ЮрФак: изучение права онлайн

Противодействие призывам к самоубийствам несовершеннолетних в информационном пространстве: проблемы квалификации и профилактики

Авторы: Вазюлин С.А., Старжинская А.Н.

В настоящее время на социальную сферу государства значительное влияние оказывают постоянно трансформирующиеся в новые формы информационные технологии общения. В своей социальной актуализации современный человек не может абстрагироваться от коммуникативных сервисов, существующих в информационном пространстве.

Все это способствует расширению возможностей манипулирования сознанием аудитории сети Интернет, наименее защищенная часть которой — несовершеннолетние. Значительно возросло воздействие на подрастающее поколение через действующие на территории России мессенджеры, такие как WhatsApp, Viber, Telegram. Благодаря различным приемам социальной инженерии популяризируются техники вовлечения в "игры", результатом которых становится смерть подростка в силу действующих правил.

По справедливому высказыванию Л.С. Выготского, игра является негативом того, что происходит в обычной жизни, а смысл игры в том, что в ней ребенок учится осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение. С помощью игры, таким образом, по мнению ученого, происходит практическое овладение действительностью[1].

Можно предположить, что популяризация действующих деструктивных социальных групп, пропагандирующих суицид, будет происходить в условиях дискредитации информации о свободном доступе к аккаунтам мессенджеров и социальных сетей, содержащих данные о возможности подключения к "играм смерти".

Так, в период времени с 22 июля по 20 декабря 2017 г. Г., используя информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и личные страницы, зарегистрированные под учетными данными — "А… Г…", "Н… К…", "А… К…", "А… Г…" в открытом доступе в социальной сети "ВКонтакте" организовал деятельность, направленную на побуждение к совершению самоубийства.

Распространяя информацию о способах совершения самоубийства, выражавшуюся в обмене текстовыми сообщениями, изображениями, аудио-, видеофайлами, Г. призывал лиц, состоящих с ним в переписке, к совершению самоубийства, осуществлял контроль за полученной от пользователя информацией о возрасте, личности, увлечениях, фобиях (страхах), проблемах и жизненных трудностях, предполагаемом способе совершения самоубийства, учитывая индивидуально-психологические особенности потерпевших, предвидя возможность лишения ими себя жизни.

Уголовное дело по обвинению Г. по ч. 2 ст. 110.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) направлено в Люберецкий городской суд Московской области для рассмотрения по существу.

Между тем даже при осуществляемом контроле и противодействии информационным "вбросам" суицидальной направленности способы установления контакта кураторов и подростков постоянно видоизменяются и совершенствуются. При этом, как показывает практика, подростки, которые совершают самоубийства, в большинстве своем из благополучных семей.

Главной причиной совершения суицидов является нехватка родительского внимания, невнимательность к социально-коммуникативной активности ребенка, отсутствие контроля используемого контента в сети Интернет. Все это приводит к отсутствию должной родительской реакции на резкое изменение в поведении подростка, появившиеся следы на теле (порезы на руках, ногах, в области груди).

Проведенные исследования в этой области показали, что почвой для сознательного отвержения границы между жизнью и смертью возможен у подростков с недостатком жизненного опыта, незавершенностью формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей. Также имеют место случаи проявления аутодеструкции, которая выражается реализацией негативных эмоций подростка в самоповреждениях[2]. Этими факторами пользуются администраторы аккаунтов, которые содержат деструктивную информацию.

Так, В., являясь администратором и идеологом групп (сообществ) социальной сети "ВКонтакте", пропагандирующих суицид и насилие, имея умысел на доведение до самоубийства неопределенного круга несовершеннолетних лиц, путем угроз и жесткого обращения, находясь по месту своей регистрации, создал закрытую группу (сообщество) — "М…". На странице данной группы (сообщества) В. была размещена специально разработанная инструкция, в соответствии с которой для вступления в игру, итогом которой является совершение самоубийства, необходимо прохождение нескольких уровней. Согласно инструкции условием прохождения одного из уровней являлось нанесение повреждения с помощью острого предмета на запястьях рук играющего в виде символа группы (сообщества) — пиктограммы. При этом игрок в подтверждение выполнения условия должен был сфотографировать данную пиктограмму и разместить данную фотографию в информационной ленте группы (сообщества). Данное условие было выполнено 18 подростками, о чем свидетельствовали размещенные фотографии.

С целью доведения несовершеннолетней потерпевших до самоубийства путем угроз и жестокого обращения, а также предвидя возможность причинения потерпевшей тяжкого вреда здоровью, повлекшего за собой психическое расстройство, умышленно, совершил совокупность системных и последовательных действий, путем угроз, которые выразились в возможном исключении потерпевшей из группы по причине ее нерешительности, и жестокого обращения, выразившихся в эмоциональном насилии (враждебном и безразличном отношении к человеку, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающие нарушение социализации), программирующем воздействии, даче директивных аутодеструктивных указаний (нанесение самопорезов), провоцировании причинения вреда самому себе, а также последующее самоубийство, предпринимали меры, направленные на противодействие тем, кто пытался отговорить потерпевших от данного шага, направляя текстовые сообщения.

По справедливому замечанию А.И. Бастрыкина, чрезвычайно важным является отсутствие прямого контакта куратора и подростка, которые "могут никогда не встречаться лично, но, тем не менее, непрерывно общаются в социальной сети. В этом и состоит особенность сложившейся ситуации, и этим же обусловлена специфика совершенного преступления и масштабность его трагических последствий"[3].

В данных условиях при изучении имеющейся информации о действующих в сети фигурантах следует учитывать основные характерные признаки пропаганды "киберсуицида":

1) закрытость и анонимность страницы социальной сети, а также необходимость использования условного пароля (символа в виде смайлика, кодового слова, картинки, фотографии контактера и т.д.) при общении в мессенджерах;

2) наличие информации суицидальной направленности, которая может размещаться не только на страницах аккаунта, но и в прикрепленных к телу страницы гиперссылках;

3) присутствие в чатах специально разработанного куратором рабочего языка для контактеров, выражающегося в понятиях, не имеющих отношение к жизнедеятельности подростков (строительство, торговля, медицина и др.);

4) стадийность прохождения заданий от менее к более сложному. Как правило, первичные задания имеют шутливый характер, которые выполняются подростками из любопытства в форме несложного "квеста";

5) использование психологических приемов с целью познания "перерождения" и изменения отношения к категориям "жизнь" и "смерть".

Как справедливо утверждается в литературе, "группы смерти" — это хорошо организованное преступное воздействие на подрастающее поколение, на примере которого можно говорить о формировании целой системы новых форм противоправных деяний, оказывающих влияние на сознание человека, особенно несовершеннолетнего, и мотивацию его поведения посредством сети Интернет[4].

В этой связи необходимо усилить контроль со стороны правоохранительных органов и учреждений системы профилактики, направленный на выявление детей, склонных к совершению суицидов. При этом на регулярной основе организовать проведение мероприятий, направленных на доведение до сведения родителей информации о причинах и условиях, способствующих суицидам несовершеннолетних, общих признаках суицидального поведения подростков. Также необходимо принимать меры, направленные на вовлечение несовершеннолетних в работу молодежных, волонтерских объединений, участие подростков в культурно-массовых и социально значимых мероприятиях.

Отдельного рассмотрения требуют механизмы взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации, в рамках которого определить допустимые пределы публикации информации о происшествиях с участием несовершеннолетних, а также необходимость исключения недостоверных сведений.

Литература

1. Багмет А.М. К вопросу о мерах профилактики преступлений против несовершеннолетних / А.М. Багмет // Противодействие преступлениям, совершаемым несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 13 февраля 2015 г.): Сборник научных статей. Москва: Изд-во Академии Следственного комитета РФ, 2015. С. 13 — 17.

2. Багмет А.М. Проблемные вопросы квалификации группового изнасилования и насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних / А.М. Багмет, В.В. Бычков // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2016. N 2. С. 24 — 29.

3. Багмет А.М. Противодействие преступлениям в отношении несовершеннолетних как одно из приоритетных направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации / А.М. Багмет // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: Сборник научно-практических трудов. Москва: Изд-во Московской академии Следственного комитета РФ, 2015. С. 25 — 30.

4. Багмет А.М. Роль Московской академии Следственного комитета Российской Федерации в противодействии преступлениям, связанным с насилием над несовершеннолетними / А.М. Багмет // Раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, связанных с насилием над несовершеннолетними: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 20 апреля 2017 г.): Сборник научных статей / Под общей редакцией А.М. Багмета. Москва: Изд-во Московской академии Следственного комитета РФ, 2017. С. 13 — 18.

5. Бастрыкин А.И. Преступления против несовершеннолетних в интернет-пространстве: к вопросу о виктимологической профилактике и уголовно-правовой оценке / А.И. Бастрыкин // Всероссийский криминологический журнал. 2017. N 11 (1). С. 5 — 12.

6. Букалерова Л.А. Правовые, организационные, технические меры противодействия призывам к самоубийствам несовершеннолетних в сети Интернет / Л.А. Букалерова [и др.] // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2017. N 3 (46). С. 48 — 57.

7. Бычков В.В. Некоторые аспекты квалификации использования несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов (ст. 242.2 УК РФ) по объективной стороне / В.В. Бычков // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: Сборник научно-практических трудов. 2015. N 3 (9). С. 19 — 22.

8. Бычков В.В. Некоторые аспекты проблемности противодействия преступлениям в отношении несовершеннолетних / В.В. Бычков // Раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, связанных с насилием над несовершеннолетними: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 20 апреля 2017 г.): Сборник научных статей / Под общей редакцией А.М. Багмета. Москва: Изд-во Московской академии Следственного комитета РФ, 2017. С. 36 — 41.

9. Выготский Л.С. Стенограмма лекции "Игра" / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. N 6. С. 56 — 62.

10. Гвоздева И.С. Специальные психологические знания при расследовании побуждения несовершеннолетних к совершению самоубийства с использованием сети Интернет / И.С. Гвоздева [и др.] // Суицидология. 2018. N 4. 118 — 137.

 


[1] Выготский Л.С. Стенограмма лекции "Игра" // Вопросы психологии. 1966. N 6. С. 56 — 62.

[2] Гвоздева И.С., Шапиро Л.Г., Южанинова А.Л. Специальные психологические знания при расследовании побуждения несовершеннолетних к совершению самоубийства с использованием сети Интернет // Суицидология. 2018. N 4. 118 — 137.

[3] Бастрыкин А.И. Преступления против несовершеннолетних в интернет-пространстве: к вопросу о виктимологической профилактике и уголовно-правовой оценке // Всероссийский криминологический журнал. 2017. N 11 (1). С. 5 — 12.

[4] Букалерова Л.А., Лавелина В.С., Остроушко А.В. Правовые, организационные, технические меры противодействия призывам к самоубийствам несовершеннолетних в сети Интернет // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2017. N 3 (46). С. 48 — 57.


Рекомендуется Вам: