ЮрФак: изучение права онлайн

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере распространения наружной рекламы

Автор: Андронова Т.А.

Оглавление

1. Распространение информации о торгах на наружную рекламу

2. Ввод субъектов МСП в сферу распространения наружной рекламы

3. Цены на стартовую стоимость лотов

4. Раскрытие информации об аффилированных лицах

5. К вопросу об административной ответственности

6. Перспективы субъектов МСП в сфере распространения наружной рекламы

Литература


Ставя перед собой цель увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП), государство делает шаги в данном направлении и рассматривает вопросы о предоставлении ряда преференций для них в разных сферах предпринимательской деятельности. Несколько лет назад, когда готовилась к публикации монография "Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение", нами в ней был раскрыт вопрос о поддержке субъектов МСП со стороны государства в сфере наружной рекламы, а также были проанализированы существующие на тот момент законопроекты, которыми регламентировалась данная поддержка. Однако те преимущества, которые были предусмотрены для субъектов МСП в сфере наружной рекламы, так и остались только на бумаге[1]. И вот в настоящее время этот вопрос вновь становится весьма актуальным, и связано это с тем, что 15 февраля 2017 г. в первом чтении ГД ФС РФ был принят проект N 18549-7, внесенный Правительством РФ "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"[2] (далее проект N 18549-7). На наш взгляд, представляется своевременным рассмотреть предложения законодателя в сфере наружной рекламы, направленные на поддержку субъектов МСП.

1. Распространение информации о торгах на наружную рекламу

Субъекты МСП, впрочем, как и иные субъекты предпринимательской деятельности, нуждаются в предоставлении им актуальной и необходимой информации, с этой целью со стороны государства было предусмотрено создание для них информационных порталов. В настоящее время функционируют Федеральный портал малого и среднего предпринимательства[3], портал "Малый бизнес Москвы"[4], в рамках своей деятельности АО "Корпорация МСП" создало портал Бизнес-навигатора МСП[5]. На указанных порталах субъекты МСП могут ознакомиться с информацией, цель которой сориентировать субъекты МСП в отношении ряда преференций и поддержки для них со стороны государства в той или иной сфере деятельности. Что же касается вопроса распространения информации об организации и проведении торгов на наружную рекламу, то здесь необходимо обратиться к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"[6] (далее — Закон N 38-ФЗ), а именно к ст. 19. Ознакомившись с данной статьей, мы можем заключить, что Закон N 38-ФЗ фрагментарно регулирует этот вопрос. В частности, в ст. 19 Закона N 38-ФЗ упоминается, что схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В связи с этим в проекте N 18549-7 предусмотрена регламентация этого вопроса следующим образом: организатор торгов размещает извещение о проведении торгов в сфере наружной рекламы не менее чем за 30 дней до даты их проведения на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов в порядке, определенном Правительством РФ, а также на официальном сайте организатора торгов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Итак, чтобы субъекты МСП могли найти информацию о проведении торгов на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, необходимо зайти на официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (в раздел "Виды торгов" и далее в подраздел "Размещение рекламных конструкций")[7]. В г. Москве субъекты МСП могут ознакомиться с данной информацией на сайте Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы[8]. Также проектом N 18549-7 предусматривается, что информация о результатах торгов в сфере наружной рекламы размещается в течение 10 дней со дня их проведения на официальном сайте торгов и на официальном сайте организатора торгов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Не допускается заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции ранее чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения информации о результатах торгов в сфере наружной рекламы на официальном сайте торгов, а также на официальном сайте организатора торгов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Подводя итог данному вопросу, можно заключить, что в целом вводимые проектом N 18549-7 дополнения более детально обрисовали механизм информационного освещения торгов на размещение наружной рекламы.

2. Ввод субъектов МСП в сферу распространения наружной рекламы

Самым существенным аспектом проекта N 18549-7, по нашему мнению, без которого невозможно говорить о поддержке субъектов МСП в сфере распространения наружной рекламы, является следующее положение: организатор торгов обязан в течение календарного года выставить на торги в сфере наружной рекламы для субъектов МСП не менее чем 20% общего количества мест установки рекламных конструкций каждого типа (вида), права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции которых выставляются им в течение текущего календарного года на торги в сфере наружной рекламы. Организатор торгов вправе установить иную долю (иной процент) специализированных мест, но не менее указанной доли. Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов осуществляют предварительное согласование установления иной доли (иного процента) специализированных мест с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти этого субъекта РФ.

Отметим, что Закон N 38-ФЗ не содержит положений о предоставлении преференций субъектам МСП в сфере наружной рекламы. Положения проекта N 18549-7 направлены именно на введение в данную сферу предпринимательской деятельности субъектов МСП, так как в настоящее время субъекты МСП принимают участие в торгах на равных условиях с другими субъектами, а учитывая стоимость лотов[9], за тот или иной вид рекламных конструкций субъекты МСП просто не могут соперничать с иными участниками торгов. Что же касается квотирования мест для субъектов МСП, определенных не менее чем 20%, то представляется, что эта мера государственной поддержки соответствует и другим усилиям государства, направленным на укрепление позиций субъектов МСП в разных сферах предпринимательской деятельности. Так, например, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"[10] устанавливается, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. Думается, что квотирование в 20% достаточная цифра для ввода субъектов МСП в сферу распространения наружной рекламы. Но здесь мы согласимся и с тем мнением, что важной гарантией эффективного развития конкуренции в сфере наружной рекламы является также введение ограничений на количество мест для размещения рекламных конструкций в составе лотов, выставляемых на торг. Чем меньшее количество рекламных мест объединено в один лот, тем большее количество предпринимателей смогут принять участие в борьбе за их получение.

Участниками специализированных торгов в сфере наружной рекламы могут быть только субъекты МСП. Организатор торгов должен проверить информацию о том, является ли участник торгов субъектом МСП. Эта информация проверяется путем нахождения данных о субъектах МСП в едином реестре субъектов МСП. Акцентируем внимание и на том, что орган государственной власти, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа осуществляет отбор специализированных мест на недискриминационной основе, учитывая, что специализированные места должны быть сопоставимы с местами, права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции которых выставляются на торги, не относящиеся к специализированным торгам в сфере наружной рекламы, в том числе по их территориальному размещению, а также по типу и виду рекламных конструкций.

3. Цены на стартовую стоимость лотов

Следует признать, что расчет цены лотов за наружную рекламу — это еще одна значительная мера поддержки со стороны государства для субъектов МСП в сфере наружной рекламы. Согласно проекту N 18549-7 при проведении специализированных торгов в сфере наружной рекламы на повышение стартовая цена каждого лота в расчете на один год срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не должна превышать одной тысячной размера предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленного Правительством РФ для малых предприятий (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — двух тысячных размера указанного предельного значения), в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП. А при проведении специализированных торгов в сфере наружной рекламы на понижение либо на понижение с возможностью последующего повышения стартовая цена каждого лота определяется организатором торгов, а предельная цена каждого лота, при которой специализированные торги в сфере наружной рекламы признаются несостоявшимися или начиная с которой такие торги проводятся на повышение, в расчете на один год срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не должна превышать одной тысячной размера предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленного для малых предприятий (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя двух тысячных размера указанного предельного значения), в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП.

Зная размер предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для малых предприятий, мы можем высчитать стартовую цену лота. Так, данная выручка установлена Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 и составляет 800 млн руб. для малых предприятий[11]. Произведем расчет, какая будет стартовая цена каждого лота в специализированных торгах в сфере наружной рекламы на повышение в расчете на один год срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (см. табл. 1).

Таблица 1

Выручка

Субъект РФ

Москва

Санкт-Петербург

Севастополь

800 млн руб.

800 000 (стартовая цена лота договора на 1 год)

1 600 000 (стартовая цена лота договора на 1 год)

1 600 000 (стартовая цена лота договора на 1 год)

1 600 000 (стартовая цена лота договора на 1 год)

800 млн руб.

1 600 000 (стартовая цена лота договора на 2 года)

3 200 000 (стартовая цена лота договора на 2 года)

3 200 000 (стартовая цена лота договора на 2 года)

3 200 000 (стартовая цена лота договора на 2 года)

800 млн руб.

2 400 000 (стартовая цена лота договора на 3 года)

4 800 000 (стартовая цена лота договора на 3 года)

4 800 000 (стартовая цена лота договора на 3 года)

4 800 000 (стартовая цена лота договора на 3 года)

800 млн руб.

3 200 000 (стартовая цена лота договора на 4 года)

6 400 000 (стартовая цена лота договора на 4 года)

6 400 000 (стартовая цена лота договора на 4 года)

6 400 000 (стартовая цена лота договора на 4 года)

800 млн руб.

4 000 000 (стартовая цена лота договора на 5 лет)

8 000 000 (стартовая цена лота договора на 5 лет)

8 000 000 (стартовая цена лота договора на 5 лет)

8 000 000 (стартовая цена лота договора на 5 лет)

Автору представляется, что предложенная законодателем модель расчета стартовой цены лота для субъектов МСП — важный шаг на пути введения субъектов МСП в сферу наружной рекламы и упорядочивания проведения торгов. Ведь в настоящее время Закон N 38-ФЗ не регулирует вопрос о стоимости лотов даже для иных субъектов предпринимательской деятельности. Плюсы от расчета стоимости лота видятся и в том, что субъекты МСП, заранее зная стартовую стоимость, могут реально понимать свои шансы в выигрыше торгов, а также иметь представление, на какой срок заключения договора они могут рассчитывать. Отметим, что ни Законом N 38-ФЗ, ни проектом N 18549-7 не урегулирован вопрос об обеспечительном взносе, который дает право на участие в торгах, по нашему мнению, для субъектов МСП он должен составить 10% от стартовой цены лота договора на 1 год.

4. Раскрытие информации об аффилированных лицах

Несомненно, усилит поддержку субъектов МСП и то, что законодатель предусмотрел вопрос об исключении мелких дочерних компаний крупных игроков на рынке наружной рекламы. Эту меру законодатель будет реализовывать через следующее положение проекта N 18549-7: лицо, намеревающееся принять участие в торгах в сфере наружной рекламы, обязано до даты их проведения осуществить раскрытие информации о своих аффилированных лицах в порядке, установленном Правительством РФ. Здесь же дано разъяснение, кого следует понимать под аффилированными лицами (под ними понимаются аффилированные лица в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, а также физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 20% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность прямо или косвенно контролировать действия юридического лица). Напомним, что Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"[12] дано следующее понятие аффилированных лиц — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Также проект N 18549-7 содержит следующие ограничения на допуск к участию в торгах: лицо не допускается к торгам в сфере наружной рекламы в следующих случаях:

— лицо нарушило положения о раскрытии информации о своих аффилированных лицах до даты проведения торгов;

— лицо не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в случае подачи заявки на участие в специализированных торгах в сфере наружной рекламы;

— лицо аффилировано с иным лицом, которому выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования, где проводятся торги в сфере наружной рекламы (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя на территории города федерального значения), в случае подачи заявки на участие в специализированных торгах в сфере наружной рекламы.

Также, на наш взгляд, обоснованно предусмотрено положение и о том, что, если с лицом, представившим недостоверную информацию о своих аффилированных лицах, по итогам проведения торгов в сфере наружной рекламы заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, этот договор признается ничтожным в соответствии с законодательством РФ.

Резюмируя эти положения проекта N 18549-7, мы можем заключить, что они нацелены на повышение прозрачности условий допуска субъектов МСП к участию в торгах, а также на упорядочивание ведения предпринимательской деятельности с помощью государственного регулирования в сфере распространения наружной рекламы.

5. К вопросу об административной ответственности

Кодекс РФ об административных правонарушениях[13] (далее — КоАП РФ) в ст. 14.3 устанавливает ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Данная статья предусматривает следующее: ответственность рекламодателей, рекламораспространителей, рекламопроизводителей; устанавливает ответственность за нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещение рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах; за превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях; за прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи; за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок; за распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее.

Как мы видим, КоАП РФ не урегулирован вопрос об административной ответственности в сфере наружной рекламы, что можно расценить как пробел со стороны законодательства. В этой связи поправки, предусмотренные проектом N 18549-7, представляются весьма актуальными и необходимыми. Так, проектом N 18549-7 предусмотрено, что установление организатором торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции для субъектов МСП стартовой или предельной цены каждого лота в размере, превышающем размер, установленный законодательством о рекламе, при проведении торгов на повышение или понижение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. Выставление организатором торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на торги для субъектов МСП мест установки рекламных конструкций каждого типа (вида), права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в течение календарного года в количестве меньше количества, предусмотренного законодательством о рекламе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб. Нарушение организатором торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции сроков, предусмотренных законодательством о рекламе для размещения извещения о проведении торгов, информации о результатах торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также для подготовки и размещения отчета о количестве мест, права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб. Допуск организатором торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции к торгам лица, в отношении которого законодательством о рекламе предусмотрены основания для отказа в его допуске к торгам, а равно заключение по итогам торгов договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с таким лицом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Как мы видим, законодатель предусмотрел административную ответственность по разным аспектам: за уменьшение количества мест, выставляемых на торги, за нарушение сроков заключения договора на установку рекламной конструкции, за допуск к торгам лиц, для которых предусмотрены основания для отказа на право участия в торгах, — все это, несомненно, направлено на систематизацию проведения торгов в сфере наружной рекламы среди субъектов МСП, а также является важным моментом в устранении административных барьеров, которые могут осуществлять организаторы торгов по отношению к субъектам МСП.

6. Перспективы субъектов МСП в сфере распространения наружной рекламы

Проанализировав основные положения проекта N 18549-7, автор считает, что они имеют большое значение для субъектов МСП. Их принятие будет способствовать цивилизованному развитию рекламной отрасли, поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, созданию конкурентной среды, профилактике коррупции и злоупотреблений в рекламной сфере. Важным практическим шагом в направлении ввода субъектов МСП в сферу наружной рекламы является именно принятие положений проекта N 18549-7, так как без законодательной поддержки со стороны государства субъекты МСП малоспособны на существенное занятие определенного места в данной отрасли. Ключевым моментом в поддержке субъектов МСП в сфере наружной рекламы, по нашему мнению, являются квотирование мест в размере не менее чем 20%, урегулированный расчет стартовой цены лотов, а также раскрытие информации об аффилированных лицах. Как будут учтены интересы субъектов МСП в вопросе наружной рекламы, покажет только время, но уже сейчас становится очевидным, что вопрос о защите субъектов МСП в сфере наружной рекламы является достаточно актуальным и требующим особого контроля со стороны государства. Хотелось бы выразить надежду на то, что разработанные законодательные изменения будут приняты в ближайшее время и субъекты МСП на деле, а не на бумаге ощутят предусмотренную для них поддержку.

Литература

1. Ершова И.В. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, А.Г. Бобкова и др.; Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция. 2014. 460 с.

 


[1] Ершова И.В., Андреева Л.В., Бобкова А.Г. и др. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. С. 229 — 235.

 

[2] Законопроект N 18549-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".

 

[3] URL: http://smb.gov.ru/.

 

[4] URL: http://www.mbm.ru/.

 

[5] URL: http://smbn.ru/msp/main.htm.

 

[6] Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

 

[7] URL: https://torgi.gov.ru/lotSearch1.html?bidKindId=15.

 

[8] URL: http://mosopen.ru/goverment/1260.

 

[9] URL: http://www.sostav.ru/publication/auktsion-na-moskovskuyu-naruzhku-prines-gorodu-75-mlrd-rub-4900.html.

 

[10] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

 

[11] Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // СЗ РФ. 2016. N 15. Ст. 2097.

 

[12] Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.

 

[13] Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (часть 1). Ст. 1.

 


Рекомендуется Вам: