электронной форме на любой электронный носитель или на электронную почту. Также они могут получить выписку на бумажном носителе в многофункциональных центрах.

Удостоверение равнозначности электронных документов документам на бумажных носителях вызывает особый интерес.

Так, законодательство Франции предусматривает: "Документ в электронной форме имеет юридическую силу наравне с документом на бумажном носителе при условии, если надлежащим образом указано лицо, от которого он исходит, и документ составлен и хранится в условиях, гарантирующих его целостность. Документ на электронном носителе имеет одинаковую доказательную силу, что и документ на бумажном носителе"[11].

В 2014 г. европейский Регламент elDAS[12] ввел понятие электронной печати, которая используется для подтверждения происхождения и целостности электронного документа, исходящего от юридического лица. Для французского правопорядка концепция электронной печати стала новацией лишь отчасти: она упоминалась и ранее, но только в Общем руководстве по безопасности (Referentiel General de Securite) для государственных органов.

Швейцария ввела институт электронной печати в свое законодательство недавно. Кроме того, в стране действует Постановление Федерального совета от 23.09.2011 об электронном нотариально удостоверенном акте, предусматривающее создание подписанного ЭЦП электронного документа без дублирования его на бумаге. В то же время раздел 3 Постановления предусматривает возможность создания заверенной электронной копии документа, изготовленного в бумажной форме. В частности, составленный на бумаге оригинал вместе с приложениями к нему сканируется, после чего нотариус прикрепляет к электронному документу подтверждение того, что данный акт соответствует оригиналу, либо выписки из него. Могут быть прикреплены и другие данные, такие как адресат или номер копии. Аналогичным образом можно изготовить копию электронного документа на бумажном носителе.

Таким образом, в Швейцарии электронный документ равнозначен бумажному, но при воспроизведении его на бумаге получает юридическую значимость копии и не является эквивалентом бумажного документа по юридической силе.

В Российской Федерации понятие электронного документа впервые было закреплено в нормах ГК лишь 8 марта 2015 г.: "Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту"[13].

Постановлением Правительства от 15.04.2014 N 313 утверждена государственная целевая программа "Информационное общество (2011 — 2020 годы)", в рамках которой развивается электронное взаимодействие. Ключевым моментом здесь является достоверность ЭЦП и действительность сертификата подписи, в некоторых случаях — время создания электронного документа. Тем не менее в законодательстве РФ нет четкой регламентации совершения нотариальных действий, практика еще только складывается.

По этой причине, например, могут возникнуть вопросы в связи с удостоверением равнозначности электронных документов документам на бумажных носителях, а также с нотариальными действиями, позволяющими создавать два одинаковых по содержанию и юридической силе документа. Если последовательно совершить два нотариальных действия — преобразовать бумажный документ в электронный и сразу же изготовить последний на бумажном носителе, — то заявитель получит два печатных документа (один на бланке, другой — нет), имеющих одинаковую юридическую силу. Учитывая масштабы страны, сама по себе эта процедура должна обеспечить передачу в короткие сроки юридически значимых документов.

Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ установлен запрет на "удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе в отношении сделок, заключенных в простой письменной форме, а также документов, удостоверяющих личность"[14]. Это решение представляется весьма актуальным, поскольку велика вероятность того, что граждане захотят придать юридическую силу договору, совершенному в простой письменной форме, при минимальных затратах. Оно действует и для совершения обратного нотариального действия — по удостоверению равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу.

Но приведенное ограничение не решает все возникающие на практике вопросы. Например, в отношении таких документов, как водительское удостоверение, свидетельство о рождении и т.п., условия удостоверения равнозначности законом прямо не предусмотрены. Преобразовывая в равнозначную электронную форму свидетельство о рождении, нотариус создает идентичный по содержанию и юридической силе документ, хотя изначально не является выдавшим его субъектом. Совершая обратное нотариальное действие, т.е. удостоверяя равнозначность бумажного документа электронному, нотариус создает еще один оригинал свидетельства о рождении, но уже не на бланке, а на простой бумаге со своей подписью и печатью. Данное обстоятельство вызывает ряд проблем в практике, решить которые можно было бы, допустив совершение такого нотариального действия только в отношении тех документов, которые исходят от нотариуса. Для иных документов было бы целесообразно предусмотреть удостоверение нотариально заверенной копии на бумаге либо удостоверение электронной копии с соответствующей удостоверительной надписью.

Кроме того, вызывает сложности сама выдача сформированного равнозначного электронного документа, которая в отсутствие законодательного регулирования осуществляется различными способами. В частности, возникает вопрос: является ли отправка электронного документа самостоятельным нотариальным действием по передаче документов или это часть нотариального действия по удостоверению равнозначности? Также неясно, кто является субъектом, получающим электронный документ, — нотариус или то лицо, которому этот документ пересылался. Для единообразия нотариальной практики необходимо законодательно урегулировать поставленные вопросы.

Отдельно необходимо установить в Основах возможность выдачи дубликата документов, хранящихся в архиве нотариуса в электронной форме, в том числе удаленно. В настоящее время данная норма отсутствует.

Вызывает интерес и норма закона, предусматривающая порядок совершения нотариальных действий полностью в электронной форме[15]. В этом случае лицо обязано подписать документ в присутствии нотариуса простой электронной подписью. Юридическая значимость электронных документов, исходящих от нотариуса, подтверждается его усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если нотариус, совершая нотариальное действие по удостоверению равнозначности, изготавливает скан-образ бумажного документа, то не исключается возможность изготовления цельного электронного документа, подписанного ЭЦП.

На данный момент полностью цифровыми нотариальными действиями являются регистрация залога движимого имущества в электронной форме и выдача выписки из соответствующего реестра, которые совершаются без личного присутствия обратившегося лица. Такие документы существуют только в электронной форме, без переноса на бумажный носитель.

Это открывает новые возможности для создания и оборота юридически значимых электронных документов. Если в соответствии с ранее действующим законодательством гражданин для создания электронного документа должен был иметь личную квалифицированную электронную подпись, получение которой требовало временных и финансовых затрат, то теперь предусмотрен более быстрый и простой способ подписания электронного документа. Нотариус удостоверяет электронный документ, от гражданина не требуется сложных действий, чтобы этот документ получить. Нотариус использует исключительно квалифицированную электронную подпись, что гарантирует защиту и подлинность электронного документа.

Формирование полностью электронных документов, подписанных ЭЦП клиента и нотариуса, конечно, является показателем уровня развития электронного нотариата. Однако пока что это нотариальное действие непопулярно, поскольку многие организации не принимают подобные документы. Общество не готово к полному переходу на электронный документооборот.

Подводя итог, отметим, что нотариат не может игнорировать изменения в сфере новых технологий. Нотариальное сообщество должно задуматься, как лучше интегрировать их в свою профессиональную практику для того, чтобы усовершенствовать институт нотариата и сделать его полезным гражданам и обществу в целом. Такое понятие, как "прогресс", не является нейтральным, оно преследует особенные цели, предопределяемые возможностью модернизации сферы человеческого взаимодействия. Еще К. Маркс говорил об "упразднении труда", трансформации физической энергии в умственные умения на более высоком уровне.

Нотариат, придерживаясь консервативных взглядов, будет испытывать на себе давление со стороны правительства, бизнес-элиты и сторонников инновационных технологий. Это может спровоцировать недоверие граждан, которое будет сохраняться до тех пор, пока нотариат не сделает опережающие, а не догоняющие шаги в направлении модернизации. Нотариат достойно отражает все попытки заменить, упразднить или уменьшить его значение в правовой системе государства, однако он не может утверждать себя в качестве прогрессивного сообщества только лишь за счет внедрения электронных планшетов и ЭЦП нотариуса. Глобальное переосмысление накопленного опыта, внедрение новых технологий и непрерывное развитие, а не адаптация к новому — вот что будет свидетельствовать о том, что нотариат идет в ногу со временем. Лишь предвидение и прогнозирование прогресса, применение новых технологий сделают институт нотариата независимым от стремительно развивающихся электронных структур. Необходимо, чтобы технологии были преимуществом нотариальных услуг, а не угрозой их вымирания.

 


[1] Корсик: Роль нотариата в цифровую эпоху возрастает // РИА "Новости". 2016. 28 апр. URL: http://ria.ru/society/20160428/1422350220.html (дата обращения: 02.07.2019).

[2] О понятии технологии блокчейн см.: Свон М. Блокчейн: схема новой экономики. М., 2017. С. 40.

[3] Ярков В.В. Блокчейн и нотариат: опыт первой оценки // Нотариальный вестник. 2017. N 8. С. 36 — 41.

[4] Пункт 6.1 Положения о единой информационной системе нотариата (утв. правлением ФНП от 23.07.2018, Протокол N 09/18).

[5] См.: Там же. Пункт 32.

[6] Приказ Минюста России от 28.12.2016 N 324 "Об утверждении Порядка обеспечения Федеральной нотариальной палатой подтверждения содержания нотариально удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме".

[7] Приказ Минюста России от 17.06.2014 N 129 "Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата" (вместе с Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата (утв. решением правления ФНП от 02.06.2014, Приказом Минюста России от 17.06.2014 N 129, зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2014 N 32716)).

[8] См.: Нотариальное право: Учеб. / Под ред. В.В. Яркова. М., 2017.

[9] Подробнее об этом см. там же.

[10] Там же.

[11] Статья 1316-1 Гражданского кодекса Франции. URL: https://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 02.07.2019).

[12] Регламент Европейского парламента и Совета от 23.07.2014 N 910/2014 "Об электронной идентификации и услугах доверия для электронных транзакций на внутреннем рынке" (Regulation of the European Parliament and of the Council of 23 July 2014 N 910/2014 on electronic identification and trust services for electronic transactions in the internal market and repealing Directive1999/93/EC). URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014R0910&from=EN) (дата обращения: 02.07.2019).

[13] Абзац 2 п. 2 ст. 434 ГК РФ.

[14] Статья 103.8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1; далее по тексту — Основы).

[15] Статья 44.2 Основ.


Рекомендуется Вам: